logo search
Экономика для Издательства исправл

2.3 Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли

Государственное регулирование ВЭД осуществляется тарифными мерами и ограничительно-запретительными (административными). В обоих случаях регулирование осуществляется путем властной регламентации отношений государства с участниками ВЭД с помощью различных ограничительных, запретительных и разрешительных правил и процедур.

Регулируя импорт, государство стремиться к ограничению ввоза в страну продукции, которая может нанести ущерб национальному производству. При этом учитывает конкурентообразующее и антимонопольное значение импорта.

Система ограничительно-запретительных мер в России строится на законодательной основе. К числу которых можно отнести федеральные законы Российской Федерации: «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» и др.

В Российской Федерации в соответствии с членством в Таможенном союзе применяется «Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и положения о применении ограничений», который утвержден Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 19 и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 132 (в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 27.01.2010 N 168).

Нетарифные ограничения (НТО), барьеры импортных/экспортных операций - комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки

Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Нетарифное регулирование внешней торговли может осуществляться только в следующих случаях:

– при введении количественных ограничений, устанавливаемых Правительством Российской Федерации в исключительных случаях;

– при предоставлении исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

– при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Цель применения нетарифных ограничений заключается в следующем:

- усиление конкурентных позиций импортирующей страны;

- защита национальной экономики;

- охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности .

В соответствии с законодательной и нормативно-правовой базой нетарифные ограничения делятся на следующие группы, представленные в таблице 6.

Таблица 6 – Классификация нетарифных ограничений

Состав нетарифных ограничений

Экономические НТО

Административные

различные налоги и сборы (паратарифные )

лицензирование и квотирование, эмбарго, «добровольные ограничения экспорта»

меры валютного регулирования

система государственных закупок товаров

импортные депозиты

контроль над ценами

монополистические меры

особые виды пошлин – специальные, антидемпинговые, компенсационные

использование в протекционистских целях стандартов и технических норм, дополнительных таможенных документов и процедур и пр.

Различия между экономическими и административными НТО представлены в таблице 7.

Таблица 7 – Различия между экономическими и административными нетарифными ограничениями

Экономические НТО

Административные НТО

действуют через механизм рынка, удорожая импортные и экспортные товары

непосредственно ограничивают доступ импортных и поставку отечественных товаров за границу

Первенство на рынке остается за потребителем: он сохраняет свободу выбора и решает, приобрести ли более дорогой импортный или более дешевый аналогичный национальный товар

государство фактически определяет товарную структуру внутреннего рынка, ограждая его как от импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров на внутреннем рынке. Покупатель в этом случае лишается права на свободный выбор товара

Административные НТО

В соответствии с законом РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» импорт и экспорт товаров в Российской Федерации осуществляются без количественных ограничений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 21, а также ст.21–24, 26, 27 , при соблюдении указанных в них требованиях.

Цель применения количественных ограничений импорта-экспорта заключается в следующем:

- защита позиций национальных производителей в случаях, когда другие торгово-политические средства недостаточно эффективны;

- поддержание цен на товары и прибылей национальных производителей;

- для вытеснения зарубежных конкурентов с внутреннего рынка;

- как орудие экономического давления на другие страны с целью выторговывания уступок.

Под импортной (экспортной) квотой понимается ограничение импорта (экспорта) товара по количеству и (или) стоимости.

Лицензирование – получение права или разрешения от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций (используется, в том числе, как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий индивидуальным импортерам до ее исчерпания).

Под импортной (экспортной) лицензией понимается разрешение на ввоз (вывоз) товаров на территорию (с территории) Российской Федерации.

Лицензирование в сфере торговли товарами в соответствии со ст.24 закона РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» устанавливается в отдельных случаях:

- введение временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров;

- реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров;

- предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

- выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Воз и вывоз каждого вида товара, подлежащего лицензированию, регламентируется соответствующим Постановлением Правительства РФ.

Например:

– Постановление Правительства РФ от 29.09.2010 г. № 771 "О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации"

– опасные отходы - Постановлением Правительства РФ “О трансграничных отходах”;

– озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция – Постановлением Правительства РФ “О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции”.

Технические меры – государственные меры контроля качества, безопасности или характеристик товаров, включая применяемые административные условия, терминологию, символы, проверку и методы проверки, требования к упаковке, маркировке и этикеткам, которые могут быть использованы как средство ограничения доступа товаров на внутренний рынок страны и Таможенного союза.

Техническими барьерами, используемыми в протекционистских целях, являются:

- технические условия изготовления товара;

- специальные требования к маркировке и упаковке;

- обязательная инспекция, применяемая к отдельным товарам (специфические санитарные, ветеринарные и фитосанитарные нормы и правила);

- запрет на ввоз продукции, которая не соответствует тем или иным техническим требованиям;

- предотгрузочная инспекция (инспекция предприятий – поставщиков);

- специальные таможенные формальности.

Технические меры должны обеспечить ввоз на таможенную территорию товаров, соответствующих документам, устанавливающим обязательные требования к товарам, исходя из законодательства государств таможенного союза и российского, а при вывозе – выполнение требований законодательства иностранных государств.

Монополистические меры – регулирующие мероприятия, которые предоставляют исключительные права определенной группе хозяйствующих субъектов.

Основные виды монополистических мер – это государственная монополия на импорт определенных товаров, принудительное обслуживание национальными предприятиями. Монополия обычно решает проблему приведения в равновесие платежного баланса за счет контролирования импорта по сравнению с экспортом.

Таможенные операции – административные правила и процедуры, которые необходимо выполнять при перемещении товаров через таможенную границу или при помещении товара под какую-либо таможенную процедуру.

Паратарифные (сверхтарифные) меры – платежи и сборы, взимаемые с товара, пересекающего таможенную границу, которые увеличивают стоимость ввозимого товара на дополнительную величину, помимо таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара).

Действующее в настоящее время законодательство Таможенного союза широко использует налоговую политику в качестве одного из средств протекционизма и пополнения доходной части федерального бюджета. При перемещении через границу импортные товары облагаются налогами. При этом главная роль отводится налогу на добавленную стоимость (НДС) и акцизу. НДС облагаются все товары, ввозимые на территорию государств членов Таможенного союза, в том числе и Российской Федерации. Акцизом облагаются отдельные товары в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Им же устанавливаются ставки акцизов, также и как номенклатура товаров, подлежащих обложению.

Меры валютно-финансовой политики - это меры валютного регулирования, требования предварительной оплаты стоимости импорта и/или уплаты импортных налогов, субсидии и финансовые льготы.

Меры по защите экономических интересов государства во внешней торговле. Защитные меры (специальные защитные меры - по российскому законодательству) – импортные ограничения, которые применяются на временной основе в тех случаях, когда иностранные товары ввозятся в таких количествах и/или на таких условиях, что это причиняет или может причинить существенный ущерб отраслям, чья продукция конкурирует с импортной. Обстоятельствами, обуславливающими применение защитных мер являются: причинение существенного ущерба отрасли экономики; угроза причинения существенного ущерба отрасли экономики.