logo
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 15 "Общие положения о таможенном контроле"

Под таможенным контролем, одним из ключевых институтов таможенного права, понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза (пп. 31 п. 1. ст. 4 ТК). Проведение таможенного контроля отнесено к основным задачам таможенных органов (пп. 3 п. 1 ст. 6 ТК).

Принципы, или общие начала проведения таможенного контроля закреплены в ст. 94 ТК.

Базовым принципом современного таможенного контроля, соответствующим общепринятым подходам к организации таможенного контроля, сформулированным в Киотской конвенции, является принцип выборочности. Этот принцип означает, что при проведении таможенного контроля таможенные органы ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Неприменение других форм таможенного контроля либо освобождение от них не должно означать, что лица освобождаются от обязанности соблюдать предписания упомянутого законодательства и международных договоров.

Выбор конкретных форм таможенного контроля зависит от целого ряда факторов. Прежде всего, таможенный контроль должен быть эффективным. Достижение поставленных перед ним целей должно быть соотнесено с расходами на его осуществление. Кроме того, таможенный контроль должен быть в максимальной степени "необременительным", "незаметным" для лиц, пересекающих таможенную границу, и для участников внешнеэкономической деятельности. При этом и первое и второе требования к современному облику таможенного контроля не должны помешать выполнению его важнейшей задачи - обеспечению соблюдения таможенного законодательства.

Добиться такой организации таможенного контроля призвана система управления рисками - одно из наиболее важных нововведений, предусмотренных Таможенным кодексом РФ 2003 года. Система управления рисками призвана сконцентрировать основные ресурсы (людские, технические, финансовые и т.д.) таможенных органов на наиболее острых, проблемных направлениях таможенного контроля, к числу которых законодатель отнес направления, нацеленные на предотвращение:

а) нарушений законодательства, имеющих устойчивый характер (например, контрабанда наркотиков, трансграничное перемещение контрафактной продукции, декларирование недостоверной информации о таможенной стоимости товаров и т.п.);

б) нарушений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей в значительных размерах;

в) нарушений, подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей (например, ввоз на таможенную территорию иностранных товаров с нарушением запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности);

г) других нарушений, затрагивающих важные интересы государств - членов таможенного союза, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Таможенные органы в своей повседневной деятельности анализируют риски нарушения таможенного законодательств, определяя товары, транспортные средства, документы и лица, подлежащие проверкам в ходе таможенного контроля. Они же устанавливают необходимые объемы проверочных мероприятий в каждом конкретном случае.

Системе управления рисками в комментируемом ТК посвящена отдельная глава (глава 18), основные положения которой соответствуют базовым положениям Киотской конвенции по этому вопросу.

Эффективность таможенного контроля во многом зависит и от того, как организовано взаимодействие таможенных органов:

а) с таможенными органами иностранных государств;

б) с другими правоохранительными и контролирующими органами государств - членов таможенного союза;

в) с участниками внешнеэкономической деятельности, различными организациями, ассоциациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами.

Основной организационно-правовой формой такого взаимодействия являются различные договоры о сотрудничестве и взаимопомощи, одной из сторон которых являются таможенные органы государств - членов таможенного союза.

Нормативно-правовую базу сотрудничества таможенных органов со своими иностранными коллегами составляют международные соглашения и иные правовые акты, заключаемые:

- на межправительственном уровне (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Токио, 12 мая 2009 года)*(191), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Мадрид, 14 июня 2000 года)*(192);

- на межведомственном уровне - между таможенными ведомствами России и иностранных государств (например, Протокол между Федеральной таможенной службой и Государственным таможенным комитетом Кыргызской Республики об осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, производимых на территории Кыргызской Республики и ввозимых на территорию Российской Федерации, с использованием информационного обмена*(193)).

Сотрудничество таможенных органов с иными контролирующими органами регулируется соглашениями о взаимодействии и сотрудничестве или утверждаемыми совместными приказами положениями о взаимодействии и координации деятельности (например, Соглашение от 15 августа 2005 года о взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля*(194); Положение о взаимодействии и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны водных биологических ресурсов и контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла, утвержденное Приказом ФПС России N 319, МВД России N 827, МИД России N 30613/гс, МНС России N БГ-3-11/325, МПР России N 172, Минфина России N 97н, Минэкономики России N 1, Госкомрыболовства России N 223, ГТК России N 785, ФСБ России N 465, ФСНП России N 278, Банка России N ОД-212 от 14 ноября 2000 года*(195)).

В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела (таможенными представителями владельцами таможенных складов и т.д.), и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (например, Соглашение от 28 марта 1997 года о сотрудничестве между ГТК России и Национальной ассоциацией таможенных брокеров (поверенных)*(196)). В соответствии с Приказом ГТК России от 26 марта 2001 года N 303 "О практике таможенного администрирования в отношении крупных плательщиков"*(197) для обеспечения взаимодействия при применении централизованного порядка уплаты крупным плательщиком таможенных платежей заключается трехстороннее соглашение с участием регионального таможенного управления (таможни), крупного плательщика и его таможенного представителя (брокера).

Помимо собственно таможенного контроля, таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"*(198) таможенные органы являются агентами валютного контроля. В этом качестве таможенные органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (ст. 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").

Таможенные органы участвуют в осуществлении экспортного контроля в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле"*(199), а также в мероприятиях по проведению других видов государственного контроля.

Основные параметры проведения таможенного контроля определены в ст. 95 ТК и обобщены в ниже приведенной таблице:

Субъекты, осуществляющие таможенный контроль

Объекты таможенного контроля

Место проведения таможенного контроля

- таможенные органы;

- непосредственно должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями

- товары, в том числе транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу и подлежащие декларированию;

- таможенная декларация, документы и сведения о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;

- деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур;

- лица, пересекающие таможенную границу

- зона таможенного контроля;

- иные места, определяемые таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме

Понятие товаров, находящихся под таможенным контролем, раскрывается в ст. 96 ТК. Определение времени начала и окончания периода нахождения товара под таможенным контролем различается в зависимости от того, ввозятся такие товары на таможенную территорию или вывозятся с нее.

Товары, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза, приобретают статус находящихся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

Особый порядок установлен для товаров, образовавшихся и находящихся на таможенной территории таможенного союза, которые приобрели статус иностранных товаров (например, отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров (при возможности их дальнейшего использования), отходы, образовавшиеся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории). Такие товары считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования.

Моменты завершения нахождения ввозимых товаров под таможенным контролем исчерпывающим образом перечислены в п. 2 ст. 96 ТК.

Во-первых, из-под таможенного контроля выводятся товары, помещенные под одну из следующих таможенных процедур:

- выпуск для внутреннего потребления (за исключением условно выпущенных товаров);

- реимпорт;

- отказ в пользу государства;

- уничтожение.

Если товары, помещаемые под таможенный режим выпуска для свободного обращения, приобретают статус условно выпущенных (например, по причине непредставления таможенному органу лицензий, сертификатов, разрешений и иных документов, необходимых для выпуска товаров), то такие товары продолжают оставаться под таможенным контролем. Они выводятся из-под таможенного контроля только после того, как условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза в соответствии со ст. 200 ТК (в приведенном выше примере - после того как недостающие документы будут представлены таможенному органу).

Во-вторых, выводятся из сферы действия таможенного контроля товары, обращаемые в собственность государства - члена таможенного союза.

В-третьих, утрачивают статус находящихся под таможенным контролем товары, фактически вывезенные с таможенной территории таможенного союза.

К таким товарам приравниваются товары, в отношении которых таможенными органами был признан факт их уничтожения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки и хранения, либо в результате наступления иных обстоятельств в случаях, установленных международными договорами и законодательством государств - членов таможенного союза.

Особо оговаривается, что считаются выведенными из-под таможенного контроля:

а) отходы, образовавшиеся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, которые были отнесены к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;

б) части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, которые были признаны производственными потерями.

Товары, вывозимые с таможенной территории таможенного союза, приобретают статус находящихся под таможенным контролем с момента:

а) регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации;

б) совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза (например, при поставках товара трубопроводным транспортом).

Временем завершения нахождения вывозимых товаров под таможенным контролем является один из следующих моментов:

а) пересечение таможенной границы таможенного союза;

б) отзыв таможенной декларации (в случае, когда товары фактически не вывозятся с таможенной территории таможенного союза).

Заявленная таможенная процедура может предполагать принятие декларантом на себя обязательств об обратном ввозе или вывозе товаров (таможенные процедуры временного ввоза, временного вывоза, таможенной переработке вне таможенной территории и т.д.). В этом случае таможенные органы осуществляют контроль за исполнением лицами обязательств в соответствии с заявленными таможенными процедурами.

Действенность и результативность таможенного контроля гарантируется наделением таможенных органов правом останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию таможенного союза без разрешения таможенного органа водные и воздушные суда. Для этого таможенные органы могут воспользоваться собственными средствами (включая имеющиеся у них таможенную авиацию и таможенный флот), а также обратиться за приданными силами и средствами к соответствующим правоохранительным органам.

По общему правилу, мероприятия в рамках проведения таможенного контроля должны осуществляться в зоне таможенного контроля либо в иных местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них (ст. 95 ТК). В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы наделяются правом останавливать автомобильные транспортные средства вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них (п. 7 ст. 96 ТК). При этом устанавливаются два процедурных ограничения для проведения контрольных мероприятий вне зоны таможенного контроля:

1) время такого контроля не должно превышать двух часов;

2) по факту проведение контрольных действий вне зоны таможенного контроля должен составляться акт по форме, определяемой Комиссией таможенного союза (Решение Комиссии от 20 мая 2010 года N 260 "О формах таможенных документов"*(200)), один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.

Оба ограничения нацелены на ограничение случаев немотивированного нарушения законных интересов участников внешнеэкономической деятельности при проведении таможенного контроля.

Ст. 97 ТК посвящена зонам таможенного контроля, под которыми понимаются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы на постоянной или временной основе и в зависимости от этого являться постоянными или временными.

Зона таможенного контроля считается постоянной, когда на ее территории регулярно находятся товары, подлежащие таможенному контролю. Временные зоны таможенного контроля создаются на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.

Правовой режим зоны таможенного контроля определяется законодательством государств - членов таможенного союза: ст. 163 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 186 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 122 Таможенного кодекса Республики Беларусь.

В силу ст. 163 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы РФ, в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.

Перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором.

Федеральная таможенная служба на основании представления таможенного органа, в регион деятельности которого входит соответствующий участок территории Российской Федерации, определяет участки Государственной границы, вдоль которых необходимо создать зоны таможенного контроля, и принимает решение о создании таких зон.

Граница зоны таможенного контроля обозначается знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках "Зона таможенного контроля".

По законодательству Российской Федерации временная зона таможенного контроля может создаваться по решению начальника таможенного поста. Указанное решение оформляется распоряжением начальника таможенного поста с указанием цели создания временной зоны таможенного контроля, места нахождения временной зоны таможенного контроля, срока действия, границы и мест ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами, а также примененных средств обозначения.

Граница временной зоны таможенного контроля может обозначаться оградительной лентой, а также временно устанавливаемыми знаками.

В ст. 98 ТК определены права таможенных органов и обязанности декларантов и иных заинтересованных лиц по представлению документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.

Осуществляя таможенный контроль, таможенный орган имеет право:

- запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений;

- получать в соответствии от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам;

- после выпуска товаров запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

В связи с осуществлением таможенного контроля декларанты, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, а также иные заинтересованные лица обязаны:

- представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля;

- хранить в течение пяти лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем документы, необходимые для проведения таможенного контроля (если иной срок не установлен законодательством государств - членов таможенного союза). Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, обязаны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение пяти лет после года, в течение которого проводились таможенные операции.

Особенности проведения таможенного контроля после выпуска товаров определены в ст. 99 ТК.

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Законодательством государств - членов таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать пяти лет.

В силу ст. 164 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" проверка соблюдения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении условно выпущенных товаров, а также товаров, вывезенных из Российской Федерации под обязательство об обратном ввозе либо в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, допускается в течение сроков нахождения товаров под таможенным контролем либо до завершения действия таможенных процедур временного вывоза или переработки вне таможенной территории.

Максимальный срок для проведения таможенного контроля после выпуска товаров по законодательству Российской Федерации составляет три года с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Ст. 100 ТК предусматривает проведение таможенными органами таможенного контроля при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, основными целями которого являются:

- проверка сведений, подтверждающих факт выпуска товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства таможенного союза;

- проверка наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров.

Указанные цели реализуются путем применения конкретных форм таможенного контроля, предусмотренных главой 16 ТК. Так, например, в соответствии со ст. 118 ТК осуществляется проверка маркировки товаров специальными марками и наличия на них идентификационных знаков.

В соответствии с п. 2 ст. 100 комментируемой главы законодательством государств - членов таможенного союза может быть установлена возможность таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу таможенного союза, либо не выпущенных в соответствии с одной из таможенных процедур.

Однако, при условии, что это повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории таможенного союза в связи с осуществлением этими лицами предпринимательской деятельности.

В Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрены дополнительные полномочия таможенных органов, обнаруживших товары, незаконно ввезенные в Российскую Федерацию, либо товары, в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами. Так, в соответствии со ст. 168 такие товары подлежат изъятию таможенными органами, если они не были изъяты и на них не был наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

При осуществлении различных форм и методов таможенного контроля таможенные органы праве привлекать не заинтересованных в результатах таких действий лиц - специалистов в соответствии с ТК.

Норма, закрепленная в п. 1 ст. 101 ТК, позволяет определить специалиста как физическое лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам в проведении таможенного контроля. Такое содействие может быть оказано как посредством устных рекомендаций, так и путем непосредственного участия специалиста в проводимых таможенным органом действиях, например, в отборе проб и образцов, применении технических средств и т.п.

В отличие от эксперта, специалист не осуществляет никаких самостоятельных процессуальных действий, а только способствует их проведению должностными лицами таможенных органов.

Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе. При этом расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, оплачиваются за счет средств лица, в отношении которого или товаров которого проводится таможенный контроль, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза. В иных случаях такая оплата услуг осуществляется за счет средств бюджета государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого проводился таможенный контроль.

В целях оказания эффективной помощи должностным лицам таможенных органов специалисту предоставляется круг прав, перечисленных в п. 3 ст. 101 ТК. В частности, специалист вправе знакомиться с материалами, связанными с осуществлением конкретных действий, совершаемых с его участием, а также с документами, оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

Следует заметить, что в этом перечне отсутствует право отказаться от участия в совершении конкретных действий. Однако такое право следует из требования, предъявляемого к специалисту, - "обладающий специальными познаниями для оказания содействия". Исходя из этого, представляется, что отказ специалиста от участия в проведении таможенного контроля по причине того, что он не обладает достаточным объемом знаний, будет обоснован. Приведенная позиция подтверждается и тем, что ТК не устанавливает ответственности специалиста за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей.

Между тем, ст. 305 Таможенного кодекса Республики Беларусь прямо закрепляет право специалиста отказаться от участия в конкретных действиях, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для осуществления своих функций.

Помимо прав законодатель закрепил за специалистом обязанность участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, давать пояснения по поводу совершаемых им действий и удостоверять своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Также в п. 5 ст. 101 ТК содержится норма, запрещающая разглашение, использование в иных, кроме таможенных, целях, либо передачи третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств - членов таможенного союза, полученной специалистом информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну. Указанная норма соотносится с положениями ст. 8 ТК, которая определяет статус информации, полученной таможенными органами, регламентирует порядок пользования и распоряжения такой информацией.

Ст. 102 ТК предусматривает право таможенных органов привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля. В рамках данной статьи содержится норма, устанавливающая обязанность специалистов и экспертов, привлекаемых из других государственных органов, не разглашать сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.

Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалистов и экспертов из других государственных органов, покрываются в порядке, рассмотренном выше для специалистов. Однако данное правило применяется, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 103 комментируемой главы при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и одновременное проведение совместного контроля в порядке, определяемом совместным актом.

Так, например, Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" предусматривает, что должностные лица таможенных органов в порядке, определенном совместным актом между уполномоченным органом в сфере таможенного дела и уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществляют санитарно-карантинный контроль в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу таможенного союза. При этом в случае возникновения реальной угрозы завоза инфекционных и паразитарных заболеваний, а также потенциально опасных для здоровья человека веществ и продукции из других государств, не являющихся членами таможенного союза, таможенные органы в целях проведения санитарно-карантинного контроля привлекают территориальные органы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, определяемом совместными актами уполномоченного органа в сфере таможенного дела и уполномоченного государственного органа в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно п. 2 ст. 103 ТК в целях повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, предусматривается обмен информацией (сведениями) и (или) документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, между таможенными органами и контролирующими государственными органами с использованием информационных систем и технологий.

В частности, в соответствии со ст. 192 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" в целях валютного контроля таможенные органы Республики Казахстан информируют Национальный банк Республики Казахстан о движении товаров через таможенную границу таможенного союза в соответствии с валютным законодательством Республики Казахстан и о выявленных нарушениях требований валютного законодательства Республики Казахстан.

Согласно п. 3 ст. 103 ТК таможенный досмотр может осуществляться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе таможенного союза, в целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза.

Ст. 104 ТК устанавливает запрет на причинение неправомерного вреда лицам (декларанту, перевозчику, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам), чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов, товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля.

Согласно п. 2 ст. 104 ТК убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме в соответствии законодательством государств - членов таможенного союза.

Под убытками понимаются те невыгодные имущественные последствия, которые наступают для потерпевшего вследствие противоправного причинения вреда его личности или имуществу, выраженные в денежной форме.

Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ в состав убытков входят расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при отсутствии правонарушения (упущенная выгода).

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования.

Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями таможенных органов и их должностных лиц, по общему правилу возмещению не подлежат, за исключением случаев, когда возмещение убытков предусмотрено законодательством государств - членов таможенного союза (п. 3 ст. 104 ТК).

Между тем, ст. 193 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" устанавливает, что убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, не допуская исключительных случаев.

В ст. 105 комментируемой главы предусмотрены случаи освобождения от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля, которые также могут быть предусмотрены международными договорами государств - участниц таможенного союза и иными международными договорами.

Особое внимание в ТК уделяется освобождению от таможенного досмотра.

Так, таможенному досмотру не подлежит личный багаж:

1) глав государств - членов таможенного союза и следующих вместе с ними членов их семей;

2) глав правительств, членов правительств государств - членов таможенного союза, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей;

3) глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства - члены таможенного союза с официальным визитом;

4) иных лиц в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и иными международными договорами.

В соответствии со ст. 2 Соглашения об освобождении от применения таможенными органами государств - членов таможенного союза определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 года*(201) от таможенного досмотра освобождается личный багаж:

1) президентов государств - членов таможенного союза, прекративших свои полномочия, и следующих вместе с ними членов их семей;

2) Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей или депутатских полномочий;

3) Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей или депутатских полномочий;

4) Государственного секретаря Республики Казахстан, Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан, Председателя Конституционного Совета Республики Казахстан, Председателя Верховного Суда Республики Казахстан, Генерального прокурора Республики Казахстан, Председателя Национального Банка Республики Казахстан, Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Управляющего делами Президента Республики Казахстан, начальника Службы охраны Президента Республики Казахстан и депутатов Парламента Республики Казахстан, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей или депутатских полномочий.

Случаи освобождения от таможенного контроля товаров, перемещаемых дипломатическими представительствами иностранных государств, консульскими учреждениями, членами дипломатического персонала и т.п., предусмотренные международными договорами, установлены в главе 45 ТК.

От таможенного досмотра в соответствии с п. 3 ст. 105 ТК также освобождаются иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом, а также военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств - членов таможенного союза перемещается через таможенную границу.

Ст. 106 регулирует общие условия сбора таможенными органами информации о лицах при проведении ими таможенного контроля.

Под "сбором информации" понимается поиск и получение ее любым способом и в любой форме: истребование, непосредственное наблюдение, наведение справок, изучение документов, опрос, проникновение в информационные ресурсы и т.д. В данной норме прямо указывается, что сбор информации осуществляется таможенными органами при таможенном контроле в отношении товаров, перемещаемых через таможенную территорию таможенного союза. При этом таможенные органы вправе осуществлять сбор информации в отношении лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем.

Уточнение характера и содержания информации, являющейся объектом регулирования ст. 105 ТК, дается через указание области получения такой информации (при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; посредством получения информации от других государственных органов государств - членов таможенного союза) и путем перечисления видов информации, в перечень которой включаются следующие сведения:

1) об учредителях организации;

2) о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;

3) о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;

4) об открытых банковских счетах;

5) о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности;

6) о местонахождении организации;

7) о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном (регистрационном, учетном) номере налогоплательщика;

8) о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

9) в отношении физических лиц - о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, сведения из документа, удостоверяющего личность, идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (при наличии), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.

В свою очередь, лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, в соответствии с п. 2 ст. 106 ТК, имеют право на ознакомление с документированной информацией о себе, имеющейся у таможенных органов, и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.

Ст. 107 ТК допускает применение таможенными органами специальных технических средств, отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющих вред лицам, товарам и транспортным средствам.

Использование технических средств осуществляется в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности в силу значительного снижения трудозатрат и времени проведения таможенного контроля пассажиро- и грузопотоков; позволяет обследовать труднодоступные места товаров и транспортных средств; содействует упрощению процедур таможенного оформления и таможенного контроля. Например, для идентификации товаров, транспортных средств, помещений и других мест используются пломбираторы, рулоны клейких лент с маркировочными знаками, различные спецметки и др.

Конкретный перечень технических средств и порядок их применения технических средств устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза.

Эффективность и действенность таможенного контроля в отдельных районах (морские порты, труднодоступные районы и т.п.) могут быть обеспечены только за счет использования таможенными органами морских (речных) и воздушных судов (п. 2 ст. 107 ТК). Порядок использования водных и воздушных судов таможенных органов для целей таможенного контроля устанавливается законодательством государств - членов таможенного союза.

Необходимость проведения таможенного осмотра, таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их идентификации, определения их точного количества и наименования, осмотра помещений в целях таможенного контроля и т.п. требует осуществления различных грузовых и иных операций с товарами и транспортными средствами в соответствии со ст. 108 ТК.

Важнейшими из них являются:

- транспортировка;

- взвешивание или иное определение количества товаров;

- погрузка;

- разгрузка;

- перегрузка;

- вскрытие упаковки и т.д.

Кроме того, по требованию таможенного органа должно быть произведено вскрытие помещений, емкостей и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю.

Для обеспечения сохранности товаров, находящихся под таможенным контролем, недопущения их уничтожения, потери ими товарного вида и качества и т.д. могут потребоваться такие операции, как:

- исправление поврежденной упаковки;

- упаковка и переупаковка.

Законодатель возлагает обязанность по совершению перечисленных действий на декларанта, владельца склада, таможенного представителя или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров. При этом вне зависимости от того, кто являлся инициатором проведения грузовых операций в отношении товаров и транспортных средств, их осуществление не должно повлечь за собой каких-либо расходов для таможенного органа.

Требование таможенного органа к перечисленным лицам совершить грузовые или иные операции может касаться только товаров, находящихся под таможенным контролем (статус таких товаров определен в ст. 96 ТК).

Таможенные органы вправе потребовать совершить перечисленные операции с товарами, находящимися под таможенным контролем. Этому праву таможенных органов соответствует обязанность декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, совершить требуемые операции. В случае инициирования совершения грузовых и иных операций декларантом или лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, следует получить разрешение таможенного органа на их совершение.

Особо оговаривается обязанность перевозчика способствовать проведению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит, и транспортных средств, на которых перевозятся такие товары.

В соответствии со ст. 109 ТК, таможенные органы могут идентифицироваться товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю.

В п. 1 ст. 109 ТК содержится открытый перечень способов идентификации товаров и транспортных средств. В частности, идентификация может производиться путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации. Кроме того, п. 3 ст. 109 ТК предусматривает, что в качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

В соответствии с п. 4 ст. 109 ТК средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами или с разрешения последних, кроме случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. При этом информация об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации должна быть немедленно сообщена таможенным органам. Это сообщение, в свою очередь, должно быть сопровождено доказательствами наличия указанной угрозы.

Об изменении (удалении, уничтожении, замене) средств идентификации таможенный орган составляет акт, форма которого устанавливается решением Комиссии N 260 "О формах таможенных документов" от 20 мая 2010 года*(202).