logo search
ТАМОЖНЯ - ответы на гос

11. Показатели эффективности деятельности таможенных органов.

Эффективность таможенного дела можно рассматривать и оценивать по разным критериям, качественно или количественно. Наибольший интерес представляет такой эффект таможенного дела, как его воздействие на структурную экономическую политику. Речь идет об использовании размеров таможенных платежей для развития эффективных отраслей, стимулирования производства необходимой продукции, формирования системы рациональных потребностей населения и решения других задач. Исходной базой для определения суммы эффектов таможенного дела является влияние таможенных методов регулирования ВЭД на формирование системы рациональных потребностей населения.

Показатели экономического эффекта: количество или стоимость товаров, перемещенных через таможенную границу в течение года, млн т или рублей; количество или стоимость товаров, задержанных на таможенной границе в течение года, млн т или млн рублей; количество или стоимость товаров, конфискованных таможенной службой в течение года, тыс. т. или млн руб; количество оформленных грузовых таможенных деклараций; общая сумма таможенных платежей, полученная таможенной службой в течение года (с учетом стоимости конфискованных товаров и штрафов), млн руб; таможенные платежи, перечисленные таможенной службой в течение года в федеральный бюджет, млн руб.

Для определения эффективности таможенного дела его эффекты (результаты) сопоставляются с вызвавшими их затратами. Различают две категории производственных затрат: текущие и капитальные. Текущие затраты представляют собой средства, израсходованные в течение года на оказание таможенных работ и услуг. Вторая категория - капитальные затраты. Они представляют собой финансовые ресурсы, овеществленные в основных производственных фондах и материальных оборотных средствах, то есть в производственных фондах таможенного дела.

Таможенные органы выполняют регулятивную, фискальную, правоохрани­тельную, информационно-аналитическую функции и контролируют соблю­дение экономических интересов и безопасности России. Таким образом, можно говорить об экономическом эффекте исполнения каждой функции и возможном комплексном показателе эффекта таможенного дела.

Предпринимались попытки оценивать эффективность деятельности таможенных органов по сумме таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет или приходящихся на одного работающего. Послед­ний показатель иногда сопоставляли с расходами государства на содержа­ние одного сотрудника таможенной службы.

Абсолютные суммы собираемых таможенных платежей нельзя рас­сматривать в качестве результатов работы отдельных таможен и постов, обусловленных затратами определенных видов ресурсов. Аналитические расчеты показывают, что прямой зависимости между израсходованными ресурсами (текущими, полными или на содержание личного состава тамо­женных органов) и перечисленными в бюджет суммами таможенных плате­жей нет. Объемы взимаемых платежей не зависят напрямую от работы та­моженных органов, а обусловлены разнообразными внешними факторами.

Такой показатель, как объем поступлений доходов в федеральный бюд­жет за счет таможенных платежей, находится за пределами компетенции таможенных органов, так как не они устанавливают и регулируют эту часть централизованных финансовых ресурсов государства. Таким образом, рас­смотренные показатели не могут дать точной оценки работы отдельной та­можни или поста. Единое видение таможенной политики, разработка ре­комендаций по ее совершенствованию, вопросы планирования заданий и распределения ресурсов, информации и технической поддержки решаются на высшем уровне таможенной системы. Следовательно, одним из крите­риев эффективной работы таможенного органа (таможни, поста, РТУ) яв­ляется степень исполнения установленного ему планового задания по взы­сканию и перечислению таможенных платежей в доход бюджета в удобной для плательщика форме и с меньшими затратами времени.

При оценке эффективности исполнения фискальной функции необхо­димо анализировать такие качественные характеристики работы таможен­ных органов как полное оформление товаров, правильность определения таможенной стоимости и кодирования товаров в соответствии с ТН ВЭД, время оформления необходимых документов.

Подобные факты в работе оформления необходимых документов уве­личивают таможенные риски и тем самым, в конечном итоге, снижают эффективность деятельности таможенных органов.

Поскольку задания таможням по перечислению таможенных плате­жей устанавливают региональные управления, то одним из показателей, характеризующим деятельность последнего, может быть, на наш взгляд, удельный вес таможен, справившихся с установленным заданием. Этот по­казатель в определенной степени отражает качество планирования и опера­тивного управления.

Современное требование - простота таможенных процедур для испол­нения таможенных правил, минимизация оперативных расходов как для та­можен, так и для обслуживаемых ими клиентов. Время оказания таможен­ных услуг является косвенным показателем оперативных расходов таможни и ее клиентов и, таким образом, является одним из показателей эффектив­ности деятельности таможенных органов. Экономия времени, как правило, означает относительную экономию части материальных ресурсов.

Некоторые ученые полагают, что необходим единый комплексный показатель эффективности таможенного контроля. Он должен, по их мнению, выражать предотвращенный социально-эко­номический ущерб за счет недопущения нарушений таможенных правил со стороны агентов внешнеэкономической деятельности, и ускорения про­пуска транспорта, грузов, людей через таможню.

Полнота информации, ее состав, время поступления - важные факторы принятия решений в области там. политики.

Эффективность работы таможенных органов по формированию и ис­пользованию информационных ресурсов как для нужд самой таможенной службы, так и в интересах государства может быть оценена по скорости сбора, обработки и распространения информации в сравнении с расходами на внедрение и текущим содержанием эффективных средств сбора инфор­мации.

Эффективная борь­ба с контрабандой, защита окружающей среды и здоровья населения - цели внутренней таможенной политики.

Для анализа экономической безопасности России во внешнеэкономи­ческой, и, в частности, экспортной сфере, используются следующие пока­затели:

- состояние платежного баланса;

- объем золотовалютных резервов страны;

- динамика курса российского рубля по отношению к основным миро­вым валютам;

- соотношение годового объема экспорта и внешнего долга;

- соотношение годового объема экспорта и выплат, связанных с обслу­живанием внешнего долга