logo
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 38 "Таможенная процедура временного вывоза"

Комментируемая глава посвящена таможенной процедуре временного вывоза. Ст. 285 ТК содержит дефиницию, согласно которой временный вывоз представляет собой таможенную процедуру, при которой товары таможенного союза вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории таможенного союза с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта.

Таким образом, из представленного определения следует, что при вывозе товаров, помещенных под рассматриваемую процедуру, льготные условия такого вывоза заключаются в полном освобождении от уплаты вывозных таможенных пошлин и неприменении мер нетарифного регулирования. Данный подход является общим для временного вывоза, в то время как при временном ввозе полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов может предоставляться только в отношении отдельных категорий товаров и при соблюдении соответствующих условий, определяемых международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) решениями Комиссии.

Следует отметить, что фактический вывоз с таможенной территории таможенного союза товаров, помещенных под таможенную процедуру временного вывоза, означает утрату ими статуса товаров таможенного союза.

В соответствии со ст. 286 ТК возможность идентификации временно вывозимых товаров при последующем завершении таможенной процедуры временного вывоза является обязательным условием помещения товаров под эту таможенную процедуру. В качестве исключения идентификация может не применяться, если международными договорами государств - членов таможенного союза допускается замена временно вывезенных товаров, товарами такого же типа.

В ст. 284 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" содержится норма, в соответствии с которой при временном вывозе товаров по заявлению декларанта таможенный орган определяет идентификационные признаки товаров и указывает их в документах декларанта. При обратном ввозе (реимпорте) ранее временно вывезенных товаров таможенный орган проверяет совпадение идентификационных признаков. При совпадении указанных признаков и отсутствии прямых доказательств подмены товаров таможенные органы не вправе отказать в помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта.

Важно отметить, что комментируемая глава содержит перечень товаров, помещение которых под таможенную процедуру временного вывоза не допускается. Среди них:

1) пищевые продукты, напитки, включая алкогольные, табак и табачные изделия, сырье и полуфабрикаты, расходуемые материалы и образцы, за исключением случаев их ввоза в единичных экземплярах в рекламных и (или) демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов;

2) отходы, в том числе промышленные;

3) товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза.

Вопросы ограничения по пользованию и распоряжению временно вывезенными товарами урегулированы в ст. 287 ТК.

Возможность идентификации вывозимых товаров при их обратном ввозе тесно связана с характером их допустимого использования за пределами таможенной территории таможенного союза. По общему правилу временно вывезенные товары должны находиться в том же состоянии, в каком они были на момент вывоза с таможенной территории таможенного союза, за исключением изменений, происшедших вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации).

Однако законодатель допускает совершение с временно вывезенными товарами операций, необходимых для обеспечения их сохранности. К их числу относятся:

- ремонтные операции (капитальный ремонт и модернизация не допускаются применительно к временно вывезенным товарам);

- техническое обслуживание;

- операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при их реимпорте.

Срок временного вывоза товаров стал предметом регулирования ст. 288 ТК.

Следует отметить, что ТК не предусматривает предельного срока временного вывоза товаров. Такой срок может быть установлен законодательством государств - членов таможенного союза для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их вывоза за пределы таможенной территории таможенного союза, а также для отдельных видов товаров, обратный ввоз которых является обязательным в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Так, например, в Российской Федерации предельный срок временного вывоза может быть установлен Правительством Российской Федерации в отношении товаров, относящихся к категории культурных ценностей, поскольку согласно Закону Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 15 апреля 1993 года N 4804-1*(335) их возврат является обязательным.

Срок временного вывоза товаров в каждом конкретном случае определяется таможенными органами на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и предельного срока временного вывоза, установленного для данного случая.

Следует отметить, что установленный таможенными органами срок временного вывоза товаров может быть продлен по письменному заявлению декларанта и не должен превышать предельного срока, установленного для данного случая.

Однако в п. 3 ст. 288 ТК содержится норма, согласно которой в случае передачи иностранному лицу права собственности на временно вывезенные товары, в отношении которых законодательством государства - члена таможенного союза не установлена обязательность их возврата на территорию этого государства, срок временного вывоза этих товаров не подлежит продлению. При этом указанные товары подлежат помещению под таможенную процедуру экспорта с учетом положения части 2 п. 1 ст. 243 ТК, согласно которой течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а при таможенном декларировании товаров отдельными партиями (несколькими партиями) - со дня помещения под эту таможенную процедуру первой партии товаров.

В соответствии со ст. 392 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" товары, вывозимые для официального и личного пользования казахстанскими дипломатическими представительствами, а также их сотрудниками, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, допускаются к временному вывозу из Республики Казахстан на весь срок аккредитации в иностранном государстве таких представительств и указанных лиц.

Ст. 289 ТК регулирует завершение действия таможенной процедуры временного вывоза.

Во-первых, действие таможенной процедуры временного вывоза завершается до истечения срока временного вывоза помещением временно вывезенных товаров под таможенную процедуру реимпорта в порядке и на условиях, предусмотренных главой 39 ТК.

Во-вторых, действие таможенной процедуры временного вывоза может быть завершено до истечения срока временного вывоза помещением временно вывезенных товаров под таможенные процедуры экспорта, переработки вне таможенной территории или временного вывоза без фактического их предъявления таможенному органу в порядке и на условиях, предусмотренных ТК.

Однако указанное положение не применяется, если в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза временно вывезенные товары подлежат обязательному обратному ввозу на таможенную территорию таможенного союза.

В соответствии с п. 2 ст. 289 ТК временно вывезенные товары могут помещаться под таможенную процедуру реимпорта либо под иную таможенную процедуру одной или несколькими партиями.

Вопросы возникновения и прекращения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного вывоза урегулированы в ст. 290 ТК.

Указанная обязанность возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Прекращение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин происходит при завершении действия таможенной процедуры временного вывоза помещением временно вывезенных товаров под таможенную процедуру реимпорта, экспорта, переработки вне таможенной территории или временного вывоза без фактического их предъявления таможенному органу.

Отметим также, что согласно п. 2 ст. 80 ТК обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях:

1) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТК;

2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную пяти евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

6) обращения товаров в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза;

7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза;

8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного союза;

10) возникновения обстоятельств, с которыми ТК связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Следует отметить, что при незавершении таможенной процедуры временного вывоза до истечения срока временного вывоза помещением временно вывезенных товаров под таможенную процедуру реимпорта, экспорта, переработки вне таможенной территории или временного вывоза без фактического их предъявления таможенному органу, сроком уплаты вывозных таможенных пошлин считается день истечения установленного таможенными органами срока временного вывоза.

В порядке исключения указанный срок не применяется в случаях уничтожения (безвозвратной утраты) временно вывезенных товаров вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, использования (эксплуатации).

Согласно п. 4 ст. 290 комментируемой главы вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам вывозных таможенных пошлин, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта. Указанная сумма исчисляется на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза.

Ст. 291 ТК предусматривает особенности помещения временно вывезенных товаров под таможенную процедуру экспорта.

Во-первых, при помещении временно вывезенных товаров под таможенную процедуру экспорта таможенная стоимость товаров и (или) их физические характеристики в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики), ставки вывозных таможенных пошлин и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, определяются на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.

Во-вторых, помимо уплаты вывозных таможенных пошлин в указанных случаях за все время использования товаров за пределами таможенной территории таможенного союза подлежат уплате проценты, как если бы изначально при помещении товаров под таможенную процедуру временного вывоза в отношении вывозных таможенных пошлин была предоставлена отсрочка платежа. Взимание процентов представляет собой финансовую компенсацию за несвоевременное получение государством соответствующих сумм обязательных платежей. Поскольку декларант на момент помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза не уплачивает вывозную таможенную пошлину, имея на это законные основания, такая компенсация установлена в виде процентов.

Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 291 ТК размер процентов исчисляется в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза.

Так, например, согласно ст. 259 Таможенного кодекса Республики Беларусь за предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных платежей взимаются проценты, начисляемые на суммы таможенных платежей в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты таможенных платежей, за каждый день пользования отсрочкой и (или) рассрочкой. При этом проценты уплачиваются до уплаты или одновременно с уплатой сумм таможенных платежей, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока предоставленных отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных платежей.

Уплата, взыскание и возврат процентов осуществляются в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Республики Беларусь применительно к уплате, взысканию и возврату таможенных платежей.