logo search
ТАМОЖНЯ - ответы на гос

Таможня, как неотъемлемый атрибут государства.

Наряду с другими министерствами и ведомствами, Российская таможня в лице ФТС выполняет

регулятивную, фискальную, правоохрани¬тельную, информационно-аналитическую функции и контролирует соблю¬дение экономических интересов и безопасности России.

С переходом российской экономики на рельсы рыночных отношений значение таможенных органов в жизни государства резко возросло, причем круг решаемых таможней задач переместился из области политической в чисто экономически правовую. Если раньше, в силу слабости международной российской торговли, таможня выполняла роль "железного занавеса", то сейчас она выполняет естественную для себя функцию правового и экономического регулирования международных перевозок и соблюдения мер тарифного и нетарифного характера. На сегодняшний день без знания и соблюдения таможенного законодательства немыслима практически любая международная деятельность.

Место и заслуги таможни диктуются функциями, которые она выполняет.

Основные функции таможенных органов РФ - по законодательству РФ -

- участие в разработке и реализации таможенной политики РФ;

- обеспечение соблюдения законодательства РФ;

- обеспечение экономической безопасности РФ;

- защита экономических интересов РФ;

- применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

- взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

- участие в разработке мер экономической политики;

- обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

- борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства;

- осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления;

- ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;

- совершенствование товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

- содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов РФ;

- содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, жизни и здоровья человека;

- контроль за вывозом стратегических материалов;

- валютный контроль в пределах своей компетенции;

- обеспечение выполнения международных обязательства РФ;

- проведение научно-исследовательских работ и консультирования в области таможенного дела;

- обеспечение государственных органов, предприятий, учреждений и граждан информацией по таможенным вопросам;

- реализация единой финансово-хозяйственной политики.

К заслугам можно отнести:

1. осуществление таможенного протекционизма.

Протекционистская таможенная политика направлена на создание условий, способствующих развитию национальной экономики, путем ее ограждения от иностранных конкурентов. Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенных пошлин на импортируемые товары, ограничение или полный запрет ввоза определенных товаров, форсирование экспорта, его государственное субсидирование и кредитование, и финансирование экспортных отраслей.

2. обеспечение доходов в государственной казне.

Вклад в бюджет таможенными органами составляет примерно 50 % от всего бюджета.

3. устройство внешней торговли.

4. издание различных НПА.

5. регулирование экономического климата в стране.

6. защита интересов национальных производителей.

Защита интересов отечественных производителей осуществляется, в том числе и с помощью таможенно-тарифного регулирования, задача которого - создать условия, необходимые для реализации инвестиционных программ предприятий, и насытить внутренний рынок конкурентоспособной отечественной автомобильной техникой. Так, на импортную автомобильную технику, бывшую в эксплуатации более семи лет, которая стала в начале 2000-х годов основным ценовым конкурентом отечественной техники, были установлены ставки ввозных таможенных пошлин, соразмерные ставкам на новые автомобили. При этом считалось, что такое решение позволит привлечь инвестиции, столь необходимые для модернизации существующего в России автомобильного производства.

7. борьба с контрабандой.

Контрабанда - тайный провоз через границу товара, валюты и других ценностей с нарушением таможенного законодательства. Существует СУР. Осуществляется таможенный контроль. В статье 358 ТК РФ сказано, что «при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ». При этом закон гласит, что при выборе форм контроля используется система управления рисками.

Опыт создания и внедрения аналогичных систем в таможенных службах других стран показывает, что разработка СУР - это комплексная задача, объединяющая в себе методологические, технологические, нормативно-правовые, информационно-технические, организационные и кадровые аспекты. Обобщенная модель функционирования СУР включает в себя: - выявление и оценку рисков; - анализ выявленных рисков и расстановку их приоритетов; - разработку и реализацию мер по минимизации рисков; - измерение результатов эффективности применения мер минимизации риска.

В современных условиях России диктуется следующее развитие таможенной службы:

1.необходимостью завершения процесса становления таможенной службы, ее модернизации в соответствии с потребностями перехода экономики на рыночные отношения;

2. укрепление мирохозяйственных связей;

3. адаптация национального таможенного дела в международные таможенные стандарты.