logo
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

6. Инфраструктура обмена информацией

Киотская конвенция рассматривает возможность обмена информацией между таможенными администрациями как одну из основ гармонизации таможенных процедур (стандарт 7.4).

В ТК также закрепляется такая возможность и устанавливается, что порядок такого обмена между таможенными органами государств - членов таможенного союза определяется международными договорами, составляющими договорно-правовую базу таможенного союза (абз. 1 ст. 46)*(62).

Также в ТК закрепляется, что порядок и условия обмена информацией таможенных органов государств - членов с третьими странами и с международными организациями определяется на уровне национальных законодательств государств - членов таможенного союза (абз. 1 ст. 46).

Эти нормы представляются сформулированными слишком широко, то есть без учета специфики регулирования комментируемой главы. В результате, они могут вступать в конкуренцию с нормами гл. 17 ТК (см. комментарий к ней), в соответствии с которыми, обмен информации прямо включен в состав мероприятий, составляющих взаимную административную помощь (п. 2 ст. 123, ст. 124 ТК).

При соотнесении предметов регулирования ст. 46 ТК и ст. 124 ТК необходимо учитывать, что в любом информационно обмене есть как минимум два ключевых вопроса:

1) Состав информации, которая может быть передана таможенной администрации иностранного государства (содержательная составляющая);

2) Технология передачи этой информации (технологическая, инфраструктурная составляющая).

Решение именно этих двух вопросов определяет все иные составляющие того, что обозначено в ТК общими словами "определение условий и порядка обмена информацией" (например, какие органы передают информацию, в какие сроки, с применением каких процедур и т.д.).

В комментируемой главе должны определяться положения в рамках инфраструктурной составляющей обмена информацией, то есть положения об использовании информационных систем и технологий для обмена информацией.

Примером конкретной нормы, которую можно было бы включить в комментируемую главу является установление положения о необходимости согласования технических условий обмена информации в соглашении о взаимодействии таможенных органов. Вопросы о составе информации, порядке ее запроса и получения относятся к предмету главы 17 ТК об обмене информации в рамках взаимодействия между таможенными органами.

Также более конкретной нормой, определяющей технологическую (инфраструктурную) основу обмена информацией, является положение п. 5 ст. 43 ТК, согласно которому для целей обеспечения взаимодействия таможенных органов на таможенной территории таможенного союза создаются интегрированные информационные системы и информационные технологии. С точки зрения юридической техники представляется более корректно включить эту норму в ст. 46 ТК, поскольку именно интеграция информационных систем в таможенного союза, позволит обеспечить качественно иной уровень обмена информацией между таможенными органами государств - членов таможенного союза.

В настоящее время Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. N 60 утверждена Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза. Согласно этой Концепции основные задачи создания интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза связаны с создание систем и технологий необходимых для обмена информацией между таможенными органами. В частности к задачам этой системы отнесены:

- создание и ведение единой системы нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли таможенного союза ;

- формирование интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории таможенного союза;

- создание общих для государств - членов интегрирующих элементов и пополняемых централизованных информационных ресурсов;

- организация информационного взаимодействия органов государств - членов для обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов;

- информационное обеспечение контроля международного таможенного транзита;

- обеспечение возможности реализации механизмов предварительного информирования и электронного декларирования;

- организация информационного взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фито-санитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории таможенного союза;

- обеспечение информационного взаимодействия на основе межгосударственных и межведомственных соглашений;

- обеспечение органов, осуществляющих государственный контроль, информацией, необходимой и достаточной для осуществления всех видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу ТС;

- обеспечение персональной идентификации и разграничения доступа к информации на принципах унификации;

- обеспечение доступа к нормативным правовым актам государств - членов таможенного союза области внешней и взаимной торговли.

Уполномоченными органами по созданию национальных сегментов интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза согласно Решению Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. N 60 определены:

- Министерство связи и информатизации Республики Беларусь*(63);

- Министерство связи и информации Республики Казахстан*(64);

- Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации*(65).

Таким образом, положения об интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли таможенного союза имеют непосредственное отношение к обмену информацией между таможенными органами государств - членов таможенного союза, поскольку определяют создание основного элемента инфраструктуры такого обмена.