logo
ТАМОЖНЯ - ответы на гос

5. Процессный подход.

В стандартах ИСО серии 9000 принцип процессного подхода является одним из фундаментальных. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Для того, чтобы можно было его реализовать, стандарт ИСО 9001:2008 требует не только определение самих процессов, но и их документирование.

Любая деятельность, направленная на построение системы менеджмента качества, должна начинаться с идентификации и описания ключевых процессов и проведения их первичной оптимизации с применением стандартизованных техник.  Основным (базовым) процессом в деятельности таможенных органов является процесс таможенного контроля.

Поэтому свою работу по внедрению системы менеджмента качества ПТУ начинало с описания именно этого процесса, осуществления его мониторинга, измерения и анализа. Было составлено подробное описание последовательности и содержания всех действий, осуществляемых в процессе таможенного контроля, систематизирована нормативная база. С целью управления процессом была разработана первичная документация СМК, методика мониторинга, анализа и оценки внедрения и функционирования элементов СМК.

В соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001-2008 по назначению и месту в системе менеджмента качества процессы классифицируются на основные (базовые), процессы руководства или менеджмента и вспомогательные (обеспечивающие), которые имеют только внутренних потребителей. Исходя из этих требований, в область действия создаваемой системы менеджмента качества были включены следующие процессы:

- базовый процесс - процесс таможенного контроля, описанием которого мы занимались длительное время;

- процессы менеджмента - мониторинг и измерение продукции (услуги), внутренний аудит, анализ со стороны руководства;

- обеспечивающие процессы, к которым относятся процессы «управление человеческими ресурсами», «закупки».

Одним из основных необходимых свойств любого процесса является его так называемая "способность" (Capability), под которой понимается способность процесса выполнять требуемые от него функции и производить на выходе результат с установленными и ожидаемыми свойствами. Поэтому если говорить о формуле процесса, то она довольно-таки наглядна и представляет собой сумму таких слагаемых как вход + ресурсы + функции + выход + требования к результату и процессу. Для обеспечения этого свойства необходим контур управления процессом, который формализован в виде карты процессов. Построив карты, мы смогли четко определить взаимосвязь процессов, а также наглядно показать, что процессы являются сквозными, то есть они пронизывают не только деятельность нескольких подразделений в рамках управления, но также и деятельность подразделений таможен и таможенных постов, то есть всю вертикаль сверху донизу.

Для того, чтобы процессы были управляемыми, разработана Матрица распределения ответственности и компетенции руководства, структурных подразделений и должностных лиц подразделений ПТУ, таможен, таможенных постов.

В соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2008 документы СМК должны быть управляемыми. В настоящие время стандартов ПТУ 8.

Стандарты утверждаются начальником управления и вводятся в действие приказом ПТУ. Подлинники документов хранятся в ПТУ. После введения в действие оригинал стандарта размещается на Портале ПТУ.

При разработке и внедрении СМК следует помнить, что ни один стандарт не является догмой с раз и навсегда установленными требованиями. Если стандарты не актуализируются, то с высокой степенью вероятности можно утверждать, что этот руководящий документ не носит прикладного характера, а издан только для демонстрации формального выполнения установленных стандартами требований, и на практике им никто не пользуется.

Важная часть управления процессом – это его мониторинг, измерение и анализ. В настоящее время нами разработана процедура мониторинга и измерения процесса таможенного контроля на основе комплексной системы показателей ТК.

По каждому процессу нами выделены существенные характеристики процесса (показатели), направленные на достижение установленных целей.

Данные мониторинга и измерения процессов лягут в основу дальнейшего анализа и оценки их функционирования.