3.1 Организация таможенного дела
Таможенное дело в России осуществляют таможенные органы. Они реализуют экономические и организационные правоотношения в области таможенного дела. Возникает вопрос методологического характера, какие органы власти, институты относятся к таможенным органам?
Б. Н. Габричидзе: «таможенный орган – орган исполнительной власти, являющийся по своему характеру правоохранительным, действующий от имени государства и наделённый властными полномочиями, выполняющий свои задачи и функции в сфере таможенного дела и в других связанных с ним областях с помощью присущих ему форм и методов деятельности» [18].
К. Г. Борисов под таможенным органом понимал: «государственное учреждение, осуществляющее таможенный контроль за перемещением через таможенную границу государства предметов, товаров, физических лиц, услуг и капиталов и взимание предусмотренных таможенными тарифами таможенных пошлин и таможенных сборов с этих товаров» [14].
К. К. Сандровский определяет таможенные органы как: «государственные органы, осуществляющие исполнительно -распорядительную деятельность в специальной сфере государственного управления, связанной с пропуском через государственную границу различного рода грузов, в том числе багажа и валютных ценностей, а также транспортных средств, служащих для перевозки пассажиров и грузов»[79].
О. Ю. Бакаева приводит следующее определение таможенного органа: «Таможенный орган представляет собой государственный орган, наделённый специальной компетенцией, осуществляющий функции контроля и надзора в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли» [4].
По нашему мнению, с учетом представлений о таможенных органах вышеуказанных авторов, таможенные органы следует определить так: «федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие, в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами полномочия и функции в установленной сфере деятельности по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела и смежных с ним областях».
Таможенные органы России и Таможенного союза составляют единую централизованную систему. Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим.
Эта система в настоящее время в своем составе имеет четыре звена:
- федеральную таможенную службу России;
- региональные таможенные управления;
- таможни;
- таможенные посты.
Таможенные посты за редким исключением не являются юридическими лицами и, следовательно, не обладают правоспособностью в полном объеме. На наш взгляд, не следовало бы выделять в качестве самостоятельного звена системы таможенных органов. В то же время, четырехзвенная структура системы таможенных органов имеет законодательное закрепление и отражена в п. 1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Помимо вышеуказанной системы, куда включены законодательно закрепленные звенья, таможенные органы России имеют свою структуру. Таможенные органы Российской Федерации, как единая система характеризуются следующей совокупностью признаков:
1) это федеральные органы исполнительной власти, непосредственно осуществляющие таможенное дело;
2) общее руководство, координацию и контроль за их работой осуществляет Правительство РФ;
3) они являются федеральными органами специальной компетенции;
4) их правовой статус реализуется в финансовой и правоохранительной деятельности;
5) единством целей, задач и принципов их деятельности;
6) иерархической подчиненностью звеньев системы;
7) их определённая обособленность подтверждается, в частности, наличием государственной символики: флага, вымпела, эмблемы.
Взаимоотношения в единой системе таможенных органов России основываются путем сочетания централизации и децентрализации.
Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в единой системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.
Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти России. Таможенные органы являются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти России (рисунок 2).
Правительство РФ
Министерство финансов РФ ФТС России
РТУ
Учреждения для обеспечения деятельности таможенных органов
Таможни
Таможенные посты
Рисунок 2 – Место таможенных органов России в системе федеральных органов исполнительной власти
В условиях развития Таможенного союза координация деятельности таможенных органов осуществляется Евразийской экономической комиссией.
Исходя из понимания федеральной исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической реализации норм и положений Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов РФ, международных договоров следует отметить, что таможенные органы осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Эта деятельность состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела в стране и Таможенном союзе в пределах своей компетенции.
Компетенция таможенных органов — это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством. Реализация компетенции таможенных органов осуществляется путем правоустановления, правоприменения и правоохраны.
Таможенные органы во исполнение возложенных на них функций и решения, поставленных перед ними задач имеют право издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального характера), обязательные для исполнения всеми субъектами-участниками правоотношений, урегулированных нормами таможенного права.
Правоприменение в деятельности таможенных органов — это властно - регулятивные действия должностных лиц таможенных органов по претворению в жизнь предписаний правовых норм. Правоприменение должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, устанавливающих процедуру правоприменительной деятельности, круг субъектов правоприменительной деятельности и другие вопросы.
Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно - правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия.
Таможенные органы России являются субъектами бюджетного планирования и осуществляют свою деятельность за счет средств федерального бюджета.
Многогранность видов деятельности, осуществляемых таможенными органами, позволяет установить критерии их классификации по определенным признакам:
1) содержанию: финансовая, административная, правоохранительная, информационная;
2) форме осуществления: нормотворческая, правоприменительная, юрисдикционная, договорная;
3) территориальной подведомственности: деятельность ФТС России на всей территории страны, деятельность региональных таможенных управлений в федеральных округах, деятельность таможен на подведомственных им субъектах РФ;
4) отраслевой принадлежности: уголовно - процессуальная, финансово - правовая, административная, международная, гражданско -правовая.
Таким образом, спектр разнообразных сторон деятельности таможенных органов позволяет позиционировать их как вполне самостоятельное звено в системе федеральных органов исполнительной власти.
Деятельность таможенных органов основана на таких принципах как:
1) законность;
2) равенство лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
3) единство системы таможенных органов и централизованного руководства;
4) профессионализм и компетентность должностных лиц таможенных органов;
5) ясность, предсказуемость, гласность действий должностных лиц таможенных органов, понятность требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступность информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле;
6) единообразие правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;
7) недопущение возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;
8) совершенствование таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрение прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах.
Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций.
Под функциями органа исполнительной власти следует понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене информацией организационно - правовых воздействий органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом.
Функции органа исполнительной власти производны от функций государства, они отражают материальное содержание управленческой деятельности, перечень их содержится в актах, регулирующих правовое положение таможенного органа в общей системе государственных органов.
Классификация функций в научной и учебной литературе проводится различными авторами не однозначно. Основными критериями классификации являются объект и субъект управления.
Объектом управления применительно к деятельности таможенных органов являются правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направленные на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности России, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Объект и предмет экономики таможенного дела представлены в подразделе 1.2.
Имеются определенные взгляды на содержание функций таможенных органов, основанные на их конкретизации в определённых сферах деятельности. Так, В. А. Жбанков указывает, что основные функции таможенных органов могут быть объединены в группы по характеру выполняемых задач: экономические (внутри- и внешнеэкономические), правоохранительные, научно-исследовательские, информационно-статистические и реализуются они в экономической и правоохранительной сферах. По отношению к другим функциям экономическая является определяющей.
Таким образом, речь идёт, во-первых, уже не об обобщенных функциях, а о сферах деятельности таможенных органов, а во-вторых, об экономической сфере деятельности с перечнем функций, включающим и фискальную функцию.
Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные).
Основные функции таможенных органов России изложены в ст. 12 федерального закона РФ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другие функции организационного характера.
Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
Перечень функций таможенных органов конкретизирован и детализирован в Постановлении Правительства РФ от 26 июля 2006 года № 459 «Положение о федеральной таможенной службе», а также в общих положениях о других таможенных органах России.
Возложенные на них функции таможенные органы выполняют как самостоятельно, так и во взаимодействии с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также с гражданами. При этом государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого. Это касается, прежде всего, финансовых и налоговых органов, органов пограничной службы, транспортных органов и других органов, которые тесно связаны в функциональном отношении с таможенными органами.
Свою деятельность таможенные органы осуществляют в соответствии с законодательно закрепленными принципами, а как субъекты бюджетного планирования, таможенные органы осуществляют свою деятельность за счет средств федерального бюджета.
- Г.И. Немирова, ю.В. Рожкова экономика таможенного дела
- Введение
- 1 Таможенное дело в системе отраслей национальной экономики
- Введение в экономику таможенного дела
- Экономика таможенного дела как отрасль науки
- Взаимосвязь экономики таможенного дела с другими дисциплинами
- Экономические задачи таможенного дела
- Таможенная политика: механизм ее формирования и реализации
- 1.6 Государственные таможенные услуги
- 2 Экономический механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.1 Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 2.2 Экономическая сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3 Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3.1 Экспортный контроль
- 2.3.2 Эффективность и масштабы применения нетарифных
- 3 Развитие таможенного дела
- 3.1 Организация таможенного дела
- 3.2 Размещение таможенных органов
- 3.3 Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 3.3.1 Концентрация в таможенном деле
- 3.3.2 Специализация в таможенном деле
- 3.3.3 Кооперирование в таможенном деле
- 3.4 Научно-технический прогресс в таможенном деле
- 4 Ресурсная база таможенных организаций
- 4.1 Активы таможенных органов и капитальное строительство
- Тыловое обеспечение таможенных органов
- Трудовые ресурсы таможенных органов
- 4.3.1Особенности трудовой деятельности в таможенных органах
- 4.3.2 Оплата труда в таможенных органах
- 5 Финансовые основы развития экономики таможенного дела
- 5.1 Функции, принципы планирования и прогнозирования экономики таможенного дела
- 5.2 Програмно-целевой метод развития экономики таможенного дела
- 5.3 Методы планирования и финансирования
- 5.5 Роль таможенных органов в планировании и формировании доходов бюджета
- 5.6 Порядок финансирования расходов на развитие таможенного дела
- 1 Экз. Платежного поручения
- 5.7 Анализ и финансовый контроль
- 5.8 Институты, осуществляющие контроль и их функции
- 6 Интеграция в сфере таможенного дела
- 6.1 Цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.1.1 Экономическое содержание интеграции
- 6.1.2 Условия, цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.2 Таможенный союз стран в рамках ЕврАзЭс
- 6.3 Развитие экономики таможенного дела России во Всемирной торговой организации
- 6.4 Роль Всемирной таможенной организации в таможенном деле
- 7 Эффективность и качество таможенной деятельности
- 7.1 Критерии и показатели экономической эффективности деятельности таможенных органов
- 7.2 Показатели качества деятельности таможенных органов
- Каким критериям должны отвечать параметры, характеризующие эффективность деятельности таможенного органа?
- Тесты для самоконтроля
- Заключение
- Список использованных источников