logo
ТАМОЖНЯ - ответы на гос

19. Международные конвенции и соглашения в области авиаперевозок

Международное транспортное право как отрасль международного частного права представляет собой комплекс правовых норм содержащихся в национальном законодательстве, в международных договорах, обычных и регулирующих обязательные отношения по перевозке грузов, пассажиров и багажа в международном сообщении.

Авиационные перевозки грузов в международном частном праве регулируются как нормами национального законодательства, так и международными договорами. При этом международный характер таких перевозок, т.е. наличие в них иностранного элемента обуславливают большую роль международных правовых и неправовых организаций. По данным Международной организации авиационных организаций (ИКАО) универсальная организация в рамках которой осуществляется процесс формирования и реализации международной авиатранспортной политике. Воздушный транспорт России занимает 9-е место по выполненному грузообороту. В этой организации 183 государства, она имеет статус специального учреждения ООН.

К числу наиболее значимых актов, регулирующих авиаперевозки относятся:

1.Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997г.

2. Постановление Правительства РФ от 24 января 1998г. “О лицензионной деятельности в области гражданской авиации”,

3. Правила международных грузоперевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденные приказом СССР от 3 января 1986г.

Важнейшим правительственным актом в области международных авиаперевозок выступает Варшавская конвенция 1920г. “Для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок”. В 1955г. она была дополнена Гаагским протоколом. В настоящее время эта конвенция имеет универсальный характер, в ней участвуют 130 стран, Россия в том числе. Последними были приняты документы вносившие изменения в варшавскую конвенцию. Прежде всего относится к Гватемальскому протоколу 1994г., который увеличивает предел ответственности воздушного перевозчика за ущерб причиненный жизни и здоровью человека и кроме того ввел принцип объективной ответственности перевозчика не зависимо от его вины.

В 1975г. был издан Монреальский протокол, который изменил расчетную единицу используемую для измерения ответственности — вместо франкопуантаре и подтверждения принципов определения ответственности перевозчика.

1961г.была приняла Гвадалахарская конвенция в дополнение к Варшавской для унификации некоторых правил касающихся грузоперевозок осуществляемые лицами, не являющимися лицами по договору, она распространяет принципы Варшавской конвенции возможность повышения ответственности перевозчика по согласию пассажира.

Перевозчики подписавшие Монреальское соглашение 1966г. “О повышении предела своей ответственности при перевозках в США из США или через территорию США”. По данному соглашению предел ответственности перевозчика был установлен 58 000 долл.США без судебных издержек и 75 000 долл.США с судебными издержками. Это соглашение послужило импульсом к подписанию Монреальского соглашения 1974г. В силу которого предел ответственности был повышен до 100 000 СДР и не только американских перевозчиков, но и других.

Все эти документы составили Варшавскую систему достаточно громоздкую и мало эффективную в силу личного состава в стран участвующих в отношении каждого документа. На протяжении ряда лет ставился вопрос о консолидации Варшавской системы в единый акт. Работа в этом направлении велась в юридическом отделе ИКАО. На основе разработанного в рамках проекта была принята Монреальская конвенция для унификации некоторых правил воздушных перевозок от 28.05.1999г.

Конвенция “О борьбе с незаконным захватом воздушных судов” Гаага от 16.12.1970. о принятии таких мер, какие могут оказаться необходимыми, для установления своей юрисдикции над преступлением и любыми другими актами насилия в отношении пассажиров или экипажа, совершенных предполагаемым преступником в связи с таким преступлением. государства, которые создают совместные воздушно-транспортные эксплуатационные организации или международные эксплуатационные агентства, эксплуатирующие воздушные суда, которые подлежат совместной или международной регистрации, надлежащим образом указывают в отношении каждого воздушного судна.

Конвенция “О преступлениях и некоторых других актах, совершенных на борту воздушных судов” Гаага 16.12.1970г. описывает понятие преступления, а также права командира судна. Договаривающееся государство разрешает командиру воздушного судна, зарегистрированного в другом Договаривающемся государстве, высадить любое лицо.

Конвенция “О международной гражданской авиации” Чикаго 07.12.1944 (с изм. От 01.01.200). СССР присоединилась с 14.11.1970.