logo search
Экономика для Издательства исправл

5.2 Програмно-целевой метод развития экономики таможенного дела

В реализации задач экономики таможенное дела весомое место отводится программно-целевому методу развития. Содержание целевых программ регламентируется необходимостью решения конкретных задач в области таможенного дела, интересами экономической и национальной безопасности страны. Целевые программы развития направлены на улучшение материально-технической и социальной базы таможенных органов, подготовку кадров, оснащение таможенных органов техническими средствами, совершенствование информационных систем. Они позволяют конкретизировать направления комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики государства. По сущности механизм финансирования целевых программ заключает в себе принцип «бюджетирования, ориентированного на результат».

Программно-целевой метод планирования – метод, при котором цели плана увязываются с ресурсами и экономическим механизмом их реализации с помощью программ. Он представляет собой применение системного подхода и основан на формировании целей экономического развития, включая их разделение на подцели более подробного характера, и определение объема и источников ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.

Под целевой программой понимается совокупность мероприятий экономического, социального, научно-технического, производственно-технологического, экологического характера, направленных на достижение единой цели, взаимоувязанных по содержанию, ресурсам, исполнителям и во времени.

Структура программы может быть представлена следующими блоками:

Целевые программы, реализуемые в таможенном деле, позволяют комплексно решать определенные задачи. Программы планируются на определенный период, например 5 -10 лет. На основе целевых программ разрабатываются другие документы – планы, проекты, схемы.

Они утверждаются при рассмотрении бюджетной политики на долгосрочную, среднесрочную перспективу и могут корректироваться при рассмотрении бюджета на очередной финансовый год. Источником финансирования целевых программ в области таможенного дела служат в основном средства федерального бюджета, хотя на условиях субсидирования могут быть привлечены средства других уровней бюджетной системы РФ и других источников, определенных законодательством страны.

При разработке целевых программ прописывают периоды реализации программы, институт ответственный за его исполнение, источники финансирования, предполагаемые результаты, сроки исполнения.

Целевые программы, как правило, включают следующие разделы:

  1. паспорт программы;

  2. содержание проблемы и необходимость ее решения программными средствами;

  3. цели и задачи программы;

  4. система программных мероприятий;

  5. механизм реализации программы;

  6. организация разработки, управление программой и контроль за ходом ее реализации;

  7. оценка ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы;

  8. технико-экономическое обоснование финансирования программы;

  9. заявка на получение ассигнований для финансирования программы.

Программная деятельность ФТС России направлена на достижение стратегических целей, решение тактических задач и предполагает оптимальное сочетание федеральных целевых программ как инструмента экономической политики и аналитических программ как инструмента бюджетного планирования, направленных на решение тактических задач.

Каждая из программ, реализованная в таможенном деле, отражает конкретную экономическую, политическую, социальную ситуации в экономике страны. Примерами таких программ могут служить:

1 «Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на период 2001-2003 г.г.»

Целью программы явилось совершенствование таможенного администрирования в Российской Федерации посредством решения таких задач как:

В результате реализации программы был достигнут качественно новый уровень таможенного администрирования.

2 Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2003 – 2010 годы)». Государственным заказчиком-координатором является ФСБ России. Федеральная таможенная служба исполняет данную программу в части своей компетенции (раздел «Федеральная таможенная служба»). Программа принята с целью повышения эффективности защиты и охраны государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, приграничного воздушного пространства и подводной среды Российской Федерации. Программа финансируется исключительно из федерального бюджета и является закрытой, поэтому в работе анализируется лишь информация, освещенная в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.

Программа предусматривает создание материально-технических и социально-экономических условий, необходимых для защиты и охраны государственной границы Российской Федерации. По программе предусмотрено обустройство новых границ, строительство 1341 пограничных объектов. Приоритетным направлением в программе, вторым по значимости после разрешения конфликтов на Кавказе, выдвинуты мероприятия по обустройству российско-казахстанского участка госграницы, где планируется построить 216 объектов, и обустройству границы с Украиной.

Условно весь объем работ в рамках данной программы можно разделить на три части. Первая направлена на формирование условий службы и быта пограничников. Связь, в том числе и космическая, обслуживается по второй части программы. Третья часть предусматривает внедрение различных технических средств. Получателями средств являются Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ РФ) и Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ).

3 Аналитические программы (подпрограммы) ФТС России:

- Аналитическая программа ФТС России строительства (реконструкции) служебно-производственных зданий, автомобильных пунктов ;

- Аналитическая программа ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007 – 2009 годы».

Программно-целевая структура ФТС России с распределением федеральной целевой программы, действующих аналитических программ ФТС России по стратегическим целям и тактическим задачам ФТС России приведена в приложении В.

Наряду с программной деятельностью работа ФТС России осуществляется в рамках непрограммной деятельности, целью которой является обеспечение решения тактических задач Федеральной таможенной службы. Непрограммная деятельность представляет собой комплекс мероприятий, формализованный в виде краткосрочного плана работы ФТС России на соответствующий год.

Показателем, характеризующим результат исполнения непрограммной деятельности, является сокращение доли неисполненных мероприятий по объективным причинам, в общем объеме запланированных мероприятий. Количественные значения указанного показателя характеризуется снижением от 20 % в 2007 году до 16 % в 2011 году.

На реализацию непрограммной деятельности выделено: в 2008 году – 58 907,1 млн. рублей, в 2009 году – 66 986,5 млн. рублей, в 2010 году – 73 379,0 млн. рублей, в 2010 году – 68 085,8 млн. рублей.

С целью определения роли целевых программ федерального ведения в решении задач государственной важности федеральные целевые программы (ФЦП) сгруппированы по экономическому содержанию. Перечень федеральных целевых программ согласно классификации представлен в приложении Г. Выделено шесть основных групп программ: 1) развитие регионов; 2) развитие инфраструктуры, в том числе и таможенной системы; 3) молодежная политика; 4) обеспечение безопасности жизнедеятельности; 5)инвестиции и инновации в экономике; 6) прочие программы (не вошедшие в состав вышеназванных направлений).

Воспользовавшись структурой реализуемых программ, раскрываем сущностную характеристику решаемых проблем посредством ФЦП. Тенденции программно-целевого воздействия Федерации на решение приоритетных социально-экономических задач ранжируем в соответствии с их значимостью. Анализ бюджетных средств, предусмотренных в федеральных целевых программах, характеризует усиление государственного внимания развитию инфраструктуры. Удельный вес ассигнований по группе занимает первое место в общей структуре средств, выделенных на реализацию ФЦП, составляя от 40 до 50 процентов, и имеет тенденцию к росту. Программы, обеспечивающие развитие инфраструктуры, имеют более продолжительный срок реализации по сравнению с другими программами, это объясняется сроками строительства и обустройства объектов инфраструктуры.1 Финансирование ФЦП по этой группе констатируем как положительный фактор.

Ассигнования, направляемые на решение региональных проблем, имеют тенденцию снижения (2003 год - 21%; 2006 год - 9%), хотя по объему финансирования занимают второе место после программ, направляемых на развитие инфраструктуры. Вторая группа программ заключает финансирование конкретных субъектов РФ. Снижение удельного веса финансирования по названной группе объясняется решением поставленных целей и, соответственно, окончанием сроков реализации целевых программ.

На инновационные и инвестиционные цели развития экономики государство затрачивает около 16 процентов. Большая часть государственных средств в рамках ФЦП направлена на структурную перестройку экономики и имеет преимущественно инвестиционный характер.

С развитием экономической деятельности человечество, используя природные ресурсы, неадекватно заботится об охране окружающей среды, в результате обостряется экологическая, техногенная ситуации в стране и ухудшается здоровье населения. Обращая внимание на необходимость восстановления природных ресурсов и кадрового потенциала, для осуществления расширенного воспроизводства выделена следующая группа федеральных целевых программ «Обеспечение жизнедеятельности». По сути программы этой группы направлены на устранение тех или иных причин.

Программы стимулирования развития подрастающего поколения, т.е. молодежной политики, по объемам финансирования занимают примерно 4 процента в составе ФЦП. Рассматривая содержание программ данной группы, отмечаем усиленное внимание сфере образования.

Пристальное изучение последней группы «Прочие программы» позволяет выявить общую их направленность. Это программы, реализуемые в институтах власти в процессе проведения административной реформы.

Оценивая ФЦП как инструмент решения целевых задач, следует констатировать, что в расходах федерального бюджета возрос объем ассигнований по федеральным целевым программам за последние годы. Однако их удельный вес в структуре расходов бюджета составляет в среднем не более 9 % расходов федерального бюджета.