2.3.2 Эффективность и масштабы применения нетарифных
ограничений
Как известно, тарифы приводят к ограничению предложения иностранных товаров на внутреннем рынке лишь косвенным образом, через удорожание импорта в результате таможенного обложения. Нетарифные же ограничения, сохраняя эффект удорожания, дополняют его еще и установлением прямых препятствий в виде лимитов ввоза или внутреннего потребления по количеству (квоты, лицензии, государственная торговля и др.), ценам (минимальные импортные цены, антидемпинговые и компенсационные пошлины, варьируемые сборы, внутренние налоги, методология таможенной оценки и т.п.) или техническим характеристикам товара (стандарты, технические требования и пр.).
По механизму своего действия нетарифное регулирование носит более глубокий характер, чем однократно взимаемые пошлины, и проявляет себя практически на каждом этапе импортной сделки (заказ – ввоз – платеж – продажа – потребление). Следовательно, ввоз определенных товаров подвергается ограничению сразу несколькими типами НТО, обход иностранным поставщиком одного барьера компенсируется его удержанием другим защитным заслоном.
Развитие нетарифного регулирования объясняется в мировой практике потребностями в надежных, гибких и оперативных средствах обеспечения внутренней экономической политики в сфере внешней торговли. Импортные квоты позволяют точно определить, какое количество иностранной продукции будет допущено на рынок. Например, в Великобритании квоты на ввоз картофеля устанавливаются в зависимости от урожая в стране, в Голландию ввоз угля и кокса допускается в строго определенном размере от внутреннего дефицита, в Австрии сезонные ограничения на морковь и клубнику позволяют без осложнений реализовать местный урожай. Интересным является и исторический опыт применения аналогичных мер Петром.
Используя НТО, государство активно проводит также структурную перестройку отдельных отраслей экономики или регулирование занятости. Это характерно в первую очередь для нерентабельных отраслей сельского хозяйства. По сельскохозяйственной продукции большинство НТО в зарубежных странах поддерживается еще с первых послевоенных лет. Как известно, обеспечение государством жизненно важными продуктами питания является составной частью стратегии США, Великобритании, ФРГ, Италии, Франции, Швейцарии.
Поэтому, даже нерентабельные отрасли в рассматриваемых странах субсидируются непосредственно или через цены, а источником служат сборы с импортных сельскохозяйственных товаров. Этих же принципов следует придерживаться и современной России, особенно это стало актуальным когда Россия вступила в ВТО. В Европейском Союзе реорганизация сельского хозяйства и интеграция национальных рынков продукции земледелия и животноводства, осуществляются под защитой варьируемых сборов с импортируемой продукции, что позволяет поддерживать цены внутри группировки на уровне, в 2 – 4,5 раза превышающем мировой, и лишает импортные товары преимуществ дешевизны. Сходная практика характерна и для других стран, например Японии.
Большая группа НТО (прежде всего фискального характера) применяется ко всему импорту или, по крайней мере, ко всему облагаемому либо ограничиваемому импорту, причем их использование не варьируется или почти не варьируется по группам товаров.
К таким барьерам относятся нетарифные начисления, девальвация, валютные курсы, методология налоговой оценки, процедура таможенной очистки и т.д. Практически к любому импортному товару могут быть применены антидемпинговые или компенсационные пошлины. Иначе обстоит дело с квотами, лицензиями, минимальными ценами, таможенной оценкой, импортными монополиями, варьируемыми сборами, дискриминационными налогами, стандартами, консульскими формальностями и др. По своему характеру они являются не фискальными, а защитными (протекционистскими) и применяются целенаправленно против отдельных категорий нежелательного импорта.
В промышленно развитых странах (ЕС, Япония, Швейцария) главным участником применения НТО по-прежнему является сельскохозяйственный импорт и в первую очередь — сырья и продовольствия умеренной климатической зоны. В несколько меньшей степени НТО касаются импорта минерального сырья и топлива, хотя и здесь они активно используются для защиты национальной добывающей (прежде всего, угольно-коксовой) промышленности и нефтепереработки.
Наряду с квотами, минимальными ценами, лицензированием, государственными закупками в последние два десятилетия возросла роль таких барьеров, как стандарты и технические требования, особенно для медикаментов и ядохимикатов, химикатов, используемых в пищевой промышленности (Италия, Норвегия, США, Дания, Франция). Уровень нетарифного протекционизма наиболее высок в Бенилюксе, Франции, Японии, США, Великобритании, Норвегии, Финляндии.
Еще более сложен товарный анализ применения НТО в торговле готовыми промышленными изделиями. Все виды таких изделий подпадают при импорте под протекционистское действие национальных стандартов в том случае, если они конкурируют с местной стандартизированной продукцией. Наиболее либерализованными в отношении других барьеров являются машины и трансфертные средства. Серьезными ограничениями являются регламентации условий закупок в кредит (особенно самолетов и комплектного оборудования), государственные льготы национальному судостроению и военной промышленности и, наконец, фискальное налогообложение и требования технической безопасности для автомобилей.
Таким образом, широкий охват НТО внутренней экономической структуры зарубежных стран предопределяет востребованность такого рода ограничений. Проблема состоит, во-первых, в том что в национальных системах государственного регулирования экономики НТО занимают важное место и выполняют значительные хозяйственные, социальные и даже политические функции, чтобы от них можно было быстро отказаться, а во-вторых, значительная их часть применяется в рамках ГАТТ.
Кроме того, многие НТО настолько хорошо замаскированы. Например, могут вводиться какие-то правила внутренней торговли, дискриминирующие отдельные иностранные товары, и предъявляться повышенные требования к техническим и сопроводительным документам, что удорожает их импорт, или же может осуществляться косвенное субсидирование отдельных отечественных отраслей, что бороться с ними крайне трудно.
Основные выводы по 2-ому разделу
1 Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» можно разделить на следующие группы:
1) Протекционистские и либеральные (в зависимости от направленности действия).
2) Экономически и административные (в зависимости от характера воздействия).
3) Тарифные и нетарифные (в зависимости от видов применяемых приемов и инструментов регулирования).
2 Внешнеэкономическая деятельность тесно связана с экономической безопасностью, которая включена в систему национальной безопасности страны. Внешняя политика РФ по обеспечению внешнеэкономической безопасности должна быть направлена на:
1) Создание благоприятных условий для международной интеграции экономики и расширение рынка сбыта товаров и услуг.
2 ) Развитие Таможенного союза.
3 Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности – это совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.
4 Распространенным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД.
5 Ввод, отмена таможенных пошлин оказывают непосредственное влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров, хозрасчетную эффективность ввоза и вывоза определенных групп товаров. Таможенные пошлины участвуют в формировании уровня затрат на импорт и экспорт товаров, что, в свою очередь, может проявляться на уровне цен ввозимой и вывозимой продукции. Влияние уровня ставок таможенных пошлин на объемы импорта и экспорта зависит от степени воздействия на уровень рыночных цен, которые, в свою очередь, оказывают влияние на объемы платежеспособного спроса и предложения конкретных товарных рынков
6 Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Нетарифное регулирование внешней торговли может осуществляться только в следующих случаях:
– при введении количественных ограничений, устанавливаемых Правительством Российской Федерации в исключительных случаях;
– при предоставлении исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
– при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Вопросы для обсуждения
В чем заключается основная цель и функции государственного регулирования внешнеэкономической деятельности? Какие факторы оказывают влияние на выбор необходимого подхода во внешнеэкономической политике?
В чем заключаются причины использования тарифов как инструмента государственного регулирования. Какой эффект может оказать их применение?
Что является объектом и базой определения таможенной пошлины? Назовите основные виды и назначение таможенных пошлин.
В чем заключается отличие тарифных и нетарифных инструментов регулирования внешнеторговых операций?
С какой целью государства применяют нетарифные инструменты? Есть ли различия в эффективности применения тех или иных мер (приведите примеры)?
Тесты для самоконтроля
1 Фискальная функция таможенной пошлины выражается тем, что:
а )пошлина служит источником пополнения доходной части бюджета;
б) с ее помощью государство регулирует внешнеторговый оборот;
в) с ее помощью обеспечивается развитие внутреннего производства.
2 Ставки таможенных пошлин в зависимости от способа исчисления подразделяются на:
а) специальные, антидемпинговые, компенсационные;
б) постоянные, сезонные;
в) адвалорные, специфические, комбинированные.
3 Адвалорные пошлины:
а) исчисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара;
б) сочетают оба названных вида таможенного обложения;
в) исчисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.
4 Специфические пошлины:
а) начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
в) исчисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара;
г) сочетают оба названных вида таможенного обложения.
5 Комбинированные пошлины:
а) начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара;
б) начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
в) сочетается адвалорный и специфический вид таможенного обложения.
6 Повышение уровня ставок таможенных пошлин на товары по мере повышения степени технологической обработки определяется как
а) тарифная эскалация;
б) эффективный тариф;
в) тарифная дисперсия.
7 Укажите, в каких случаях применяется правило адвалорной доли:
а) при выборе способа взимания таможенной пошлины;
б) при корректировке таможенной стоимости.
в ) при определении страны происхождения товара.
8 Метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера – это_________________________
9 Целью нетарифных ограничений является:
а) валютное регулирование;
б) защита национальной промышленности;
в) пополнение федерального бюджета
10 В соответствии с законодательной и нормативно-правовой базой нетарифные ограничения делятся на следующие:
а ) административные;
б) финансовые;
в) таможенные
11Целью применения количественных ограничений импорта-экспорта является:
а) использование особых видов пошлин – специальных, антидемпинговых, компенсационные;
б) защита позиций национальных производителей в случаях, когда другие торгово-политические средства недостаточно эффективны;
в) использование специальных документов.
- Г.И. Немирова, ю.В. Рожкова экономика таможенного дела
- Введение
- 1 Таможенное дело в системе отраслей национальной экономики
- Введение в экономику таможенного дела
- Экономика таможенного дела как отрасль науки
- Взаимосвязь экономики таможенного дела с другими дисциплинами
- Экономические задачи таможенного дела
- Таможенная политика: механизм ее формирования и реализации
- 1.6 Государственные таможенные услуги
- 2 Экономический механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.1 Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 2.2 Экономическая сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3 Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3.1 Экспортный контроль
- 2.3.2 Эффективность и масштабы применения нетарифных
- 3 Развитие таможенного дела
- 3.1 Организация таможенного дела
- 3.2 Размещение таможенных органов
- 3.3 Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 3.3.1 Концентрация в таможенном деле
- 3.3.2 Специализация в таможенном деле
- 3.3.3 Кооперирование в таможенном деле
- 3.4 Научно-технический прогресс в таможенном деле
- 4 Ресурсная база таможенных организаций
- 4.1 Активы таможенных органов и капитальное строительство
- Тыловое обеспечение таможенных органов
- Трудовые ресурсы таможенных органов
- 4.3.1Особенности трудовой деятельности в таможенных органах
- 4.3.2 Оплата труда в таможенных органах
- 5 Финансовые основы развития экономики таможенного дела
- 5.1 Функции, принципы планирования и прогнозирования экономики таможенного дела
- 5.2 Програмно-целевой метод развития экономики таможенного дела
- 5.3 Методы планирования и финансирования
- 5.5 Роль таможенных органов в планировании и формировании доходов бюджета
- 5.6 Порядок финансирования расходов на развитие таможенного дела
- 1 Экз. Платежного поручения
- 5.7 Анализ и финансовый контроль
- 5.8 Институты, осуществляющие контроль и их функции
- 6 Интеграция в сфере таможенного дела
- 6.1 Цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.1.1 Экономическое содержание интеграции
- 6.1.2 Условия, цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.2 Таможенный союз стран в рамках ЕврАзЭс
- 6.3 Развитие экономики таможенного дела России во Всемирной торговой организации
- 6.4 Роль Всемирной таможенной организации в таможенном деле
- 7 Эффективность и качество таможенной деятельности
- 7.1 Критерии и показатели экономической эффективности деятельности таможенных органов
- 7.2 Показатели качества деятельности таможенных органов
- Каким критериям должны отвечать параметры, характеризующие эффективность деятельности таможенного органа?
- Тесты для самоконтроля
- Заключение
- Список использованных источников