5 Инновационные технологии, исполь-
ЗУЕМЫЕ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ЭКСПЕР-
ТИЗА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ»
С целью активизации работы студентов в учебном процессе при преподавании данной дисциплины используются инновационные технологии, такие как: тестирование (Приложение А Тестовые задания для текущего контроля знаний студентов), метод проектов (7 Задания для самостоятельной работы студентов), деловая игра (Товароведная экспертиза продовольственных товаров), круглый стол (Экспертная оценка фальсифицированных товаров – лабор. занятие - 7; Экспертная оценка экологических свойств – лабор. занятие - 5)
Деловая игра «Товароведная экспертиза продовольственных товаров по качеству»
Цель деловой игры - закрепление теоретических знаний, овладение умениями экспертной оценки продовольственных товаров в условиях, имитирующих профессиональную деятельность эксперта.
Подготовка к занятию: студент должен изучить учебник (3, гл. 5 и 9); преподаватель и лаборант должны подобрать соответствующие стандарты на продукцию и методы ее испытания (в соответствии с условиями ситуации игры), а также копии бланков документов (заявки, наряды, акты экспертизы).
Средства обучения: стандарты на продукцию и методы испытаний; бланки документов (копии).
Вариант 1 Экспертиза овощных товаров
Ситуация 1 В экспертную организацию Торгово-промышленной палаты (ТПП) поступила заявка от оптовой плодоовощной базы ООО «Визит» на проведение товароведной экспертизы товарных партий картофеля и моркови при приемке от поставщика. К заявке были приложены качественные удостоверения на конкретные товарные партии (приложения А, Б).
Руководство экспертной организации, рассмотрев заявку, приняло решение о направлении группы экспертов в ООО «Визит», причем по каждому наименованию продукции была сформирована группа (команда) экспертов из пяти человек (по числу товарных партий).
Пояснение: каждый эксперт в группе должен проводить товароведную экспертизу с одной товарной партией, но после получения конечных результатов оценки происходит открытое обсуждение результатов в группе и совместное принятие решений, представляемых в виде экспертного заключения. Преподаватель выступает в роли руководителя экспертной организации, дает задания экспертам (студентам), подписывает наряды.
Ситуация 2 После окончания сроков хранения руководство ООО «Визит» обратилось в экспертную организацию о проведении экспертизы тех же товарных партий вновь, указав в заявке на необходимость выявления причин возникновения количественных и качественных потерь. Согласие руководства экспертной организации было получено и эксперты были направлены в ООО «Визит».
Пояснение: каждый эксперт в группе должен проводить экспертную оценку одних и тех же товарных партий. Обсуждение результатов оценки аналогично ситуации 1.
Задания по ситуации 1
Задание 1.1 Оформите заявку и наряд на проведение экспертизы: товарной партии с которой Вы будете работать на деловой игре. Форма заявки и наряда см. в приложении Ж, З. Заявка может составляться также и в произвольной форме с указанием наименования заказчика, его адреса и телефона, цель, объект экспертизы, объем экспертируемой партии, ее идентифицирующие признаки (№ товарно-транспортной накладной, отправитель, даты отправки и получения), дата вызова эксперта, метод исследования. Все необходимые данные приведены в качественном удостоверении.
Задание 1.2 Проведите экспертную оценку товарных партий при приемке от поставщика. Обратите внимание на дату обработки продукции ядохимикатами в период выращивания.
Этапы выполнения задания:
1 На основании исходных данных, приведенных в приложениях В, Г рассчитайте: количество мест в выборке; количество точечных проб; массу объединенной пробы; рассчитайте процентное содержание дефектной продукции по каждому дефекту отдельно: определите градации качества (стандарт., нестандарт., отход) с учетом видов дефектов и допускаемых отклонений.
2 Результаты оформите в виде таблицы 5.1.
Таблица 5.1 – Результаты экспертной оценки _____________________
при приемочной экспертизе (наименование продукции и
№ товарной партии)
Показатели | Результаты разбраковки объединенной пробы | Нормы допусков по ГОСТ, % | % сверх допусков – нестандарт. | Недопуск. дефекты - отход | |
кг | % | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
Итого н/ст. отход
Стандартная продукция, % = 100 - % нестандартной продукции - % отхода.
Примечание: В графы 1 и 2 заносят показатели и их значения по определенному виду продукции и товарной партии, согласно заданию и приложениям В, Г.
Задание 1.3 Сопоставьте результаты экспертной оценки, устанавливающей фактическое качество товарной партии, с данными, указанными в качественном удостоверении (см. приложение А, Б). Результаты оформите в виде таблицы 5.2
Таблица 5.2 –Результаты экспертизы ____________________________
при приемке и после хранения (наименование продукции и
№ товарной партии)
Градации качества | Качественное удостоверение | Результаты экспертной оценки, % | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Стандарт |
|
|
|
Нестандарт |
|
|
|
Продолжение таблицы 5.2
1 | 2 | 3 | 4 |
Отход |
|
|
|
Укажите возможные причины возникновения дефектов плодоовощных товаров, выявленных при разбраковке объединенной пробы, с учетом данных, указанных в качественном удостоверении (сроков транспортирования, уборки, отправки и т.п.).
Задание 1.4 Составьте предварительное заключение по результатам экспертной оценки, в котором укажите фактическое и документальное качество. Установите: были ли основания для проведения экспертизы товаров. Укажите эти основания. Возможны ли претензии со стороны заказчика экспертизы или поставщика? Есть ли основания для проведения повторной экспертизы?
Задание по ситуации 2
Задание 2.1 Укажите, есть ли основания для проведения повторной экспертизы плодоовощных товаров после хранения. Если нет, то к какому виду должна быть отнесена эта экспертиза. Какие документы должны быть оформлены экспертами? Какие документы должен представить заказчик? Какие из этих документов служат основанием для допуска эксперта к проведению экспертизы. Какие специалисты могут выступать представителями заказчика ООО «Визит».
Задание 2.2 Проведите экспертную оценку товарных партий плодоовощной продукции после хранения, используя результаты разбраковки объединенных проб, приведенных в приложениях Д, Е.
Этапы выполнения задания:
1 Проверить достаточность массы объединенной пробы. Если проба недостаточна, то процентное содержание дефектной продукции рассчитать с учетом минимально допустимой и недостаточной пробы.
2 Рассчитать процентное содержание каждой фракции дефектной продукции.
3 Установить процентное содержание стандартной, нестандартной продукции и отходов в соответствии с требованиями стандартов и с учетом допускаемых отклонений, регламентируемых в этих стандартах.
4 Результаты оформите в виде таблицы 3, которая аналогична таблице 1, но показатели и их значения берутся из приложений Д, Е. Соответственно изменяется и название таблицы 5.3
Таблица 5.3 – Результаты экспертной оценки_____________________
при экспертизе после хранения (наименование продукции и
№ товарной партии)
Показатели | Результаты разбраковки объединенной пробы | Нормы допусков по ГОСТ, % | % сверх допусков – нестандарт. | Недопуск. дефекты - отход | |
кг | % | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
Пояснения: Учтите, что к нестандартной плодоовощной продукции относится дефектная продукция сверх установленных норм допусков. Допускаемые отклонения относятся к стандартной продукции.
Ст, % = 100 - н/с – отх, %.
Задание 2.3 Сопоставить результаты экспертной оценки товарной партии при приемке от поставщика и после хранения. Результаты экспертизы занесите в таблицу 2. Выявить причины возникновения дефектов продукции в процессе хранения.
Задание 2.4 Обсудить полученные результаты экспертной оценки в группе (команде) и составить предварительное заключение.
Приложение А
- Цель, задачи и предмет дисциплины
- Требования к уровню освоения
- 3 Объем дисциплины
- 3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3.2 Распределение часов курса по темам и видам
- Форма обучения очная
- Форма обучения заочная
- Форма обучения заочная (сокращенная программа)
- 4 Содержание курса
- Раздел 1 Теоретические основы экспертизы
- Тема 1 Основные понятия, цели и задачи дисциплины
- Тема 2 Нормативно-правовая база экспертизы
- Раздел 2 Виды и методы экспертизы продовольст-
- Тема 3 Методы экспертизы продовольственных товаров
- Тема 4 Экспертиза по количеству и качеству
- Тема 5 Санитарно-гигиеническая экспертиза
- Тема 6 Документальная экспертиза продовольственных
- Тема 7 Экологическая экспертиза продовольственных
- Тема 8 Ветеринарно-санитарная экспертиза
- Тема 9 Идентификация продовольственных товаров
- Раздел 3 Организация и порядок проведения экспер-
- Тема 10 Порядок проведения и оформления результатов
- Тема 11 Экономика и аудит экспертизы
- 5 Инновационные технологии, исполь-
- Качественное удостоверение на картофель продовольственный № 0513 от…
- Качественное удостоверение на морковь столовую № 0514 от…
- Результаты экспертизы товара
- Расчет стоимости экспертизы (в тыс.Рублях):
- Адрес_______________________________________________________________
- 6 Лабораторные работы
- 7 Задания для самостоятельной работы
- 8 Тематика контрольных работ и
- 8.1 Варианты контрольных работ
- 8.2 Указания по выполнению контрольных работ
- 8.2.1 Общие правила оформления библиографичес-
- 9 Вопросы для подготовки к экзамену
- 9.1 Вопросы для подготовки к зачету
- 9.2 Вопросы для подготовки к экзамену
- 10 Учебно-методическое обеспечение
- 10.1 Литература
- 10.2 Методическое обеспечение дисциплины
- 10.3 Материально-техническое и/или информацион-
- Методические указания по выполнению лабораторных работ
- Методические указания
- 2.1 Задача:
- 2.2 Проверка качества моркови работниками плодоовощной
- 2.3 Оформление заявки на проведение экспертизы по
- Приемочного контроля партии моркови сорта «Лосиноостровская» лабораторией базы
- 2.4 Оформление наряда для проведения экспертизы
- 2.5 Работа эксперта на плодоовощной базе
- Экспертирования качества партии моркови сорта «Лосиноостровская»
- 2.6 Составление акта экспертизы
- Торгово-промышленная палата
- Акт экспертизы №141
- 5.1 Органолептическая оценка качества мяса
- 5.2 Определение продуктов первичного распада белка в
- 5.З Порядок проведения микроскопического анализа мяса
- 5.4 Порядок определения рН мяса
- 5.5 Проведение формольной реакции
- 3.1 Определение состояния маркировки мясных консервов
- 3.2 Определение внешнего вида металлической тары
- 3.3 Определение герметичности упаковки мясных консервов
- 3.4 Определение массы нетто и соотношения составных
- 3.5 Определение органолептических показателей
- 3.6 Определение содержания поваренной соли в мясных
- 2.1 Идентификация промысловых рыб
- 2.2 Определение крупности промысловых рыб
- 2.3 Органолептическая оценка рыбных пресервов
- 2.4 Определение содержания поваренной соли
- 2.5 Определение стадии созревания сельдевой рыбы по
- 1 Обнаружение фальсификации картофельного крахмала пшеничной мукой:
- 2 Обнаружение фальсификации натурального молотого кофе кофейным напитком на зерновой основе:
- Результаты экспертизы товара
- Расчет стоимости экспертизы (в тыс.Рублях):
- Глоссарий