logo
ТАМОЖНЯ - ответы на гос

73. Тарифные льготы в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот па преференциальный ввоз (вывоз) товара. Тарифная льгота — разновидность налоговых льгот.

Возврат ранее уплаченной тп предусматривается отдельными таможенными режимами, закрепленными в ТК, например, реимпорта, реэкспорта, беспошлинной торговли. Полное освобождение (в том числе полное условное освобождение) от уплаты таможенной пошлины допускается в соответствии с таможенными режимами международного таможенного транзита, переработки на таможенной территории, таможенного склада, реимпорта, реэкспорта и т.д. Частичное освобождение (в том числе частичное условное освобождение) предоставляется в соответствии с таможенными режимами переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории, временного ввоза.

В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» от уплаты таможенной пошлины освобождаются:

1.ТС, осуществляющие межд. перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств.

2.Продукция морского промысла росс. и арендованных рос. лицами судов, ввозимая на таможенную террит. РФ.

3.Товары, ввозимые на тт РФ или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений или законодательства РФ.

4. Валюта РФ, иностранная валюта, а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами РФ.

5. Товары, подлежащие обращению в собственность гос. в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

6. Товары, ввозимые на тт РФ в качестве вклада в уставные фонды предпр. с иностр. Инвестиц. и инос. Предпр..

7.Товары, ввозимые на тт РФ в качестве гуманитарной помощи и в целях ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий и др.

В соответствии с ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если общая стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей.

Тарифная льгота в виде снижения ставок пошлины предоставляется в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ. Такие товары облагаются по ставкам в размере 75% действующих ставок таможенного тарифа.

Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара — специфическая для внешнеторговой деятельности налоговая льгота. Под тарифной квотой понимается квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение ставок таможенной пошлины.

Тарифные преференции представляют собой определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров. Данные преимущества выражаются, в применении к товарам сниженных ставок таможенных пошлин, освобождении товаров от уплаты таможенной пошлины, а так же в установлении тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Преференц. система РФ охватывает следующие группы стран: пост. Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1057.

1.Развивающиеся страны - пользователи национальной системой преференций РФ (Аргентина, Бразилия, Вьетнам, Индия, Иран, Куба, Ливия, Пакистан, Румыния, Египет, КНДР, Чили и др.). В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и происходящих из развивающихся стран, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Правительством РФ (базовых ставок).

2.Наименее развитые страны - пользователи национальной системой преференций РФ (Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Гвинея, Замбия, Камбоджа, Непал, Судан и др.). К товарам, ввозимым в РФ из наименее развитых стран, ввозные таможенные пошлины не применяются.

Перечень отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система, определяется равным образом как для наименее развитых, так и для развивающихся стран. Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 25 мая 2000 г. № 414 "Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции".

К числу таких товаров относятся, в частности, мясо и пищевые мясные субпродукты, рыба и ракообразные, моллюски, молочная продукция, яйца птиц, мед натуральный, живые деревья, кофе, чай, съедобные плоды (фрукты) и орехи, масла эфирные, каучук натуральный, лесоматериалы из древесины тропических пород, шелк, шерсть и другие товары.

Освобождения от уплаты таможенной пошлины предусмотрены не только для товаров ввозимых в РФ из наименее развитых стран. Например, в соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными между Российской Федерацией и странами-участницами СНГ. При этом тарифная (преференциальная) льгота распространяется на все ввозимые в РФ товары.

Нетарифные меры регулирования ВЭД (могут про это спросить)

Меры нетарифного регулирования – это механизм государственного регулирования внешнеторговой политики, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), неэкономические, административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между государствами.

Экономические меры включают в себя:

1.Контроль таможенной стоимости. В международной торговой практике использование различных национальных методик определения таможенной стоимости рассматривается как нетарифный барьер. Это дает государству реальную возможность для усиления протекционистской направленности таможенных пошлин и налогов.

2. Валютный контроль. Валютный контроль в области таможенного дела представляет собой деятельность специально уполномоченных государством субъектов в области образования, распределения и использования валютных фондов страны, направленных на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

3.Финансовые меры – субсидии, санкции и т.д.

4.Защитные меры - дополнительные таможенные обложения (НДС, акцизы, таможенные сборы) и особые виды пошлин. К особым видам обложения в рамках нетарифного регулирования относят антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины. Общим условием для применения особых видов пошлин является то, что они могут применяться только тогда, когда ввоз товаров наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо может препятствовать организации или расширению производства таких товаров. Для введения этих видов пошлин требуются предварительные специальные расследования.

Административные меры:

1.Запреты. Запреты можно разделить на две формы — открытые и завуалированные. Эмбарго - полный запрет на ввоз или вы­воз одного или нескольких видов товаров.

2.Лицензирование. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на операции с товарами, включенными в списки лицензируемых по импорту или экспорту. К ним, например, относятся лекарственные средства, крепкие спиртные напитки, опасные отходы, осетровые виды рыб, средства защиты информации, лесоматериалы ценных пород и др.

3.Квотирование. Представляет собой количественное лимитирование размера импорта или экспорта перемещаемых товаров.

4.Экспортный контроль. Предполагает введение системы обязательной регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт стратегически важных сырьевых товаров. Особый порядок экспорта распространяется на две группы товаров:

- военную технику, вооружение, военные технологии и т.д.;

-товары «двойного» назначения (например, металлические сплавы, различные возбудители заболеваний, радиоактивные материалы).

Технические меры:

1. Разрешительная система — порядок, при котором на перемещение через таможенную границу отдельных категорий товаров требуется специальное разрешение, выдаваемое компетентными органами.

2.Специальные требования к качеству - сертификация товаров и продукции, фитосанитарный контроль, ветеринарный контроль, санитарный контроль, требования экологического характера и др.

3.Дополнительные условия - требования к упаковке, маркировке, заполнению инструкций на национальном языке и т.д., а также проведение различного рода экспертиз как таможенными, так и специально аккредитованными лабораториями.

4. Система правовой охраны интеллектуальной собственности - российское законодательство об интеллектуальной собственности: авторское право, патентное право, законодательство о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг), законодательство о нетрадиционных объектах интеллектуальной собственности.

Неэкономические меры регулирования:

1.Торговые договоры — это вид межгосударственных договоров, устанавливающие принципы и режим двусторонней торговли.

2. Правовые режимы. В практике регулирования международной торговли наиболее часто используются следующие режимы:

а)Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) — условие, закрепленное в международных торговых соглашениях, предусматривающее предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуются и (или) будет пользоваться любое третье государство. Принцип РНБ включен в условия ВТО и считается основой создания недискриминационного режима в международной торговле.

б)Национальный режим — режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем для своих юридических и физических лиц.