logo
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 27 "Таможенное декларирование товаров"

В ст. 179 ТК установлены обстоятельства, с наступлением которых связано возникновение обязанности по таможенному декларированию. Под таможенным декларированием понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (ст. 4 ТК).

Таможенное декларирование товаров является одним из этапов помещения товаров под таможенную процедуру. Согласно ст. 174 ТК помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру и завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Обязанность задекларировать товар возникает при помещении товара под таможенную процедуру, а также в иных случаях установленных в соответствии с ТК. В отношении перемещения отдельных категорий предметов ТК не устанавливает требования об обязательном помещении под таможенные процедуры. К ним относятся: транспортные средства международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа (п. 4 ст. 341 ТК), товары для личного пользования (п. 4 ст. 354), припасы (п. 2 ст. 364 ТК). При этом указанные товары и транспортные средства подлежат таможенному декларированию. В качестве примера случаев отсутствия необходимости осуществить таможенное декларирование товаров, указанных непосредственно в ТК, можно привести непредставление таможенной декларации или иного документа для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу (ст. 163 ТК).

Обязанность по таможенному декларированию товаров может быть установлена и нормами национального законодательства государств - членов таможенного союза, при их соответствии нормам ТК. Так, в соответствии со ст. 203 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры. В ст. 217 указанного закона установлены дополнительные случаи декларирования товаров, к которым относятся:

1) обнаружение незаконно ввезенных товаров у их покупателя;

2) необходимость уплаты таможенных платежей в отношении отходов и остатков в соответствии со ст.ст. 246, 247, 271, 272, п. 2 ст. 309 ТК (в рамках таможенных процедур переработки для внутреннего потребления, на таможенной территории, таможенной процедуры уничтожения).

Кроме этого, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать, что отдельные категории товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государства-члена Таможенного союза, подлежат декларированию таможенным органам в случаях, указанных в п. 6 ст. 217 Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ст. 179 ТК таможенное декларирование товаров может быть произведено декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп. 6 п. 1 ст. 4 ТК). Таможенный представитель - юридическое лицо государства-члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза (подп. 34 п. 1 ст. 4 ТК).

Таможенное декларирование может производиться в двух формах: письменной и (или) электронной. Обе указанные формы предполагают использование таможенной декларации. Возможность подачи декларации на товары в электронном виде предусмотрена стандартным правилом 3.21 Генерального приложения к Киотской конвенции. В соответствии с п. 5 ст. 180 ТК таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документ в порядке, определенном Решением Комиссии от 8 декабря 2010 года N 494 "Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа"*(234).

Также по общему правилу подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, структура и формат которой установлен Решением Комиссии от 14 октября 2010 года N 421*(235). Также данным решением установлен переходный период до 1 июля 2011 года для применения структур и форматов электронных копий таможенных деклараций при декларировании товаров, установленных национальным законодательством государств - членов Таможенного союза.

В связи с тем, что положениями ТК не установлены случаи обязательного использования той или иной формы декларирования обратимся к актам национального таможенного законодательства государств - членов таможенного союза. В Российской Федерации до 1 января 2014 года по выбору декларанта таможенное декларирование производится в письменной или электронной форме с использованием таможенной декларации (п. 4 ст. 322 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). С 1 января 2014 года предполагается переход на безбумажный оборот и технологию представления в электронном виде таможенной декларации. Декларация на товары будет подаваться в электронной форме, кроме тех товаров, таможенных процедур и случаев, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.

Таможенная декларация - документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров (подп. 24 п. 1 ст. 4 ТК). Аналогичным образом понятие таможенной декларации сформулировано в ст.4 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" и ст. 8 Таможенного кодекса Республики Беларусь.

В п. 1 ст. 180 ТК установлены виды таможенных деклараций в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары:

1. декларация на товары представляется при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита (п. 1 ст. 181 ТК). Декларация на товары представляет собой заявление, составленное по установленной таможенной службой форме, в котором заинтересованные лица указывают таможенную процедуру, подлежащую применению в отношении товаров, и сведения, заявления которых требует таможенная служба для применения этой процедуры (E19./F8 Генерального приложения к Киотской Конвенции).

2. транзитная декларация представляется таможенному органу отправления при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (п. 1 ст. 182 ТК).

3. пассажирская таможенная декларация применяется при таможенном декларировании товаров для личного пользования в письменной форме (п. 3 ст. 355 ТК).

4. декларация на транспортное средство подается перевозчиком таможенному органу для таможенного декларирования транспортных средств международной перевозки (п. 1 ст. 350 ТК).

Следующими решениями Комиссии определены формы и порядок заполнения каждого из видов таможенной декларации:

1) Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций"*(236);

2) Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации"*(237);

3) Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации"*(238);

4) Решение Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 года N 422 "О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения"*(239).

Согласно п. 2 ст. 180 перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза. Данное положение основывается на стандартном правиле 3.12 Генерального приложения к Киотской конвенции, закрепившем аналогичное требование применительно к перечню данных, подлежащих внесению в декларацию на товары. В отношении каждого вида таможенных деклараций устанавливаются перечни необходимых для указания сведений. В ст. 181 ТК установлен перечень основных сведений, которые должны быть указаны в декларации на товары. Сведения заполняются, в том числе, в закодированном виде. В настоящее время применяются единые для государств - членов таможенного союза классификаторы, утвержденные Решением Комиссии от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций"*(240). Перечень обязательных для заполнения сведений в транзитную декларацию установлен ст. 182 ТК. Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.

Перечни сведений, подлежащие указанию в таможенной декларации на товары и транзитной декларации могут быть сокращены в зависимости от таможенной процедуры, категорий товаров, лиц, их перемещающих, вида транспорта либо решением Комиссии, либо законодательством государств - членов таможенного союза, если это предусмотрено решением Комиссии таможенного союза. Сокращать перечень сведений, подлежащих указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, может только Комиссия.

В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются ТК или решением Комиссии таможенного союза (п. 4 ст. 180 ТК). Во исполнение п. 4 ст. 180 ТК Комиссия приняла Решение от 20 мая 2010 года N 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары"*(241). Данным решением предусматривается, что при соблюдении определенных условий можно использовать транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы в качестве декларации на товары с приложением письменного заявления или перечня товаров. Дополнительно законодательством государств - членов таможенного союза в рамках реализации международных соглашений, заключенных между государством-членом таможенного союза и государствами, не являющимися членами таможенного союза, могут быть установлены иные случаи и порядок использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары.

Согласно п. 2 ст. 182 ТК в качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами, содержащие необходимые сведения. Порядком подачи и регистрации транзитной декларации, установленным Решением Комиссии от 17 августа 2010 года N 438 "О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита"*(242), предусмотрен перечень документов, которые таможенный орган отправления принимает в качестве транзитной декларации. При использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных) и коммерческих документов основу транзитной декларации составляет транспортный (перевозочный) документ, а остальные документы являются ее неотъемлемой частью.

Однако таможенная декларация является не единственным документом, представление которого необходимо для таможенного декларирования товаров. В соответствии с п. 1 ст. 183 ТК подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Перечень таких документов установлен указанной статьей, он может быть сокращен в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц. Если в документах, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация. Кроме документов, указанных в п. 1 ст. 183 ТК, согласно ст. 184 ТК, представляются дополнительные документы при помещении товаров под определенные таможенные процедуры.

В п. 3 ст. 183 ТК закреплено положение относительно возможности представления документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, не одновременно с декларацией, а в более поздний срок. Данное положение базируется на стандартном правиле 3.17 Генерального приложения к Киотской конвенции. По общему правилу таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов таможенного союза, - после выпуска товаров. Так, в Российской Федерации согласно п. 8 ст. 208 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы в письменной форме разрешают представление документов после выпуска товаров в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после дня регистрации декларации на товары.

В подп. 4-7 ст. 183 ТК установлены основные требования к представлению документов: условия представления копий документов, возможность представления электронных документов, использование документов и сведений, составленных на государственных языках государств - членов таможенного союза и на иностранных языках.

В ст. 185 ТК установлены сроки подачи таможенной декларации. Стандартным правилом 3.23 Генерального приложения к Киотской конвенции предусмотрено, что установленные национальным законодательством сроки для подачи декларации на товары должны быть достаточными, чтобы позволить декларанту заполнить декларацию и получить требуемые подтверждающие документы. В соответствии с данным правилом установлены следующие сроки подачи таможенной декларации:

1. при ввозе товаров таможенная декларация подается до истечения срока временного хранения товаров, который составляет 4 месяца.

2. при вывозе товаров таможенная декларация подается до их убытия с таможенной территории таможенного союза.

Иные сроки могут быть установлены ТК (см., например п. 3 ст. 185 ТК, ст. 197 ТК, п. 1 ст. 136 ТК). Специальные сроки подачи таможенной декларации могут предусматриваться и нормами национального законодательства. В п. 2 ст. 209 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что применяются специальные сроки подачи таможенной декларации при подаче неполной декларации на товары, периодическом таможенном декларировании товаров, временном периодическом таможенном декларировании вывозимых товаров Таможенного союза, декларировании товара в несобранном или разобранном виде, декларировании товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода.

Стандартными правилами 3.6. и 3.7 Генерального приложения к Киотской конвенции установлено, что условия, при которых лицо имеет право выступать в качестве декларанта определяются в национальном законодательстве и любое лицо, обладающее правом распоряжаться товарами, имеет право выступать в качестве декларанта. При этом в разъяснении Всемирной таможенной организации отмечено, что указанное стандартное правило не должно пониматься как относящееся исключительно к собственнику товара, но толковаться в широком смысле и пониматься настолько широко, насколько это допускает национальное законодательство, с тем, чтобы в качестве декларанта могли выступать также третьи лица, действующие от имени собственников, включая получателей, перевозчиков, агентов и таможенных представителей.

В ст. 186 ТК указан круг лиц, которые могут выступать в качестве декларанта. Ключевая характеристика декларанта по ТК - возможность распоряжаться товарами на таможенной территории. В каждом конкретном случае лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта, должно определяться в зависимости от основания, на котором возникает право распоряжения товаром. Отправной точкой в этом вопросе служит наличие внешнеэкономической сделки, в связи с которой товар перемещается через таможенную границу. Если товар перемещается через таможенную границу на основании внешнеэкономической сделки, декларантом является лицо государства-члена таможенного союза, заключившее такую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена (преимущественно это сделки купли-продажи, мены, аренды).

Если товар ввозится на таможенную территорию или вывозится с этой территории не в рамках внешнеэкономической сделки, декларантами могут быть:

- лицо государства-члена таможенного союза, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения) товарами на таможенной территории РФ;

- иностранные лица (физические лица, перемещающие товары для личного пользования, лица, пользующиеся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК, лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства-члена таможенного союза).

Кроме критерия наличия внешнеэкономической сделки, также имеет значение для заявления какой таможенной процедуры происходит декларирование. При заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления круг иностранных лиц, которые могут выступать в качестве декларанта, расширяется: организация, имеющая представительство, созданное на территории государства-члена таможенного союза в установленном порядке может выступать декларантом только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств. При заявлении таможенной процедуры таможенного транзита в перечень лиц, которые могут выступать в качестве декларантов также входят перевозчик, в том числе таможенный перевозчик и экспедитор, если он является лицом государства-члена таможенного союза.

Положения о правовом статусе декларанта также содержатся в ст.ст. 187-189 ТК, в которых установлены права, обязанности декларанта и его ответственность. В ст. 187 ТК перечислены основные права, которые предоставлены декларанту при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру. Перечень прав незакрытый, декларант вправе пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК. Перечень обязанностей декларанта, установленный в ст. 188 ТК, также не является исчерпывающим.

Согласно стандартному правилу 3.8 Генерального приложения к Киотской конвенции декларант несет ответственность перед таможенной службой за достоверность сведений, указанных в декларации на товары, и уплату пошлин и налогов. Положения ст. 189 ТК об ответственности декларанта соответствуют правилу Конвенции. Так декларант несет ответственность за неисполнение обязанностей, в числе которых упомянута обязанность уплатить таможенные платежи, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками. Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

В соответствии со ст. 190 ТК таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации. Данное положение должно обеспечить возможность подать декларацию на товары любому таможенному органу на территории таможенного союза. Но п. 1 ст. 368 переходных положений ТК установлен порядок таможенного декларирования товаров по принципу резидентства. До вступления в силу международного договора государств - членов таможенного союза, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на таможенной территории таможенного союза:

- декларация на товары подается таможенному органу государства-члена таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров, за исключением случаев, указанных в подп. 2 ст. 186 ТК;

- декларации на товары дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами и международными организациями государств - членов таможенного союза таможенному органу государства-члена таможенного союза, на территории которого они находятся.

В национальном законодательстве также могут содержаться положения, предусматривающие возможность установления определенных таможенных органов для декларирования отдельных видов товаров (см. например, ст. 205 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов, подтверждающих заявленные в декларации сведения, фиксируется в день их получения таможенным органом. В течение двух часов с момента подачи декларации сотрудник таможенного органа проверяет наличие либо отсутствие оснований для отказа в регистрации таможенной декларации, предусмотренных п. 4 ст. 190 ТК. Указанные положения не применяются при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита. Порядок регистрации или отказе в регистрации декларации на товары установлен Решением Комиссии от 20 мая 2010 года N 262 "О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров"*(243). Порядок подачи и регистрации транзитной декларации, а также случаи отказа в регистрации транзитной декларации определены Решением Комиссии от 17 августа 2010 года N 438 "О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита".

Обязанности лица подать таможенную декларацию соответствует обязанность таможенного органа зарегистрировать эту декларацию. При этом наступление юридических последствий декларирования товаров, предусмотренных ТК, связано не с моментом подачи лицом таможенной декларации, а с моментом ее регистрации таможенным органом. Именно с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Таможенная декларация, не зарегистрированная таможенным органом, считается для таможенных целей не поданной. Это означает, что товары, на которые она подавалась, рассматриваются как незадекларированные таможенному органу.

Сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров в соответствии со ст. 191 ТК. Положения ст. 191 ТК имеют своей международной основой стандартное правило 3.27 и переходного правила 3.28 Генерального приложения к Киотской конвенции. В соответствии с указанными правилами таможенная служба разрешает декларанту вносить поправки в поданную декларацию на товары при условии, что к моменту получения такого запроса она не начала проверку декларации на товары или проверку товаров. Если запрос получен после начала проверки декларации на товары, поправки могут быть внесены только при условии признания таможенной службой причин указанных декларантом обоснованными.

В ТК данное правило закреплено в форме допущения изменений или дополнений сведений, заявленных в таможенной декларации, как до выпуска товаров, так и после него. Условия, при которых допускается внесения изменений или дополнений в таможенную декларацию до выпуска указаны в п. 1 ст. 191 ТК. Случаи и порядок внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров определены Решением Комиссии от 20 мая 2010 года N 255 "О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров"*(244).

В связи с тем, что ТК обязанность декларирования товаров, а также ответственность за достоверность заявленных в декларации сведений возлагает на декларанта, должностные лица таможенных органов не вправе заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять указанные в ней сведения ни по собственной инициативе, ни по поручению или просьбе заинтересованных лиц за исключением случая, установленного п. 3 ст. 191 ТК.

В ст. 192 ТК регламентирован порядок отзыва таможенной декларации, зарегистрированной таможенным органом. Положения указанной статьи базируются на переходном правиле 3.29 Генерального приложения к Киотской конвенции, которым установлено, что декларанту разрешается отозвать декларацию на товары и обратиться с просьбой о применении другой таможенной процедуры при условии, что просьба об этом подается в таможенную службу до выпуска товаров, а причины такой просьбы признаны таможенной службой обоснованными. Допускается отзыв таможенной декларации, зарегистрированной таможенным органом в отношении как товаров таможенного союза, так и иностранных товаров. Декларация, принятая таможенным органом на иностранные товары, может быть отозвана до момента выпуска товаров таможенным органом, но в пределах срока временного хранения товаров. Декларация, принятая в отношении товаров таможенного союза, может быть отозвана до фактического убытия товаров с таможенной территории таможенного союза, в том числе после принятия решения о выпуске товаров, с обязательным указанием в обращении об отзыве место нахождения товаров. Условия положительного решения по обращению декларанта об отзыве указаны в п. 3 ст. 192 ТК.

В целях ускорения процесса помещения товаров под таможенную процедуру, введения их в оборот согласно стандартному правилу 3.25 Генерального приложения к Киотской конвенции в национальном законодательстве предусматривается положение, регулирующее подачу и регистрацию или проверку декларации на товары и подтверждающих документов до прибытия товаров. Согласно ст. 193 ТК такая возможность установлена в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза. При подаче предварительной декларации иностранные товары должны быть предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, или иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза. Таможенную декларацию можно дополнить сведениями, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза и (или) их предъявления таможенному органу, до принятия решения о выпуске товаров в порядке, определенном Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 256 "О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения о выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании"*(245).

ТК не устанавливает срок подачи таможенной декларации при предварительном декларировании товаров, исходя из предполагаемого момента ввоза товаров, однако если товары, задекларированные предварительно, не предъявляются в таможенный орган в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров. В процессе предварительного таможенного декларирования возможен отзыв таможенной декларации в ситуации, когда декларант обнаруживает несоответствие стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных.

Согласно ст. 194 ТК особенности таможенного декларирования товаров могут устанавливаться таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих. В силу таких случаев ТК относит:

1) если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования (неполное таможенное декларирование товаров);

2) при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени (периодическое таможенное декларирование);

3) при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи (временное таможенное декларирование);

4) при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени (таможенное декларирование с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности).

В Российской Федерации и Республике Казахстан указанные особенности установлены соответственно Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ст.ст. 212-216) и Кодексом Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" (ст.ст. 292-295). В соответствии со ст. 83 Таможенного кодекса Республики Беларусь особенности таможенного декларирования товаров вправе устанавливать Правительство Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.