logo search
умк экспертиза

5 Инновационные технологии, исполь-

ЗУЕМЫЕ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ЭКСПЕР-

ТИЗА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ»

С целью активизации работы студентов в учебном процессе при преподавании данной дисциплины используются инновационные технологии, такие как: тестирование (Приложение А Тестовые задания для текущего контроля знаний студентов), метод проектов (7 Задания для самостоятельной работы студентов), деловая игра (Товароведная экспертиза продовольственных товаров), круглый стол (Экспертная оценка фальсифицированных товаров – лабор. занятие - 7; Экспертная оценка экологических свойств – лабор. занятие - 5)

Деловая игра «Товароведная экспертиза продовольственных товаров по качеству»

Цель деловой игры - закрепление теоретических знаний, овладение умениями экспертной оценки продовольственных товаров в условиях, имитирующих профессиональную деятельность эксперта.

Подготовка к занятию: студент должен изучить учебник (3, гл. 5 и 9); преподаватель и лаборант должны подобрать соответствующие стандарты на продукцию и методы ее испытания (в соответствии с условиями ситуации игры), а также копии бланков документов (заявки, наряды, акты экспертизы).

Средства обучения: стандарты на продукцию и методы испытаний; бланки документов (копии).

Вариант 1 Экспертиза овощных товаров

Ситуация 1 В экспертную организацию Торгово-промышленной палаты (ТПП) поступила заявка от оптовой плодоовощной базы ООО «Визит» на проведение товароведной экспертизы товарных партий картофеля и моркови при приемке от поставщика. К заявке были приложены качественные удостоверения на конкретные товарные партии (приложения А, Б).

Руководство экспертной организации, рассмотрев заявку, приняло решение о направлении группы экспертов в ООО «Визит», причем по каждому наименованию продукции была сформирована группа (команда) экспертов из пяти человек (по числу товарных партий).

Пояснение: каждый эксперт в группе должен проводить товароведную экспертизу с одной товарной партией, но после получения конечных результатов оценки происходит открытое обсуждение результатов в группе и совместное принятие решений, представляемых в виде экспертного заключения. Преподаватель выступает в роли руководителя экспертной организации, дает задания экспертам (студентам), подписывает наряды.

Ситуация 2 После окончания сроков хранения руководство ООО «Визит» обратилось в экспертную организацию о проведении экспертизы тех же товарных партий вновь, указав в заявке на необходимость выявления причин возникновения количественных и качественных потерь. Согласие руководства экспертной организации было получено и эксперты были направлены в ООО «Визит».

Пояснение: каждый эксперт в группе должен проводить экспертную оценку одних и тех же товарных партий. Обсуждение результатов оценки аналогично ситуации 1.

Задания по ситуации 1

Задание 1.1 Оформите заявку и наряд на проведение экспертизы: товарной партии с которой Вы будете работать на деловой игре. Форма заявки и наряда см. в приложении Ж, З. Заявка может составляться также и в произвольной форме с указанием наименования заказчика, его адреса и телефона, цель, объект экспертизы, объем экспертируемой партии, ее идентифицирующие признаки (№ товарно-транспортной накладной, отправитель, даты отправки и получения), дата вызова эксперта, метод исследования. Все необходимые данные приведены в качественном удостоверении.

Задание 1.2 Проведите экспертную оценку товарных партий при приемке от поставщика. Обратите внимание на дату обработки продукции ядохимикатами в период выращивания.

Этапы выполнения задания:

1 На основании исходных данных, приведенных в приложениях В, Г рассчитайте: количество мест в выборке; количество точечных проб; массу объединенной пробы; рассчитайте процентное содержание дефектной продукции по каждому дефекту отдельно: определите градации качества (стандарт., нестандарт., отход) с учетом видов дефектов и допускаемых отклонений.

2 Результаты оформите в виде таблицы 5.1.

Таблица 5.1 – Результаты экспертной оценки _____________________

при приемочной экспертизе (наименование продукции и

№ товарной партии)

Показатели

Результаты разбраковки объединенной пробы

Нормы допусков по ГОСТ, %

% сверх допусков –

нестандарт.

Недопуск. дефекты - отход

кг

%

1

2

3

4

5

6

Итого н/ст. отход

Стандартная продукция, % = 100 - % нестандартной продукции - % отхода.

Примечание: В графы 1 и 2 заносят показатели и их значения по определенному виду продукции и товарной партии, согласно заданию и приложениям В, Г.

Задание 1.3 Сопоставьте результаты экспертной оценки, устанавливающей фактическое качество товарной партии, с данными, указанными в качественном удостоверении (см. приложение А, Б). Результаты оформите в виде таблицы 5.2

Таблица 5.2 –Результаты экспертизы ____________________________

при приемке и после хранения (наименование продукции и

№ товарной партии)

Градации качества

Качественное удостоверение

Результаты экспертной оценки, %

1

2

3

4

Стандарт

Нестандарт

Продолжение таблицы 5.2

1

2

3

4

Отход

Укажите возможные причины возникновения дефектов плодоовощных товаров, выявленных при разбраковке объединенной пробы, с учетом данных, указанных в качественном удостоверении (сроков транспортирования, уборки, отправки и т.п.).

Задание 1.4 Составьте предварительное заключение по результатам экспертной оценки, в котором укажите фактическое и документальное качество. Установите: были ли основания для проведения экспертизы товаров. Укажите эти основания. Возможны ли претензии со стороны заказчика экспертизы или поставщика? Есть ли основания для проведения повторной экспертизы?

Задание по ситуации 2

Задание 2.1 Укажите, есть ли основания для проведения повторной экспертизы плодоовощных товаров после хранения. Если нет, то к какому виду должна быть отнесена эта экспертиза. Какие документы должны быть оформлены экспертами? Какие документы должен представить заказчик? Какие из этих документов служат основанием для допуска эксперта к проведению экспертизы. Какие специалисты могут выступать представителями заказчика ООО «Визит».

Задание 2.2 Проведите экспертную оценку товарных партий плодоовощной продукции после хранения, используя результаты разбраковки объединенных проб, приведенных в приложениях Д, Е.

Этапы выполнения задания:

1 Проверить достаточность массы объединенной пробы. Если проба недостаточна, то процентное содержание дефектной продукции рассчитать с учетом минимально допустимой и недостаточной пробы.

2 Рассчитать процентное содержание каждой фракции дефектной продукции.

3 Установить процентное содержание стандартной, нестандартной продукции и отходов в соответствии с требованиями стандартов и с учетом допускаемых отклонений, регламентируемых в этих стандартах.

4 Результаты оформите в виде таблицы 3, которая аналогична таблице 1, но показатели и их значения берутся из приложений Д, Е. Соответственно изменяется и название таблицы 5.3

Таблица 5.3 – Результаты экспертной оценки_____________________

при экспертизе после хранения (наименование продукции и

№ товарной партии)

Показатели

Результаты разбраковки объединенной пробы

Нормы допусков по ГОСТ, %

% сверх допусков –

нестандарт.

Недопуск. дефекты - отход

кг

%

1

2

3

4

5

6

Пояснения: Учтите, что к нестандартной плодоовощной продукции относится дефектная продукция сверх установленных норм допусков. Допускаемые отклонения относятся к стандартной продукции.

Ст, % = 100 - н/с – отх, %.

Задание 2.3 Сопоставить результаты экспертной оценки товарной партии при приемке от поставщика и после хранения. Результаты экспертизы занесите в таблицу 2. Выявить причины возникновения дефектов продукции в процессе хранения.

Задание 2.4 Обсудить полученные результаты экспертной оценки в группе (команде) и составить предварительное заключение.

Приложение А