4.3.2 Оплата труда в таможенных органах
Заработная плата, и прежде, всего ее размер, структура, распределение между различными категориями работающих, являются не только экономической, но и социальной категорией. Именно зарплата, отражая распределительные отношения, претерпела наибольшие изменения при переходе от плановой экономики к рыночной.
Заработная плата – это выраженная в денежной форме часть общественного продукта, поступающая в личное потребление служащих и распределяемая в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда [98].
Основную часть заработной платы служащих составляют их тарифные ставки или оклады, размер которых регулируется централизованно. Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата – это сумма заработка, выраженного в деньгах, полученного работником за определенный период времени. Реальная заработная плата характеризует то количество товаров и услуг, которое может быть приобретено работником при данном размере денежной заработной платы и данном уровне цен на товары и услуги.
Основными элементами организации оплаты труда являются:
1Тарифная система оплаты труда. Тарифная система – совокупность экономических инструментов, с помощью которых осуществляется учет качества труда, дифференцируется уровень заработной платы по отраслям, внутри отраслей, по квалификационным признакам различных категорий труда.
Основными элементами тарифной системы являются: тарифно-квалификационные справочники, тарифные сетки, тарифные ставки (оклады), схемы должностных окладов, районные коэффициенты к заработной плате.
Тарифная ставка – абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих за единицу времени. Исходной является минимальная тарифная ставка или тарифная ставка первого разряда. Она определяет уровень оплаты наиболее простого труда.
Тарифные сетки служат для установления соотношения в оплате труда в зависимости от уровня квалификации. Эта совокупность тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.
2 Нормирование труда. В нормах отражается мера затрат живого труда на создание материальных ценностей. При их разработке соблюдаются следующие принципы: все выполненные работы должны нормироваться; нормы устанавливаются на основе данных непосредственных наблюдений и научно-теоретических расчетов; нормы должны быть прогрессивными, т.е. соответствовать современному уровню техники и организации производства.
3Формы и системы заработной платы. В современных условиях на предприятиях применяются различные формы и системы оплаты труда, но наибольшее распространение получили две формы оплаты труда сдельная и повременная.
Сдельная оплата труда – это оплата труда за количество произведенной продукции (работ, услуг). Чаще всего на предприятии применяется не простая сдельная оплата труда, а сдельно-премиальная.
Сдельно-премиальная – это такая система оплаты труда, когда рабочий получает не только сдельный заработок, но и премию. Премия обычно устанавливается за достижение каких-то показателей: выполнение плана, заданий.
Повременная оплата труда – это оплата труда за отработанное время, но не календарное, а нормативное, которое предусматривается тарифной системой.
Повременно-премиальная – это такая оплата труда, когда рабочий получает не только заработок за количество отработанного времени, но и определенный процент премии к этому заработку (рисунок 10).
Формы и системы заработной платы Сдельная оплата труда Повременная оплата труда Простая сдельная Сдельно-премиальная Косвенно-сдельная Аккордная Сдельно-прогрессивная Простая повременная Повременно-премиальная Почасовая Понедельная Помесячная Индиви-дуальная Коллективная подрядная
Рисунок 10 – Формы и системы заработной платы
Аккордная система оплаты труда – это разновидность сдельной оплаты труда, сущность которой заключается в том, что расценка устанавливается на весь объем подлежащих выполнению работ с указанием срока их выполнения.
4 Премирование служащих. Премирование за результаты работы производится из фонда заработной платы и фонда материального поощрения по следующим показателям (условиям): выполнении аккордного задания к установленному календарному сроку и досрочно при сокращении нормативного времени и высоком качестве работ; своевременное качественное выполнение заданий; рост производительности труда и т.д.
5 Оплата труда руководящих работников производится по схеме должностных окладов, которые дифференцируются в зависимости от занимаемой должности работник и от классификации этой организации [99].
В таможенном деле используется повременно-премиальная форма оплаты труда. Ежемесячный заработок сотрудника начисляется по окладу за фактически отработанное им рабочее время и, как правило, включает премию. Тарифная система оплаты труда представляет собой совокупность нормативов, при помощи которых дифференцируется и регулируется уровень оплаты труда работающих в зависимости от квалификации, условий, интенсивности и ответственности выполняемой работы.
Заработная плата не однородна по своей структуре, разные ее части выполняют различные функции. Основная часть заработной платы (оклад, ежемесячные надбавки относительно постоянна в течение определенного времени и учитывает уровень квалификации сотрудников, сложность и степень ответственности их работы., интенсивность труда.
Дополнительная часть заработной платы является переменной величиной и зависит от результатов работы. Она включает текущие премии, вознаграждения по итогам года и разовые премии [2].
При разработке политики в области заработной платы и ее организации в таможенных органах необходимо учитывать следующие принципы при оплате труда:
справедливость, т.е. равная оплата за равный труд;
учет сложности выполняемой работы и уровня квалификации труда;
учет вредных условий труда и тяжелого физического труда;
стимулирование за качество труда и добросовестное отношение к труду;
материальное наказание за допущенный брак и безответственное отношение к своим обязанностям, приведшее к каким-либо негативным последствиям;
опережение темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста средней заработной платы;
индексация заработной платы в соответствии с уровнем инфляции;
применение прогрессивных форм и систем оплаты труда, которые в наибольшей степени отвечают потребностям предприятия.
Государственное регулирование оплаты в правоохранительных органах предполагает установление основных параметров заработной платы в централизованном порядке. Тем самым обеспечивается единство окладов аналогичных категорий сотрудников и работников в разных таможенных органах и организациях системы ФТС России и осуществляется внутриотраслевая дифференциация в оплате труда [2].
Условия оплаты труда должностных лиц таможенных органов определяются из статуса этих органов как правоохранительных.
Денежное довольствие выплачивается сотрудникам:
занимающим штатные должности младшего и начальствующего состава таможенных органов;
находящимся в распоряжении таможенных органов;
прикомандированным к органам государственной власти.
Денежное довольствие сотрудников таможенных органов состоит из:
оклада по занимаемой должности; как правило, имеют высший и низший размеры. Конкретный размер оклада сотруднику, устанавливает начальник таможенного органа в зависимости от деловых качеств, опыта работы сотрудника в размере общего фонда должностных окладов таможенного органа, рассчитанного по средним значениям. Для сотрудников, являющихся должностными лицами младшего состава, оклады по занимаемой должности устанавливаются согласно тарифному разряду (в диапазоне с 1 по 5 разряды).
оклада по присвоенному специальному званию;
надбавок за выслугу лет, ученую степень, ученое звание; за выслугу лет: эта надбавка выплачивается к должностному окладу и окладу по специальному званию сотрудникам таможенных органов, находящимся на должности младшего и начальствующего состава ежемесячно выплачивается надбавка за выслугу лет:
Процентная надбавка устанавливается в зависимости от стажа
работы сотрудника в следующих размерах:
- при стаже работы свыше 1 года - 5 %;
- при стаже работы свыше 2 лет - 10 %;
- при стаже работы свыше 3 лет - 15 %;
- при стаже работы свыше 5 лет - 20 %;
- при стаже работы свыше 10 лет - 30 %;
- при стаже работы свыше 15 лет - 40 %.
Назначение процентной надбавки производится на основании приказа таможенного органа, учреждения.
За ученую степень, ученое звание сотрудникам выплачивается ежемесячная надбавка в процентах от должностного оклада.
За знание и применение в практической работе иностранных языков осуществляется: надбавка в размере до 20% должностного оклада; сотрудникам, которые допущены к государственной тайне, на постоянной основе выплачивают ежемесячную надбавку (в процентах от должностного оклада) за гриф «особой важности» - 25 %, гриф «совершенно секретно» - 20 %, гриф «секретно» - 10 %;
может выплачиваться стоимость продовольственного пайка, если он не выплачивается в натуральном виде [2,100].
Разновидность структуры денежного довольствия сотрудников таможенных органов представлены на рисунке 10.
В связи с исполнением служебных обязанностей сотрудникам таможенных органов могут производиться и др. выплаты: к ним относятся пенсионные надбавки, ежемесячные премии, надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, надбавки сотрудникам, допущенным к государственной тайне, доплата за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях.
Труд сотрудников таможенных органов поощряется морально и материально. К видам морального поощрения относят: благодарность, награждение почетной грамотой ФТС России, награждение нагрудными знаками «Почетный таможенник России», «Отличник таможенной службы». Труд сотрудников таможенных органов поощряется морально и материально.
За добросовестное исполнение должностных обязанностей к сотрудникам таможенных органов могут применяться следующие поощрения морального характера: объявление благодарности, премирование, награждение ценным подарком, награждение почетной грамотой, награждение именным оружием, награждение нагрудным знаком и медалями, досрочное присвоение очередного специального звания.
К формам материального поощрения сотрудников и работников таможенных органов относят: награждение ценным подарком, премии по итогам работы за месяц и за выполнение особо важных заданий; единовременное вознаграждение по итогам года [2].
Федеральные государственные служащие (далее служащие) в таможенных органах замещают должности в службе федеральных таможенных доходов, финансово-бухгалтерской службе, службе таможенной инспекции, тыловой и других службах и отделах.
Основу правового регулирования оплаты труда гражданского служащего составляют:
- гл. 10 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет две возможные схемы оплаты труда гражданских служащих:
- традиционная. Традиционная схема предусматривает оплату труда гражданского служащего в зависимости от занимаемой им должности, присвоенном ему классном чине, а также учитывает право служащего на дополнительные выплаты в зависимости от стажа, сложности работы и т.п.;
- нетрадиционная. Нетрадиционная схема предусматривает оплату труда гражданского служащего в зависимости от эффективности и результативности его профессиональной служебной деятельности.
По традиционной схеме оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания (рисунок 11).
Денежное довольствие сотрудников таможенных органов Оклады месячного денежного содержания Дополнительное денежное довольствие Оклад по занимаемой должности Оклад по специальному званию Надбавки и доплаты Единовременные денежные выплаты Стимулирую- щего характера Компенсирую- щего характера За выслугу лет Районные коэффициенты За стаж работы в отдаленных местностях За шифроваль- ную работу За работу во вредных условиях За работу в ночное время, празд. дни Надбавка сотр. юр. службы За работу со сведен., имеющими степень секретности
Текущие премии по результа- там работы
Вознаграждение по итогам года
За ученую степень, ученое звание
Материальная помощь
Премии к юбилеям (50, 55, 60 лет)
Прочие денежные выплаты
За сложность, напряженность и спец. режим службы
Выходное посо- бие по увольнению
Рисунок 11 – Структура денежного довольствия сотрудников таможенных органов
Денежное содержание гражданского служащего состоит из следующих основных частей (в законодательстве о гражданской службе используется термин «денежное содержание», вместо близкого по смыслу «заработанная плата», содержащегося в Трудовом кодексе Российской Федерации, что обусловлено спецификой труда гражданских служащих и особенностями исчисления самого денежного содержания.
Денежное содержание гражданского служащего является основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы:
- оклад денежного содержания;
- дополнительных выплат (ежемесячных и иных дополнительных выплат).
Оклад денежного содержания – это минимальная сумма, которую будет получать за свою службу любой гражданский служащий. Он состоит из двух частей:
- должностного оклада (месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы);
- оклада за классный чин (месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы).
1 Для федеральных гражданских служащих размеры должностных окладов и окладов за классный чин установлены приложениями 1 и 2 к указу Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».
Для отдельных должностей гражданской службы указом Президента РФ может быть установлено денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учитываются все ежемесячные выплаты (должностной оклад, оклад за классный чин, ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну), кроме выплат, зависящих от эффективности работы служащего (премии и ежемесячное денежное поощрение). В настоящее время такое денежное содержание установлено для руководителя Администрации Президента РФ, управляющего делами Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, и т.д.
2 Для гражданских служащих субъектов Российской Федерации размеры должностных окладов и окладов за классный чин устанавливаются нормативными актами субъектов РФ.
Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы и гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации соответственно с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Дополнительные выплаты зависят от наличия у служащего определенной выслуги лет, сложности выполняемой им работы, успешности выполнения служащим поставленных перед ним задач и т.д.
Основные виды дополнительных выплат определены в ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». К их числу относятся:
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе (таблица 21);
Таблица 21 - Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет
Стаж гражданской службы | Размер надбавки к должностному окладу, % |
от 1 года до 5 лет от 5 до 10 лет от 10 до 15 лет свыше 15 лет | 10 15 20 30 |
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
Максимальный размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы не может превышать 200 % должностного оклада.
Согласно п. 5 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» размер ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы дифференцируется в зависимости от группы должностей (таблица 22).
Таблица 22 - Размер ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы
Группа должностей гражданской службы | Размер надбавки, в % от должностного оклада |
высшая главная ведущая старшая младшая | от 150 до 200 от 120 до 150 от 90 до 120 от 60 дo 90 до 60 |
Конкретные размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и порядок выплаты этой надбавки определяются руководителем федерального государственного органа (представителем нанимателем).
- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайн» должностным лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, установлены следующие виды выплат:
1 Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, которая устанавливается в следующих размерах, представленных в таблице 23.
Таблица 23 - Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну
Основание назначения надбавки | Размер надбавки, % |
за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» | 50-75 |
за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно» | 30-50 |
за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно»: при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий при оформлении допуска без проведения проверочных мероприятий | 10-15
5-10 |
Указанная надбавка выплачивается должностным лицам и гражданам, имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации постоянно работающим с указанными сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей.
2 Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций дополнительно к ежемесячной процентной надбавке, указанной выше, предусмотрена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях в следующих размерах (таблица 24).
Таблица 24 – Надбавки для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны органов государственной власти
Основание назначения надбавки | Размер надбавки, % |
стаж работы от 1 до 5 лет | 10 |
стаж работы от 5 до 10 лет | 15 |
стаж работы более 10 лет | 20 |
- ежемесячное денежное поощрение;
Ежемесячное денежное поощрение выступает формой материального стимулирования успешного выполнения служебных обязанностей по замещаемой должности. Оно должно выплачиваться гражданскому служащему регулярно за сам факт добросовестного выполнения служащим своих обязанностей. Размеры ежемесячного денежного поощрения устанавливаются дифференцированно в зависимости от занимаемых должностей:
1) федеральным государственным гражданским служащим — указом Президента Российской Федерации (в настоящее время размеры поощрения установлены в приложении 1 Указа Президента РФ от 25 июня 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»);
2)государственным гражданским служащим субъектов РФ — нормативными правовыми актами соответствующего субъекта РФ.
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
Премии, в отличие от ежемесячного денежного поощрения, выплачиваются не за сам факт добросовестного выполнения служащим своих обязанностей, а лишь за выполнение особо важных и сложных заданий.
Порядок выплаты премий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.
Максимальный размер премий законом не ограничен, однако в фонде оплаты труда федеральных гражданских служащих в расчете на год предусматриваются средства для выплаты премий в размере двух окладов денежного содержания.
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь;
Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь входят в денежное содержание государственного гражданского служащего. Размер таких выплат лимитируется установленным для данного государственного органа фондом оплаты труда. Фонды оплаты труда формируются:
1) для федеральных государственных гражданских служащих – согласно ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ ;
2) для государственных гражданских служащих субъектов РФ — согласно законодательству субъектов РФ.
В качестве примеров случаев оказания материальной помощи гражданскому служащему обычно указываются: бракосочетание, рождение ребенка, смерть близкого родственника, несчастный случай, стихийные бедствия, другие чрезвычайные обстоятельства и пр.
- районные коэффициенты и процентные надбавки.
В соответствии со ст. 148 Трудового кодекса РФ оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями производится в особом порядке. Перечень районов с особыми природно-климатическими условиями, работа в которых компенсируется повышенной оплатой, был утвержден еще союзными нормативными актами, продолжающими действовать с дополнениями и изменениями до настоящего времени. К таким местностям относятся: Крайний Север и приравненные к ним территории, южные районы Дальнего Востока, некоторые районы Нечерноземья, Урала и Сибири, Астраханской, Саратовской области, Алтайского края, Республики Калмыкия, северной части Республики Дагестан.
- иные выплаты, устанавливаемые соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Нетрадиционная схема оплаты труда. В большинстве предложений по реформе государственной службы РФ делается акцент на улучшение результатов работы государственных служащих и государственных органов. Понятие «результат» становится ключевым понятием в системе государственной службы.
Часть 14 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» впервые вводит возможность применения новой схемы оплаты труда государственных гражданских служащих. При ее использовании оплата труда служащего будет зависеть исключительно от эффективности и результативности его деятельности. При использовании такого порядка оплаты труда следует иметь в виду, что он может устанавливаться для отдельных должностей гражданской службы, но использование его не является обязательным.
В случае принятия решения о переводе гражданского служащего на особый порядок оплаты труда с этим служащим, в соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, должен быть заключен срочный служебный контракт, в котором указываются показатели эффективности и результативности его работы. Показатели эффективности и результативности деятельности гражданского служащего рассчитываются на основе специфических показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа, которые, в свою очередь, определяются на базе обобщенных показателей эффективности и результативности деятельности государственных органов, утверждаемых Президентом Российской Федерации.
К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные частями 1 – 13 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (то есть не выплачиваются должностной оклад и оклад за классный чин, различные надбавки, районные коэффициенты и пр.). В то же время для данной категории гражданских служащих сохраняются все гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные иными статьями закона.
В сфере применения схемы оплаты труда по результатам для системы государственной службы имеется определенный опыт зарубежных стран, который свидетельствует о том, что данная технология имеет как преимущества, так и недостатки.
При введении схемы оплаты труда государственного гражданского служащего показатели эффективности и результативности его деятельности рассчитываются на основе показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа. Следовательно, деятельность государственных органов должна быть нацелена на конкретный результат. Поэтому в процессе реформирования государственной службы РФ возникла идея финансирования органов государственной власти в зависимости от достигнутых ими результатов, метод этот называется бюджетирование ориентированное на результат
Существующая в настоящее время в Российской Федерации модель финансового управления, применяемая в органах исполнительной власти, практически не обеспечивает взаимосвязь между финансовыми ресурсами, с одной стороны, и целями, конечными результатами деятельности государственных учреждении — с другой. Все это ведет к низкой эффективности финансового управления, нерациональному расходованию финансовых средств.
Для преодоления этих недостатков системы финансового менеджмента в государственных органах власти предлагается:
- основным критерием выделения ассигнований и оценки расходных потребностей сделать достижение конкретных измеримых показателей, характеризующих прямые и конечные результаты деятельности органа исполнительной власти;
- акцент финансового управления сместить от содержания органов исполнительной власти и контроля целевого использования финансовых ресурсов в сторону финансирования законодательно установленных для них функций, определенных экономически и социально значимых программ, целей и результатов, что способствует более эффективному распределению финансовых ресурсов, минимизирует их потери, связанные с различными факторами и ошибками, повышает доверие общественности к органам исполнительной власти. Речь идет о переходе от преимущественного воспроизводства рутинных бюрократических процедур, когда общество содержит административные структуры по факту их существования, к ориентации на достижение конкретных результатов.
При использовании данного подхода фонд оплаты труда гражданских служащих формируется на основе показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа. Денежное же вознаграждение конкретного гражданского служащего зависит от того, насколько эффективно он выполняет возложенные на него обязанности.
Оплата труда работников бюджетной сферы в системе ФТС России.
Приказ Федеральной таможенной службы от 29 августа 2008 г. № 1067 г. Москва «О введении системы оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, установленной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583».
Работники могут занимать должности руководителей подразделений, специалистов, технических исполнителей и рабочих в учреждениях, подведомственных ФТС России, а также водителей в таможенных органах.
Работникам в системе таможенных органов присваиваются квалификационные разряды (таблица 25) [2].
Таблица 25 - Квалификационные разряды работников
Категория работников и их должности | Разряды |
Специалисты | |
Бухгалтер | 5-11 |
Программист | 6-13 |
Психолог | 6-11 |
Инструктор по спорту | 3-6 |
Технические исполнители | |
Кассир | 3-4 |
Секретарь | 3 |
Руководители подразделений (заведующие) | |
Спортивного зала | 3-4 |
Общежитий | 8-12 |
Столовой | 7-13 |
Работникам выплачивается ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет в таможенных органах (далее - процентная надбавка) в размере от 5 до 40 процентов должностного оклада (тарифной ставки) со дня возникновения права на назначение надбавки.
Право на получение процентной надбавки имеют работники, стаж работы которых в системе таможенных органов составляет свыше одного года, в том числе принятые на работу за счет вакантных должностей лиц младшего и начальствующего состава, а также на должности сотрудников таможенных органов, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, за исключением:
а) временных и сезонных работников;
б) работников по совместительству.
Процентная надбавка устанавливается в зависимости от стажа работы работника в следующих размерах:
- при стаже работы свыше 1 года - 5 %;
- при стаже работы свыше 2 лет - 10 %;
- при стаже работы свыше 3 лет - 15 %;
- при стаже работы свыше 5 лет – 20 %;
- при стаже работы свыше 10 лет - 30 %;
- при стаже работы свыше 15 лет - 40 %.
Назначение процентной надбавки производится на основании приказа таможенного органа, учреждения.
Водителям таможенных органов выплачиваются надбавки за оперативное обслуживание и сохранность специальной аппаратуры засекречивания, классность, работу на оперативных и персональных машинах, работу с ненормированным рабочем днем.
В соответствии с действующим трудовым законодательством работники таможенных органов получают доплаты за работу во вредных условиях (до 24 %), в ночное время, за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников (до 100 % ставки отсутствующего работника), районные коэффициенты, премии, надбавки за ученое звание и другие установленные выплаты.
Временем отдыха гражданского служащего является свободное от исполнения должностных обязанностей время вне пределов нормальной продолжительности служебного времени. Это время, которое гражданский служащий может использовать по своему усмотрению.
Конкретные виды времени отдыха перечислены в ст. 107 Трудового кодекса РФ, которая, безусловно, подлежит применению и к отношениям гражданской службы. Согласно указанной норме видами времени отдыха являются:
- перерывы в течение рабочего (служебного) дня;
- ежедневный отдых;
- выходные дни и нерабочие праздничные дни;
- отпуска.
Порядок предоставления гражданским служащим отпусков требует более детального рассмотрения.
Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим могут предоставляться следующие виды оплачиваемых отпусков:
- основные;
- дополнительные.
Основные отпуска. Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, а гражданским служащим, замещающим должности иных групп, – 30 календарных дней.
Дополнительные отпуска. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска гражданскому служащему предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска. К их числу относятся следующие:
- дополнительный отпуск за выслугу лет;
- дополнительный отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы;
- дополнительный отпуск в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями;
- дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день.
Оплачиваемый отпуск предоставляется гражданскому служащему ежегодно. Конкретный период использования отпуска определяется графиком отпусков, который утверждается представителем нанимателя.
При предоставлении ежегодного отпуска гражданскому служащему выплачивается денежное содержание за период отпуска.
Закон содержит специальную норму, согласно которой при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания. Законодательство о государственной гражданской службе не устанавливает специального правила о замене отпуска денежной компенсацией.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» воспроизводит правила разделения отпуска на части, установленные трудовым законодательством.
Законодательство о государственной гражданской службе не содержит специальных правил перенесения отпуска гражданского служащего на следующий год.
Действующее законодательство допускает досрочный отзыв из отпуска.
При прекращении служебного контракта гражданскому служащему может быть выплачена денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Как и трудовое законодательство, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает возможность предостав ления гражданскому служащему отпуска без сохранения денежного содержания.
Установленный Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок предоставления отпусков, может быть конкретизирован нормативно-правовым актом руководителя соответствующего федерального государственного органа. Так, приказом Федеральной таможенной службы РФ от 31 марта 2005 г. № 260 «Об утверждении инструкции об организации работы по предоставлению отпусков должностным лицам таможенных органов РФ» уточнены требования к предоставлению отпусков федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов.
Сотрудники таможенных органов являются государственными служащими, поэтому государство предоставляет им ряд социальных льгот.
Так, жизнь и здоровье таможенников подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. Все сотрудники таможенных органов подлежат социальному и медицинскому страхованию за счет средств федерального бюджета. Страхование является обязательным, автоматическим и бессрочным. В случае гибели сотрудников таможенных органов, причинения вреда здоровью, уничтожения или повреждения их имущества законодательством РФ предусмотрены материальные компенсации.
Сотрудники таможенных органов и члены их семей имеют право на:
– бесплатное медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения системы таможенных органов;
- санитарно-курортное лечение в санаториях, пансионатах, домах отдыха и на туристических базах ФТС России;
- материальные компенсации в случае гибели (смерти) сотрудника таможенного органа, причинения вреда его здоровью, связанных с исполнением должностных обязанностей.
Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и нормах, которые предусмотрены законодательство РФ для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и членов их семей. Организация пенсионного обеспечения возлагается на пенсионную службу ФТС России.
Право на получении пенсии за выслугу лет от таможенных органов имеют:
уволенные со службы сотрудники таможенных органов, имеющие на день увольнения выслугу 20 лет и более;
уволенные со службы по достижению предельного возраста пребывания на службе, по болезни, по сокращению штатов, если выслуга в таможенных органах более 12,5 лет.
Пенсия за выслугу лет назначается в следующих размерах: при выслуге в таможенных органах 20 лет, пенсия составляет 50 % денежного довольствия; при выслуге более 20 лет, пенсия составляет 50 % денежного довольствия плюс 3 % за каждый год сверх 20 лет, но не более 85 % денежного довольствия; при общем трудовом стаже 25 календарных лет и более, из них не менее 12 лет в таможенных органах. Пенсия составляет 50 % денежного довольствия.
Если после достижения пенсионного возраста, сотрудник таможенных органов продолжает службу, то ему назначается специальная пенсионная надбавка.
Право на пенсию по инвалидности от таможенных органов имеют уволенные с таможенной службы, признанные согласно установленному порядку инвалидами при условии, если инвалидность наступила в период службы в таможенных органах или не позднее 3 месяца со дня увольнения из таможенных органов, либо если инвалидность наступила позднее указанного срока, но обусловлена причинами, имевшими место во время службы в таможенных органах. С учетом группы и причин инвалидности назначается пенсия по инвалидности:
- если инвалидность наступила, вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей:
- 1 и 2 группа инвалидности – 85 % денежного довольствия;
- 3 группа инвалидности – 50 % денежного довольствия;
- если инвалидность наступила следствие причин, не связанных с исполнением служебных обязанностей:
- 1 и 2 группа инвалидности – 75% денежного довольствия;
- 3 группа инвалидности – 30 % денежного довольствия.
Пенсия по случаю потери кормильца назначается каждому нетрудоспособному члену семьи таможенника, погибшего при исполнении служебных обязанностей, умершего вследствие контузий, увечий, полученных при исполнении служебных обязанностей, умерших в результате несчастного случая, не связанного с исполнением служебных обязанностей.
Сотрудникам таможенных органов предоставляются следующие виды отпусков:
1) очередной ежегодный (30 календарных дней);
2) по личным обстоятельствам;
3) по болезни;
4) дополнительный;
5) другие отпуска.
Все сотрудники таможенных органов подлежат социальному и медицинскому страхованию за счет средств федерального бюджета. Страхование является обязательным, автоматическим и бессрочным.
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 52 ч. 1. п. 8) государственному гражданскому служащему гарантировано возмещение расходов, связанных со служебными командировками.
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 52 ч. 1 п. 9) государственному гражданскому служащему гарантировано возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган.
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственному гражданскому служащему гарантировано государственное пенсионное обеспечение.
Порядок пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих регулируется:
- федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. № 247 «Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан».
В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ федеральные государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет.
Пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45 % среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 % среднемесячного заработка федерального государственного служащего.
Основные выводы по 4-ему разделу.
1 Основные средства, как часть имущества таможенных органов, являются ее главным производственным потенциалом. От качества управления имуществом зависят показатели эффективности и качества управления таможенными органами.
2 Имущество, которым располагает то или иное учреждение (организация) для выполнения своих функций, носит название – активы. Активы, в зависимости от их материального содержания, источников формирования, способов возмещения и методов планирования, подразделяются на финансовые и нефинансовые.
3 В зависимости от роли и участия в производственном процессе основные фонды таможенных органов могут быть разделены на две группы, представляющие собой: активную часть основных производственных фондов, к которой относятся фонды, принимающие непосредственное участие в реализации основных функций таможенных органов: (машины, механизмы, оборудование); пассивную часть (здания, сооружения, передаточные устройства, то есть основные фонды, которые не принимают непосредственного участия в осуществлении технологического процесса, но без которых производство таможенных работ и услуг невозможно).
4 Понятие основных фондов таможенных органов следует отличать от понятия их производственной мощности. Сущность основных фондов могут раскрыть их характерные черты:
- они вещественно воплощены в средствах труда;
- их стоимость по частям переносится на готовые работы и услуги;
- они сохраняют натуральную форму длительное время по мере износа;
- возмещаются на основе амортизационных отчислений по истечении сроков службы.
5 Оценка основных фондов – это денежное выражение их стоимости. Применяются три вида их оценки: первоначальная, восстановительная и остаточная стоимость основных фондов. Для экономического возмещения физического и морального износа основных фондов их стоимость в виде амортизационных отчислений включается в затраты на производство работ и услуг. Таким образом, амортизация – это постепенный перенос стоимости ОПФ на выпускаемую продукцию. В таможенных органах сумму амортизации основных средств определяют линейным методом.
6 Основные фонды подвергаются физическому и моральному износу, так как основные средства, участвующие в процессе производства постепенно утрачивают свои первоначальные характеристики вследствие их эксплуатации и естественного снашивания.
7 Основная цель воспроизводства основных фондов – обеспечение предприятий основными фондами в их количественном и качественном составе, а также поддержание их в рабочем состоянии. Анализ воспроизводства основных фондов осуществляется на основе показателей: обобщающих показателей и частных показателей, характеризующих уровень использования отдельных элементов основных средств
8 Под капитальным строительством в таможенном деле понимается деятельность, направленная на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию объектов таможенных инфраструктуры.
9 Главное управление тылового обеспечения (ГУТО) занимается формированием и совершенствованием в системе таможенных органов Российской Федерации службы тыла в целях обеспечения деятельности таможенных органов по вопросам развития таможенной инфраструктуры, материально – технического обеспечения, капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации таможенных объектов, социально – бытового обеспечения и социальной защиты сотрудников таможенных органов, членов их семей и пенсионеров.
10 Потребности таможенной службы в материальных ресурсах – это государственные нужды. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, для исполнения международных обязательств Российской Федерации.
11 Размещение заказов осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса (открытый или закрытый); без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика). Развивающейся формой аукциона является открытый аукцион в электронной форме на право заключить государственный контракт. Под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет.
12 От кадровой политики зависит очень многое, в первую очередь насколько рационально используется деятельность персонала и эффективность работы таможенных органов. Кадры, производительность труда и заработная плата – это понятия, которые тесно связаны между собой.
Вопросы для обсуждения
Охарактеризуйте экономическую сущность основных фондов.
Назовите виды стоимостных оценок ОПФ и дайте им характеристику.
Что понимается под физическим и моральным износом основных фондов?
Перечислите обобщающие показатели использования основных фондов и дайте им характеристику.
Перечислите частные показатели использования основных фондов и дайте им характеристику.
Как осуществляется капитальное строительство в таможенных органах?
Охарактеризуйте основные функции главного управления тылового обеспечения.
Расскажите, как осуществляется материально-техническое снабжение таможенных органов?
Как функционирует система заказов на капитальное строительство на конкурсной основе?
В чем преимущества открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт?
Охарактеризуйте особенности трудовой деятельности в таможенных органах.
Назовите основные элементы организации оплаты труда.
Какие элементы входят в состав денежного довольствия сотрудников таможенных органов?
Охарактеризуйте условия оплаты труда федеральных государственных служащих.
Рассчитайте величину заработной платы сотрудников и государственных служащих отдела и прокомментируйте порядок оплаты труда. Исходные данные представлены в таблице.
Таблица – Исходные данные для расчета оплаты труда
Фамилия, имя, отчество | Категория работника | Оклад | Стаж работы | Надбавки | ||||||
Гос. тайна | Работа с шифрами | Особые условия службы | Ученая степень | Ученое звание | За квалификационный разряд | За сложность и напряженность труда | ||||
1 Елизарова В.М | сотр. | 5400 | 20 |
| + |
| + |
| + | + |
2 Петров Б.Б. | сотр. | 4800 | 15 |
| + | + | + |
| + | + |
3 Сидоров В.В. | сл. | 5100 | 7 |
|
|
|
|
|
|
|
4 Почестев Д.П. | сл. | 4700 | 5 | + |
| + |
| + |
|
|
5 Иванов В.П. | сотр. | 3700 | 8 | + | + |
| + | + |
| + |
6 Голубева В.А | сл. | 3500 | 2 |
|
|
| + |
|
| + |
7 Чумак К.И. | сотр. | 3500 | 4 |
|
| + |
|
|
|
|
8 Сергеев И.В | сл. | 4100 | 7 |
|
|
| + |
|
| + |
9 Стаханов И.В. | сотр. | 3900 | 11 |
| + | + | + |
| + | + |
10 Романова Е.В. | сл. | 4500 | 13 |
|
| + | + | + |
| + |
Как используется система премирования в таможенных органах?
Охарактеризуйте основные направления социального обеспечения сотрудников и государственных служащих.
Тесты для самоконтроля
1 Основные фонды – это:
а) средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на производимую продукции (услуги) по частям;
б) денежные средства, авансируемые в оборотные производственные фонды и фонды обращения;
в) средства, которые многократно участвуют в производственных процессах, утрачивая при этом свои свойства не сразу, а постепенно.
2 Назовите признаки, раскрывающие экономическую сущность основных производственных фондов:
а) обеспечивают непрерывный производственный процесс;
б) обеспечивают реализацию произведенной продукции на рынке и получение денежных средств;
в) сохраняют натуральную форму длительное время по мере износа;
г) их стоимость по частям переносится на готовую продукцию (услуги);
3 К активным производственным фондам относятся:
а) основные фонды, которые в процессе производства непосредственно воздействуют на предмет труда, видоизменяя его;
б) основные фонды, которые непосредственно не воздействуют на предмет труда, а создают необходимые условия для нормального протекания производственного процесса;
в) основные производственные фонды, неоднократно участвующие в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму;
д) строительство новых объектов, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих объектов.
4 Первоначальная (балансовая) стоимость основных фондов отражает:
а) сумму фактических затрат на их создание и приобретение, включая затраты на транспортировку, монтаж оборудования;
б) часть ее стоимости, которая еще не перенесена на изготовленную продукцию (услуги);
в) стоимость воспроизводства основных фондов в современных условиях по действующим ценам;
г) стоимость, слагающаяся из затрат по их возведению или приобретению, включая расходы по доставке и установке.
5 Под физическим износом понимается:
а) обесценивание старых машин, оборудования таможенных органов, вследствие появления новых, более технически совершенных и производительных;
б) потеря средствами труда своих первоначальных качеств;
в) обесценивание машин такой же конструкции, что выпускались и раньше, вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях;
г) часть стоимости, которая еще не перенесена на изготовленную продукцию.
6 Воспроизводство основных фондов – это:
а) непрерывный процесс их обновления путем приобретения новых, реконструкции, технического перевооружения, модернизации, капитального ремонта;
б) процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов по мере их использования на производимый с их помощью продукт;
в) основной синтетический показатель использования основных фондов, отражающий объем продукции (услуг) с одного рубля первоначальной стоимости;
г) нет правильного ответа.
7 Амортизацией называют:
а) средства, вложенные в основные производственные фонды и используемые в процессе производства;
б) процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов по мере их использования на производимый с их помощью продукт;
в)стоимость воспроизводства основных фондов в современных условиях по действующим ценам;
г) нет правильного ответа.
8 Какие существуют показатели использования основных фондов?
а) обобщающие показатели;
б) линейные показатели;
в) частные показатели ;
г) нелинейные показатели.
9 К обобщающим показателям использования основных фондов относятся:
а) коэффициент экстенсивного использования;
б) фондоемкость;
в) коэффициент обновления основных фондов;
г) фондоотдача;
д) фондовооруженность;
е) коэффициент интегрального использования
10 Под капитальным строительством объектов таможенной деятельности понимают:
а) вложения в основной и оборотный капитал;
б) денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности;
в) процесс создания основных фондов путем строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий и других объектов как производственного, так и непроизводственного характера;
г) проведение предварительного квалификационного отбора поставщиков продукции.
11 Трудовая деятельность сотрудников таможенных органов регламентируется:
а) законодательством Российской Федерации о труде;
б) Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;
в) Конституцией Российской Федерации;
г)Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».
12 Заработная плата – это:
а) совокупность экономических инструментов, с помощью которых осуществляется учет качества труда;
б) выраженная в денежной форме часть общественного продукта, поступающая в личное потребление служащих и распределяемая в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда;
в) абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих за единицу времени;
г) оплата труда за количество произведенной продукции (работ, услуг).
13 Номинальная заработная плата – это:
а) выраженная в денежной форме часть общественного продукта, поступающая в личное потребление служащих и распределяемая в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда;
б) сумма заработка, выраженного в денежных средствах, полученного работником за определенный период времени;
в) то количество товаров и услуг, которое может быть приобретено работником при данном размере денежной заработной платы и данном уровне цен на товары и услуги;
г) абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих за единицу времени.
14 Тарифная система оплаты труда - это:
а) оплата труда за количество произведенной продукции (работ, услуг);
б) совокупность экономических инструментов, с помощью которых осуществляется учет качества труда, дифференцируется уровень заработной платы по отраслям, внутри отраслей, по квалификационным признакам различных категорий труда;
в) абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих за единицу времени;
г) то количество товаров и услуг, которое может быть приобретено работником при данном размере денежной заработной платы и данном уровне цен на товары и услуги.
- Г.И. Немирова, ю.В. Рожкова экономика таможенного дела
- Введение
- 1 Таможенное дело в системе отраслей национальной экономики
- Введение в экономику таможенного дела
- Экономика таможенного дела как отрасль науки
- Взаимосвязь экономики таможенного дела с другими дисциплинами
- Экономические задачи таможенного дела
- Таможенная политика: механизм ее формирования и реализации
- 1.6 Государственные таможенные услуги
- 2 Экономический механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.1 Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 2.2 Экономическая сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3 Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3.1 Экспортный контроль
- 2.3.2 Эффективность и масштабы применения нетарифных
- 3 Развитие таможенного дела
- 3.1 Организация таможенного дела
- 3.2 Размещение таможенных органов
- 3.3 Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 3.3.1 Концентрация в таможенном деле
- 3.3.2 Специализация в таможенном деле
- 3.3.3 Кооперирование в таможенном деле
- 3.4 Научно-технический прогресс в таможенном деле
- 4 Ресурсная база таможенных организаций
- 4.1 Активы таможенных органов и капитальное строительство
- Тыловое обеспечение таможенных органов
- Трудовые ресурсы таможенных органов
- 4.3.1Особенности трудовой деятельности в таможенных органах
- 4.3.2 Оплата труда в таможенных органах
- 5 Финансовые основы развития экономики таможенного дела
- 5.1 Функции, принципы планирования и прогнозирования экономики таможенного дела
- 5.2 Програмно-целевой метод развития экономики таможенного дела
- 5.3 Методы планирования и финансирования
- 5.5 Роль таможенных органов в планировании и формировании доходов бюджета
- 5.6 Порядок финансирования расходов на развитие таможенного дела
- 1 Экз. Платежного поручения
- 5.7 Анализ и финансовый контроль
- 5.8 Институты, осуществляющие контроль и их функции
- 6 Интеграция в сфере таможенного дела
- 6.1 Цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.1.1 Экономическое содержание интеграции
- 6.1.2 Условия, цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.2 Таможенный союз стран в рамках ЕврАзЭс
- 6.3 Развитие экономики таможенного дела России во Всемирной торговой организации
- 6.4 Роль Всемирной таможенной организации в таможенном деле
- 7 Эффективность и качество таможенной деятельности
- 7.1 Критерии и показатели экономической эффективности деятельности таможенных органов
- 7.2 Показатели качества деятельности таможенных органов
- Каким критериям должны отвечать параметры, характеризующие эффективность деятельности таможенного органа?
- Тесты для самоконтроля
- Заключение
- Список использованных источников