logo
ТАМОЖНЯ - ответы на гос

27. Методы классификации и кодирования товаров

Классификация – разделение множества объектов на подмножества по сходству или различиям в соответствии с принятыми методами. Система соподчинёных понятий (объектов) в какой-либо области знаний, которая используется как средство для установления связей между точной ориентировкой многообразий и понятий.

Объектом классификации является элемент классификационного множества.

В товароведении товары делятся на потребительские, промышленного назначения, для управленческой деятельности.

Существуют общие принципы, признаки и правила классификации.

Принципы:

  1. Постановка цели

  2. выбор метода классификации

  3. установление числа классификационных признаков.

Признак классификации - свойство или характеристика объекта, положенные в основу классификации. м/б назначение, вид сырья, технология и тд.

Правило классификации заключается в распределении объектов по отдельным категориям или ступеням от высших к низшим, начиная с более общих признаков. На последних ступенях м/б задействованы более общие признаки. Ступенями классификации являются: раздел, класс, группа, вид, также подкласс, подвид...

Вид – одна из основных категорий товароведения. Он всегда стабилен и представляет собой конечный продукт производства и наименования, который соответствуетего внутреннему содержанию и внешнему оформлению. Может подразделяться на подвиды, подвиды – на артикулы в соответствии с разнообразными изменчивыми признаками.

Методы

Иерархический метод – последовательное разделение множества объектов на подчиненные группировки. При этом каждая последующая ступень должна конкретизировать признак вышестоящей ступени.

1 сыры

1.1 1.2 1.3 натуральные плавленые (по типу сырья)

1.1.1. 1.1.2 1.1.3 кислотные сытюжные (по типу свёртывания молока)

Ступени классификации по иерархическому признаку называются разделение множества на составные части по одному признаку.

Иерархическая система имеет количество ступеней, равное количеству признаков.

Глубина классификации – количество ступеней.

Плюсы: 1 возможность группировки объектов по большинству признаков, характеризующих то или иное подмножество.

2 Высокая информационная насыщенность.

Минусы: 1. многоступенчатость, сложность использования

2. при недостаточной глубине нехватка информации.

Фасетный метод – параллельное разделение множества товаров на подчинённые группировки по одному признаку в каждой из них.

Отдельные фасеты не зависят друг от друга и не подчиняются др. др. каждая фасета относясь к одному и тому же множеству характеризует лишь одну сторону этого множества.

1 обувь

1 2 3 по назначению половозрастная вид, форма

1 2 3 (бытовая, спортивная) (муж, жен, детс) (сапоги, туфли, босоножки)

Плюсы: 1. гибкость и удобность использования, применения

Минусы: невозможность выделения общих и различных признаков между объектами в разных классификационных группировках.

Иерархический метод позволяет сравнивать товары. В фасетной классификации один и тот же товар может занимать несколько позиций. Поэтому товары нельзя сравнивать. Иерархическая классификация менее гибкая, чем фасетная.

Кодирование товаров.

Образование условного обозначения (кода) и присвоения его объектом классификационных группировок.

Код- знак, совокупность знаков, применяемых для обозначения классификациооных группировок.

Структура кода:

Длина кода- количество знаков в коде без учета пробелов.

Код или кодовое обозначение образуются из цифровых или буквенно-цифровых знаков в соответствии с принятыми методами.

Методы кодирования

  1. порядковый- присвоение кодов из чисел натурального ряда товарами, которые отсортированы по одному определённому признаку

  2. серийно-порядковый – за определённой группой товаров закрепляется серия. Внутри серии используется порядковый метод

  3. последовательный -иерархичный

  4. параллельный – фасетный

Методы кодирования и методы классификации используются для построения классификаторов.

Классификатор – официальный документ, представляющий собой систему сводных наименований и кодов объектов классификации и классификационных группировок.

Структура классификации включает:

Позицию – наименование товара и код, который ему присвоен

Ёмкость – максимальное количество позиций, которое может содержать классификатор.

Классификаторы утверждаются на государственном, отраслевом уровнях и уровне предприятия.

Общероссийский классификатор продукции (ОКП) используется для учёта, для маркетинговых исследований. Построен из 2-х частей:

1. К-ОКП классификационная

2. А-ОКП ассортиментная

К-ОКП классифицирует товары на классы (99), подклассы, группы, подгруппы, виды. Классы выделяют в соответствии со структурой промышленности и с/х. каждая позиция кодируется 6-тизначным кодом.

I 98 0000 98- класс - продукция животноводства

II 98 9000 9 – подкласс – продукция прочего животноводства

III 98 9100 1 – группа – продукция лабораторного животноводства

IV 98 9110 1 – подгруппа – продукция, выращиваемая в лаборатории

V 98 9111 1 – свинка морская

Глубина классификации продукции определяется её целью, количеством используемых признаков.

А-ОКП включает полную характеристику продукции конкретных артикулов. Каждая позиция А-ОКП характеризуется 10-тизначным кодом и двухразрядным контрольным числом, а также наименование м изделия по нормативным документам (ТН ВЭД).