3.4 Научно-технический прогресс в таможенном деле
Научно- технический прогресс (НТП) – это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний. Понятие научно-технический прогресс шире, чем понятие научно-техническая революция (НТР). Научно-техническая революция – это составная часть НТП.
НТР – это высшая ступень НТП, означает коренные изменения в науке и технике, оказывающие существенное влияние на общественное производство.
НТР – это составная и более существенная по значимости часть НТП. НТП может развиваться как на эволюционной, так и революционной основе, НТР – это скачкообразный процесс.
Формы НТП – эволюционная и революционная.
Эволюционная форма НТП характеризуется накоплением новых научных результатов в пределах устоявшихся научных теорий и разработкой новых устройств, способов и технологий на основе применяющихся технических и организационных принципов.
Революционная форма НТП характеризуется качественным скачком, переходом к новым типам устройств, способов и технологий, базирующихся на новых фундаментальных открытиях науки и изобретений.
Любое государство, чтобы обеспечить эффективную экономику и не отставать в своем развитии от других стран, должно проводить единую государственную научно-техническую политику.
Единая научно-техническая политика – система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в экономику. Для этого необходим выбор приоритетов в развитии науки и техники и тех отраслей, в которых в первую очередь должны быть реализованы научные достижения. Это связано и с ограниченностью ресурсов государства на проведение крупномасштабных исследований по всем направлениям НТП и их реализации на практике. Государство на каждом этапе своего развития должно определять основные направления НТП, обеспечить условия для их внедрения.
Основные направления НТП – это такие направления развития науки и техники, реализация которых на практике обеспечит в самый короткий срок максимум экономической и социальной эффективности.
Различают общегосударственные (общие) и отраслевые (частные) направления НТП. Общегосударственные – направления НТП, которые на данном этапе и на перспективу являются приоритетными для страны или группы стран. Отраслевые направления – направления НТП, которые являются важнейшими и приоритетными для отдельных отраслей народного хозяйства и промышленности.
Научно-технический прогресс в таможенном деле представляет собой планомерное, системное, непрерывное развитие и совершенствование средств труда, технологических процессов, управления, профессионального уровня работников, осуществляемые в целях повышения эффективности деятельности таможенной системы.
Основной задачей НТП в таможенном деле является обеспечение высокопроизводительного, эффективного таможенного контроля.
Существуют следующие важные направления НТП в таможенном деле:
- создание и развитие информационных технологий в таможенном деле;
- совершенствование технических средств таможенного контроля.
Первое направление связано с автоматизацией таможенной деятельности. Началась она с момента создания российской таможенной службы. Первоначально внедрялись единичные компьютеры, появились автоматизированные рабочие места (АРМы), посредством которых автоматизировались процессы заполнения и контроль за оформлением грузовых таможенных деклараций. Появились их электронные базы. Вначале шел обмен информации на дискетах. Затем появились коммутируемые, а в последствии цифровые каналы связи – выделенные каналы и объединенные в цифровые вычислительные сети. Появился более совершенный АРМ ТИ (автоматизированное рабочее место таможенного инспектора). Постепенно совершенствовался парк вычислительной техники.
Наибольшего развития электронные технологии достигли при создании единой автоматизированной системы (ЕАИС).
Работа по решению масштабных задач модернизации деятельности таможенных органов и совершенствования их технического оснащения строилась по следующим основным направлениям:
- совершенствование межведомственного информационного взаимодействия;
- внедрение системы предварительного информирования таможенных органов;
- внедрение системы электронного декларирования;
- совершенствование автоматизированных систем выявления рисков в процессе таможенного контроля;
- оснащение таможенных органов техническими средствами таможенного контроля;
- оснащение таможенных органов современным телекоммуникационным оборудованием;
- внедрение системы предоставления государственных услуг (функций), отнесенных к компетенции ФТС России, в электронном виде.
В связи с ростом технических требований к телекоммуникационному оборудованию ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) проводится ее ежегодная модернизация в части повышения быстродействия, расширения функциональных свойств и возможностей сопряжения с другим оборудованием.
Во исполнение Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003 – 2010 годы)» в целях создания Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России (ВИТС ФТС России) выполнены работы по проектированию и строительству объектов связи (телекоммуникационные узлы, линии привязки) таможенных органов и включению их в ВИТС ФТС России в объеме 196,99 млн. рублей. На 24 объектах связи выполнялись строительные работы. Завершены строительные работы и сдано в эксплуатацию 12 объектов связи таможенных органов (в Приволжском таможенном управлении (ПТУ) – 4, Дальневосточном таможенном управлении (ДВТУ) – 1, СЗТУ – 1, СТУ – 2, Уральском таможенном управлении (УТУ) – 1, ЦТУ – 2, ЮТУ – 1). Увеличена пропускная способность каналов спутниковой связи до 256 кбит/с на 20 направлениях ЦТУ.
Для обмена информацией между РТУ и таможнями, непосредственно подчиненными ФТС России, и внедрения современных таможенных технологий организованы магистральные цифровые каналы, а также происходит объединение таможенных органов с использованием технологии MPLS (VPN).
В рамках оснащения телекоммуникационных узлов современным телекоммуникационным оборудованием заключаются государственные контракты на закупку телекоммуникационного оборудования (рисунок 6).
Рисунок 6- Динамика оснащения телекоммуникационных узлов РФ
ФТС России продолжает совершенствование автоматизированных систем выявления рисков в процессе таможенного контроля. Проводится актуализация общероссийских профилей рисков, позволившая увеличить и оптимизировать степень выборочности применения мер по минимизации рисков.
В целях повышения эффективности применения инструментов данной системы при организации таможенного контроля и более оперативного реагирования на рисковые ситуации расширены полномочия региональных таможенных управлений (РТУ) по принятию решений по применению мер по минимизации рисков.
В рамках работы по разработке и применению системы управления рисками (СУР), были подготовлены и изданы следующие правовые акты ФТС России:
– инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле и их актуализации (отмене) (приказ ФТС России от 11.01.2008 № 11);
– типовой регламент функционирования координирующих подразделений таможенных органов при применении отдельных элементов системы управления рисками, наделяющий полномочиями по изданию срочных профилей рисков и ориентировок РТУ и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России (приказ ФТС России от 11.06.2008 № 729);
- приказ ФТС России от 20.08.2010 № 1545 «Об утверждении Временного порядка разработки и применения моделей оценки уровня риска и экспериментальном применении моделей оценки уровня риска при таможенном контроле товаров и транспортных средств»;
- «Об утверждении Порядка разработки и утверждения региональных и зональных профилей рисков региональными таможенными управлениями» приказ ФТС России от 17.06.2010 № 1152;
- «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля» Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 258.
Реализация указанных направлений развития системы управления рисками позволила достигнуть в 2010 году следующих результатов:
- под действие профилей рисков попало 830 731 ввозимых партий товаров и транспортных средств (18 % от общего числа оформленных при ввозе партий), из них по 265 935 партиям был произведен таможенный досмотр (5,7 % от общего числа оформленных партий);
- при вывозе под действие профилей рисков попало 133 686 оформленных партий товаров и транспортных средств (5 % от общего числа оформленных при вывозе партий), из них по 22 507 партиям был произведен таможенный досмотр (0,9% от общего числа оформленных партий);
- в результате применения СУР было возбуждено 9 508 дел об АП и 300 уголовных дел.
В 2010 году 100 % таможенных постов ФТС России, уполномоченных принимать таможенные декларации в электронном виде, аттестованы на осуществление интернет-декларирования. Было выпущено интернет-деклараций свыше 530 тысяч. При этом доля деклараций на товары, поданных и выпущенных в электронной форме составляла более 23,3 % от общего количества таможенных деклараций, а с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» – 16,1 %.
Электронное декларирование товаров является одним из приоритетных направлений таможенной политики. С развитием информационных технологий сокращается время проведения таможенных операций (рисунок 7).
Рисунок 7 - Время проведения таможенных операций, необходимое для выпуска товаров при таможенном декларировании
Наиболее полно преимущества электронного декларирования проявляются при оформлении товаров осуществляемых по долговременным контрактам. В случае, если данные по поставкам изменяются от поставки к поставке незначительно, то и процесс подготовки, проверки электронных ДТ занимает минимальное время.
В целях расширения практики электронного декларирования издан приказ ФТС России от 14.07.2010 № 1331, предусматривающий снятие ограничений на декларирование в электронной форме товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в виде лицензирования и (или) квотирования.
Получила дальнейшее развитие организация автоматизированного информационного обмена предварительными сведениями между таможенными службами государств – членов ЕС и Федеральной таможенной службой по товарам, перемещаемым по процедуре МДП. В информационном обмене задействованы 13 государств – членов Европейского союза (Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Финляндия, Чехия, Швеция, Эстония).
Увеличилось количество сообщений с предварительной информацией о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы Таможенного союза, направляемых заинтересованными лицами. В 2010 году было подано около 294 тысяч таких сообщений, более 200 тысяч из которых использовано при регистрации сообщений о прибытии товаров и транспортных средств на территорию Российской Федерации.
На основе WEB-технологий с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» ФТС России введен в опытную эксплуатацию портал электронного представления сведений, обеспечивающий возможность представления участниками внешнеэкономической деятельности в электронной форме предварительной информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы Таможенного союза.
Таким образом, информационная система таможенных органов - одна из крупнейших информационных систем в стране. Восемь ее отдельных компонентов включены в перечень критически важных государственных систем.
Новые автоматизированные системы и технологии такие как: электронное декларирование, предварительное информирование, система контроля таможенного транзита, система обеспечения уплаты таможенных платежей, система финансово-хозяйственной деятельность и другие - требуют перехода на другой уровень централизации обработки и хранения информации. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к режиму доступности информационной системы - она должна не просто работать, а должна быть доступной в режиме оn-line на уровне 97 % - 99 %.
В условиях функционирования Таможенного союза первоочередными задачами стали создание общего информационного пространства и формирование необходимой правовой базы.
Подписан ряд международных договоров, касающихся информационного взаимодействия в рамках Таможенного союза:
- соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств – членов Таможенного союза от 18 июня 2010 года;
- соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств – членов Таможенного союза от 18 июня 2010 года;
- соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 21 мая 2010 года.
В целях обеспечения переноса согласованных видов таможенного контроля в рамках государств – членов Таможенного союза утверждены:
- план по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза в части, касающейся российско-казахстанской границы (Решение Комиссии Таможенного союза от 21 октября 2009 г. № 106);
- план по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза в части, касающейся российско-белорусской границы (Решение Комиссии Таможенного союза от 25 сентября 2009 г. № 94).
Данными планами предполагается создание информационных технологий и модернизация информационных систем, обеспечивающих реализацию функций, возлагаемых на таможенные органы, в том числе по процессам таможенного оформления временного ввоза транспортных средств; подтверждения фактического вывоза товаров с таможенных территорий государств – членов Таможенного союза.
В части обеспечения контроля таможенного транзита руководителями таможенных служб Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан утверждены следующие документы:
- временная технология информационного взаимодействия таможенных органов государств – членов Таможенного союза при контроле за перевозками товаров по таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
- временная схема информационного взаимодействия таможенных служб государств – участников Таможенного союза;
- временная техническая схема организации информационного обмена в рамках Таможенного союза;
13 августа 2010 года руководителями таможенных служб государств – членов Таможенного союза подписаны Технические условия информационного взаимодействия и Альбом форматов электронных форм документов.
Решением Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 г. № 426 «Об исполнении Решения № 218 от 16 апреля 2010 г. «Об организации информационного взаимодействия таможенных органов государств – членов Таможенного союза» ФТС России назначена координатором по исполнению плана реализации Временной технологии информационного взаимодействия таможенных органов государств – членов Таможенного союза при контроле за перевозками товаров по таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Таким образом, эффективность осуществления таможенного контроля с каждым годом растет. Происходит ускорение совершения таможенных операций. Из проведенного анализа видна заинтересованность государства в благоустройстве пунктов пропуска, внедрение современных средств и технологий. От этого зависит экономическая безопасность страны, жизнь и здоровье населения, окружающей природной среды. Доказывает свою эффективность система управления рисками. На ряду с положительными моментами, есть проблемы, которые необходимо решать в первостепенном порядке. Создание Таможенного союза предусматривает отмену между станами-участниками Таможенного союза осуществление таможенного контроля. Вся ответственность, которая возлагалась на таможенные органы переходит на пограничников, поэтому необходимо обеспечить оснащение пограничных пунктов пропуска современными техническими средствами таможенного контроля и технологиями. Также необходимо создание Единой информационной базы данных Таможенного союза.
Показателем высокого уровня развития таможенной службы является использование в ее работе предварительной информации. Предварительное декларирование и предварительное информирование является основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли, внедрения управления интегрированной цепочкой поставок.
Второе направление НТП связано с совершенствование технических средств таможенного контроля (ТСТК).
Технические средства таможенного контроля – это комплекс специальных видов приборов и инструментов, применяемых таможенными органами в процессе документального и фактического таможенного контроля объектов, перемещаемых через таможенную границу. С целью проверки подлинности и достоверности декларирующих их документов, установления соответствия содержимого контролируемых объектов представленным на них сведениям, а также выявления в этих объектах предметов таможенных правонарушений.
Результаты применения ТСТК определяют ход дальнейшего процесса таможенного контроля. Эта техника позволяет установить достоверность и подлинность документов, представленных на перемещаемые объекты, определить соответствие качества товаров и транспортных средств данным, содержащимся в декларирующих документах, подтвердить правильность классификации товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ЕТН ВЭД), а, следовательно, обеспечить правильное начисление и взимание таможенных платежей, достоверность таможенной статистики и эффективный валютный контроль.
Чтобы повысить эффективность применения ТСТК, требуется классифицировать объекты таможенного контроля с учетом их назначения, вида, габаритов, веса, конструктивных особенностей и, поскольку именно эти параметры объектов в основном определяют существо оперативно-технического контроля их свойств и содержимого.
Непосредственному таможенному контролю с помощью ТСТК подвергается как содержимое объектов, так и они сами. Например, личные вещи, находящиеся в багаже пассажиров (содержимое), и, соответственно, сумки, чемоданы, коробки, где они находятся (объекты таможенного контроля); товары, перевозимые в транспортных контейнерах, и конструкции контейнеров.
Системы оперативных задач таможенных органов, для решения которых требуется применение технических средств таможенного контроля, виды объектов таможенного контроля и условия их проведения дают возможность представить комплекс технических средств таможенного контроля в виде отдельных классов техники, предназначенной для решения оперативных задач.
Большое научное и практическое значение имеет четкая и системная классификация ТСТК. В этом случае возможны различные варианты.
Классификация ТСТК представлена семью самостоятельными, но взаимосвязанными классами техники. С помощью техники, включенной в подклассы, решаются частные задачи, вытекающие из общей оперативной установки. Подклассы включают конкретные виды ТСТК:
а) имеющихся на вооружении таможенных органов России;
б) проходящие опытную эксплуатацию;
в) находящиеся в стадии разработки опытных образцов.
Первый класс ТСТК – технические средства, которые предназначены для оперативной диагностики (ОД) документов, представленных для оформления перемещаемых через таможенную границу объектов, с целью выявления в них признаков полной или частичной материальной подделки — подчистки, химического травления, дописки, допечатки текстов, замены листов многостраничных документов и фотографий, вклейки элементов и фрагментов других документов, подделки оттисков печатей, штампов, реквизитов, подписей и др.
Второй класс ТСТК – технические средства, предназначенные для дистанционной оперативно-технической инспекции различного вида объектов таможенного контроля, в процессе которой осуществляется интроскопия (визуальное наблюдение предметов или процессов внутри оптически непрозрачных тел, в непрозрачных средах (веществах) объектов (в том числе крупногабаритных) с помощью инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), дистанционный контроль объемов (количеств) отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров и дистанционное выявление среди них возможных предметов таможенных правонарушений.
Третий класс ТСТК – технические средства, необходимые для проведения таможенного поиска и досмотра оперативно-технического действия, предполагающего оптико-механическое обследование труднодоступных мест транспортных средств и товарных (грузовых) упаковок, локализацию тайников и сокрытий, применение специальных контрольных меток, а также технические средства и приспособления для отбора проб содержимого объектов.
Четвертый класс ТСТК – технические средства, обеспечивающие выполнение оперативно-технических действий, связанных с:
- проведением оперативной диагностики потенциальных предметов ТПН, выявленных в результате таможенного досмотра содержимого объектов таможенного контроля;
- проведением оперативной классификации товаров с целью их отнесения к соответствующим классам, группам, позициям ЕТН ВЭД;
- определением целостности атрибутов таможенного обеспечения, запирающих устройств и т.п., накладываемых на товары и транспортные средства.
Пятый класс ТСТК – технические средства, необходимые для таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, включая наложение на них и на соответствующие таможенные документы атрибутов (средств) таможенного обеспечения.
Шестой класс ТСТК – технические средства, предназначенные для оперативного визуального наблюдения за действиями лиц, которые находятся в таможенной зоне и представляют оперативный интерес.
Седьмой класс ТСТК – технические средства, призванные обеспечивать получение данных об информации, перемещаемой через таможенную границу на различного рода носителях, с целью выявить среди них материалы, запрещенные к таможенному перемещению [18].
Технические средства таможенного контроля позволяют повышать производительность труда инспекторов, занимающихся досмотром, а проведение некоторых процедур таможенного контроля невозможно без использования данных средств, например, дозиметрического контроля .
Таможенными органами с целью повышения эффективности таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и сокращения времени прохождения таможенных процедур осуществляется деятельность по реализации Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (приказ ФТС России от 24.01.2005 № 52).
Продолжилось нормативно-правовое урегулирование порядка таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием ИДК в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также заложены основы организации системы использования и контроля информации, полученной с использованием ИДК.
ФТС России проводит работу по разрешению возникающих проблем правового, технического, технологического, методологического, кадрового и организационного обеспечения создаваемой системы.
Реализация ФТС России комплекса мероприятий по внедрению в практику работы таможенных органов системы таможенного контроля крупногабаритных грузов с использованием ИДК направлена на создание надежного механизма предотвращения перемещения через таможенную границу товаров, наносящих ущерб интересам и национальной безопасности Российской Федерации (таблица 14).
Таблица 14 - Эффективность использования ИДК в 2008-2010 г.г.
| Годы | ||
2008 | 2009 | 2010 | |
Проведено таможенных осмотров: |
|
|
|
- при въезде | 168615 | 503751 | 809300 |
- при выезде | 39515 | 188351 | 231521 |
Возбуждено дел: |
|
|
|
- об административ- ных правонарушениях | 1563 | 2665 | 2278 |
-уголовных правонарушений | 55 | 121 | 41 |
Как видно из таблицы 14 количество применения инспекционн-досмотровых комплексов при осуществлении таможенного осмотра с каждым годом растет. В 2009 году количество таможенных осмотров увеличилось в 2,7 раза или на 67 % по сравнению с 2008 годом. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. количество проведенных таможенных осмотров увеличилось на 37 % . Рост проведения таможенного контроля с применением инспекционно-досмотровых комплексов объясняется эффективностью разработки и применения системы управления рисками.
Также из таблицы видно, что при увеличении количества проведенных таможенных осмотров количество выявленных нарушений таможенного законодательства растет. Так в 2009 году было возбуждено 2665 дел об административных правонарушениях и 121 уголовное дело. Это выше чем в 2008 году в 1,5 и 2 раза соответственно. В 2009 году общая сумма наложенных штрафов составила 20,6 млн.р., это на 46 % больше чем в 2008 году (11,1 млн.р.). Проведенный анализ доказывает эффективность применения инспекционно-досмотровых комплексов при осуществлении таможенного осмотра.
Стоит отдельно отметить успехи в борьбе с контрабандой наркотиков, в чем значение ИДК сложно переоценить .
Наиболее крупные партии контрабанды наркотических средств в 2010 году были обнаружены в регионе деятельности Дагестанской таможни (537 кг), Белгородской таможни (115 кг), Псковской таможни (140 кг), Омской таможни (20 кг), Новосибирской таможни (9,8 кг), Саратовской таможни (7 кг). Также был выявлен ряд фактов незаконного перемещения культурных ценностей, оружия, боеприпасов, объектов дикой природы, а также крупных партий товаров народного потребления.
Таким образом, новые технологии стоят на страже экономических интересов и безопасности Российской Федерации. Помимо практического эффекта, ИДК играет огромную роль с точки зрения профилактики правонарушений. Предприниматели все больше убеждаются в бесперспективности незаконного перемещения товаров и транспорта через таможенную границу, что способствует снижению правового нигилизма среди участников ВЭД.
Для пресечения незаконного перемещения через таможенную границу и радиоактивных материалов (ДРМ) производится оснащение пунктов пропуска современными техническими средствами обнаружения и идентификации ДРМ.
В настоящее время оснащенность таможенных органов такими средствами составляет 68 %. В таможенных органах на 200 пунктах пропуска установлено более 1000 стационарных систем радиационного контроля.
В 2007 году за счет бюджетных средств автоматизированными комплексами обнаружения ДРМ (АКДРМ) на базе систем «Янтарь» оснащено 15 пунктов пропуска, а в рамках российско-американской программы «Вторая линия защиты» оснащено и дооснащено указанным оборудованием 24 пункта пропуска таблица 15.
В целях повышения уровня оснащенности таможенных органов техническими средствами таможенного контроля в 2008 году произведены поставки:
– 60 комплектов портативных приборов идентификации лесо-и пиломатериалов лиственных и хвойных пород древесины (ППИ «К»);
– 30 комплектов рентгенофлуоресцентных анализаторов металлопродукции («ПРИМ-1РМ»);
– 15 комплектов программно-аппаратных комплексов исследования документов, денежных знаков и ценных бумаг (ПАК «Регула 4305М»).
Кроме того, в таможенных органах завершены работы в части модернизации 94 магнитооптических приборов (МОП «Зоркий»). В результате модернизации расширена возможность данных приборов по распознаванию измененных заводских номеров агрегатов транспортных средств, размещенных на нефферитовых поверхностях – алюминий, бронза.
Таблица 15 - Оснащение пунктов пропуска комплексами автоматизированного контроля за перемещением ДРМ на базе систем «Янтарь» в РФ в 2008 – 2010 годах
Мероприятия по оснащению | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Оснащение пунктов пропуска комплексами автоматизированного контроля за перемещением ДРМ на базе систем “Янтарь” | оснащено 25 пунктов пропуска | оснащено 29 пунктов пропуска | оснащено 35 пунктов пропуска |
Поставка в таможенные органы: |
|
|
|
Измерители – сигнализаторы поисковые ИСП-РМ1401К-01, комплектов | 688 | 363 | 421 |
Дозиметры рентгеновского и гамма- излучения универсальные АТ1123, комплектов | 35 | - | 54 |
Дозиметры рентгеновского и гамма- излучения индивидуальные ДКГ-РМ1621, комплектов | 100 | - | 135 |
Дозиметры гамма- излучения индивидуальные ДКГ- РМ1203М, комплектов | 545 | 326 | 371 |
Радиометры-спектрометры универсальные МКС-А03, комплектов | 41 | 72 | 96 |
Таможенный подвижный пост радиационного контроля, комплектов | - | 575 | 590 |
Как видно из таблицы 15 количество оснащенных пунктов пропуска с каждым годом растет комплексами автоматизированного контроля за перемещением ДРМ на базе систем «Янтарь». На 86 % в 2009 году по сравнению с 2008 годом и на 82 % в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Таким образом, государство обеспечивает развитие и совершенствование осуществления таможенного контроля путем оснащения пунктов пропуска современным оборудованием.
Основными направлениями деятельности ФТС России в части развития таможенной инфраструктуры являются:
- реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе;
- реализация решений Правительства РФ, Государственной пограничной комиссии, в том числе направленных на совершенствование системы пропуска в МАПП через госграницу РФ, включая внедрение технологий предварительного информирования.
Перспективы развития и использования технических средств таможенного контроля:
1) производство, установка и использование стационарных и мобильных инспекционно-досмотровых комплексов;
2) использование современных средств визуального наблюдения (различные оптические приборы, средства ночного видения и т.п.);
3) активное использование морских судов и их взаимодействие с другими службами в зоне действия морских границ;
4) контроль за использованием технических средств, позволяющих обеспечить безопасность жизни не только декларантам, но, прежде всего, таможенным инспекторам.
5) обучение должностных лиц таможенных органов правилам использования технических средств таможенного контроля.
Внедрение современных средств связи и технологий таможенного контроля требует решения не только технических, но и социальных вопросов, в том числе совершенствования системы подготовки кадров, способных с наибольшим эффектом использовать возможности новой техники и технологий. Необходимо обновление нормативной базы тылового обеспечения, совершенствование структуры управления. Новые технологии требуют новых норм использования материальных и трудовых ресурсов.
Успешное использование достижений науки и техники объективно предполагает функционирование эффективного экономического механизма управления этими процессами. Такой механизм включает в себя следующие элементы: социально-экономическую оценку мероприятий НТП; планирование развития науки и техники; организационные формы соединения науки с производством; систему стимулирования работ по созданию, освоению и внедрению новой техники.
Совершенствование способов, устройств и технологий, применяемых в таможенном деле, осуществляется в следующем порядке:
На первом этапе специалисты определяют противоречия в таможенных органах между их функциональными потребностями и возможностями. На этой основе формулируют направления НТП и мероприятия, позволяющие разрешить соответствующие проблемы.
Далее специалисты разрабатывают программы НТП по направлениям.
Наконец, организаторы-экономисты формируют общую ведомственную программу. Эта программа служит исходным документом для разработки планов создания новых технологий и их внедрения.
В планах устанавливаются наименования и содержание работ, срок их исполнения, исполнители, стоимость работ и другие показатели. На основе планов составляются договоры ФТС России с организациями, создающими или изготавливающими новые устройства, способы и технологии. После завершения работ в организациях-исполнителях таможенные организации внедряют эти новые технологии. С этой целью в таможенных органах образуют группы внедрения и проводится обучение работников новым технологиям.
Для стимулирования создания, внедрения и применения новых устройств и способов применяются различные формы поощрений. Первая – выплата авторских вознаграждений за открытия и изобретения в соответствии с государственными стандартами. Вторая – оплата содействия внедрению изобретений и открытий. Третья – премирование за внедрение новой техники и технологий. Четвертая – и последующие – стимулирование в традиционных формах: повышение в должности, в звании, а также увеличение заработной платы тем, кто успешно применяет новую технику и технологии.
Ускорение НТП создает несколько видов эффектов: экономический, ресурсный, технический, социальный.
Экономический эффект – рост производительности труда и снижение трудоемкости, снижение себестоимости работ(услуг).
Ресурсный эффект – высвобождение ресурсов на предприятии: материальных трудовых и финансовых.
Технический эффект – появление новой техники и технологии, открытий, изобретений и рационализаторских предложений, ноу-хау и др. нововведений.
Социальный эффект – повышение материального и культурного уровня персонала таможенных органов, улучшение условий и техники безопасности труда, снижение доли тяжелого ручного труда и др.
Эти эффекты могут быть достигнуты только в случае, если государство будет создавать необходимые условия для ускорения НТП и управлять современной НТР в нужном для общества направлении.
Основные выводы по 3-ему разделу
1 Размещение таможенных организаций осуществляется на основе принципов, отражающих требования объективных экономических законов и политики государства – внешнеэкономической, финансовой, оборонной, экологической.
Принципами размещения таможенных организаций являются:
- размещение организации с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей таможенных услуг;
- комплексность, в том числе комплексность рационального использования природных ресурсов;
- рациональная пространственная концентрация (агломерация) в виде территориально-производственных комплексов;
- кооперирование производственных связей между различными предприятиями и организациями;
- учет международного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции;
- комплексное развития хозяйства, обеспечивающее в каждом регионе рациональное сочетание экономического и социального развития.
2 Реализация принципов размещения таможенных организаций учитывает систему природных, экономических, инфраструктурных, социально-исторических факторов.
3 Таможенные организации размещаются следующими способами:
таможни и таможенные посты могут быть размещены на границах;
таможни имеет смысл размещать в тех местах, куда или откуда идут потоки грузов, то есть в торговых центрах и местах наибольшей концентрации предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью;
таможню или таможенный пост можно расположить на пути прохождения груза (товара) от границы до торгового центра и обратно. Товар до «торгового центра» может везтись по различным дорогам (внутренним автомагистралям, железным дорогам и т.д.). Поэтому их для прохождения всех формальностей направляют во внутренние таможни и таможенные посты.
4 Концентрация – это сосредоточение таможенной деятельности в немногих относительно крупных таможнях или таможенных постах. Уровень концентрации в таможенном деле характеризуется показателями объема таможенных работ и услуг и используемых ресурсов в среднем в расчете на один таможенный орган.
5 Специализация - это сосредоточение основной деятельности таможенного органа на выполнении узкого круга работ и услуг и осуществляется в трех формах:
предметная (товарная, транспортная);
2) подетальная;
3) технологическая.
6 Для выполнения своих функций структуры таможенных органов взаимодействуют между собой, а также вступают в деловые связи с другими таможенными и правоохранительными органами, органами государственного и местного управления, международными организациями. В результате возникают внутриотраслевое и межотраслевое кооперирование, что положительно влияет на оказание таможенных услуг. Полученная в результате кооперирования информация необходима для принятия решений при таможенном декларировании товаров и может являться составной частью документов, выдаваемых участникам ВЭД.
7 Научно-технический прогресс в таможенном деле представляет собой планомерное, системное, непрерывное развитие и совершенствование средств труда, технологических процессов, управления, профессионального уровня работников, осуществляемые в целях повышения эффективности деятельности таможенной системы.
Важными направлениями НТП в таможенном деле являются:
- создание и развитие информационных технологий в таможенном деле;
- совершенствование технических средств таможенного контроля.
8 В общем плане ускорение НТП создает несколько видов эффектов: экономический, ресурсный, технический, социальный.
Вопросы для обсуждения
Сформулируйте задачи размещения таможенных органов.
Перечислите принципы размещения таможенных органов.
Назовите природные факторы, влияющие на размещение таможенных органов.
Назовите экономические факторы, влияющие на размещение таможенных органов
Назовите инфраструктурные факторы, оказывающие влияние на размещение таможенных органов.
Какие существуют количественные и качественные показатели эффективного размещения таможенных органов.
Что понимается под концентрацией в таможенном деле?
Какие факторы способствуют процессу концентрации таможенного дела (на конкретных примерах)?
Какими показателями характеризуется уровень концентрации таможенного дела (на конкретных примерах)?
В каких формах проявляется специализация в таможенном деле?
Приведите примеры специализированных таможенных органов (подразделений, отделов).
Охарактеризуйте производственные связи таможенных органов ( внутренние и внешние) на конкретных примерах.
Раскройте сущность и формы НТП в таможенном деле.
Назовите приоритетные направления НТП на уровне страны.
Рассмотрите перспективы развития информационных технологий в таможенном деле.
охарактеризуйте основные направления использования ТСТК, приведите конкретные примеры.
В чем заключается экономическая и социальная эффективность НТП?
Тесты для самоконтроля
1 Концентрация – это:
а) процесс, направленный на увеличение выпуска продукции и оказания услуг на предприятии;
б) процесс сосредоточения выпуска отдельных видов продукции (работ, услуг) в отдельных отраслях, на отдельных предприятиях и их подразделениях;
в) длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию;
г) процесс развития комбинирования взаимосвязанных производств.
2 Уровень концентрации производства таможенных услуг характеризуется:
а) числом оформленных документов;
б) техническим прогрессом;
в) стоимостью товаров, перемещаемых через таможенную границу;
г) оптимальными размерами таможен.
3 Специализация – это:
а) процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказание услуг на предприятии;
б) процесс сосредоточения выпуска отдельных видов продукции (работ, услуг) в конкретных отраслях, на отдельных предприятиях и их подразделениях;
в) длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию;
г) нормативы для перспективного развития таможенного дела.
4 Уровень специализации измеряется:
а) долей специализированных управлений в их общем числе;
б) долей специализированных таможен (постов, подразделений) в их общем числе ;
в) долей работников специализированных таможен (подразделений, постов) в общем числе работников;
г) долей таможенного контроля по видам перевозок.
5 Различают следующие формы специализации:
а) предметная;
б) внутрирайонная;
в) внутриотраслевая;
г) подетальная;
д) технологическая;
е) межрайонная.
6 Примерами специализированных таможен и подразделений, осуществляющих предметную специализацию и оказывающих конечные услуги потребителям могут служить:
а)подразделения таможенных платежей;
б) акцизные таможни;
в) подразделения нетарифного регулирования;
г)энергетическая таможня;
д) подразделения валютного контроля.
7 К внешним производственным связям таможенных организаций относятся:
а) взаимодействие таможенных органов с другими правоохранительными органами;
б) взаимодействие со службами фитосанитарного контроля;
в) взаимодействие внутренних таможен с пограничными таможнями;
г) взаимодействие специализированных базовых таможен с другими таможенными организациями.
8 Экономическая эффективность специализации и оптимизации размеров таможенных организаций – это:
а) результат организационно-плановых мероприятий и повышения технологического уровня таможенных операций и контроля, проявляется в снижении себестоимости таможенных услуг за счет повышения производительности труда;
б) результат длительных производственных связей между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию;
в) результат сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности;
г) процесс выпуска разнородной продукции на предприятии за счет последовательности выполнения технологических стадий обработки сырья.
9 Научно-технический прогресс – это:
а) непрерывный процесс внедрения новой техники и технологий организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний;
б) коренные изменения в науке и технике, оказывающие существенное влияние на общественное производство;
в) планомерное, системное, непрерывное развитие и совершенствование средств труда, технологических процессов, профессионального уровня работников, осуществляемое в целях повышения эффективности деятельности таможенной системы;
г) накопление новых научных результатов в пределах устоявшихся научных теорий.
10 Основной задачей научно-технического прогресса в таможенном деле является:
а) накопление новых научных результатов в пределах устоявшихся научных теорий;
б) качественный скачок перехода к новым типам устройств, способов, технологий:
в) обеспечение высокопроизводительного, эффективного таможенного контроля;
д) коренные изменения в науке и технике, оказывающие существенное влияние на общественное производство.
11 Ускорение научно-технического прогресса создает виды эффектов:
а) программный;
б) экономический;
в) эволюционный;
г) ресурсный;
д) технический;
е) революционный.
- Г.И. Немирова, ю.В. Рожкова экономика таможенного дела
- Введение
- 1 Таможенное дело в системе отраслей национальной экономики
- Введение в экономику таможенного дела
- Экономика таможенного дела как отрасль науки
- Взаимосвязь экономики таможенного дела с другими дисциплинами
- Экономические задачи таможенного дела
- Таможенная политика: механизм ее формирования и реализации
- 1.6 Государственные таможенные услуги
- 2 Экономический механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.1 Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 2.2 Экономическая сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3 Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3.1 Экспортный контроль
- 2.3.2 Эффективность и масштабы применения нетарифных
- 3 Развитие таможенного дела
- 3.1 Организация таможенного дела
- 3.2 Размещение таможенных органов
- 3.3 Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 3.3.1 Концентрация в таможенном деле
- 3.3.2 Специализация в таможенном деле
- 3.3.3 Кооперирование в таможенном деле
- 3.4 Научно-технический прогресс в таможенном деле
- 4 Ресурсная база таможенных организаций
- 4.1 Активы таможенных органов и капитальное строительство
- Тыловое обеспечение таможенных органов
- Трудовые ресурсы таможенных органов
- 4.3.1Особенности трудовой деятельности в таможенных органах
- 4.3.2 Оплата труда в таможенных органах
- 5 Финансовые основы развития экономики таможенного дела
- 5.1 Функции, принципы планирования и прогнозирования экономики таможенного дела
- 5.2 Програмно-целевой метод развития экономики таможенного дела
- 5.3 Методы планирования и финансирования
- 5.5 Роль таможенных органов в планировании и формировании доходов бюджета
- 5.6 Порядок финансирования расходов на развитие таможенного дела
- 1 Экз. Платежного поручения
- 5.7 Анализ и финансовый контроль
- 5.8 Институты, осуществляющие контроль и их функции
- 6 Интеграция в сфере таможенного дела
- 6.1 Цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.1.1 Экономическое содержание интеграции
- 6.1.2 Условия, цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.2 Таможенный союз стран в рамках ЕврАзЭс
- 6.3 Развитие экономики таможенного дела России во Всемирной торговой организации
- 6.4 Роль Всемирной таможенной организации в таможенном деле
- 7 Эффективность и качество таможенной деятельности
- 7.1 Критерии и показатели экономической эффективности деятельности таможенных органов
- 7.2 Показатели качества деятельности таможенных органов
- Каким критериям должны отвечать параметры, характеризующие эффективность деятельности таможенного органа?
- Тесты для самоконтроля
- Заключение
- Список использованных источников