logo
ТАМОЖНЯ - ответы на гос

82. Ответственность за нарушение валютного законодательства.

Согласно статье 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уголовная ответственность - это вид юридической ответственности, предусмотренной за совершение преступлений в области таможенного дела. Правовое последствие совершения преступления заключается в применении к виновному в этом лицу государственного принуждения в форме уголовного наказания. Таможенные органы могут возбуждать уголовные дела только в том случае, если имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного УК РФ.

Статьей 193 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.

Наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок до трех лет.

Согласно пункту 1 статьи 14 УК РФ валютное преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, предусмотренной нормами таможенного законодательства за совершение административных правонарушений (проступков) в области таможенного дела. Она выражается в применении к виновным в совершении правонарушения в сфере таможенного дела лицам мер административного наказания, если совершенные этими лицами правонарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.

В таможенной сфере юридическим основанием административной ответственности является КоАП;

Не смотря на то, что статьями для привлечения лиц к административной ответственности в области таможенного дела являются статьи главы 16 КоАП, таможенный орган вправе также возбудить дело об АП по статье 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования», а также в соответствии с тем, что согласно пункту 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица агентов валютного контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо иными нормативными правовыми актами.

Объектом правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка РФ.

Объективную сторону образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Статья 15.25 КоАП РФ включает в себя несколько составов административных правонарушений, совершенных в процессе обращения валютных ценностей.

Основания для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Основаниями для привлечения к ответственности являются:

осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ;

осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.

Санкцией за совершение данного правонарушения является наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

Что касается валютных ограничений в виде требования о резервировании и использовании специального счета, то пункт 10 части 1 статьи 1 и статья 8 Закона №173-ФЗ об использовании специальных счетов и статья 16 данного закона, устанавливавшая требование о резервировании, не действуют с 1 января 2007 года.

Основания для привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ.

Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона №173-ФЗ резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ не позднее одного месяца со дня открытия таких счетов (вкладов) по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.