16. Международное таможенное право, понятие, принципы
Международное таможенное право — формирующаяся отрасль международного публичного права, нормы и принципы которого направлены на урегулирование международных отношений в области таможенного дела.
Цель м/н там.регулирования:
- унификация там.процедур и максимальное упрощение процедур;
- обеспечение национальных интересов на м/н уровне.
Среди наиболее важных институтов международного таможенного права можно назвать: институт временного ввоза, международного таможенного транзита, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, институт таможенных льгот и преференций и др.
Международное право выполняет задачу по сохранению государственного суверенитета, а международное таможенное — только его части — экономического суверенитета. Однако международное таможенное право, в отличие от национального, выполняет функции по охране экономического суверенитета государств в процессе их взаимного общения на международном уровне, а не только посредством обеспечения соблюдения участниками внешней торговли внутреннего законодательства.
Принципы международного таможенного права — основные начала установления партнерских отношений между государствами в сфере таможенного дела, они производны от принципов международного права.
Общепризнанные принципы международного права базируются на положениях Устава ООН и призваны обеспечить поддержание дружественных отношений и сотрудничество государств.
К ним причисляются принципы:
суверенного равенства государств,
невмешательства во внутренние дела,
равноправия и самоопределения народов,
неприменения силы или угрозы силой,
мирного урегулирования споров,
нерушимости границ, территориальной целостности государств,
уважения прав человека и основных свобод,
сотрудничества государств,
добросовестного выполнения международных обязательств.
Очевидно, что нормы-принципы можно рассматривать и в качестве источников международного таможенного права, поскольку наряду с целями, они «образуют ядро международной правовой системы», являются системообразующим фактором, превращающим отдельные нормы и институты в целостную систему.
Специфические принципы международного таможенного права предопределены целями и задачами деятельности Экономической комиссии ООН, Всемирной таможенной организации, Всемирной торговой организации, формирования таможенных союзов и зон свободной торговли К ним относятся принципы содействия становлению нового экономического порядка, основанного на подлинной справедливости, суверенном равенстве национальных экономик, взаимозависимости, общности интересов, взаимной и равной выгоде в таможенном сотрудничестве между всеми государствами независимо от их экономических и социальных систем; запрещения прямых или косвенных действий, имеющих целью препятствовать осуществлению экономического суверенитета государств; обеспечения постоянного и всевозрастающего расширения и либерализации международной торговли, основанной на универсальном применении режима наиболее благоприятствуемой нации; равноправного использования государствами преимуществ международного разделения труда, способствующего развитию торгового обмена; содействия экономическому росту развивающихся стран в целях преодоления экономического разрыва с промышленно развитыми государствами; совершенствования механизма международного сотрудничества в области ТД.
Указанный перечень специфических принципов международного таможенного права не является исчерпывающим. Он может быть расширен за счет производных от названных выше принципов, в том числе конвенционных.
Так, например, производным от принципа содействия экономическому росту развивающихся стран является принцип невзаимности: развитые государства предоставляют таможенные льготы и преференции развивающимся и слаборазвитым странам, не требуя взамен аналогичных привилегий. Это, однако, не противоречит принципу недискриминации, является изъятием из него.
В регулировании международных экономических отношений используются также принципы недискриминации и наибольшего благоприятствования. Эти принципы взаимосвязаны, но по содержанию не тождественны. «Если в силу принципа недискриминации каждое государство имеет право требовать от другого создания таких же условий, какими пользуются все государства, т. е. общих и одинаковых для всех, то в силу наибольшего благоприятствования — создания более благоприятных условий. Принцип наибольшего благоприятствования всегда устанавливается в договорном порядке, а принцип недискриминации не нуждается в договорном оформлении». Таким образом, принцип недискриминации является производным от принципа равенства государств. Вместе с тем введение в торговом договоре правила о наибольшем благоприятствовании ставит барьер для неравенства, дискриминации.
Названные договорные принципы находят свое отражение и в регулировании международных таможенных отношений. Так, количественные ограничения и лицензирование как меры нетарифного регулирования применяются, как правило, в недискриминационном режиме (например, независимо от страны происхождения, на импорт определенного товара необходимо получить лицензию). На этом принципе основано Генеральное соглашение по тарифам и торговле, им руководствуются в регулировании торговых и опосредующих их таможенных отношений на территории Российской Федерации.
Подобная взаимозависимость и взаимообусловленность специфических принципов международного экономического и таможенного права оправдана тем, что таможенные правоотношения опосредуют торговые и иные виды экономических отношений.
- Таможня, как неотъемлемый атрибут государства.
- 2. Возникновение таможенного дела на Руси.
- 3. Таможенная служба России в условиях рыночной экономики.
- Система таможенных органов рф.
- 5.Принципы оптимального размещения таможенных органов.
- 6. Система управления в таможенных органах.
- 7. Организация документооборота и делопроизводства в таможенных органах.
- 8. Подготовка и оформление организационно - распорядительных документов в таможенных органах.
- 9. Управление персоналом в таможенных органах.
- 10. Организация закупок товаров, работ, услуг для нужд таможенных органов.
- 11. Показатели эффективности деятельности таможенных органов.
- 12. Источники таможенного права, классификация.
- Конституция рф, принятая 12 декабря 1993 г.
- Другие кодифицированные нормативные правовые акты.
- Акты органов судебной власти.
- 13. Нормы таможенного права, понятие, виды.
- 14. Таможенные правоотношения, их субъекты.
- 15. Правоохранительная деятельность таможенных органов.
- 16. Международное таможенное право, понятие, принципы
- 17. Международные организации в торговой и таможенной сферах.
- 18. Международные договора в таможенной сфере.
- 19. Международные конвенции и соглашения в области авиаперевозок
- 20. Международные конвенции и соглашения в области железнодорожных и автоперевозок.
- 1)Международные автомобильные перевозки грузов, пассажиров и багажа
- 2) Соглашения о международных железнодорожных сообщениях.
- 21. Международное таможенное сотрудничество.
- 22. Таможенная территория и таможенная граница.
- 23. Экономический потенциал таможенной территории.
- 2. Периодизация истории таможенного дела
- 17. Таможенный досмотр. Цели и применения
- 18. Работа сотрудников таможенных органов с документами
- 21. Правила оформления документов в таможенных органах
- 24. Роль таможенных органов в регулировании внешнеэкономической
- Организуют процесс перемещения товаров через там.Границу:
- 2. Ведут правоохранительную деятельность:
- 3. Проводят информационно-аналитическую работу:
- 4. Обеспечивают выполнение международных обязательств рф в сфере таможенного дела:
- 25. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, назначение, применение.
- 26. Определение кода товара по товарной номенклатуре, принятие классификационного решения.
- 27. Методы классификации и кодирования товаров
- 28. Принципы формирования системы показателей в таможенной статистике.
- 29. Особенности стоимостного учета товаров в таможенной статистике внешней торговли.
- 30. Таможенная политика, цели и методы её осуществления
- 31. Таможенно - тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.
- 32. Меры технического регулирования внешнеэкономической деятельности.
- 33. Таможенная экспертиза, понятие, объекты, задачи, виды.
- Основные виды таможенных товарных экспертиз.
- 34. Идентификационная экспертиза в таможенном деле.
- 35. Идентификация товаров и транспортных средств.
- 36. Анализ цен мирового рынка для заключения внешнеторговой сделки,
- 37. Установление цены во внешнеторговом контракте.
- 3.Валюта цены.
- 38. Документы, необходимые для оформления экспортных и импортных сделок.
- Документы по подготовке импортной сделки
- 39. Основные формы международных расчетов, применяемых при экспорте и импорте товаров.
- 40. Источники правового регулирования договора международной купли - продажи товаров.
- 41. Применение правил инкотермс при заключении договоров международной торговли.
- 42. Структура, содержание и порядок заключения внешнеторгового контракта.
- 43. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу рф.
- 44. Разрешительный и ограничительный порядок ввоза в рф товаров и транспортных средств.
- 45. Порядок декларирования товаров и транспортных средств.
- 46. Грузовая таможенная декларация. (декларация на товары) Структура, назначение.
- 47. Временное хранение товаров, места временного хранения
- 48. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, формы, порядок осуществления.
- 49. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых воздушным транспортом.
- 50. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых железнодорожным транспортом
- 51. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным транспортом
- 52. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых морским транспортом
- 53. Таможенный контроль за международными почтовыми отправлениями
- 54. Порядок декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом; товаров, перемещаемых по линиям электропередачи.
- Вопрос 55. Таможенные процедуры , классификация, применение.
- 3. Таможенная процедура таможенного транзита (Ст 215) -
- 9.Содержание таможенной процедуры временного вывоза(285)
- 10.Содержание таможенной процедуры реимпорта (292)
- 11.Содержание таможенной процедуры реэкспорта (296)
- 13.Содержание таможенной процедуры уничтожения (307)
- 14. Отказ в пользу государства (310)
- Вопрос 55. Таможенные процедуры , классификация, применение.
- 56. Завершающие таможенные процедуры: общая характеристика, содержание, условия и порядок помещения товаров под указанные режимы.
- 57. Основные таможенные процедуры. Общая характеристика, содержание, условия и порядок помещения товаров.
- 58. Экономические таможенные процедуры. Общая характеристика, содержание, условия и порядок помещения товаров под указанные режимы.
- 59. Таможенный представитель, его права и обязанности.
- 60. Таможенный перевозчик, его права и обязанности.
- 61. Технические средства таможенного контроля (тстк), классификация, применение.
- 62. Таможенный контроль за делящимися и радиоактивными материалами (дрм).
- 63. Инспекционно - досмотровые комплексы, назначение, применение.
- 64. Виды таможенных платежей, сроки их уплаты.
- 65. Виды и ставки таможенных пошлин, особенности расчета.
- 66. Основа для исчисления пошлин и налогов; лица, ответственные за уплату таможенных платежей.
- 67. Порядок взимания таможенных платежей.
- 68. Исчисление и уплата акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию рф.
- Исчисление акциза.
- 69. Особенности взимания налога на добавленную стоимость (ндс) в различных таможенных режимах.
- 70. Возврат излишне уплаченных, взысканных таможенных платежей.
- 71. Взимание таможенных платежей в зависимости от таможенных процедур.
- 72. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны.
- 73. Тарифные льготы в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
- 74. Декларирование, методы определения и контроль таможенной стоимости товаров.
- 76. Гуманитарная и техническая помощь: понятие, порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
- 77. Валютное регулирование в рф.
- 78. Валютный контроль в рф.
- 79. Валютный контроль на этапе таможенного оформления.
- 80. Валютный контроль при перемещении валютных ценностей, валюты рф, внутренних ценных бумаг.
- 81. Паспорт сделки
- 82. Ответственность за нарушение валютного законодательства.
- Часть 3 ст. 15.25 не работает сейчас
- 83. Система управления рисками в таможенном деле.
- 84. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле.
- 85. Ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть (витс) таможенных органов.
- 86. Единая автоматизированная информационная система (еаис) таможенных органов.
- 87. Электронное декларирование товаров и транспортных средств.
- 88. Предварительное информирование таможенных органов о перемещении товаров и транспортных средств.
- 89. Автоматизированные системы, используемые участниками внешнеэкономической деятельности для взаимодействия с таможенными органами.
- 1. Программные средства для автоматизации оформления таможенных документов
- 2. Программные средства для автоматизации складской деятельности
- 3. Справочно-аналитические программные средства
- 91. Ответственность за преступления в сфере компьютерной информации.
- Глава 28 ук рф. Преступления в сфере компьютерной информации
- 92. Характеристика таможенного союза Россия Казахстан Белоруссия.
- 93. Международное сотрудничество в торговой и таможенной сферах.
- 94. Акт Таможенного досмотра. Структура, назначения.
- 95. Формы и принципы проведения таможенного досмотра
- 96. Таможенный досмотр. Применение интуитивного профиля риска.
- 97.Инструкция о действиях должностных лиц при проведении таможенного досмотра Приказ 2190 от 25.10.2011 г.
- 98. Удаленный выпуск при эд-2
- 99. Смк в таможенных органах. Политика, цели, задачи, применение.
- 1. Ориентация на потребителя.
- 2. Лидерство руководителя.
- 3. Вовлечение персонала.
- 4. Системный подход.
- 5. Процессный подход.
- 6. Постоянное улучшение. 7. Принятие решений, основанное на фактах.
- 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
- 100 . Содействие таможенных органов при вступлении вто.
- 101. Международная экономическая интеграция в области таможенного дела
- 102. Наднациональное правительство Таможенного Союза. Полномочия и
- 103. Организация контроля исполнения документов, сроки исполнения документов.
- 104. Бланки документов, применяемые в таможенных органах: виды и характеристика.
- 105. Организация работы службы документационного обеспечения таможенных
- 106. Составные элементы и вспомогательные публикации к тн вэд тс.
- 107. Структура и принципы построения тн вэд тс: классификационная и кодовая системы.
- 108. Основные правила интерпретации тн вэд тс: цель создания, назначение,
- 109. Порядок принятия предварительного решения по классификации товаров по тн вэд тс.
- 110. Контроль правильности определения кода товара по тн вэд тс,
- 111. Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза.
- 112. Уплата таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования.
- 113.Документы и сведения, необходимые при перемещении товаров автомобильным транспортом
- 114. Документы и сведения, необходимые при перемещении товаров морским транспортом
- 115. Документы и сведения, необходимые при осуществлении авиаперевозок.
- 116. Уплата таможенных пошлин и налогов при осуществлении взаимной торговли между странами-участницами Таможенного Союза.
- 117. Порядок назначения и проведения таможенной экспертизы в рамках таможенного контроля.
- 118. Виды таможенной экспертизы.
- 119. Правовые основы для проведения таможенной экспертизы
- 120. Международное сотрудничество таможенных органов с таможенными органами других стран.
- 121. Различные подходы к определению эффективности деятельности таможенных органов.
- 122. Роль и место технических средств таможенного контроля в таможенном деле.
- 123. Технические средства оперативной диагностики таможенных документов,
- 124. Технические средства досмотра и поиска: перечень, принцип работы, область
- 125. Современные методы и технические средства для обнаружения и идентификации наркотических средств и психотропных веществ: перечень, принцип работы, перспективы развития.
- 126. Современные методы и технические средства для обнаружения и идентификации взрывчатых веществ: перечень, принцип работы, перспективы развития.
- 125. Современные методы и технические средства для обнаружения и идентификации наркотических средств и психотропных веществ: перечень, принцип работы, перспективы развития.
- 126. Современные методы и технические средства для обнаружения и идентификации взрывчатых веществ: перечень, принцип работы, перспективы развития.