logo
Экономика для Издательства исправл

3.1 Организация таможенного дела

Таможенное дело в России осуществляют таможенные органы. Они реализуют экономические и организационные правоотношения в области таможенного дела. Возникает вопрос методологического характера, какие органы власти, институты относятся к таможенным органам?

Б. Н. Габричидзе: «таможенный орган – орган исполнительной власти, являющийся по своему характеру правоохранительным, действующий от имени государства и наделённый властными полномочиями, выполняющий свои задачи и функции в сфере таможенного дела и в других связанных с ним областях с помощью присущих ему форм и методов деятельности» [18].

К. Г. Борисов под таможенным органом понимал: «государственное учреждение, осуществляющее таможенный контроль за перемещением через таможенную границу государства предметов, товаров, физических лиц, услуг и капиталов и взимание предусмотренных таможенными тарифами таможенных пошлин и таможенных сборов с этих товаров» [14].

К. К. Сандровский определяет таможенные органы как: «государственные органы, осуществляющие исполнительно -распорядительную деятельность в специальной сфере государственного управления, связанной с пропуском через государственную границу различного рода грузов, в том числе багажа и валютных ценностей, а также транспортных средств, служащих для перевозки пассажиров и грузов»[79].

О. Ю. Бакаева приводит следующее определение таможенного органа: «Таможенный орган представляет собой государственный орган, наделённый специальной компетенцией, осуществляющий функции контроля и надзора в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли» [4].

По нашему мнению, с учетом представлений о таможенных органах вышеуказанных авторов, таможенные органы следует определить так: «федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие, в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами полномочия и функции в установленной сфере деятельности по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела и смежных с ним областях».

Таможенные органы России и Таможенного союза составляют единую централизованную систему. Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим.

Эта система в настоящее время в своем составе имеет четыре звена:

- федеральную таможенную службу России;

- региональные таможенные управления;

- таможни;

- таможенные посты.

Таможенные посты за редким исключением не явля­ются юридическими лицами и, следовательно, не облада­ют правоспособностью в полном объеме. На наш взгляд, не следовало бы выделять в качестве са­мостоятельного звена системы таможенных органов. В то же время, четырехзвенная структура системы таможен­ных органов имеет законодательное закрепление и отра­жена в п. 1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Помимо вышеуказанной системы, куда включены законодательно закрепленные звенья, таможенные органы России имеют свою структуру. Таможенные органы Российской Федерации, как единая система характеризуются следующей совокупностью признаков:

1) это федеральные органы исполнительной власти, непосредственно осуществляющие таможенное дело;

2) общее руководство, координацию и контроль за их работой осуществляет Правительство РФ;

3) они являются федеральными органами специальной компетенции;

4) их правовой статус реализуется в финансовой и правоохранительной деятельности;

5) единством целей, задач и принципов их деятельности;

6) иерархической подчиненностью звеньев системы;

7) их определённая обособленность подтверждается, в частности, наличием государственной символики: флага, вымпела, эмблемы.

Взаимоотношения в единой системе таможенных органов России основываются путем сочетания централизации и децентрализации.

Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в единой системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.

Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти России. Таможенные органы яв­ляются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти России (рисунок 2).

Правительство РФ

Министерство

финансов РФ

ФТС России

РТУ

Учреждения

для обеспечения деятельности

таможенных органов

Таможни

Таможенные посты

Рисунок 2 – Место таможенных органов России в системе федеральных органов исполнительной власти

В условиях развития Таможенного союза координация деятельности таможенных органов осуществляется Евразийской экономической комиссией.

Исходя из понимания федеральной исполнительной вла­сти как деятельности, состоящей в практической реали­зации норм и положений Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов РФ, международных договоров следует отметить, что та­моженные органы осуществляют исполнительную и распо­рядительную деятельность в сфере таможенного дела. Эта деятельность состоит в повседневной практической орга­низации и осуществлении таможенного дела в стране и Таможенном союзе в пределах своей компетенции.

Компетенция таможенных органов — это система влас­тных полномочий, функций и задач, возлагаемых госу­дарством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным орга­нам определенные полномочия для выполнения возложен­ных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объек­там и обязанностей перед личностью, обществом и госу­дарством. Реализация компетенции таможенных органов осуществ­ляется путем правоустановления, правопри­менения и правоохраны.

Таможенные органы во исполнение возложенных на них функций и решения, поставленных перед ними за­дач имеют право издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального характера), обя­зательные для исполнения всеми субъектами-участника­ми правоотношений, урегулированных нормами таможен­ного права.

Правоприменение в деятельности таможенных органов — это властно - регулятивные действия должностных лиц та­моженных органов по претворению в жизнь предписаний правовых норм. Правоприменение должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, уста­навливающих процедуру правоприменительной деятельно­сти, круг субъектов правоприменительной деятельности и другие вопросы.

Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно - правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия.

Таможенные органы России являются субъектами бюджетного планирования и осуществляют свою деятельность за счет средств федерального бюджета.

Многогранность видов деятельности, осуществляемых таможенными органами, позволяет установить критерии их классификации по определенным признакам:

1) содержанию: финансовая, административная, правоохранительная, информационная;

2) форме осуществления: нормотворческая, правоприменительная, юрисдикционная, договорная;

3) территориальной подведомственности: деятельность ФТС России на всей территории страны, деятельность региональных таможенных управлений в федеральных округах, деятельность таможен на подведомственных им субъектах РФ;

4) отраслевой принадлежности: уголовно - процессуальная, финансово - правовая, административная, международная, гражданско -правовая.

Таким образом, спектр разнообразных сторон деятельности таможенных органов позволяет позиционировать их как вполне самостоятельное звено в системе федеральных органов исполнительной власти.

Деятельность таможенных органов основана на таких принципах как:

1) законность;

2) равенство лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;

3) единство системы таможенных органов и централизованного руководства;

4) профессионализм и компетентность должностных лиц таможенных органов;

5) ясность, предсказуемость, гласность действий должностных лиц таможенных органов, понятность требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступность информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле;

6) единообразие правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

7) недопущение возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;

8) совершенствование таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрение прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах.

Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций.

Под функциями органа исполнительной власти следу­ет понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене ин­формацией организационно - правовых воздействий орга­на, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, эконо­мической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направ­ленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом.

Функции органа исполнительной власти производны от функций государства, они отража­ют материальное содержание управленческой деятельнос­ти, перечень их содержится в актах, регулирующих пра­вовое положение таможенного органа в общей системе государствен­ных органов.

Классификация функций в научной и учеб­ной литературе проводится различными авторами не од­нозначно. Основными критериями классификации явля­ются объект и субъект управления.

Объектом управления применительно к деятельности таможенных органов являются правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направлен­ные на защиту экономического суверенитета и экономи­ческой безопасности России, активизацию связей россий­ской экономики с мировым хозяйством, обеспечение за­щиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и госу­дарственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Объект и предмет экономики таможенного дела представлены в подразделе 1.2.

Имеются определенные взгляды на содержание функций таможенных органов, основанные на их конкретизации в определённых сферах деятельности. Так, В. А. Жбанков указывает, что основные функции таможенных органов могут быть объединены в группы по характеру выполняемых задач: экономические (внутри- и внешнеэкономические), правоохранительные, научно-исследовательские, информационно-статистические и реализуются они в экономической и правоохранительной сферах. По отношению к другим функциям экономическая является определяющей.

Таким образом, речь идёт, во-первых, уже не об обобщенных функциях, а о сферах деятельности таможенных органов, а во-вторых, об экономической сфере деятельности с перечнем функций, включающим и фискальную функцию.

Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечиваю­щие (функциональные).

Основные функции таможенных органов России изложены в ст. 12 федерального закона РФ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

К обеспечивающим функциям таможенных органов от­носятся кадровая, финансово-плановая, материально-тех­ническая и другие функции организационного характера.

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Перечень функций таможенных органов конкретизи­рован и детализирован в Постановлении Правительства РФ от 26 июля 2006 года № 459 «Положение о федеральной таможенной службе», а также в общих положениях о других таможенных органах России.

Возложенные на них функции таможенные органы вы­полняют как самостоятельно, так и во взаимодействии с иными государственными органами, предприятиями, уч­реждениями и организациями, а также с гражданами. При этом государственные органы и их должностные лица обя­заны оказывать содействие таможенным органам в реше­нии возложенных на них задач, в том числе путем созда­ния надлежащих условий для этого. Это касается, преж­де всего, финансовых и налоговых органов, органов по­граничной службы, транспортных органов и дру­гих органов, которые тесно связаны в функциональном отноше­нии с таможенными органами.

Свою деятельность таможенные органы осуществляют в соответствии с законодательно закрепленными принципами, а как субъекты бюджетного планирования, таможенные органы осуществляют свою деятельность за счет средств федерального бюджета.