logo
ТАМОЖНЯ - ответы на гос

119. Правовые основы для проведения таможенной экспертизы

Таможенная экспертиза - организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования.

В рамках функционирования таможенно-союзных отношений нормативной основой проведения таможенной экспертизы стал Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС

По своей сути таможенная экспертиза направлена на разъяснение возникающих вопросов в том случае, если при совершении таможенных операций (выборе таможенной процедуры, классификации товара, декларировании) требуются специальные познания. Очевидно, что и проводится она по назначению таможенных органов.

Основными видами таможенной экспертизы в целях таможенного контроля являются: идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая. Однако при возникновении необходимости может быть назначена и другая экспертиза (например, химическая, искусствоведческая, экологическая, почерковедческая и пр.).

Пунктом 2 ст. 139 ТК ТС срок проведения экспертизы ограничен 20 рабочими днями со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств – членов таможенного союза.

Приоритетным правом проведения экспертизы наделяются таможенные эксперты, являющиеся уполномоченными должностными лицами таможенных органов. Если же это невозможно, такое право передается иным уполномоченным организациям, а в качестве эксперта назначается любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи соответствующего заключения.

Гарантией объективности, всесторонности и полноты исследования являются профессионализм и независимость эксперта. Заключение эксперта основано исключительно на результатах проведенных исследований в соответствии с его специальными знаниями.

Объектами экспертизы выступают не только товары (в том числе и транспортные средства), но и документы, необходимые для совершения таможенных операций (таможенные, транспортные, коммерческие, иные). В отдельных случаях экспертиза может быть проведена в отношении средств идентификации. Экспертизы товаров, транспортных средств и документов, содержащих сведения о них, а также иных объектов проводятся для выявления свойств и характеристик объекта исследования. Учитывая разнообразие материальных ценностей, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, экспертизы различных видов товаров существенно отличаются. Например, принципиально разные подходы применяются при исследованиях драгоценных металлов, химикатов, лесоматериалов, лекарственных средств, продуктов питания и т. д.

Решение о назначении таможенной экспертизы принимается уполномоченным должностным лицом таможенного органа в письменной форме. В нем указываются основания для ее проведения; фамилия, имя и отчество эксперта или наименование таможенного органа (организации), в котором должна быть проведена экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта; срок проведения экспертизы и представления экспертного заключения в таможенный орган. Помимо указанного решения эксперт получает, как правило, упакованные и опечатанные материалы, документы, пробы и образцы, необходимые для проведения экспертизы, с указанием разрешения на видоизменение, частичное или полное уничтожение, разрушение материалов, документов, проб и образцов исследования.

Уведомление о назначении экспертизы направляется декларанту или иному заинтересованному лицу не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. Этот субъект вправе заявлять ходатайства о постановке эксперту дополнительных вопросов для получения по ним заключения; знакомиться с экспертным заключением и получить его копию; присутствовать при отборе проб или образцов таможенными органами для проведения таможенной экспертизы. Кроме того, он может ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной таможенной экспертизы. При удовлетворении такой просьбы лицо, назначившее экспертизу, выносит соответствующее решение, отказ же должен быть оформлен в письменной форме и мотивирован.

При проведении экспертизы уполномоченные органы ориентируются на обязательные требования – технические регламенты Таможенного союза, в которых устанавливаются требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также правила идентификации, формы, схемы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия.

Финансирование таможенной экспертизы, включающее расходы на ее проведение, осуществляется за счет бюджета государства – члена таможенного союза, таможенным органом которого она и назначена.

Положением п. 5 ст. 138 ТК ТС устанавливаются обстоятельства, при которых в проведении экспертизы может быть отказано. Это: – недостаточность информации для проведения таможенной экспертизы; – ненадлежащее оформление решения о ее назначении; – несоответствие сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении экспертизы; – отсутствие необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы; – иные случаи, установленные законодательством государств – членов Таможенного союза.

По результатам экспертизы выносится заключение по установленной форме.  В нем отражаются следующие сведения: 1) место, дата и время начала и завершения проведения таможенной экспертизы; 2) основание для ее проведения; 3) фамилия, имя и отчество эксперта и его квалификация; 4) отметка, удостоверенная подписью эксперта, о том, что он предупрежден об административной или уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения при проведении таможенной экспертизы; 5) вопросы, поставленные перед экспертом; 6) перечень документов, материалов, проб и образцов, представленных для проведения таможенной экспертизы; 7) содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, использованных приборов и оборудования, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.

В Российской Федерации полномочиями по проведению таможенных экспертиз наделено Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление и его структурные подразделения: экспертно-криминалистические службы и экспертно-исследовательские отделы (отделения).

Приказ Федеральной таможенной службы от 25 февраля 2011 г. № 396 “Об утверждении формы решения о назначении таможенной экспертизы, формы заключения таможенного эксперта (эксперта), порядка отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы”

Для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций может проводиться таможенная экспертиза. Установлены формы решения о ее назначении и экспертного заключения.

Регламентирован порядок отбора проб и образцов товаров для экспертизы. Он оформляется актом, 1 экземпляр которого направляется экспертам, а 2-ой - декларанту.

Приведено минимальное количество проб и образцов, необходимое для экспертизы. Так, в отношении вино-водочных изделий это 3 емкости заводской упаковки; сигарет - 3 блока; соков, кофе, чая - 3 упаковки. Меховые изделия, телевизоры и иные товары, не разрушаемые в процессе экспертизы, представляются в 1-м экземпляре.

Пробы и образцы делят на 3 равные части, маркируют, упаковывают и направляют на экспертизу. К химическим веществам прилагают сопроводительные документы об их свойствах, токсичности, мерах безопасности и индивидуальных средствах защиты. Для экспертизы используется 1 из представленных проб. Если установлено несоответствие сведений о товаре, пробы и образцы хранятся для проведения повторного исследования в рамках административного или уголовного дела либо арбитражного процесса.

Экспертиза может быть приостановлена, если образцы и пробы не соответствуют их перечню, приведенному в решении о назначении исследования. Направляется запрос о предоставлении необходимых объектов. Срок приостановления - не более 10 дней.