logo
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 42 "Таможенная процедура уничтожения"

В ст. 307 таможенная процедура уничтожения определяется как процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Законодательство о налогах и сборах подтверждает освобождение товаров, помещаемых под таможенную процедуру уничтожения, от уплаты НДС и акцизов (подп. 3 п. 1 ст. 151 и подп. 3 п. 1 ст. 185 НК РФ).

Положения ТК о таможенной процедуре отказа в пользу государства в целом соответствуют международно-правовым стандартам по данному вопросу. В главе 3 Генерального приложения к Киотской конвенции содержится стандартное правило 3.44, которое гласит:

"Когда товары еще не были выпущены для внутреннего потребления или были помещены под другую таможенную процедуру, и при условии, что не было выявлено никакого правонарушения, заинтересованному лицу не предъявляется требование уплаты пошлин и налогов или уплаченные им пошлины и налоги подлежат возврату в случаях:

- если по его просьбе такие товары под таможенным контролем и по решению таможенной службы передаются государству или уничтожаются, либо доводятся до состояния утраты коммерческой ценности. При этом все связанные с этим затраты несет заинтересованное лицо...".

Использование таможенной процедуры уничтожения, так же как и таможенной процедуры отказа в пользу государства, напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации иностранного товара на внутреннем рынке государства-члена таможенного союза (крайне невыгодное изменение конъюнктуры товарного рынка, значительным повышением ставок таможенных платежей, непредвиденные длительные транспортные простои и т.п.).

Таможенная процедура уничтожения может использоваться в случае, когда иностранный товар после перемещения через таможенную границу утратил свое качество или оказался с истекшим сроком хранения (нередко подобное случается, когда, например, товар длительное время хранится на таможенном складе).

Таможенная процедура уничтожения применяется также в выставочном деле: стоимость обратной транспортировки может оказаться выше стоимости стендов, рекламного оборудования и некоторых экспонатов, что и побуждает уничтожать их под таможенным контролем либо передавать в собственность государства (таможенная процедура отказа в пользу государства). Просто "оставить", "забыть" эти предметы участник выставки или ярмарки не может, так как ввозил их на таможенную территорию таможенного союза под обязательство обратного вывоза, а следовательно, если не состоится перемещение груза за пределы таможенной территории таможенного союза, его владелец (декларант) должен будет уплатить причитающиеся таможенные пошлины и налоги. Легальной возможностью не вывозить груз обратно и в то же время не уплачивать таможенные платежи является представление надлежащим образом оформленного акта об уничтожении товара под таможенным контролем.

Таможенная процедура уничтожения может применяться также в отношении товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы, что также соответствует стандартным подходам, сформулированным в Киотской конвенции.

Таможенная процедура уничтожения предполагает осуществление операций по их фактическому уничтожению (собственно уничтожение товаров), предполагающих обезвреживание, полное уничтожение или иное приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.

К операциям по уничтожению могут относиться:

а) термическое, химическое, механическое либо иное воздействие (сжигание, разрушение, захоронение и т.д.) на товары, в результате которого эти товары уничтожаются;

б) демонтаж, разборка, механическое повреждение, включая пробивание дыр, разрывы, нанесение повреждений иными способами при условии, что такие повреждения исключают последующее восстановление товаров и возможность их использования в первоначальном виде.

Таможенными органами не могут быть признаны как операции по уничтожению товаров: использование товаров, первоначально предназначенных для потребления человеком, для потребления животными, например скармливание товаров (пищевых продуктов) скоту; запуск товаров в космическое пространство; проведение с товарами операций по переработке; изготовление продуктов переработки, включая монтаж, сборку, подгонку под другие товары; собственно переработка и обработка товаров; ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в порядок; использование товаров в качестве содействующих производству продуктов переработки, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.

В ст. 308 ТК определены условия помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения:

а) наличие заключения соответствующего уполномоченного государственного органа, выдаваемого в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза, о возможности уничтожения, в котором указываются способ и место уничтожения. Если под таможенную процедуру уничтожения помещаются товары, безвозвратно утраченные вследствие аварии или действия непреодолимой силы, вместо заключения представляются документы, подтверждающие факт безвозвратной утери товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы;

б) осуществление операций по уничтожению товаров за счет декларанта;

в) проведение уничтожения товаров в сроки, установленные таможенным органом исходя из времени, необходимого для фактического уничтожения этих товаров, способа и места их уничтожения.

В ст. 308 ТК определены также случаи, исключающие возможность заявления товаров под таможенную процедуру уничтожения. Уничтожение товаров не допускается, если оно, во-первых, может причинить вред окружающей среде или представляет опасность для жизни и здоровья людей; во-вторых, производится путем потребления товаров в соответствии с их обычным предназначением (продукты питания, удобрения, корма и т.д.); в-третьих, может повлечь расходы для государственных органов государств - членов таможенного союза.

В п. 2 ст. 308 ТК названы категории товаров, которые не могут помещаться под таможенную процедуру:

- культурные, археологические, исторические ценности;

- животные и растения, относящиеся к видам, охраняемым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза и (или) международными договорами, их частей и дериватов, за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий и распространения карантинных объектов;

- товары, принятые таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога;

- изъятые товары или товары, на которые наложен арест, в том числе являющиеся вещественными доказательствами, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Перечень таких товаров оставлен открытым: его может пополнить Комиссия таможенного союза, приняв соответствующее решение.

Ст. 309 ТК относит определение порядка уничтожения товаров к компетенции законодательством государств - членов таможенного союза. Соответствующие нормы содержатся в ст. 295-298 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 412-415 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 215-217 Таможенного кодекса Республики Беларусь.

В Российской Федерации, в соответствии со ст. 296 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения допускается с разрешения таможенного органа.

Для получения такого разрешения декларант подает письменное заявление, в котором указывает наименование и код по ТН ВЭД товаров, подлежащих уничтожению, их количество, стоимость, место нахождения, предполагаемые способ, место и дата уничтожения, а также краткое изложение причин, по которым декларант выводит товары из оборота.

Если под таможенную процедуру уничтожения помещаются товары, которые оказались уничтожены, безвозвратно утеряны или повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо вследствие проведения операций с коммерческими или научными образцами, декларант сообщает в заявлении место и дату, когда произошли указанные события, а также сообщает об отходах, образовавшихся в результате уничтожения (их наименование, количество, стоимость (при возможности дальнейшего коммерческого использования отходов), и о возможности коммерческого использования таких отходов.

К заявлению на помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения декларантом прилагается заключение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров, за исключением случая, если товары безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

В качестве заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров могут быть использованы: акт об уничтожении, выданный организацией, проводившей испытания, исследования, тестирования, проверку, опыты, эксперименты или демонстрацию данных товаров; лицензия на проведение операций по уничтожению (утилизации) с соответствующей категорией товаров, выданная организации, с которой декларантом заключен договор на уничтожение (утилизацию) данных товаров.

В отношении товаров, хранящихся на таможенном складе, таможенная процедура уничтожения может быть заявлена владельцем таможенного склада.

В помещении товаров под таможенную процедуру уничтожения таможенным органом может быть отказано в случаях непредставления требуемых документов или обнаружения товаров, в отношении которых заявляется таможенная процедура уничтожения, без повреждений, заявленных декларантом, либо установления фактов реализации товаров или их передачи третьим лицам.

Срок уничтожения товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из времени, необходимого для проведения операций по уничтожению данного вида товаров заявленным способом, и времени, необходимого для транспортировки товаров из их места нахождения в место уничтожения. При этом место уничтожения товаров должно определяться декларантом в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды.

Таможенные органы осуществляют таможенный контроль за товарами, помещаемыми или помещенными под таможенную процедуру уничтожения, применяя систему управления рисками.

Если должностные лица таможенных органов осуществляют визуальное наблюдение за процессом уничтожения (утилизации) товаров, в подтверждение уничтожения товаров составляется акт, форма которого утверждена Приказом ФТС России от 22 декабря 2010 года N 2523.

Важной особенностью правового регулирования таможенной процедуры является установления режима отходов, образовавшихся в процессе уничтожения товаров. Если отходы находятся в состоянии, непригодном для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории таможенного союза, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом, они рассматриваются как товары таможенного союза. Отходы, которые могут быть в дальнейшем использованы, помещаются под соответствующую таможенную процедуру и для целей взимания таможенных платежей рассматриваются как ввезенные на таможенную территорию иностранные товары.