logo search
Экономика для Издательства исправл

6.4 Роль Всемирной таможенной организации в таможенном деле

Всемирная таможенная организация - (World Customs Organization (WCO)) - межправительственная международная организация. История зарождения ВТАО содержит длительный период. В 1947 году по запросу Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) была создана рабочая группа по таможенным вопросам с участием тринадцати государств. В Брюсселе в 1950 году рабочей группой подписана Конвенция, в соответствии с которой создан Совет таможенного сотрудничества (СТС). По истечении трех лет 26 января 1953 года состоялась инаугурационная церемония при участии 17 членов-основателей Совета. Этот день, т.е. 26 января в дальнейшем был признан днем международного таможенника.

В 1994 году Совет таможенного сотрудничества был переименован во Всемирную таможенную организацию. За всю историю существования организации ее членами стали более 170 таможенных служб мира, которые контролируют около 98 % международной торговли.

Основной целью Всемирной таможенной организации определено повышение эффективности работы таможенных служб стран-членов данной организации.

Приоритеты Всемирная таможенная организация выстраивает с учетом требований международных отношений и глобальной экономики. С 2009 года приоритетами ВТАО выдвинуто налаживание связей с общественностью, расширение программ институционального развития, проведение исследований.

Организационное устройство Всемирной таможенной организации представлено следующими органами:

1 Секретариат ВТАО, который возглавляется генеральным секретарем. Должность является выборным. Генеральный секретарь избирается членами ВТАО на пять лет (с 1 января 2009 года - г-н Кунио Микурия из Японии).

2 ВТАО управляется Советом во главе с председателем. В Совете ежегодно собираются все члены организации и решают актуальные задачи.

3 Политическая комиссия и финансовый комитет занимаются стратегией развития организации и тактическими задачами.

4 Другие комитеты ВТАО: комитет по гармонизированной системе, постоянный технический комитет, технический комитет по оценке таможенной стоимости, технический комитет по правилам происхождения, комитет институционального развития.

5 Рабочая группа по системе рамочных стандартов (SAFE), которая разрабатывает инструменты для развития таможенного дела и обмена передовым опытом.

Всемирная таможенная организация определяет свои задачи исходят из цели и функций. Задачами Всемирной таможенной организации выступают:

- принятие рекомендаций, которые упрощают и унифицируют таможенные процедуры, операции;

- разработка конвенций и других документов;

- изучение вопросов сотрудничества в таможенной области;

- осуществление посреднических и примирительных мероприятий в случае возникновения споров и разногласий;

- распространение информации о таможенных процедурах, операциях, формальностях;

- исследование технических аспектов таможенной системы;

- сотрудничество с другими международными организациями.

Описание роли Всемирной таможенной организации в международных таможенных отношениях позволяет раскрыть исполняемые ей функции. Роль ВТАО проявляется в следующем:

- единообразие таможенных систем стран-участниц;

- изучение проблем, возникающих в ходе развития таможенной системы и таможенного законодательства;

- подготовка проектов конвенций, рекомендаций по их единообразному толкованию;

- распространение среди стран-участниц информации по таможенному регулированию и процедурам;

- сотрудничество с другими международными и межправительственными организациями.

Деятельность ВТАО направлена на решение важных правовых вопросов на международном уровне, в качестве таковых можно перечислить, следующие:

Базельская Конвенция по контролю трансграничного перемещения отходов и их уничтожению.

Картахенский Протокол по биоразнообразию.

Конвенция о международной торговле исчезающими видами дикой флоры и фауны.

Монреальский Протокол по веществам, разрушающим озоновый слой.

Роттердамская Конвенция по процедуре предварительного уведомления в международной торговле опасными химикатами и пестицидами.

Стокгольмская Конвенция по стойким органическим загрязнителям и др.

Таможенные отношения ВТАО реализует посредством нормативно-правовых актов. Основными инструменты регулирования таможенного дела ВТАО являются:

Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) принята в 1983, вступила в силу в 1988 году. Система включает в себя около 5000 групп товаров.

Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров используется в целях:

- расчета таможенных тарифов и сбора международной таможенной статистики;

- разработки международной торговой политики;

- рассмотрения правил происхождения товаров, мониторинга контролируемых товаров;

- расчета налогов, тарифов на товары перемещаемые через границу;

- контроля над установлением квот на товары и цен;

- проведения экономических исследований и анализа.

Международная конвенция об упрощении и согласовании таможенных процедур (пересмотренная Киотская конвенция) принята в 1974 и пересмотрена в 1999 году, вступила в силу в 2006 году.

Киотская конвенция предусматривает исполнение следующих основополагающих принципов:

- прозрачность и предсказуемость операций по таможенному контролю;

- стандартизация и упрощение товарных деклараций и сопровождающих документов;

- упрощение процедур для уполномоченных операторов;

- максимальное использование информационных технологий;

- минимально необходимый таможенный контроль при соблюдении таможенных правил;

- применение процедур таможенного контроля, основанных на анализе рисков и аудите;

- проведение совместных операций с участием других пограничных служб;

- партнерство с частным сектором.

Конвенция о карнете АТА и Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция). Названные Конвенции являются инструментами ВТАО по временному ввозу товаров.

Система АТА является частью обеих Конвенций. Она разрешает свободу передвижения через таможенные границы и временный ввоз товаров на таможенную территорию, освобождая от уплаты налогов и пошлин. При этом товары сопровождаются одним документом - это карнет АТА. Функционирование системы АТА обеспечивается с помощью международных гарантий.

Система рамочных стандартов по обеспечению безопасности и содействию глобальной торговле (SAFE) принята в 2003 году.

Система рамочных стандартов по обеспечению безопасности и содействию глобальной торговле является рекомендательным документом.

Система рамочных стандартов позволяет решать следующие задачи:

- обеспечивать безопасность цепи поставок и упрощение процедур международной торговли;

- осуществлять интегрированное управление цепью поставок для всех видов транспорта;

- развивать связи между таможенными службами с целью обнаружения рисковых грузов;

- способствовать сотрудничеству между таможенными органами и деловым сообществом с помощью внедрения концепции уполномоченного экономического оператора.

Декларация Аруша о профессиональной этике принята в 1993 и пересмотрена в 2003 году.

Декларация носит рекомендательный характер и представляет собой ряд основных положений для продвижения принципов профессиональной этики и борьбы с коррупцией в таможенной сфере.

В рамках ВТАО действует более 20 конвенций, 50 рекомендаций и свыше 10 международных норм по отдельным таможенным вопросам. В качестве примера следует отметить: 1) Конвенции - об упрощении и унификации таможенных процедур; о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами; о взаимном административном содействии в предупреждении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений и др. , 2) Соглашения - по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле ; о правилах определения страны происхождения товаров, 3) Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли и т.д.

Место Российской Федерации во Всемирной таможенной организации

Во Всемирной таможенной организации государства-члены ВТАО делятся на региональные группы:

1) Америка и Карибский бассейн;

2) Европа;

3) Северная Африка, Ближний и Средний Восток;

4) Западная и Центральная Африка;

5) Восточная и Южная Африка;

6) Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Австралия и Океания.

Задача каждой группы – проведение линии ВТАО по гармонизации таможенных систем данного региона, продвижение актов ВТАО, их разъяснение, привлечение новых членов.

Советский Союз, вступивший в Совет таможенного сотрудничества в 1991 году, был отнесен к европейскому региону. Независимые государства – субъекты бывшего СССР, также автоматически были включены в регион «Европа». В настоящее время Всемирная таможенная организация объединяет 169 государств. Россия как правопреемница СССР стала членом ВТАО с 1992 года. Европейский регион оказался самым большим, включает 40 государств, при средней численности стран около 20 в других регионах.

Наряду с английским, французским и испанским языком в июле 2000 года русскому языку придан статус рабочего языка Всемирной таможенной организации для использования его в гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

Важную роль в международных таможенных отношениях играет взаимодействие России со Всемирной таможенной организацией. В отношениях со странами «дальнего зарубежья» приоритет отдается развитию сотрудничества с таможенными службами стран, граничащих с Россией, являющихся основными торгово-экономическими партнерами, а также представляющих зону «риска» в правоохранительном плане.

Функционирование России во Всемирной таможенной организации будет более эффективным при устранении несоответствия и различий в стандартах конвенции и нормах таможенного законодательства России, а именно:

- внедрение перспективных таможенных технологий;

- расширение специальных упрощенных процедур для отдельных лиц;

- усиление таможенного пост-аудита;

- минимизация предоставляемых документов и информации;

- обеспечение возможности декларирования товаров на границе.

Эффективность деятельности таможенной службы любого государства определяется по следующим направлениям:

– быстрое перемещение товаров, транспортных средств и физических лиц через таможенные границы;

– надежное предотвращение и безусловное пресечение нарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, представляющих экономическую, социальную, экологическую, техническую, технологическую опасность для государств и мирового сообщества.

Достижение указанных целей стало возможно за счет внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли в практику деятельности таможенных органов РФ.

Рамочные стандарты безопасности (РСБ) стали ответом мирового сообщества на вызовы современности, из которых одним из самых серьезных стало противодействие международной террористической угрозе в контексте с событиями 11 сентября 2001 г. и последующими событиями в мире. Всемирная таможенная организация, выражая волю подавляющего большинства 168 государств – членов Организации, активно включилась в борьбу с мировым терроризмом, угрожающим свободному развитию международных торгово-экономических операций. На сегодняшний день уже 95 стран – участниц ВТО, включая Россию, письменно подтвердили свое одобрение принятых рамочных стандартов безопасности. Ожидается, что 25 государств Евросоюза в ближайшее время также присоединятся к мерам, призванным повысить роль таможенных процедур в деле их гармонизации с целью содействия глобальной торговле и снижения сопутствующих ей рисков.

Суть РСБ заключается в определении преимуществ безопасной мировой торговли. Стандарты базируются на двух подходах: это отношения таможенных администраций между собой и отношения таможенных администраций с бизнес-сообществом.

Основные принципы РСБ

1 Предварительный обмен данными в электронном виде. Между странами-экспортерами и импортерами должен обеспечиваться бесперебойный электронный обмен информацией. Для этого требуется, чтобы таможня за то время, пока идет информация, отработала поставку по системе управления рисками, после чего стало бы возможным принятие решения о типе таможенного контроля в отношении перемещаемого груза.

2 Система информационного обмена должна поддерживаться на современном уровне, с использованием последних достижений высоких компьютерных технологий.

3 Таможенные администрации обязаны обеспечивать безопасность грузоперевозок.

4 Сотрудничество таможни и бизнес-сообществ. Таможня должна находиться в постоянном контакте с теми предприятиями и производителями, которые являются участниками ВЭД, стали уполномоченными экономическими операторами.

В работе с РСБ первоочередной ролью ВТО является диагностика каждой отдельно взятой страны. Для внедрения РСБ требуется соответствующее финансирование.

Суть этих мер – система управления рисками и внедрение современных информационных технологий, использование упрощенного таможенного декларирования и многое другое. Однако их применение зависит не только от ресурсов, имеющихся у национальных таможенных администраций, но и от их готовности к международному сотрудничеству, а, в конечном счете – от поддержки этого процесса со стороны политических властей различных стран.

В РСБ введена норма обмена экономической информацией между таможенными администрациями, что отражено в разделе «Фактурная стоимость». Предварительное информирование позволяет максимально сократить формальности на границе. Свою готовность участвовать в этой схеме подтвердили 127 государств мира.

Бизнес, который готов работать по этим Стандартам, получил статус уполномоченного экономического оператора.

Внедрение в таможенное дело международных норм и правил позволил перейти на применение единых стандартов в области таможенного дела и решить вопросы, связанные с присоединением к международным конвенциям по гармонизации и упрощению таможенных процедур (Киотская конвенция, редакция 1999 г.), В этих условиях на первый план выдвигается проблема создания механизма обмена унифицированной информацией в электронном формате между всеми участниками, вовлеченными во внешнеэкономические отношения, включая таможенные органы. Он предусматривает налаживание информационного взаимодействия между национальными таможенными администрациями на региональном и мировом уровнях, их сотрудничество с другими компетентными организациями, участвующими в обеспечении контроля на границах, а также с международным сообществом, важным элементом которого является Всемирная таможенная организация.

Приоритетным направлением деятельности системы RILO-Москва является координация работы национальных узлов связи таможенных служб стран – участниц СНГ и обеспечение их взаимодействия с Всемирной таможенной организацией. Основной практической задачей деятельности RILO-Москва является обеспечение непрерывного поступления информации, ее учета и распределения в правоохранительной сети Всемирной таможенной организации (ВТО) «CEN», а также получение всеми национальными узлами связи прямого доступа в «CEN» для начала самостоятельной работы.

Результаты сбора, структурирования и анализа информации из национальных узлов связи используются следующим образом:

– обобщение в тематических информационно-аналитических бюллетенях;

– распространение ориентировок по новым, изощренным способам сокрытия контрабанды, новым маршрутам и тенденциям контрабандных перемещений;

– проведение совместных операций по мониторингу легального перемещения наркотических и психотропных веществ;

– организация и проведение тематических семинаров;

– создание системы глобального мониторинга и анализа данных с последующим изданием соответствующих аналитических материалов и информационных бюллетеней;

– проведение двусторонних и многосторонних консультаций с последующим оформлением достигнутых договоренностей в виде меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве.

Одним из направлений международного таможенного сотрудничества, вызывающим пристальное внимание, является борьба с таможенными правонарушениями. К наиболее распространенным и опасным правонарушениям относятся контрабандный ввоз/вывоз объектов дикой природы, морских биоресурсов, наркотических и психотропных веществ, оружия, леса и лесоматериалов, культурных ценностей и др. Причины таких явлений находятся в сфере экономических интересов стран, проводящих политику все большего распространения и продвижения своих товаров как на мировой рынок, так и на национальные рынки различных государств с целью получения экономической прибыли и дальнейшего развития своей экономики.

Относительно новым направлением международного сотрудничества в таможенном деле является регулирование электронной торговли. Уже сегодня существуют международные организации, разрабатывающие международные требования и рекомендации по процедурам и правилам электронной торговли. В системе ООН работа по юридическому регулированию отношений в области электронной коммерции сосредоточена в Комиссии по международному торговому праву – UNCITRAL. Здесь было разработано два модельных закона: по электронной коммерции (MLEC, 1996 г.) и по электронным подписям (MLES, 2000 г.). Другим международным центром разработки базовых правил регулирования электронной коммерции стал Европейский союз, которым, в частности, была разработана и принята Директива по электронным подписям, выработаны основные предложения и проект Директивы по электронной коммерции на внутреннем рынке.

Основные выводы по 6-ому разделу

Основная проблема в области интеграции России в мировую экономику - ее сырьевая зависимость. С момента вступления России в экономическое общение с остальным миром, рынок потребительских и промышленных товаров кардинально изменился. Появилось множество импортных товаров, многие зарубежные компании открыли на территории России свои филиалы для производства готовой продукции.

К сожалению, обратный процесс - увеличение экспорта российских товаров, освоение рынков зарубежных стран - идет более медленными темпами. И основными успешными российскими компаниями, работающими на экспорт, пока остаются ресурсодобывающие.

Другой важной проблемой интеграции России в мировую экономику являются неблагоприятный инвестиционный климат и приоритет внешнеполитических ориентиров над внешнеэкономическими.

Вопросы для обсуждения

1 Раскройте экономическое содержание интеграции в области таможенного дела.

2 В чем проявляются преимущества, а в чем отрицательные последствия интеграции?

3 Охарактеризуйте формы интеграции в таможенном деле.

4 Охарактеризуйте основные этапы формирования Таможенного союза.

5 Определите уровень влияния Всемирной торговой организации на развитие таможенного дела.

6 Раскройте роль Всемирной таможенной организации в развитии таможенной интеграции

Тесты для самоконтроля

1 Система управления во Всемирной таможенной организации таможенных органах:

а) совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность в интегрированных таможенных организациях;

б) организационная форма управления таможенной организации;

в) структура органов и звеньев управления Всемирной таможенной организации;

г) комплекс характеристик, отражающих состояние управления Всемирной таможенной организации.

2 Управленческое решение во Всемирной таможенной организации принимается:

а) индивидуально определенным государством;

б) коллегиально решением комиссии Всемирной таможенной организации;

в) решением Сессии глав таможенных служб Всемирной таможенной организации;

г) Советом Всемирной таможенной организации.

3 Ситуационный подход в управлении таможенным делом во Всемирной таможенной организации предполагает:

а) решение задач в области таможенных формальностей посредством организации таможенного сотрудничества во Всемирной таможенной организации;

б) рассматривает организацию как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций и бизнес – процессов;

в) совокупность взаимозависимых элементов (людей, структуры организации, задач, технологии), ориентированных на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды во Всемирной таможенной организации;

г) предполагает разработку управленческого решения во Всемирной таможенной организации, зависящей от конкретной ситуации.

5 Системный подход в деятельности Всемирной таможенной организации (ВТАО) означает …

а) методологию исследования, планирования и определения способов деятельности таможенных органов, входящих в ВТО с позиции системы;

б) множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство;

в) способ взаимодействия стран, входящих в ВТАО (систему) с внешней средой и упорядочение связей в структуре системы для достижения её целей;

г) конфигурация проблем ВТАО (системы).