Таможенная политика: механизм ее формирования и реализации
Таможенная политика Российской Федерации – составная часть внутренней и внешней политики государства, система мер воздействия на поведение участников внешнеэкономической деятельности, направленная на развитие национальной экономики, регулирование товарообмена, решение торгово-политических задач по защите внутреннего рынка, обеспечение экономической и национальной безопасности государства.
Таможенная политика, конкретного государства и государств, входящих в Таможенный союз строится на принципах единства, стабильности, независимости, открытости, равноправия, признания приоритета международных договоров и соглашений.
К субъектам таможенной политики, разрабатывающим, формирующим механизм осуществления таможенной политики и принимающим участие в ее реализации, относятся законодательные и исполнительные органы государств, входящих в Таможенный союз и институты управления Таможенным союзом, союзы предпринимателей, коммерческие банки, неправительственные и негосударственные международные организации.
Объектами таможенной политики являются участники ВЭД, другие социальные группы, интересы которых затрагивает таможенная политика.
Содержание таможенной политики определяется политическими, экономическими, социальными факторами, оказывающими на нее прямое и косвенное воздействие.
К политическим факторам, оказывающим влияние на таможенную политику, относятся:
- государственная политика и деятельность органов государственной власти и управления, определяемая интересами и целями развития государства;
- внутренняя политика, представляющая собой систему принципов, направлений и форм деятельности государства и его институтов, обеспечивающих сохранение и развитие сложившегося социально-политического и экономического строя (в том числе политика обеспечения национальной безопасности);
- экономическая политика – система мер, действий в области экономики, задающая определенную направленность экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами государства, в том числе ее составляющие – структурно-инвестиционная политика, инновационная политика, политика ценообразования, кредитно-денежная политика, бюджетно-налоговая политика, политика занятости, политика обеспечения экономической безопасности;
- внешнеэкономическая политика – система мер, действий в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами, в том числе ее составляющие – внешнеторговая политика, политика международного движения капитала, валютная политика;
- социальная политика – взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих ее слоев.
Важнейшими экономическими факторами, определяющими содержание таможенной политики государства, являются:
- темпы роста внутреннего валового продукта страны;
- динамика инвестиционной и инновационной активности, научно-технического потенциала;
- уровень инфляции;
- состояние финансовой системы;
- состояние кредитно-банковской системы;
- размеры и динамика теневого сектора экономики;
- размеры внутреннего и внешнего государственного долга;
- размеры и структура экспорта и импорта и др.
Основными социальными факторами, воздействующими на содержание таможенной политики, выступают:
- социальное положение населения страны, в том числе его дифференциация по имущественному признаку;
- приоритеты социального развития;
- уровень жизни населения;
- уровень безработицы и др.
При разработке и реализации таможенной политики учитываются и внешние факторы, к которым относятся:
- состояние и тенденции развития международной торговли и туризма;
- участие страны в международных и региональных экономических организациях;
- присоединение к международным договорам, конвенциям, соглашениям в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности др.[2]
Основными направлениями таможенной политики на современном этапе развития Российской Федерации являются следующие составляющие ее виды политик:
- таможенно-тарифная политика;
- политика в области нетарифного регулирования ВЭД;
- политика совершенствования таможенного контроля;
- политика стимулирования ВЭД посредством применения таможенных процедур;
- политика развития научно-технического прогресса;
- эффективная кадровая политика таможенной службы;
- политика противодействия распространения коррупции в таможенных структурах;
- политика прозрачности таможенного регулирования и др.
Таможенная политика реализуется таможенно-тарифными методами регулирования ВЭД посредством применения различных видов тарифов и пошлин, методологии исчисления таможенных платежей, условий предоставления льгот и тарифных преференций для товаров из наименее развитых и развивающихся стран.
Развитие таможенной политики за несколько столетий отражает её связь с политикой и другими сферами жизни общества. В разные периоды российской истории государственными деятелями перед таможней ставились различные, часто противоречивые задачи: фискальные, протекционистские и др. При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась.
Например, вовремя правления Екатерины II почти полностью отказались от фритредерских устремлений предыдущих лет и перешли к политике протекционизма, которая с различными модификациями проводилась всеми последующими правителями. В таможенной политике того времени тенденции протекционизма сводились к следующему:
- повышение таможенных пошлин на ввоз иностранных товаров с целью сокращения или прекращения их ввоза, что позволяло поднять цены на аналогичные товары внутреннего производства;
- запрещение или ограничение ввоза определенных видов товаров;
- понижение вывозных пошлин, выдача вывозных премий государством в целях поощрения вывоза товаров собственного производства;
- получение дешевого сырья в результате эксплуатации ресурсов колоний и зависимых стран;
- выдача государством денежных субсидий крупным предпринимателям России;
- поощрение морской торговли льготными пошлинами.
Также, были периоды, когда таможенные методы становились орудием в решении внешнеполитических и военных проблем. В другое время, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможня превращалась в основной инструмент их решения, и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государства.
Например, в период с 1790 по 1822 гг. на таможенную систему оказали сильное воздействие политические отношения России с европейскими державами. Возникла потребность в изменении своей таможенной политики сообразно требованиям тех государств, сближение с которыми было желательно. Кроме этого, необходимо было стимулировать традиционные и выгодные виды российского производства, активизировать в целом внешнеэкономическую деятельность. В связи с началом во Франции буржуазной революции Россия договорилась с Англией, Австралией и Пруссией не вывозить во Францию хлеб и сырьё и не ввозить французскую мануфактуру. В 1793 г. Екатерина II издала манифест, нацеленный на разрыв экономических отношений с Францией и запрещавший привоз в Россию всех французских товаров.
Организация Таможенного союза, а также вступление России во Всемирную торговую организацию требуют изменения таможенной политики страны, эффективной интеграции в области экономической деятельности и решения политических задач.
- Г.И. Немирова, ю.В. Рожкова экономика таможенного дела
- Введение
- 1 Таможенное дело в системе отраслей национальной экономики
- Введение в экономику таможенного дела
- Экономика таможенного дела как отрасль науки
- Взаимосвязь экономики таможенного дела с другими дисциплинами
- Экономические задачи таможенного дела
- Таможенная политика: механизм ее формирования и реализации
- 1.6 Государственные таможенные услуги
- 2 Экономический механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 2.1 Экономические цели, функции и меры таможенного регулирования
- 2.2 Экономическая сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3 Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 2.3.1 Экспортный контроль
- 2.3.2 Эффективность и масштабы применения нетарифных
- 3 Развитие таможенного дела
- 3.1 Организация таможенного дела
- 3.2 Размещение таможенных органов
- 3.3 Концентрация, специализация и кооперирование в таможенном деле
- 3.3.1 Концентрация в таможенном деле
- 3.3.2 Специализация в таможенном деле
- 3.3.3 Кооперирование в таможенном деле
- 3.4 Научно-технический прогресс в таможенном деле
- 4 Ресурсная база таможенных организаций
- 4.1 Активы таможенных органов и капитальное строительство
- Тыловое обеспечение таможенных органов
- Трудовые ресурсы таможенных органов
- 4.3.1Особенности трудовой деятельности в таможенных органах
- 4.3.2 Оплата труда в таможенных органах
- 5 Финансовые основы развития экономики таможенного дела
- 5.1 Функции, принципы планирования и прогнозирования экономики таможенного дела
- 5.2 Програмно-целевой метод развития экономики таможенного дела
- 5.3 Методы планирования и финансирования
- 5.5 Роль таможенных органов в планировании и формировании доходов бюджета
- 5.6 Порядок финансирования расходов на развитие таможенного дела
- 1 Экз. Платежного поручения
- 5.7 Анализ и финансовый контроль
- 5.8 Институты, осуществляющие контроль и их функции
- 6 Интеграция в сфере таможенного дела
- 6.1 Цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.1.1 Экономическое содержание интеграции
- 6.1.2 Условия, цели, формы, способы таможенной интеграции
- 6.2 Таможенный союз стран в рамках ЕврАзЭс
- 6.3 Развитие экономики таможенного дела России во Всемирной торговой организации
- 6.4 Роль Всемирной таможенной организации в таможенном деле
- 7 Эффективность и качество таможенной деятельности
- 7.1 Критерии и показатели экономической эффективности деятельности таможенных органов
- 7.2 Показатели качества деятельности таможенных органов
- Каким критериям должны отвечать параметры, характеризующие эффективность деятельности таможенного органа?
- Тесты для самоконтроля
- Заключение
- Список использованных источников