logo
ТАМОЖНЯ - ответы на гос

88. Предварительное информирование таможенных органов о перемещении товаров и транспортных средств.

В октябре 2007 года Федеральная таможенная служба России начала внедрять в опытную эксплуатацию систему предварительного информирования таможенных органов. Используя данную систему заинтересованные лица, через сеть Интернет, получают возможность передавать электронные пакеты предварительной информации в ГНИВЦ ФТС России.

Основная задача данной системы - ускорение прохождения международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП), повышение достоверности декларирования.

Наряду с другими механизмами и инструментами предварительное информирование и предварительное декларирование является основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли, внедрения управления интегрированной цепочкой поставок в рамках проводимой работы ВТО.

Целью создания системы предварительного информирования является минимизация угроз для национальной и экономической безопасности Российской Федерации, ускорение внешнеэкономического товарооборота. При этом должны быть решены следующие задачи создания СПИ:

1) создание условий для транспорентности и предсказуемости действий таможенных органов;

2) минимизация времени выполнения таможенных формальностей в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и местах оформления;

3) повышение оперативности управления таможенными органами и эффективности принятия решений должностными лицами таможенных органов посредством предварительного определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки;

4) оптимизация деятельности таможенных органов, распределения людских и материальных ресурсов.

Предварительную информацию для целей таможенного контроля целесообразно классифицировать следующим образом:

1) первый уровень - предварительная информация лиц, имеющих низкий коэффициент таможенной устойчивости (КТУ) в определяемом ФТС России порядке в рамках применения системы управления рисками, либо в отношении которых невозможно установить КТУ;

2) второй уровень - предварительная информация лиц, имеющих средний КТУ;

3) третий уровень - предварительная информация лиц, имеющих высокий КТУ, а также информация от администрации пункта пропуска;

4) четвертый уровень - предварительная информация лиц, в отношении которых таможенная служба страны экспорта или транзита подтвердила соответствие требованиям национального таможенного законодательства и удостоверила репутацию как добросовестных участников внешнеэкономической деятельности перед ФТС России;

5) пятый уровень - информация таможенной службы страны экспорта или транзита по товарам, перемещаемым определенными лицами, в отношении которых данная таможенная служба и ФТС России совместно подтвердили выполнение национальных таможенных законодательств и удостоверили репутацию как добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (во всех остальных случаях предварительная информация таможенной службы страны экспорта или транзита рассматривается как информация третьего уровня).

Лицом, принимающим участие в предварительном информировании, может являться:

1) Заинтересованное лицо, являющееся инициатором представления предварительной информации, в том числе:

а) экспедитор, организующий перевозку товаров, непосредственно связанную с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

б) перевозчик товаров;

в) декларант либо получатель товаров;

г) таможенный брокер (представитель);

д) иное лицо, связанное с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и обладающее информацией для организации предварительного информирования.

2) Лицо, формирующее предварительную информацию (далее - источник информации).

Источником информации могут быть само заинтересованное лицо, а также по их инициативе:

а) таможенные и иные государственные органы страны экспорта или транзита;

б) производитель товаров;

в) отправитель товаров;

г) экспедитор, организующий перевозку товаров до их перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

д) перевозчик товаров.

Представление и использование предварительной информации регламентируется Соглашением и техническими условиями информационного взаимодействия при предварительном информировании.

Схема работы системы предварительного информирования таможенных органов РФ.

Заинтересованные лица, используя свои автоматизированные системы и аттестованные абонентские пункты, или используя программные средства и абонентские пункты других фирм, передают электронные пакеты с предварительной информацией, подписанные электронно-цифровой подписью (ЭЦП) в базу данных ГНИВЦ ФТС России. При пересечении МАПП представитель перевозчика (водитель, экспедитор) предоставляет таможенному инспектору распечатанную форму с общими сведениями из данных по отправленному электронному пакету с предварительной информацией. Данная форма содержит уникальный код, который присваивается автоматически при доставке электронного пакета на сервер ГНИВЦ ФТС России, штрих код, в котором зашифровывается необходимые данные, общие данные по характеру груза и перевозчика, получателя.