5.7 Анализ и финансовый контроль
Формы и методы контроля
Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий.
Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления.
Среди основных методов контроля различают: наблюдение, проверку, обследование, анализ и ревизию.
Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием бюджетно-финансовой, экономической деятельности объекта контроля.
Проверка обычно осуществляется по основным вопросам экономической, финансовой, хозяйственной деятельности и проводится в таможенных органов с использованием балансовых, отчетных и расходных документов и непосредственно на месте нахождения структурного подразделения.
Обследование производится в отношении отдельных сторон экономической, финансовой, хозяйственной деятельности и опирается на более широкий круг показателей. При обследовании зачастую используются опрос и анкетирование.
Анализ проводится на базе отчетности и отличается системным и факторным подходом.
Ревизия - один из важнейших методов последующего контроля. Ревизия проводится на месте на основе заранее составленной программы, в которой определяются объект, конкретные вопросы контроля и сроки его осуществления.
Методы анализа и контроля различаются в зависимости от поставленных целей, предмета и объекта анализа, но принципы анализа и контроля используются единые. Комплексное применение каждого вида, метода анализа, формы контроля способствуют раскрытию сложных экономических связей и взаимозависимостей, характерных для экономики таможенного дела.
При проведении анализа и контроля очень важное значение придается информации, её достоверности и значимости для дальнейшего ведения экономики. Ценность информации зависит от определенных факторов. Они представлены на рисунке 13.
Степенью неопределённости в отношении последствий Экономическими последствиями принятия неправильных решений
Тем насколько полученная информация сможет уменьшить первоначальную неопределённость
Ценность информации
Рисунок 13- Показатели ценности информации
Виды и способы проведения анализа и контроля
На этапе анализа и контроля происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями. Анализ и контроль присутствуют на всех этапах бюджетного процесса, хотя зачастую их определяют как последнюю стадию. В связи с этим вносим пояснение. Контроль, равно как и анализ могут быть предварительным, текущим и последующим.
Цели контроля - установление законности и достоверности совершаемых операций, выявление резервов повышения доходности организации, соблюдение сохранности государственной собственности и контроль за целевым расходованием средств бюджетов.
Предварительный контроль включает следующие мероприятия:
- анализ экономической целесообразности бюджетных заявок в части расходов таможенных подразделений на предстоящий год;
- проверку финансовыми службами таможенных органов целесообразности планируемых расходов;
- проверку законности финансовых и хозяйственных операций при выдаче разрешительных документов;
- проверку обоснованности договорных обязательств, заключенных контрактов, и их соответствия смете расходов и др.
Текущий контроль осуществляется на стадии исполнения бюджета по доходам, санкционирования, финансирования и кассового исполнения бюджета расходам, включает контроль:
- соблюдения лимитов бюджетных обязательств;
- осуществления проводимых финансовых операций и их соответствия смете доходов и расходов учреждения;
- исполнения доходов и расходов заявленным кодам бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в платежном документе;
- наличия у получателей средств федерального бюджета подтверждающих документов на исполнение операции;
- сохранности денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации и др.
Функции последующего внутреннего контроля возложены на контрольно-ревизионное управление ФТС России и контрольно-ревизионные отделы региональных таможенных управлений. Последующий контроль соблюдения требований бюджетного законодательства осуществляется в форме ревизии финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов (комплексная проверка) или тематической проверки (по одному из вопросов).
Цель последующего контроля – выявление неэффективного, нерационального и нецелевого использования бюджетных средств, с целью их предупреждения в будущем. Правонарушения могут быть обусловлены неправильным исполнением бухгалтерских и финансовых документов, нарушением системы учета и отчетности, нарушением законодательства и т.п. Нарушение бюджетных дисциплин карается экономически посредством финансовых санкций и в административном порядке (в отношении должностных лиц).
Анализ и контроль должны основываться на достоверных данных, содержать минимум политических и субъективных оценок.
Принципами анализа и контроля выступают:
- конкретность;
- системность;
- оперативность;
- объективность.
В деятельности таможенных органов могут быть применены следующие виды анализа:
- горизонтальный. Проводится сравнение плановых и фактических показателей, например, по объему перечисленных в федеральный бюджет таможенных платежей;
- вертикальный. Определяется структура анализируемого показателя и влияние частного показателя на общие результаты, например, может использоваться при анализе совершенных таможенных правонарушений;
- трендовый. Выявляется тенденция изменения динамики показателей, используется при планировании и прогнозировании. Например, тенденция снижения издержек участников внешнеэкономической деятельности в едином таможенном пространстве благоприятно влияет на развитие конкуренции и товарообмен;
- факторный. Определяется влияние отдельных факторов на результирующий показатель. Например, влияние производственных мощностей и производительности труда применяется при планировании деятельности таможенных органов.
Пример - Посредством использования вертикального анализа определили, что электронное декларирование позволило снизить время, затрачиваемое на совершение таможенных операций, результаты представлены на рисунке 14 .
Рисунок 14 - Время, затрачиваемое в среднем на совершение таможенных операций в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации автомобильным транспортом, в часах
Анализ включает следующие этапы:
1) сбор, проверка, свод и группировка анализируемых показателей;
2) аналитическая обработка данных;
3) определение причин отклонений;
4) раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями;
5) подведение итогов анализа, основных выводов;
6) разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа.
При анализе могут быть использованы и эвристические методы анализа, например:
- поиска альтернатив (морфологический разбор ситуации, ответ на контрольные вопросы);
- критериальная (целевая оценка) и бескритериальная (ранжирование, парное сравнение, балльная и экспертная оценка) оценка;
- смешанные методы (мозговой штурм, коллективный блокнот, деловая игра и др.).
Значение анализа и контроля в экономике таможенного дела велико, поскольку позволяют определить эффективность планирования и исполнения бюджетных обязательств в таможенных органах.
При контроле и анализе важное место отводится стандартам, нормам, нормативам. Они используются при планировании на предмет их учёта, при исполнении их соответствия с запланированным объемом, при отчете происходит измерение фактически протекающего процесса и сравнение достигнутых результатов с установленными стандартами, нормами, нормативами.
Функция контроля позволяет выявить проблемы и скорректировать деятельность до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Контроль позволяет определить необходимость перемен, которые должны быть реакцией на изменение внешней и внутренней среды, в том числе изменение планов организации. Очень важно, чтобы еще на стадии планирования были установлены допустимые пределы отклонений результата труда, что позволило бы оценить стабильность процесса с учетом их вариации.
На деятельность таможенного органа оказывают влияние многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Действие их предвидеть с достаточной степенью вероятности сложно, так как планы не всегда могут быть реализованы в первоначальном варианте. В данном случае у руководства появляется возможность обнаружить собственные ошибки и ошибки персонала, определить, достигнуты ли поставленные цели.
В функцию контроля входят сбор, обработка, анализ информации и фактические результаты хозяйственной деятельности всех подразделений таможенных органов, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений, разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей.
Важной составляющей функции контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной деятельности организации в целом и для каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление функции контроля в первую очередь отражается на организации системы учета и отчетности, включающей финансовые, производственные показатели деятельности и проведения их анализа.
- Г.И. Немирова, ю.В. Рожкова экономика таможенного дела
- Введение
- 1 Таможенное дело в системе отраслей национальной экономики
- Введение в экономику таможенного дела
- Экономика таможенного дела как отрасль науки
- Взаимосвязь экономики таможенного дела с другими дисциплинами
- Экономические задачи таможенного дела
- Таможенная политика: механизм ее формирования и реализации
- 1.6 Государственные таможенные услуги
- 2 Экономический механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.1 Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 2.2 Экономическая сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3 Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3.1 Экспортный контроль
- 2.3.2 Эффективность и масштабы применения нетарифных
- 3 Развитие таможенного дела
- 3.1 Организация таможенного дела
- 3.2 Размещение таможенных органов
- 3.3 Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 3.3.1 Концентрация в таможенном деле
- 3.3.2 Специализация в таможенном деле
- 3.3.3 Кооперирование в таможенном деле
- 3.4 Научно-технический прогресс в таможенном деле
- 4 Ресурсная база таможенных организаций
- 4.1 Активы таможенных органов и капитальное строительство
- Тыловое обеспечение таможенных органов
- Трудовые ресурсы таможенных органов
- 4.3.1Особенности трудовой деятельности в таможенных органах
- 4.3.2 Оплата труда в таможенных органах
- 5 Финансовые основы развития экономики таможенного дела
- 5.1 Функции, принципы планирования и прогнозирования экономики таможенного дела
- 5.2 Програмно-целевой метод развития экономики таможенного дела
- 5.3 Методы планирования и финансирования
- 5.5 Роль таможенных органов в планировании и формировании доходов бюджета
- 5.6 Порядок финансирования расходов на развитие таможенного дела
- 1 Экз. Платежного поручения
- 5.7 Анализ и финансовый контроль
- 5.8 Институты, осуществляющие контроль и их функции
- 6 Интеграция в сфере таможенного дела
- 6.1 Цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.1.1 Экономическое содержание интеграции
- 6.1.2 Условия, цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.2 Таможенный союз стран в рамках ЕврАзЭс
- 6.3 Развитие экономики таможенного дела России во Всемирной торговой организации
- 6.4 Роль Всемирной таможенной организации в таможенном деле
- 7 Эффективность и качество таможенной деятельности
- 7.1 Критерии и показатели экономической эффективности деятельности таможенных органов
- 7.2 Показатели качества деятельности таможенных органов
- Каким критериям должны отвечать параметры, характеризующие эффективность деятельности таможенного органа?
- Тесты для самоконтроля
- Заключение
- Список использованных источников