3.3.1 Концентрация в таможенном деле
Уровень развития производительных сил и производственных отношений общества характеризуется степенью разделения труда и его обобществления.
Разделение и обобществление труда выражаются непосредственно в производственных процессах в виде дифференциации и концентрации операций по изготовлению продукции, а на уровне производства в целом - в отраслевой дифференциации производства. Отраслевая дифференциация – выражается в росте числа отраслей производства, а концентрация в сосредоточении производства на крупных предприятиях в рамках каждой отрасли, и в более широких границах, включающих производственные процессы разных отраслей.
Концентрация является основной формой общественной организации производства и представляет собой процесс сосредоточения производства на более крупных предприятиях. Это определение раскрывает две стороны процесса концентрации в таможенной сфере - укрупнение таможенных органов (абсолютная концентрация) и распределение общего объема предоставляемых услуг между таможенными органами разного размера (относительная концентрация). Абсолютная концентрация лежит в основе относительной и служит предпосылкой ее развития. Вместе с тем размеры таможенных организаций не остаются постоянными, а изменяются под влиянием научно-технического процесса, укрупнения мощностей машин, оборудования, агрегатов.
Концентрация в таможенной сфере имеет три формы: укрупнение таможенных организаций, специализацию и кооперирование.
Укрупнение таможенных организаций - это сосредоточение предоставления таможенных услуг в крупных таможнях и определяется научно-техническим прогрессом орудий труда (ростом производительности единичных машин, агрегатов, аппаратов, совершенствованием техники управления и т.п.) и ростом объемов предоставленных услуг.
Концентрация производства и ее отдельные формы развиваются под влиянием двух главных факторов: роста потребности в определенных видах продукции и технического прогресса в производстве. Поэтому на каждом этапе развития степень концентрации производства должна соответствовать размеру производства и производительности оборудования.
Процесс концентрации обусловлен техническим прогрессом, возможностью увеличить мощность отдельных объектов, в том числе и таможен. Концентрация создает условия для более эффективного использования техники, программных продуктов, баз данных, роста производительности труда и централизации управления. Концентрация таможенного дела в универсальных таможнях удобна и для участников внешней экономической деятельности. Процесс концентрации может осуществляться также в форме увеличения мощности специализированных таможен. В таможенной деятельности это предполагает сосредоточение на таможнях и постах однородных технологических процедур, а в таможенных организациях и подразделениях - одного вида работ [2].
Процессу концентрации способствует рост потребности в таможенных услугах, стандартизация и унификация таможенных документов, технологических процедур, оборудования таможен.
Объектом стандартизации в таможенном деле являются как документы, так и нормы, требования, методы, термины, обозначения. Роль стандартов возрастает, если они вводятся комплексно, охватывают весь процесс работы с участниками ВЭД от начала до конца.
Унификация предполагает единообразие в технологии оформления и наборе документов при оказании таможенных услуг одинакового назначения.
Уровень концентрации в таможенном деле характеризуется экономическими показателями объема таможенных услуг (работ), используемых ресурсов в среднем в расчете на один таможенный орган, такими как:
- число деклараций на товары;
- вес или стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу;
- сумма зачисленных таможенных платежей в федеральный бюджет;
- стоимость производственных основных средств;
- численность должностных лиц [2].
Укрупнение таможенных организаций осуществляется посредством увеличения размеров специализированных и универсальных организаций. Наиболее эффективной является первая форма, при которой появляется возможность применения высокопроизводительных автоматизированных и поточных технологий. Менее эффективной является вторая форма, при которой осуществляется концентрация видов деятельности, не связанных между собой ни однородностью и последовательностью технологических процессов, ни однородными товарами.
Концентрация таможенных услуг и укрупнение размеров таможен осуществляется как путем повышения единичных мощностей оборудования и размеров сооружений, так и увеличения количества одинаковых сооружений и единиц оборудования.
Опыт работы отраслей народного хозяйства показал, что в каждой из них имеются свои оптимальные размеры предприятий, которые обеспечивают наивысшие технико-экономические показатели. Точно также существуют и оптимальные размеры таможенных организаций.
Под оптимальными размерами таможни понимаются такие показатели (по численности работников, стоимости ОПФ, объему таможенных услуг), которые обеспечивают выполнений заданий и планов по таможенным услугам в установленные сроки, с минимумом производственных затрат (сумма текущих и капитальных затрат, приведенных к единице времени) и максимально возможной эффективностью [100].
При поиске оптимального уровня концентрации таможенного дела надо исходить из внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся: мощность товарных потоков, стоимость строительства или обустройства, наличие необходимых для этого трудовых ресурсов и др. Учет внутренних факторов предполагает максимальное использование всех имеющихся в распоряжении таможни производственных ресурсов.
Таможни и их подразделения создаются, как правило, по территориальному принципу. Этим определен универсальный комплексный характер их работы. Большинство таможен осуществляют таможенное декларирование всех групп товаров, доставляемых различными видами транспорта. Однако территориальный принцип не исключает специализации отдельных таможен, их подразделений на выполнении специфических видов деятельности, осуществлении таможенного дела при особых обстоятельствах.
В соответствии с этими экономическими показателями можно привести данные, характеризующие деятельность некоторых таможенных органов в сфере таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Одним из показателей деятельности таможенных органов является количество оформленных деклараций на товары (таблица 12).
Таблица 12 – Доля оформленных деклараций по региональным таможенным подразделениям Приволжского таможенного управления за 2011 год
Наименование таможни | Выпущено деклараций на товары, шт. | В процентном отношении, % |
Нижегородская | 95427 | 34,5 |
Самарская | 35681 | 12,9 |
Татарстанская | 31255 | 11,3 |
Башкортостанская | 27660 | 10 |
Пермская | 41490 | 15 |
Саратовская | 21298 | 7,7 |
Ульяновская | 13830 | 5 |
Оренбургская | 10178 | 4 |
По итогам деятельности Приволжского таможенного управления наблюдается высокая степень концентрации товарных потоков на некоторых направлениях, что приводит к соответствующей концентрации услуг по таможенному декларированию в Нижегородской таможне (34,5 %). На долю Оренбургской таможни за отчетный год приходилось 10,178 деклараций.
Следовательно, в разрезе ПТУ, за 2011 год составило 4 % деклараций. Высокая концентрация товарных потоков на некоторых направлениях приводит к соответствующей концентрации услуг по таможенному декларированию. Процесс концентрации тесно связан со специализацией. Взаимосвязь видна из определения специализации.
- Г.И. Немирова, ю.В. Рожкова экономика таможенного дела
- Введение
- 1 Таможенное дело в системе отраслей национальной экономики
- Введение в экономику таможенного дела
- Экономика таможенного дела как отрасль науки
- Взаимосвязь экономики таможенного дела с другими дисциплинами
- Экономические задачи таможенного дела
- Таможенная политика: механизм ее формирования и реализации
- 1.6 Государственные таможенные услуги
- 2 Экономический механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.1 Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 2.2 Экономическая сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3 Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3.1 Экспортный контроль
- 2.3.2 Эффективность и масштабы применения нетарифных
- 3 Развитие таможенного дела
- 3.1 Организация таможенного дела
- 3.2 Размещение таможенных органов
- 3.3 Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 3.3.1 Концентрация в таможенном деле
- 3.3.2 Специализация в таможенном деле
- 3.3.3 Кооперирование в таможенном деле
- 3.4 Научно-технический прогресс в таможенном деле
- 4 Ресурсная база таможенных организаций
- 4.1 Активы таможенных органов и капитальное строительство
- Тыловое обеспечение таможенных органов
- Трудовые ресурсы таможенных органов
- 4.3.1Особенности трудовой деятельности в таможенных органах
- 4.3.2 Оплата труда в таможенных органах
- 5 Финансовые основы развития экономики таможенного дела
- 5.1 Функции, принципы планирования и прогнозирования экономики таможенного дела
- 5.2 Програмно-целевой метод развития экономики таможенного дела
- 5.3 Методы планирования и финансирования
- 5.5 Роль таможенных органов в планировании и формировании доходов бюджета
- 5.6 Порядок финансирования расходов на развитие таможенного дела
- 1 Экз. Платежного поручения
- 5.7 Анализ и финансовый контроль
- 5.8 Институты, осуществляющие контроль и их функции
- 6 Интеграция в сфере таможенного дела
- 6.1 Цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.1.1 Экономическое содержание интеграции
- 6.1.2 Условия, цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.2 Таможенный союз стран в рамках ЕврАзЭс
- 6.3 Развитие экономики таможенного дела России во Всемирной торговой организации
- 6.4 Роль Всемирной таможенной организации в таможенном деле
- 7 Эффективность и качество таможенной деятельности
- 7.1 Критерии и показатели экономической эффективности деятельности таможенных органов
- 7.2 Показатели качества деятельности таможенных органов
- Каким критериям должны отвечать параметры, характеризующие эффективность деятельности таможенного органа?
- Тесты для самоконтроля
- Заключение
- Список использованных источников