logo search
ТАМОЖНЯ - ответы на гос

45. Порядок декларирования товаров и транспортных средств.

В соответствии со ст.179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу или изменении таможенной процедуры

Ст 179. Общ., положения о таможенном декларирование товаров. таможенное декларирование производится декларантом или таможенным представителем в письменной, электронной форме

Сведения указывающиеся в там. декларации:

заявленная таможенная процедура; сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров;

3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;

4) сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;

5) сведения о товарах:

наименование;

описание;

классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

наименование страны происхождения;

наименование страны отправления (назначения);

описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);

количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения;

таможенная стоимость;

статистическая стоимость;

6) сведения об исчислении таможенных платежей:

ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

применение льгот по уплате таможенных платежей;

суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом;

7) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

8) сведения о соблюдении ограничений;

9) сведения о производителе товаров;

10) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру;

11) сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса;

12) сведения о лице, составившем декларацию на товары;

13) место и дата составления декларации на товары.

186 ст декларант- это лицо, которое декларировало товары, Декларантами могут быть:

1) лицо государства – члена таможенного союза:

заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами – при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица:

физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса;

организация, имеющая представительство, созданное на территории государства – члена таможенного союза в установленном порядке, – при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства – члена таможенного союза;

3) лица государства – члена таможенного союза и иностранные лица, заявляющие таможенную процедуру таможенного транзита:

перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

экспедитор, если он является лицом государства – члена таможенного союза.

Форма декларирования определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области ТД.

Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров.

Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории таможенного союза, подается до их убытия с таможенной территории таможенного союза, Таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с настоящим Кодексом, подается в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу: 1) решения суда об освобождении от уголовной (административной) ответственности;

2) решения таможенного органа (должностного лица) об освобождении от административной ответственности;

3) решения суда или таможенного органа (должностного лица) о прекращении производства по уголовному (административному) делу;

4) решения суда или таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной или уголовной ответственности.

Статья 193. Предварительное таможенное декларирование товаров

1. Таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза.

2. Если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, при предварительном таможенном декларировании товаров таможенный орган принимает заверенные декларантом копии этих документов или сведения из этих документов в электронном виде и после предъявления товаров таможенному органу сопоставляет сведения, содержащиеся в копиях указанных документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов, в том числе в электронных документах.

3. При предварительном таможенном декларировании в таможенной декларации могут отсутствовать сведения, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза и (или) их предъявления таможенному органу.

Такие сведения должны быть внесены в таможенную декларацию до принятия решения о выпуске товаров в порядке, определенном решением Комиссии таможенного союза.

4. В случае изменения стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных на основании копий транспортных (перевозочных) или коммерческих документов, обязательно представляются документы, подтверждающие изменение стоимости, количества или веса.

5. Если после ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза декларантом обнаруживается несоответствие стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных, декларант вправе отозвать таможенную декларацию в порядке, предусмотренном статьей 192 настоящего Кодекса.

6. Если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, либо иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров.

Как в новом законодательстве обстоят дела со сроком подачи декларации? - Отмечу, что отношу этот вопрос к одному из самых позитивных моментов применения ТК ТС. Нормы, касающиеся срока подачи таможенной декларации на вывозимые за пределы таможенной территории ТС товары, остались такими, как были в РФ. По союзному кодексу при экспорте декларация должна подаваться до убытия товаров, причем отсутствие таможенной декларации (ее копии) на момент убытия у перевозчика - основание для отказа в выдаче разрешения на убытие. Все очень просто. По сравнению с российским кодексом норма, касающаяся ввозимых товаров, существенно упрощена. Сейчас мы не устанавливаем лицу конкретный срок подачи таможенной декларации на товары, ввезенные на таможенную территорию ТС. Существует единственное условие – это следует сделать до истечения срока временного хранения, если иное не установлено кодексом. Уточню, что иные сроки оговорены в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами и для транспортных средств международной перевозки. На мой взгляд, такая норма ТК ТС позволяет бизнесу спокойно собрать нужные документы, ведь на это у него есть 4 месяца, в течение которых товар может находиться на временном хранении без уплаты таможенных пошлин и налогов. - По признанию участников ВЭД, ранее у них часто возникали проблемы из-за неоправданных задержек в принятии таможенных деклараций, как теперь с этим обстоят дела? - Чтобы урегулировать эту ситуацию, эксперты максимально детализировали порядок подачи и регистрации таможенной декларации в статье 190 ТК ТС. В ней приведен четкий перечень случаев, когда таможенный орган может отказать в регистрации таможенной декларации. Также определено, что принять решение о регистрации документа или отказать в ней таможенный орган должен в срок не более 2 часов с момента его подачи. Кроме того, технологические аспекты подачи и регистрации декларации унифицированы для всех стран Союза в решении Комиссии Таможенного союза (КТС) от 20.05.2010 N 262 "О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров", которое издано в соответствии со статьями 190 и 201 ТК ТС.

- Эксперты утверждали, что при разработке ТК ТС были унифицированы основные вопросы, связанные с таможенным декларированием, действием должностных лиц таможенных органов и декларантов. Так ли это на самом деле? - Все верно, при разработке кодекса удалось создать реальную законодательную базу, обеспечивающую единообразие подхода к вопросам порядка таможенного декларирования в государствах - членах Таможенного союза. Если в каких-то других вопросах ряд проблем мы еще можем регулировать на уровне национальных законодательств, то в части таможенного декларирования, на мой взгляд, это недопустимо. Здесь хочу особое внимание обратить на статью 191 ТК ТС, которая определяет порядок изменения и дополнения сведений, заявленных в таможенной декларации. До недавних пор в России у таможенной службы и бизнеса возникали проблемы из-за отсутствия в Таможенном кодексе РФ нормы, позволяющей вносить изменения в декларацию на товары после выпуска. В статье 191 союзного кодекса такая норма существует, но так как этот вопрос носит технологический характер, порядок внесения изменений в декларацию на товары определен решением КТС от 20.05.2010 N 255. Считаю, что эксперты сумели урегулировать данную проблему максимально четко и детально. - Какие еще проблемы удалось урегулировать? - Вопросы, связанные с отзывом таможенной декларации. Они урегулированы в статье 192 ТК ТС. Напомню, что ТК РФ допускал отзыв таможенной декларации на иностранные товары лишь для заявления иного таможенного режима. Теперь при соблюдении предусмотренных статьей 192 ТК ТС условий отзыв декларации на иностранные товары возможен до принятия таможенным органом решения о выпуске. При этом требования, что в новой декларации должен быть заявлен иной таможенный режим, больше нет. - Еще один аспект - предварительное таможенное декларирование, как с ним обстоят дела в законодательстве Союза? - Изменения коснулись порядка предварительного декларирования. С одной стороны, хочется отметить позитивные моменты изменившегося порядка, а с другой - не могу не сказать об уже выявленном специалистами некоем проблемном вопросе, который вызывает у бизнеса негативный отклик. Так, по ТК РФ предварительная декларация на иностранные товары могла быть подана до ввоза товаров либо до завершения внутреннего таможенного транзита (ВТТ). В рамках Союза у нас нет такого понятия, как внутренний таможенный транзит, есть таможенная процедура таможенного транзита. Она осуществляется с учетом положений Киотской конвенции. В статье 193 ТК ТС "Предварительное таможенное декларирование товаров" установлено, что таможенная декларация может подаваться в отношении иностранных товаров до их ввоза, это также соответствует стандартам Киотской конвенции. На практике оказалось, что данный вариант предварительного декларирования идеально работает при перевозке товаров воздушным и морским транспортом, а при перемещении товаров автомобильным и железнодорожным транспортом в применении предварительного декларирования возникают сложности. Дело в том, что в данном случае на момент подачи предварительной декларации декларант обычно не располагает точными сведениями о том, что ввоз товаров на таможенную территорию ТС еще не состоялся. Сейчас это единственная известная проблема, связанная с применением предварительного декларирования. Все остальное, что в качестве новелл вписано в статью 193, следует рассматривать как усовершенствование, упрощение и позитивное изменение в данной технологии. Например, на уровне закона предусмотрено, что декларант в предварительной декларации может не заявлять сведения, которые ему по каким-то причинам неизвестны. Их можно будет внести в предварительную декларацию до выпуска товаров. Для этого даже разработано решение КТС от 20.05.2010 N 256 "О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения о выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании", которым утверждена соответствующая инструкция. Сейчас при предварительном декларировании внесение изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения об их выпуске уже стало нормальной, обычной практикой. Характеризуя предварительное декларирование, также можно сказать, что теперь декларанту законом предоставлена возможность отзыва предварительной декларации. После отзыва предварительной таможенной декларации такие товары должны декларироваться в общеустановленном порядке. Еще одна новелла при предварительном декларировании касается сроков предъявления товаров таможенному органу. Согласно ТК РФ это следовало сделать в течение 15 дней, иначе предварительная декларация считалась не поданной. В ТК ТС срок увеличен до 30 дней, что вполне нормально, поскольку с созданием Таможенного союза сформировалась единая таможенная территория, которую составляют территории трех стран. - Есть ли нерешенные вопросы в сфере таможенного декларирования в рамках Союза? - Так сказать, за кадром главы ТК ТС, регламентирующей таможенное декларирование, остались наши национальные особенности применения неполных и периодических таможенных деклараций, временного периодического таможенного декларирования, декларирования товаров с указанием одного классификационного кода ТН ВЭД. Сюда следует отнести и такой важный для бизнеса и для экономического развития страны в целом вопрос, как особый порядок декларирования товаров, ввозимых в несобранном, разобранном, некомплектном и незавершенном виде. Обозначенные моменты в полном объеме вошли в проект федерального закона "О таможенном регулировании в РФ". До его принятия следует руководствоваться положениями соответствующих статей ТК РФ 128, 135, 136, 137 и 138, определяющих указанные особенности декларирования. - Обозначьте, пожалуйста, изменения в порядке и правилах заполнения таможенной декларации. - Как я уже отмечала, все документы, необходимые для перехода на унифицированные новые правила декларирования, приняты. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 утверждает форму декларации на товары и определяет для трех стран срок ее вступления в силу – это 1 января 2011 года. Инструкция о порядке заполнения декларации на товары утверждена в окончательной редакции решением КТС от 20.09.2010 N 379. Классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций, утверждены решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 378. - Почему Инструкция о порядке заполнения декларации на товары, утвержденная в мае этого года, затем утверждалась в новой редакции в сентябре? - На стадии разработки первоначального варианта документа эксперты сторон большое количество правил, относящихся к заполнению отдельных граф, которые невозможно было унифицировать, отнесли на уровень национального законодательства. Прошло некоторое время и стало понятно, что это неудобно для бизнеса. Естественно, удобнее взять один документ и по нему заполнять декларацию, чем пользоваться общей инструкцией и еще какими-то национальными актами, касающимися декларирования товаров. Понятно, что национальные особенности при заполнении декларации на товары у нас на какое-то время все равно останутся. С учетом применения принципа национального резидентства это не так страшно. Например, в России реквизитами декларанта являются ИНН, КПП, ОГРН. В Беларуси и Казахстане у декларантов другие реквизиты, предусмотренные их национальным (не таможенным) законодательством. Поэтому, будучи российским юридическим лицом, просто невозможно будет заполнить декларацию на товары в Беларуси или Казахстане. Для этого, в частности, и нужен принцип резидентства. Сейчас, когда валютное, гражданское и другие законодательства еще не унифицированы, сделать единые правила заполнения таможенной декларации невозможно. В редакции инструкции, утвержденной решением КТС N 379, для каждого из государств - членов Таможенного союза определены все национальные особенности заполнения граф декларации на товары. Теперь это действительно единый документ, который можно взять в любом из трех государств и с его помощью, не обращаясь еще к каким-то национальным актам, заполнить декларацию на товары. Уже утверждены структуры электронной копии деклараций на товары и транзитной декларации. При этом структура электронной копии декларации на товары в доработанном варианте будет утверждаться на октябрьском заседании Комиссии Таможенного союза. При этом хочу еще раз отметить, что нормативная база, необходимая для перехода на новые правила декларирования, создана. По решению КТС, полностью работу по переходу на новые правила декларирования следует завершить к концу года. По сравнению с применяемыми сейчас в России правилами в новых правилах декларирования предусмотрен ряд существенных упрощений. Важно знать, что, идя навстречу коллегам из Беларуси и Казахстана, мы решили отказаться от использования специальных таможенных самокопирующихся бланков, которые сейчас у нас применяются. С 1 января 2011 года декларации на товары, в нашем понимании аналоги ГТД, будут заполняться на простой белой бумаге формата А-4. Дело в том, что по ряду политических и экономических моментов России было проще отказаться от используемых сейчас видов бланков, чем настаивать, чтобы Беларусь и Казахстан на них перешли. В данном вопросе Россия пошла навстречу нашим партнерам по Таможенному союзу еще и с учетом того, что мы стремимся к стопроцентному электронному декларированию. Это своего рода тоже шаг на указанном пути. - У бизнеса есть вопросы и относительно применения на территории ТС таможенного режима переработки. Как здесь обстоят дела? - Говоря о таможенных процедурах переработки, отмечу, что по ним эксперты по большинству вопросов смогли согласовать позиции. Считаю, что для России в их применении ничего принципиально не изменилось. Как и в ТК РФ, в ТК ТС есть 3 таможенные процедуры переработки: на таможенной территории, теперь это территория ТС, вне таможенной территории и для внутреннего потребления. Большинство вопросов, касающихся поиска общих подходов к применению перечисленных видов таможенной процедуры, разрешительных документов, операций по переработке удалось унифицировать на три страны. Несколько слов о переработке на таможенной территории. Для российского бизнеса она является основополагающим и наиболее часто применяемым экономическим таможенным режимом. По сравнению с российский законодательством в ТК ТС максимально возможный срок ее использования увеличен с 2 до 3 лет. При этом ряд вопросов применения перечисленных таможенных процедур отнесен на уровень решения Комиссии ТС. Однако такой документ Комиссия Таможенного союза приняли лишь 20 сентября – это решение N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур". С точки зрения применения режимов переработки оно очень важно. В документе дан перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Перечень включает всего одну позицию – спирт этиловый. Здесь же определены категории товаров, для которых может быть установлен более продолжительный срок переработки на таможенной территории; перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. Он достаточно широк и, например, включает в себя различные металлы. Указаны категории товаров, для которых срок помещения под таможенную процедуру реимпорта при обратном ввозе может превышать срок, установленный ТК ТС, что очень важно для применения процедуры переработки вне таможенной территории. Отмечу, что в ТК ТС значится некий документ об условиях переработки, как некий общий термин, но в нашем понимании это разрешение на переработку. Очень существенны такие процедурные моменты, как порядок приостановления, отзыва разрешения на переработку, но они будут урегулированы только в федеральном законе о таможенном регулировании в Российской Федерации. При этом на уровень подзаконных актов отнесен самый минимум полномочий ФТС России. В основном они касаются форм таможенных документов. Все вопросы, которые затрагивают непосредственно бизнес, разработчики федерального закона постарались описать непосредственно в тексте законопроекта. - Очень важный момент – переработка для внутреннего потребления. Что предусмотрено в этом вопросе? - По применению данной таможенной процедуры эксперты трех стран не нашли какой-то единой позиции. Определение перечня товаров, к которым она может применяться, отнесли на уровень национального законодательства. То есть в России такого перечня как раньше не было, так до сих пор и нет. Работа в этом направлении ведется, больше здесь пока добавить нечего. - Планируются ли изменения по закрытию процедуры доставки для компаний, использующих специальные упрощения, и складов закрытого типа непосредственно на территории своих складов? Бизнес жалуется, что пока эту проблему не решить. - Что касается возможности завершения процедуры таможенного транзита не в месте нахождения таможенного органа, в рамках российского законодательства это будет возможно для лиц, которые в перспективе получат статус уполномоченного экономического оператора (УЭО). Чтобы не создавать иллюзию, будто данный механизм вскоре заработает в России, поясню: для этого нужно следующее – принять закон о таможенном регулировании; издать административный регламент, устанавливающий порядок предоставления этой государственной услуги и выполнения государственной функции; утвердить форму свидетельства о включении в реестр УЭО и форму самого реестра. Когда это все состоится и вступит в силу, лишь тогда начнется процесс включения в данный реестр заинтересованных лиц. До вступления в силу актов по всем указанным вопросам на все обращения бизнеса о включении в реестр уполномоченных экономических операторов мы будем вынуждены в соответствии с законодательством давать формальные отказы. Три статьи, которые по данной теме есть в ТК ТС, являются отсылочными на национальное законодательство и недостаточны для принятия каких-либо решений. Что касается лиц, пользующихся в соответствии со статьей 68 ТК РФ специальными упрощенными процедурами, то они пока продолжают работать в прежнем режиме до 1 января 2011 года. В проекте федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрены отдельные переходные положения по деятельности данный лиц. Относительно завершения процедуры транзита на своем складе скажу, что пока у компании не будет статуса УЭО, ей придется предъявлять товары в таможенный орган для завершения таможенной процедуры таможенного транзита. Другого механизма не существует. Для УЭО в проекте федерального закона есть целые статьи, технологии совершения данных действий. Когда он появится, начнем по нему работать, в том числе и по обозначенной проблеме, связанной в подготовкой нормативных актов по включению в реестр уполномоченных экономических операторов. - Марина Вячеславовна, мы затронули широкий круг вопросов, волнующих и таможню, и бизнес. Однако не меньше их осталось за рамками разговора. Похоже, ответа на многие не получить до принятия закона о таможенном регулировании. В этой связи благодарю вас за содержательную и познавательную беседу и предлагаю отложить ее продолжения до выхода закона. Он даст много поводов для дискуссий и анализа. - После принятия закона действительно будет что обсудить. Пока его нет, поднимать некоторые волнующие всех нас темы считаю неэффективным занятием. Давайте дождемся принятия федерального закона, изучим его и затем предметно поговорим о новых условиях таможенного регулирования в России и в Союзе в целом.