logo search
Экономика для Издательства исправл

4.3.1Особенности трудовой деятельности в таможенных органах

Сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и непосредственное использование трудовых ресурсов в общественном производстве. В экономической теории рынок труда – это рынок, где реализуется лишь один из прочих ресурсов, здесь можно выделить четыре основные концептуальных подхода к анализу функционирования современного рынка труда.

Неоклассический подход. В основе концепции лежат постулаты классической политэкономии (Пол Энтони Самуэльсон). Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т.е. основным рыночным регулятором служит цена – в данном случае рабочей силы – заработная плата. Именно с помощью заработанной платы регулируется спрос и предложение рабочей силы.

Кейнсианский подход. Главный вывод этой теории состоит в том, что при капитализме не существует механизма, гарантирующего полную занятость (Дж. Кейнс).

Монетаристская модель. По мнению представителей данной школы, для рынка труда негативными факторами, усиливающими рыночное неравновесие, являются установление государством минимального уровня заработной платы, сильные позиции профсоюзов, отсутствие всей необходимой информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы (Милтон Фридман).

Институалисты на рынке труда (Дж. Данлоп, Дж. Гэлбрейт, Л. Ульман и др.). Особое внимание в ней уделяется анализу профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы.

Марксизм об особенностях рынка труда. Марксисты полагают, что рынок рабочей силы, хотя и починяется общим рыночным общим рыночным закономерностям, имеет субъективный фактор производства, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения.

Ни один из перечисленных выше подходов не дает полного и адекватно представления о механизме функционирования рынка рабочей силы, хотя они отражают отдельные его элементы.

Представляется, что рассматриваемые концепции, дополняя друг друга, дают общую картину функционирования рынка труда. Этот рынок, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регулятором являются факторы не только макро и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы – заработной плате.

Большинство исследователей приходит к выводу о двойственности современного рынка труда, где функционируют, по крайней мере, два не конкурирующих друг с другом рынка рабочей силы. Один рынок охватывает рабочие места специалистов с высшим образованием, управляющих и администраторов всех звеньев, высококвалифицированных рабочих. Другой рынок охватывает рабочие места, как правило, не требующие специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания (повара, официанты, пожарники, уборщики, прислуга), неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих.

Известно, что основными факторами производства на предприятии являются: средства труда, предметы труда, кадры.

Кадровое обеспечение деятельности таможенной службы строится на основе Концепции развития таможенных органов РФ, определяющей основные цели, задачи, принципы и вытекающие из них организационные, управленческие, воспитательные и социально-правовые меры.

Потребность в трудовых ресурсах таможенных организаций определяется объемами работ, нормативами загруженности сотрудников. Значительный рост штатной численности происходил до 1996 года, что объясняется увеличением объемов внешнеэкономической деятельности, появлением новых функций у таможенных органов [3].

Планируется не только численность сотрудников, но и их образовательный, профессиональный статус. Для каждой должности сотрудника таможенных органов разработаны квалификационные требования, включающие в себя образовательный уровень, профессиональную специализацию.

Для характеристики трудовых ресурсов применяются следующие качественные показатели: половозрастной состав (доля мужчин и женщин среди сотрудников, средний возраст сотрудников), стаж службы в таможенных органах; образовательный уровень (доля сотрудников с высшим образованием, средним специальным образованием, средним образованием).

Планирование численности работников в таможенных организациях, как и других отраслях народного хозяйства, осуществляется на основе увязки объемов таможенных услуг, показателей производительности труда и нормативов обслуживания технических средств (зон обслуживания). Объемы работ (таможенных услуг) определяются количеством и составом товаров и числом физических лиц, контролируемых таможней. Показатели производительности труда и зоны обслуживания зависят от специализации таможенных организаций, квалификации сотрудников и используемого ими оборудования [100].

Рациональное распределение штатной численности строится на изучении характеристики региона и внешних факторов, влияющих на деятельность таможенных органов. Структура и штатная численность таможенного органа должка соответствовать задачам этого органа и экономической инфраструктуре региона.

Аспекты загруженности и распределения кадров анализируются на основе показателей загруженности и ориентированности работы таможенного органа либо на пропуск грузов с завершенным оформлением, либо с незавершенным оформлением, либо на пропуск физических лиц.

При анализе показателей загруженности и распределения штатной численности таможенного органа (или его отделов) используются следующие показатели:

Таким образом, очевидно, что основная роль при реализации основных функций таможенных органов принадлежит кадровому потенциалу таможенных органов. Именно кадры играют первую скрипку в производственном процессе, именно от них зависит насколько эффективно используются в таможенных органах средства производства и насколько успешно работает организация в целом. Поэтому в каждой организации разрабатывается и осуществляется кадровая политика, которая должна быть направлена на достижение следующих целей:

Кадровая политика таможенных органов включает в себя:

Такая кадровая политика строится с учетом того, что служба в таможенных органах – это разновидность государственной службы. Должностные лица таможенных органов выполняют государственные функции, занимают должности в аппарате исполнительной власти.

Термин «таможенная служба» в общем виде подразумевает организацию государственной службы в таможенных органах, а именно принципы службы, порядок её прохождения, правовой статус должностных лиц таможенных органов и другие аспекты.

Таможенная служба – это вид государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий таможенных органов Российской Федерации.

Правовые основы института таможенной службы определяются, в первую очередь, основополагающими нормативно-правовыми актами:

1) Конституцией РФ от 12 декабря 1993 г.;

2) федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

3) федеральным законом РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Кроме этого, следует иметь в виду специфику таможенной службы, которая заключается в том, что она сочетает в себе гражданский и правоохранительный виды службы. Государственную службу в таможенных органах проходят две категории лиц:

- государственные гражданские служащие таможенных органов.К государственным гражданским служащим таможенных органов относятся лица, состоящие на должностях федеральной государственной гражданской службы. Лицам, состоящим в таможенных органах на условиях государственной гражданской службы, присваиваются классные чины гражданской службы в соответствии с теми должностями, на которых они состоят.

Лиц, имеющих статус государственных гражданских служащих, в таможенных органах ‑ более половины. Они в основном занимаются таможенными операциями и таможенным контролем, статистикой и анализом, производят валютный контроль и контроль таможенной стоимости, выполняют другие функции, не носящие правоохранительного характера;

Правовые основы профессиональной деятельности государственных гражданских служащих таможенных органов установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

- сотрудники таможенных органов. Сотрудник таможенных органов – это гражданин, занимающий должность в таможенных органах и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

Сотрудники таможенных органов в основном проходят службу в правоохранительном блоке системы таможенных органов, к которому относятся структурные подразделения, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, таможенными расследованиями, звенья силового обеспечения. В качестве сотрудников также проходит службу руководящий состав таможенных органов до начальников отделов включительно.

Правовые основы профессиональной деятельности сотрудников таможенных органов определены Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Таможенная служба как вид профессиональной деятельности осуществляется непосредственно в системе органов, именуемых таможенными органами. Она занимает важное место в достижении целей и решении задач, стоящих перед таможенными органами.

Правовое регулирование государственно-служебных отношений выдвигает требование об их упорядочении или систематизации. Система государственной службы Российской Федерации включает в себя следующие элементы или виды государственной службы:

1) государственная гражданская служба;

2) военная служба;

3) правоохранительная служба.

Военная и правоохранительная службы призваны обеспечить специфические функции охраны общественного порядка и защиты российского государства от внутренних и внешних угроз. Государственная гражданская служба направлена на реализацию общеадминистративных функций государственного управления.

Рассмотрим более подробно особенности государственной гражданской службы.

Из приведенного выше определения государственной гражданской службы можно сделать следующие выводы о её специфике:

- основным признаком государственной гражданской службы является профессиональная деятельность. Данный признак означает, что служебная деятельность должна осуществляться непрерывно, в качестве основного вида деятельности, на основе специальных знаний и навыков;

- работать на государственной службе могут только граждане Российской Федерации. Исключения из данного правила могут быть установлены международными договорами Российской Федерации;

- государственная гражданская служба осуществляется с целью обеспечения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование государственно-служебных отношений базируется на определенных принципах.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принципами государственной гражданской службы являются:

1 Приоритет прав и свобод человека и гражданина.

2 Единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.

3 Равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

4 Профессионализм и компетентность гражданских служащих.

5 Стабильность гражданской службы.

6 Доступность информации о гражданской службе.

7 Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами.

8 Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

В Российской Федерации сформирована достаточно обширная правовая база государственной службы. К ней относятся:

1 Основной закон РФ - Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. На ней основывается все законодательство о государственной службе. Конституция РФ закрепляет такие исходные основы, как единство системы государственной власти (ст. 5), разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10); равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32). Кроме того, Конституция РФ в п. «т» ст. 71 устанавливает, что Федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации; в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат (п. «л» ст. 72).

2 Законы РФ (Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Данный закон является базовым законодательным актом для всей государственной службы. Он закрепляет разделение государственной службы на государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу; содержит общие условия государственной службы; устанавливает систему управления государственной службой; Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является основным нормативным актом для государственной гражданской службы.

В то же время допускается принятие других федеральных законов о государственной гражданской службе, в т. ч. регулирующих особенности прохождения отдельных видов государственной гражданской службы; Трудовой кодекс РФ. На государственных служащих в определенной степени распространяется трудовое законодательство. Государственная гражданская служба является специфическим видом трудовой деятельности. Специфичность ее проявляется в том, что «госслужащий имеет двойной отраслевой статус. С одной стороны, он выступает как обычный гражданин, поступающий на государственную службу и выполняющий за вознаграждение свою трудовую функцию. С другой, занимая государственную должность, он осуществляет функции государства и потому действует как агент публичной власти, в силу которой его решения носят для всех властный и обязательный характер.

Соответственно статус государственного служащего как работника определяется нормами трудового права, а его статус как агента публичной власти обусловливается государственным и административным правом». Данная точка зрения нашла свое отражение и в Конвенции Международной организации труда № 151 «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» (Женева, 7 июня 1978 г.). Статья 9 Конвенции предусматривает, что государственные служащие пользуются, как и другие трудящиеся, гражданскими и политическими правами, но при единственном условии: соблюдении обязательств, вытекающих из их статуса и характера выполняемых ими функций. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает однозначный приоритет специального законодательства о государственной службе над нормами трудового права, определяя, что последние применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, лишь в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Таким образом, если один и тот же аспект организации труда гражданских служащих урегулирован и в трудовом и в административном законодательстве, должны применяться нормы последнего; нормы же трудового права применяются, только если законодательство о государственной службе вообще не регулирует данный вопрос.

3 Подзаконные нормативные правовые акты РФ.

Многие вопросы организации государственной службы в РФ урегулированы подзаконными актами.

Во-первых, в развитие положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принят ряд указов Президента РФ. Важнейшими среди них являются :

- от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих»;

- от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)»;

- от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;

- от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»;

- от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;

- от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»;

- от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих».

Во-вторых, важная роль в организации государственной службы принадлежит Правительству РФ. На Правительство РФ возложено принятие правовых и организационных мер по исполнению законов и указов Президента РФ о государственной службе. Среди принятых Правительством РФ нормативно-правовых актов в сфере государственной службы можно указать следующие:

- постановление Правительства РФ от 11 августа 2007 г. № 514 «О порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом федерального государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой федеральный государственный орган»;

- постановление Правительства РФ от 12 августа 2005 г. № 509 «О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых федеральными государственными органами».

4 Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации могут принимать свои законы и подзаконные акты в сфере гражданской службы.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации идет процесс формирования нормативной базы государственной гражданской службы с учетом положений нового федерального законодательства. Ряд положений Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прямо указывают на необходимость принятия определенных законов и подзаконных нормативно-правовых актов в субъектах Российской Федерации. При этом следует отметить, что таможенные органы относятся к федеральным органам власти, соответственно, их деятельность регулируется федеральными законами.

Понятие «должность государственной службы» следует отличать от понятия «государственная должность».

Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативно-правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (ст. 8) уточняет, что должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» должности государственной гражданской службы подразделяются на четыре категории:

- руководители (к должностям руководителей относятся должности как собственно руководителей, так и их заместителей в государственных органах, их территориальных структурных подразделениях и представительствах, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

- помощники (советники) Должности помощников (советников) учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности, и лицам, замещающим должности категории «руководители» государственной гражданской службы;

- специалисты. Должности специалистов учреждаются для непосредственной реализации задач и функций государственных органов. Именно специалисты в основном выполняют ту работу, ради которой и создан государственный орган;

- обеспечивающие специалисты. Лица, занимающие должности обеспечивающих специалистов, непосредственно функции государственных органов не реализуют, однако способствуют их реализации специалистами.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 3 ст. 9) выделяет также пять групп должностей государственной гражданской службы:

- высшие должности гражданской службы;

- главные должности гражданской службы;

- ведущие должности гражданской службы;

- старшие должности гражданской службы;

- младшие должности гражданской службы.

При этом в зависимости от категорий должности подразделяются следующим образом:

- должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы;

- должности категории «специалисты» — на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы;

- должности категории «обеспечивающие специалисты» — на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы (таблица 19).

Таблица 19 – Группы должностей государственных служащих

Группа

Категории

Классные чины

Руково-дители

Помощники, советники

Специалисты

Обеспечивающие специалисты

Высшая

+

+

+

Действительный государственный советник Российской Федерации 1,

2 и 3-го классов

Главная

+

+

+

+

Государственный советник Российс-

кой Федерации 1, 2

и 3-го классов

Ведущая

+

+

+

+

Советник государственной гражданской

службы Российс-

кой Федерации 1, 2

и 3-го классов

Старшая

+

+

Референт государственной гражданской

службы Российс-

кой Федерации 1, 2

и 3-го классов

Младшая

+

Секретарь государственной гражданской

службы Российс-

кой Федерации 1, 2

и 3-го классов

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации (см. Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»). Реестр необходим, прежде всего, чтобы установить порядок учреждения должностей федеральной государственной гражданской службы. Правовой статус должности федеральной государственной гражданской службы возникает не с момента ее учреждения, а с даты включения в Реестр и сохраняется до того момента, пока она числится в Реестре.

В соответствии с ч. 4. ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. В то же время для того, чтобы претендовать на замещение должности государственной гражданской службы, гражданин должен соответствовать ряду требований, именуемых квалификационными и закрепляемыми за каждой должностью.

Квалификационные требования по должностям государственной гражданской службы можно разделить на три группы.

1 Требования к уровню профессионального образования.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования устанавливаются частями 3 – 4 ст. 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

1) Наличие высшего профессионального образования является обязательным требованием для лиц, занимающих или претендующих на занятие должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержит каких-либо требований к высшему профессиональному образованию гражданских служащих. Тем не менее, можно предположить, что оно должно соответствовать основной деятельности служащего по должности, на занятие которой он претендует. Определение соответствия высшего профессионального образования конкретным должностям государственной службы может быть произведено актом соответствующего государственного органа.

2) Для занятия должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательным является наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

2 Требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации — законом субъекта Российской Федерации.

В настоящее время действует Указ Президента РФ от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих», который устанавливает следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы и стажу работы по специальности для замещения:

- высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

- главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

- ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

- старших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требований к стажу;

- младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требований к стажу.

3 Требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

В Российской Федерации, требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, должны устанавливаться нормативным актом государственного органа, в котором учреждена данная должность, и включаться в должностной регламент гражданского служащего. Это объясняется тем, что работа в различных сферах государственного управления требует специфических знаний и навыков, поэтому установление единых требований по ним для всех должностей гражданской службы в отличие от требований к образованию и стажу невозможно.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственным гражданским служащим присваиваются классные чины.

Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены следующие классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы (далее – должности гражданской службы) (таблица 20).

Таблица 20 - Классные чины, соответствующие группам должностей федеральных государственных служащих

Классные чины

Группы должностей

гражданской службы

1

2

Действительный государственный

советник Российской Федерации 1-го класса

Действительный государственный

советник Российской Федерации 2-го класса

Действительный государственный

советник Российской Федерации 3-го класса

Высшая группа

Государственный советник Российской

Федерации 1-го класса

Государственный советник Российской

Федерации 2-го класса

Государственный советник Российской

Федерации 3 -го класса

Главная группа

Советник государственной гражданской

службы Российской Федерации 1-го класса

Советник государственной гражданской

службы Российской Федерации 2-го класса

Советник государственной гражданской

службы Российской Федерации 3 -го класса

Ведущая группа

Референт государственной гражданской

службы Российской Федерации 1-го класса

Референт государственной гражданской

службы Российской Федерации 2-го класса

Референт государственной гражданской

службы Российской Федерации 3 -го класса

Старшая группа

Продолжение таблицы 20

1

2

Секретарь государственной гражданской

службы Российской Федерации 1-го класса

Секретарь государственной гражданской

службы Российской Федерации 2-го класса

Секретарь государственной гражданской

службы Российской Федерации 3 -го класса

Младшая группа

Политика в области оплаты труда является составной частью управления организацией, и от нее в значительной мере зависит эффективность его работы, так как заработная плата является одним из важнейших стимулов в рациональном использовании рабочей силы.