logo
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 9 "Общие положения о таможенных платежах"

В ст. 70 ТК установлены виды обязательных платежей, взимаемых таможенными органами в связи с осуществлением таможенного регулирования в таможенном союзе ЕврАзЭС и составляющих понятие "таможенные платежи".

Определения таможенных платежей в ТК не содержится; в нем лишь перечислены виды таможенных платежей. Перечисленные в ст. 70 ТК платежи объединяет то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза.

В перечне таможенных платежей объединены обязательные платежи, которые различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди таможенных платежей выделяются три основные группы:

1) таможенные пошлины - обязательные платежи, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу (ст. 4 ТК, п. 1 подп. 25);

2) налоги (НДС и акцизы), установленные законодательством о налогах и сборах государств - членов таможенного союза;

3) таможенные сборы - обязательные платежи неналогового характера, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК и (или) законодательством государств - членов таможенного союза (ст. 72 ТК).

Следует отметить, что одно из основных понятий таможенного права - "таможенные платежи" - оказалось неунифицированным в рамках таможенного союза. Так, в Кодексе "О таможенном деле в Республике Казахстан" (ст. 4, п. 1 подп. 21) под таможенными платежами понимаются ввозные и вывозные таможенные пошлины, а также таможенные сборы, подлежащие уплате в бюджет плательщиком в соответствии с Кодексом "О таможенном деле в Республике Казахстан" в связи с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза. Понятию таможенные платежи в смысле ст. 70 ТК в Казахстане соответствует понятие "таможенные платежи и налоги".

В Таможенном кодексе Республики Беларусь к таможенным платежам отнесены также специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Таким образом, понятие "таможенные платежи" по таможенному законодательству Республики Беларусь оказалось более емким, чем таможенное законодательство таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и таможенное законодательство Республики Казахстан.

Отметим также, что в законодательстве Российской Федерации понятие "таможенные платежи" используется не только в таможенном законодательстве. Оно встречается, например, в БК РФ (ст. 78), НК РФ (ст. 2, 38, 346.16 и др.), КоАП РФ (ст. 16.22), УК РФ (ст. 194). Термин "таможенные платежи", используемый в актах различных отраслей законодательства Российской Федерации, следует понимать в смысле ст. 70 ТК.

Кратко охарактеризуем основные виды таможенных платежей, обозначенные в ст. 70 ТК.

Таможенная пошлина представляет собой инструмент таможенно-тарифного регулирования, осуществляемого в Российской Федерации и других государствах таможенного союза путем установления ввозных и вывозных таможенных пошлин (см., например, ст. 19 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"*(129)).

Ввозные таможенные пошлины, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, взимаются в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза: ТК, Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании (25 января 2008 года)*(130), Протоколом об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа (12 декабря 2008 года)*(131) и др. Ставки ввозных таможенных пошлин систематизированы в Едином таможенном тарифе таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (утвержден Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130)*(132). Единый таможенный тариф был утвержден со сроком вступления в силу с 1 января 2010 года.

По общему правилу (п. 2 ст. 77 ТК), для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, если иное не предусмотрено ТК и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

Общие положения взимания вывозных таможенных пошлин, уплачиваемых при вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза, определены в Соглашении о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран (25 января 2008 года)*(133). В соответствии с этим Соглашением (ст. 1) каждая из стран-участниц таможенного союза формирует перечень облагаемых товаров с указанием ставок вывозных таможенных пошлин и передает Комиссии таможенного союза, которая информирует другие страны-участницы и составляет сводный перечень товаров с указанием ставок вывозных таможенных пошлин. В перечни товаров или в ставки вывозных таможенных пошлин возможно внесение изменений по согласованию с иными странами-участницами (ст. 4 Соглашения).

Налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы устанавливаются в странах-участницах актами национального законодательства. В Российской Федерации - НК РФ, в Республике Беларусь - Налоговым кодексом РБ 2003 года, в Казахстане - Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", принятый в 2008 году и вступивший в силу с 1 января 2009 года.

Таможенные органы взимают НДС и акцизы с товаров, ввозимых на территорию таможенного союза. В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. В ст. 182 НК РФ одним из объектов обложения акцизами признается ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Обратим внимание на важную особенность в определении налоговой составляющей таможенных платежей по законодательству Казахстана. В соответствии со ст. 113 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-IV "О таможенном деле в Республике Казахстан" к таможенным платежам и налогам относятся: а) НДС, взимаемый при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан; б) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при импорте товаров на территорию одного государства-участника таможенного союза с территории другого государства-участника установлен в Соглашении о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе*(134) (25 января 2008 года).

В соответствии с п. 2 ст. 77 ТК для целей исчисления НДС и акцизов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Регулирование таможенных сборов осуществляется преимущественно на национальном уровне. В соответствии с п. 2 ст. 72 ТК виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза. В ТК закрепляется принцип, в соответствии с которым размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор (п. 3 ст. 72 ТК).

В п. 2 ст. 70 ТК предусматривается распространение порядка взимания ввозной таможенной пошлины на специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины (иначе называемые защитными пошлинами). Важно отметить, что сами защитные пошлины не относятся к таможенным платежам и не являются разновидностью таможенных пошлин. Они представляют собой один из инструментов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная пошлина применяется при введении специальной защитной меры по ограничению возросшего импорта на единую таможенную территорию государств таможенного союза; антидемпинговая пошлина - при введении антидемпинговой меры, нацеленной на противодействие демпинговому импорту (то есть импорту товара по цене ниже его нормальной стоимости); компенсационная пошлина - при введении компенсационной меры, нейтрализующей воздействие специфической субсидии*(135) экспортирующего иностранного государства на отрасль экономики государств таможенного союза.

Защитные пошлины устанавливаются в соответствии с:

а) международными договорами государств - членов таможенного союза - Соглашением "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам"*(136) (25 января 2008 года);

б) законодательством государств - членов таможенного союза: в Российской Федерации - Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"*(137); в Казахстане - законами Республики Казахстан от 28 декабря 1998 года N 337-I "О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров", от 13 июля 1999 года N 421-I "Об антидемпинговых мерах", от 16 июля 1999 года N 441-1 "О субсидиях и компенсационных мерах"; в Республике Беларусь - Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года N 346-З "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами".

В п. 3 ст. 70 ТК установлено, что в отношении товаров для личного пользования установленный ТК порядок расчета и взимания таможенных платежей применяется с учетом особенностей, установленных главой 49 ТК (см., например, ст. 360 "Уплата таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования", ст. 361 "Таможенная стоимость товаров для личного пользования"), а также международным договором государств - членов таможенного союза - статьями 12-16 Соглашения "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском"*(138) (от 18 июня 2010 года).

В ст. 71 ТК определены виды ставок таможенных пошлин - адвалорные, специфические и комбинированные. Отметим, что перечисленные в ст. 71 виды ставок могут относиться не только к таможенным пошлинам, но и акцизам.

Адвалорная ставка (ad valorem) устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Таможенная пошлина в отношении товаров, облагаемых по адвалорным ставкам, рассчитывается как произведение таможенной стоимости товара на соответствующую ей ставку.

Специфические ставки таможенной пошлины устанавливаются в денежном выражении в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении - количества, массы, объема или иных характеристик.

Денежным выражением специфической ставки служит евро или доллар США. Например, в Едином таможенном тарифе таможенного союза ставка ввозной таможенной пошлины для автобусов, предназначенных для перевозки более 120 человек и с момента выпуска которых прошло более 5 лет (код ТН ВЭД - 8702 10 192 2), выражена в евро за 1  , а для тростникового сахара (код ТН ВЭД - 1701 11) - в долларах США за 1000 кг.

Величина таможенной пошлины, рассчитываемой по специфической ставке, не зависит от цены товара, ввозимого на таможенную территорию таможенного союза или вывозимого с этой территории. Использование специфических ставок делает поступления в бюджет от взимания таможенных пошлин менее зависимыми от ценовой конъюнктуры. Кроме того, использование специфических ставок позволяет бороться с уклонением от уплаты таможенных платежей путем занижения контрактных цен на импортные и экспортные товары.

Комбинированная ставка предполагает сочетание адвалорного и специфического обложения. В этом случае используются как стоимостные, так и количественные показатели товаров, перемещаемых через таможенную границу.

В зависимости от содержащихся в таможенном тарифе специальных указаний при расчете ввозной таможенной пошлины по комбинированной ставке адвалорная и специфическая компоненты могут складываться (кумулятивная комбинированная ставка) либо взиматься та из них, которая имеет наибольшую величину (альтернативная комбинированная ставка). В Едином таможенном тарифе таможенного союза используется альтернативная комбинированная ставка - "С1 в процентах, но не менее С2 в евро за количество товара".

При применении альтернативной комбинированной ставки (например, 10%, но не менее 3 евро за 1 шт.) сначала исчисляется размер таможенной пошлины по адвалорной ставке в процентах к таможенной стоимости, а затем исчисляется размер таможенной пошлины по специфической ставке. Для определения суммы таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется большая из двух полученных величин.

При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным за килограмм массы товара, или комбинированным ставкам со специфической составляющей в евро за килограмм массы товара, в качестве основы используется масса товара с учетом его первичной упаковки, то есть упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.

Ст. 72 посвящена таможенным сборам - виду таможенных платежей, имеющему неналоговую природу и представляющему собой плату, взимаемую таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

ТК делегирует регулирование основных вопросов, связанных с установлением и порядком уплаты таможенных сборов, таможенному законодательству государств - членов таможенного союза.

Виды таможенных сборов и их основные элементы установлены в Российской Федерации в Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ст. 123-131), в Республике Казахстан - Кодексе Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" (ст. 115-120), а в Республике Беларусь - Указом Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 года N 443 "О таможенных сборах".

В Российской Федерации взимаются три вида таможенных сборов: 1) таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные операции); 2) таможенные сборы за таможенное сопровождение; 3) таможенные сборы за хранение.

В Республике Казахстан к таможенным сборам относятся: 1) таможенные сборы за таможенное декларирование товаров; 2) таможенные сборы за таможенное сопровождение; 3) плата за предварительное решение.

Больше всего видов таможенных сборов предусматривает таможенное законодательство Республики Беларусь: 1) таможенные сборы за таможенное оформление; 2) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; 3) таможенные сборы за осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности; 4) таможенные сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению; 5) таможенные сборы за принятие таможенными органами предварительного решения; 6) таможенные сборы за выдачу марок, идентификационных знаков или иных знаков для обозначения товаров в целях подтверждения операций таможенного оформления либо принятого таможенным органом решения в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь; 7) таможенные сборы за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей.

В п. 3 ст. 72 закрепляется принцип, свидетельствующий о неналоговой природе таможенных сборов: размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор. В Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" соблюдение этого принципа гарантируется установлением зависимости между величиной уплачиваемого таможенного сбора и объемом предоставленных "таможенных услуг" (расстоянием, на которое осуществлялось таможенное сопровождение; весом груза и сроком хранения товаров на складе временного хранения таможенного органа), а также определением предельного размера таможенных сборов (не более 100 000 рублей для таможенных сборов за таможенные операции).

Ст. 73 посвящена авансовым платежам, которые в соответствии с ТК могут уплачиваться только при экспорте. Они вносятся в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в валюте государства - члена таможенного союза, на территории которого эти платежи предполагается использовать.

Авансовые платежи не идентифицируются плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров. Их особенностью является то, что они являются имуществом лица их внесшего и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей или денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу (например, путем подачи от его имени таможенной декларации или заявления на возврат авансовых платежей) либо сам таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи.

За плательщиком сохраняется право контролировать авансовые платежи. По его требованию таможенный орган обязан представить письменный отчет о расходовании денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей (однако не более чем за период, установленный для возврата авансовых платежей). При возврате авансовых платежей применяются нормы ст. 90 ТК, устанавливающие порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

К предметам законодательного регулирования на уровне государства - члена таможенного союза отнесены вопросы: установления самих авансовых платежей; определения периода их возврата; порядка и сроков представления отчетов о расходовании авансовых платежей; распоряжение невостребованными суммами авансовых платежей; установления форм уплаты авансовых платежей.

Порядок уплаты и возврата авансовых платежей в Российской Федерации установлен ст. 121-122 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Авансовые платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства. По письменному заявлению лица, внесшего авансовые платежи, таможенный орган не позднее 30 дней со дня получения такого заявления обязан предоставить отчет о расходовании авансовых платежей, но не более чем за три года, предшествующие указанному заявлению. Форма отчета о расходовании авансовых платежей утверждается ФТС России.

В случае несогласия лица, внесшего авансовые платежи, с результатами отчета таможенного органа проводится совместная выверка расходования денежных средств этого лица. Результаты такой выверки оформляются актом по форме, утверждаемой ФТС России.

Возврат авансовых платежей осуществляется, если соответствующее заявление подано лицом, внесшим авансовые платежи, или его правопреемником в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.

Ст. 74 содержит перечень видов льгот, образующих понятие "льготы по уплате таможенных платежей".

К льготам по уплате таможенных платежей отнесены тарифные преференции. Под преференциями (от лат. praeferre - предпочитать) в международной торговле понимаются льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны.

Тарифные преференции - это льготы по уплате ввозных и вывозных таможенных пошлин, которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу, и устанавливаются в отношении всех товаров или отдельных их видов. Предоставление тарифных преференций является одним из инструментов осуществления торговой политики.

Тарифные преференции могут распространяться на товары, происходящие из государств, образующих вместе с данным государством зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза, а также товары, происходящие из развивающихся стран-пользователей национальной или международной (многосторонней) системой преференций.

В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) с 1971 года стала создаваться Общая система преференций, в соответствии с которой промышленно развитыми странами в одностороннем порядке предоставляются тарифные льготы в пользу развивающихся стран. В мировой внешнеторговой практике импорт из наименее развитых стран осуществляется, как правило, на беспошлинной основе, а из остальных развивающихся стран подлежит обложению таможенными пошлинами по ставкам, вдвое меньшим, чем обычные (базовые).

Основываясь на Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации подписали Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года*(139). Российская Федерация ратифицировала Протокол Федеральным законом от 28 ноября 2009 года N 301-ФЗ*(140).

Предоставление тарифных преференций при ввозе на таможенные территории государств таможенного союза или единую таможенную территорию товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, исключительно в соответствии с указанным Протоколом начинается с даты предоставления Комиссии таможенного союза полномочий по ведению Единого таможенного тарифа. До этого времени допускается применение национальных систем преференций государств-участников таможенного союза.

Комиссия утверждает:

а) перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций, в который включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода.

б) перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций, в который включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН;

в) основной и дополнительный перечни*(141) товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

В Российской Федерации законодательные основы национальной системы тарифных преференций установлены в ст. 36 Закона РФ "О таможенном тарифе".

Другой разновидностью льгот по уплате таможенных платежей являются тарифные льготы, под которыми понимаются льготы по уплате ввозных и вывозных таможенных пошлин. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Основываясь на положениях статей 5 и 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации подписали Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года*(142).

Предоставление тарифных льгот предусматривается многими международными договорами Российской Федерации - как многосторонними, так и двусторонними. В качестве примера многостороннего договора можно привести Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 года*(143), в которой содержатся нормы, предоставляющие тарифные льготы дипломатическим органам и их сотрудникам.

Льготы по уплате налогов, относящихся к таможенным платежам, определяются законодательством государств - членов таможенного союза. В НК РФ льготы по уплате НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, установлены в ст. 149-151, а по уплате акцизов на ввозимые товары - в ст. 183-185.

Законодательством государств - членов таможенного союза определяются также льготы по уплате таможенных сборов, еще одной разновидности льгот по уплате таможенных платежей. Случаи освобождения от уплаты таможенных сборов в Российской Федерации установлены в ст. 131 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".