logo search
Экономика для Издательства исправл

6.1.2 Условия, цели, формы, способы таможенной интеграции

После распада СССР бывшие союзные республики, в том числе и Россия, стали проявлять интерес к интеграции. В начале это проявлялось в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, особенно в областях, в которых прекращение связей оказывало неблагоприятное воздействие на состояние отраслей национальной экономики. В дальнейшем усилились стремления к интеграции на иных основах. Интеграция стала неотъемлемой составляющей политического, экономического и культурного развития многих государств.

Занимая место в каких-либо интеграционных процессах, государства-участники стали иметь возможность получения значительно больших материальных, интеллектуальных и иных средств, чем в одиночку. В экономическом отношении - это преимущества в привлечении инвестиций, укрепление производственных зон, стимулирование торговли, свободное перемещение капитала, рабочей силы и услуг. В политическом отношении - снижение риска конфликтов, в том числе вооруженных.

Исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические, производственные, научно-технические, технологические связи на уровне хозяйствующих субъектов, институтов власти, которые развиваясь и вглубь и вширь, способствуют сращиванию национальных хозяйств. За этим следует углубление связей государственных экономических, правовых, фискальных, социальных институтов, вплоть до определенного сращивания управленческих структур.

Среди множества факторов, влияющих на уровень интегрирования экономики страны в систему мирового хозяйства, важнейшими являются два фактора. Во-первых, участие в мировой экономической интеграции любой страны становится возможным при создании определенных условий для адаптации национального хозяйства и правовой базы государства к унифицированным нормам и требованиям всемирного хозяйства.

Во-вторых, возможность получения эффекта (экономической и политической выгоды) для страны на длительную перспективу от интеграционного процесса.

В России имеются предпосылки для успешного проведения интеграционных процессов. К таковым относятся: развитая научная база, обеспеченность сырьем и энергоресурсами, высокий научно-технический и кадровый потенциал.

В процессе интеграции большое внимание уделяется изменению институциональной структуры мировой экономики, созданию более благоприятных условий для развития международной торговли и производства, что чаще всего это выражается в либерализации отношений между государствами.

В то же время не всегда учитывается тот факт, что интеграция создается экономическими агентами, основными из которых в современных условиях являются крупные транснациональные корпорации (ТНК). Именно от их активности, заинтересованности в процессах интеграции во многом зависит успех интеграционных мероприятий.

Предпосылками для экономической интеграции являются:

- общие экономические интересы, проблемы;

- сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран;

- наличие общих границ, географическая близость;

- потребность в достижении быстрого эффекта;

- политические задачи и др.

Целей и предпосылок может быть несколько, это усиливает эффект интеграции.

Основной экономической целью интеграции выступает стремление повысить эффективность функционирования национальных экономик за счет условий и факторов, возникающих в ходе развития регионального международного обобществления производства.

Процесс интеграции может выполнять определенные функции в зависимости от стратегических направлений её действия:

- разделение труда;

- расширение мировой торговли;

- увеличение инвестиционных потоков;

- расширение объема рынка услуг;

- усиление роли информации;

- повышение инноваций.

Для интеграционных процессов характерно развитие, как по вертикали и горизонтали. При интеграции по вертикали происходит выстраивание соответствующих международно-правовых институтов (международных организаций, ТНК) посредством увеличения количества надстроечных организаций. По горизонтали расширяется количество государств, вовлекаемых в интеграционное объединение на одном уровне.

В зависимости от объекта и субъекта интеграции различают интеграции: макроэкономические (интеграция на государственном уровне) и микроэкономические (межфирменные объединения ТНК).

Процесс интеграции может происходить несколькими способами:

- посредством международной торговли, которая является важным связующим звеном между национальными экономиками;

- посредством международного движения факторов производства, в частности движения капиталов, рабочей силы;

- через международное движение научных достижений, идей, технологий.

Большинство транснациональных компаний и секторов производства и услуг организованы регионально. Так, большой поток интеграционных ресурсов в части международного движения товаров, капитала, финансов, технологий сконцентрирован в США, Западной Европе и Японии.

Интеграция оказывает непосредственное влияние на развитие экономик интегрирующих государств. Анализ взаимодействия государств, вступивших в интеграционные объединения, показывает, что экономика этих государств начинает испытывать мощное воздействие общих процессов, характерных для взаимодействующих партнеров. Причем эти процессы имеют как позитивные, так и определенные отрицательные тенденции.

Преимуществами интеграции для национальных хозяйств являются:

- увеличение размеров рынка – проявление эффекта масштаба производства;

- рост конкуренции между странами;

- создание благоприятной внешнеэкономической среды;

- ускорение темпов информационно-технологического обмена, содействующего снижению себестоимости, повышению качества и конкурентоспособности экспортной продукции;

- расширение торговли параллельно с расширением инфраструктуры;

- распространение новейших технологий;

- усиление роли члена интеграционного блока в объединении, что обеспечивает его государству лучшие позиции в торгово-экономических переговорах;

- увеличение миграционного оборота между странами, позволяющего урегулировать социально-экономические проблемы.

Отрицательные последствия интеграции проявляются в виде:

- оттока ресурсов (факторов производства), их перераспределения в пользу более сильных партнеров, что может привести к появлению застойных и отсталых зон внутри интегрированной группировки;

- олигопольного сговора между транснациональными корпорациями (ТНК), как результат возможно заключение негласных картельных соглашений между компаниями, завышение цен, которые ограничивают здоровую рыночную конкуренцию;

- эффекта потерь от увеличения масштабов производства.

Государственно-правовой механизм реализации функций интеграции в мировую экономику представляет собой трехуровневую систему:

1) государственные органы (законодательные и исполнительные органы);

2) институты обслуживающие процесс интеграции (финансово-кредитные, страховые, правовые и др.);

3) негосударственные учреждения и предприятия, непосредственно участвующие в интеграционных процессах.

Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда в последние годы актуализируется. Одним из важных направлений интеграции становится таможенная интеграция.

Интеграция в области таможенного дела - совокупность экономических и организационно-правовых взаимоотношений в области регулирования внешнеторговой деятельности.

Способами интеграции в области таможенного дела выступают:

- объединение различных международных таможенных служб;

- заключение договоров и многосторонних соглашений;

- выработка единых тарифов;

- согласованные системы описания и кодирования товаров;

- создание региональных международных организаций, устанавливающих правила, нормы, процедуры регулирования внешнеторговой деятельности.

Интеграция в области таможенного дела формируется на основе международных соглашений, договоров. Они могут быть двусторонними и многосторонними.

Примерами международных соглашений и договоров в области таможенного дела являются:

- Конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров;

- Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества;

- Конвенция о создании международного союза публикации таможенных тарифов;

- Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров;

- Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП;

- Таможенная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений;

- Двусторонние Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительствами Королевства Дании, Республики Индии, Турецкой Республики, Германии, Чехии, Словакии, Македонии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах и др.

Институты, реализующие международные договора, соглашения, мероприятия выполняют определенные функции и, как правило, носят региональный характер. Примеры региональных интеграционных объединений и международных организаций (институтов) в области таможенного дела, в которых Российская Федерация принимает участие, представлены на рисунке 15.

Основными результатами интеграции являются синхронизация процессов экономического и социального развития стран, сближение макроэкономических показателей развития, углубление взаимозависимости экономик, рост ВВП и производительности труда, рост масштабов производства, сокращение издержек, образование региональных рынков торговли.

Международные организации в таможенной сфере

Региональные интеграционные

объединения

Рисунок 15 - Региональные интеграционные объединения и международные организации в области таможенного дела (институты)

В зависимости от целей и задач, решаемых в процессе объединения, формы интеграции могут быть различными, и каждая из них обладает определенными особенностями. Они представлены в таблице 27.

Таблица 27 - Формы интеграции и их особенности

Формы интеграции

Характерные черты

Зона свободной торговли

1) свободная от таможенных ограничений торговля;

2) взаимная отмена тарифных и нетарифных мер регулирования;

3) согласование новых торговых барьеров.

Таможенный союз

1) отсутствие внутренних таможенных границ;

2) перенос контроля на внешний периметр союза;

3) устранение таможенных ограничений во взаимной торговле;

4) общая система тарифного и нетарифного регулирования и др.

Единый рынок

1) общая политика развития отраслей и секторов экономики;

2) свободное движение капиталов, рабочей силы, технологий;

3) гармонизация промышленных стандартов и законодательств;

4) единая система мер, регулирующих конкуренцию.

Валютный союз

1) координация экономической, социальной, валютной, бюджетной, денежной политики;

2) введение единой валюты.

Политический союз

Образование конфедеративного государства.

Зона свободной торговли служит преференциальной зоной, в зоне которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений торговля товарами.

Таможенный союз представляет собой соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, выстраивании единой таможенной политики к перемещению товаров Таможенного союза в третьи страны.

Единый рынок - соглашение, в котором в дополнение к положениям таможенного союза устанавливается свобода передвижения капитала и рабочей силы, общая политика развития отраслей и секторов экономики.

Валютный союз - соглашение, в рамках которого в дополнение к единому рынку реализуется также единая фискальная и монетарная политика.

Политический союз – объединение государств, на территории которых создаются наднациональные органы управления, проводится единая макроэкономическая, денежная, экономическая политика.