Глава 25 "Временное хранение товаров"
В силу п. 3 ст. 150 ТК товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза, называются таможенными операциями (подп. 29 п. 1 ст. 4 ТК). При ввозе товаров в местах прибытия может совершаться, в частности, таможенная операция, связанная с временным хранением товаров. Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом (п. 4 ст. 160 ТК).
Согласно п. 1 ст. 167 ТК временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов. Данная таможенная операция совершается с целью обеспечения сохранности товаров до их выпуска, а также в целях проведения таможенного контроля в отношении таких товаров. Временное хранение отнесено к таможенным операциям, предшествующим подаче таможенной декларации, т.е. осуществляется до таможенного декларирования. При помещении товаров на склад временного хранения они приобретают особый статус, в силу которого лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, в том числе вывозить с территории места временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных ТК (п. 4 ст. 167 ТК).
ТК устанавливает, что под процедуру временного хранения помещаются только иностранные товары, т.е. товары, не являющиеся товарами таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТК (подп. 10 п. 1 ст. 4 ТК). При этом ТК устанавливает исключение из этого правила в п. 2 ст. 167 ТК: временное хранение товаров не применяется в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, а также в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза. Так, согласно п. 4 ст. 354 ТК таможенные операции, связанные с размещением на временное хранение, совершаются по желанию лица, перемещающего товары для личного пользования. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, прибывшие на таможенную территорию таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории таможенного союза, т.е. они не подлежат, в частности, и помещению на склад временного хранения (п. 2 ст. 152 ТК).
По окончании срока временного хранения товары подлежат помещению под таможенную процедуру либо в их отношении должны быть произведены иные действия. Товары считаются помещенными под таможенную процедуру с момента их выпуска. Если по окончании срока временного хранения товары не были помещены под таможенную процедуру, таможенные органы задерживают товары. В соответствии с п.3 ст. 145 ТК задержанные товары размещаются на складах временного хранения или в иных местах, определенных таможенным органом. Также на склад временного хранения помещаются задержанные товары, запрещенные к ввозу, которые не были немедленно вывезены (п.3 ст. 145 ТК); товары, изъятые таможенными органами (п. 1 ст. 208 ТК) и т.д. (см. ст. 145 ТК). По окончании срока временного хранения в указанных случаях товары могут быть возвращены декларанту, собственнику товаров для обратного вывоза, использования (ст. 147 ТК), а невостребованные товары могут быть реализованы, уничтожены или иным образом использованы (ст. 148 ТК). Таким образом, к иным действиям, которые могут быть произведены к товарам по истечении срока временного хранения, относятся: возврат лицу, обладающими полномочиями в отношении товаров, а при их не востребовании - реализация, уничтожение или использование иным образом.
В целом, к числу иностранных товаров, которые могут быть помещены на склад временного хранения, относятся товары:
- подлежащие помещению под таможенную процедуру;
- задержанные в порядке, установленном главой 21 ТК.
Следует отличать временное хранение товаров на складе временного хранения от хранения товаров на таможенном складе. И в том, и в другом случае может осуществляться хранение только иностранных товаров. Также в отношении товаров, помещенных и на склад временного хранения, и на таможенный склад, предоставляется освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Временное хранение товаров представляет собой таможенную операцию, предшествующую помещению товаров под таможенную процедуру, а хранение товаров на таможенном складе осуществляется в соответствии с таможенной процедурой, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Среди преимуществ временного хранения в рекомендациях Всемирной таможенной организации к главе 2 Специального приложения A к Киотской конвенции названы следующие:
1) осуществление незамедлительной отгрузки товаров с транспортных средств по прибытии на таможенную территорию;
2) предоставление лицу возможности получения относящейся к товарам информации, необходимой для их таможенного оформления, однако неизвестной на момент ввоза товаров на таможенную территорию;
3) предоставление коммерчески заинтересованным лицам возможности проверить, соответствуют ли ввезенные товары условиям контракта.
Для хранения товаров в соответствии с процедурой временного хранения предусмотрены специальные места - склады временного хранения. Согласно п. 1 ст. 168 ТК местами временного хранения товаров могут быть и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Такие исключения установлены ст. 260 и ст. 265 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", cт. 129-131 Таможенного кодекса Республики Беларусь, ст. 198 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Довольно обширный перечень иных мест установлен Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации". К таким местам отнесены:
1) склад таможенного органа;
2) склад получателя товаров;
3) помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора;
4) отдельные помещения в местах международного почтового обмена;
5) место хранения неполученного или невостребованного багажа, перемещаемого в рамках договора авиационной или железнодорожной перевозки пассажира;
6) место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;
7) специально оборудованное место разгрузки и перегрузки (перевалки) иностранных товаров в пределах режимной территории аэропорта при условии, что место ввоза таких товаров в Российскую Федерацию и место их вывоза из Российской Федерации совпадают;
8) железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств;
9) места, определяемые другими федеральными законами или актами Правительства Российской Федерации.
В Республике Казахстан перечень более краткий:
1) склады хранения собственных товаров;
2) таможенные и свободные склады;
3) помещения, открытые площадки и иные территории уполномоченных экономических операторов;
4) склад получателя, не включенный в реестр владельцев мест или складов временного хранения;
5) автомобильные транспортные средства при условии нахождения транспортного средства на территории, принадлежащей получателю или используемой им на праве аренды;
6) железнодорожные транспортные средства, находящиеся на участке железнодорожного пути, который является собственностью лица, обладающего полномочиями в отношении товара, либо используется указанным лицом на праве аренды.
В республике Беларусь возможность временного хранения товаров в иных местах может быть предусмотрена как самим Таможенным кодексом, так и актами Президента Республики Беларусь. В частности, к числу иных мест временного хранения согласно положениям Таможенного кодекса Республики Беларусь, отнесены: склад получателя товаров, транспортные железнодорожные средства, места общего пользования железнодорожных станций, водные суда, воздушный транспорт, порт, аэропорт, аэродром.
Как можно заметить, во всех трех государствах-членах таможенного союза в качестве иных мест перечислен склад получателя товаров. Временное хранение на складе получателя товаров позволяет ускорить товарооборот, упростить таможенные процедуры для отдельных категорий участников внешнеэкономической деятельности. Хранение на складах получателей товаров допускается, в частности, для государственных органов или учреждений. Получатель может разместить товар на своем складе при необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в достаточной близости от места получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспособленный для хранения таких товаров.
В Российской Федерации ст. 201 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлена возможность хранения товаров на складе таможенного органа. Склады временного хранения таможенных органов являются складами открытого типа, т.е. они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами. Отношения таможенных органов, являющихся владельцами складов временного хранения, с лицами, помещающими товары на хранение, как и отношения других владельцев складов временного хранения открытого типа с указанными лицами, строятся на основе публичного договора. Такой договор в соответствии со ст. 426 ГК РФ должен заключаться складом с каждым, кто к нему обратится, на равных для всех условиях. За хранение товаров на складе временного хранения таможенного органа взимаются таможенные сборы в соответствии с главой 14 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Временное хранение товаров в иных местах временного хранения осуществляется с письменного разрешения таможенного органа, выдаваемого на основании обращения заинтересованного лица. Как правило, разрешение на временное хранение в иных местах выдается с условием представления обеспечения уплаты таможенных платежей.
Места временного хранения являются зоной таможенного контроля, которые могут быть постоянными и временными. Места временного хранения товаров должны отвечать требованиям по их расположению, обустройству и оборудованию, установленные законодательством государств - членов таможенного союза. Так, ч. 2 ст. 198 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что место временного хранения товаров является постоянной или временной зоной таможенного контроля, создаваемой в соответствии со ст. 163 федерального закона. В ст. 260 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" закреплены требования к складам хранения собственных товаров. Таможенным кодексом Республики Беларусь установлено, что при временном хранении товаров в транспортных железнодорожных средствах, на местах общего пользования железнодорожных станций, должна быть обеспечена сохранность товаров и исключен доступ к ним посторонних лиц (п. 1 ст. 129 Таможенного кодекса Республики Беларусь).
К обустройству склада временного хранения могут предъявляться, в частности, требования об ограждении территории, прилегающей к помещению склада (при расположении склада временного хранения вблизи автомобильных магистралей и дорог), либо обозначении на местности (при расположении складов временного хранения в зонах морских и речных портов, аэропортов, аэродромов, на железнодорожных станциях); требования целостности территории склада временного хранения в пределах периметра; неразрывности помещений склада и территории, прилегающей к помещениям склада; наличия на территории, прилегающей к помещениям склада, условий для маневра и размещения автотранспортных средств, перемещающих товары.
Примерами требований к оборудованию склада временного хранения являются требования о наличии на складе временного хранения охранной сигнализации, противопожарной сигнализации и средств пожаротушения, проверенного оборудования для взвешивания товаров с различными пределами взвешивания, погрузочно-разгрузочной техники.
В качестве требований к месту расположения склада временного хранения могут предъявляться такие, как разумная близость от автомагистралей и главных дорог, наличие подъездных путей.
Предъявляемые требования обусловлены основными целями временного хранения товаров, а также обязанностями, возложенными ТК на владельца склада временного хранения (обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения, не допускать посторонних лиц, не являющихся работниками склада временного хранения и не обладающих полномочиями в отношении товаров, к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов). Несоблюдение требований к обустройству, оборудованию и месту расположения склада временного хранения товаров является основанием для отказа в выдаче свидетельства о включении в реестр владельцев складов временного хранения (подп. 1 п. 1 ст. 24 ТК), а невыполнение возложенных обязанностей основанием для исключения владельца склада временного хранения из указанного реестра (подп. 2 ст. 25 ТК).
Кроме того, ТК установлены ограничения к хранению товаров, требующих особых условий хранения или которые могут причинить вред другим товарам: они должны храниться на складах или в отдельных помещениях складов временного хранения, которые специально приспособлены для хранения таких товаров (п. 3 ст. 168 ТК). Указанное положение соответствует рекомендуемому правилу 3 главы 2 Специального приложения A к Киотской конвенции, согласно которому опасные товары, товары, могущие повредить другие товары, или товары, требующие специальных условий хранения, должны разрешаться к временному хранению на складах, специально оборудованных и назначенных компетентными органами для их приемки.
В соответствии с п. 4 ст. 168 ТК размещение товаров в местах временного хранения подтверждается в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного союза. Так, в республике Беларусь товары признаются помещенными под таможенную процедуру временного хранения товаров с момента выдачи таможенным органом письменного разрешения на временное хранение товаров (п. 1 ст. 124 Таможенного кодекса Республики Беларусь). В соответствии со ст. 266 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" в качестве документов, подтверждающих помещение товаров и транспортных средств на временное хранение, таможенный орган, расположенный в пункте пропуска, принимает копии транспортных (перевозочных) и коммерческих документов, а таможенный орган назначения принимает транзитную декларацию или иные документы, определенные международными договорами Республики Казахстан. Прием и регистрация документов, подтверждающих помещение товаров и транспортных средств на временное хранение, и подтверждение помещения товаров в местах временного хранения осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. В Российской Федерации также установление порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения и иные места для временного хранения товаров, порядок помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения товаров для временного хранения товаров в целях обеспечения таможенного контроля, делегировано соответствующему федеральному органу исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (ч. 7 ст. 197 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Товары могут быть помещены на склад временного хранения перевозчиком или иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, а также их представителями. Для помещения на временное хранение необходимо представить документы, указанные в п. 1 ст. 169 ТК: транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы. В соответствии с указанным положением в данных документах должны содержаться сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения). Приведенный перечень является исчерпывающим, в связи с чем при помещении товаров на склад временного хранения таможенный орган не вправе требовать представления иных сведений. Допускается подача документов в электронной форме.
Стандартное правило 4 главы 2 Специального приложения A к Киотской конвенции в качестве единственного документа, который требуется при помещении товаров на временное хранение, признает документ, содержащий описание этих товаров и использованный при их представлении таможенной службе. Как следует из рекомендаций Всемирной таможенной организации к Киотской конвенции, указанная норма обусловлена тем, что склад временного хранения при прибытии товаров должен обеспечивать прежде всего их незамедлительную отгрузку с транспортных средств.
После подачи документов таможенному органу таможенный орган регистрирует их в срок не более 1 часа и выдает подтверждение о регистрации документов. Со дня регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении. Именно с этого дня они приобретают особый статус и соответственно наступают ограничения по их использованию, установленные в п. 4 ст. 167 ТК.
Общий, предельный, а также специальные сроки временного хранения товаров установлены в ст. 170 ТК. В соответствии с Киотской конвенцией срок временного хранения товаров должен быть достаточным для того, чтобы импортер имел возможность полностью выполнить необходимые формальности для помещения товаров под какой-либо таможенный режим. Конвенция также закрепляет положение о том, что национальное законодательство устанавливает порядок, которому необходимо следовать, когда товары не вывезены с временного склада в установленный срок (стандартные правила 9 и 13 главы 2 Специального приложения A).
Общий срок временного хранения товаров составляет 2 месяца. Общий срок временного хранения товаров может быть продлен таможенным органом по письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя, но не более чем до 4 месяцев со дня помещения товаров на склад временного хранения (предельный срок временного хранения). В отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом предельный срок хранения составляет 6 месяцев. Специальные сроки временного хранения могут быть установлены в отношении отдельных категорий товаров решением Комиссии.
При применении ст. 170 ТК также следует учитывать сроки хранения задержанных товаров и документов на них, установленных ст. 146 ТК. Предельный срок временного хранения товаров запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу за пределы такой территории, и документы на них и помещенных на склад временного хранения, составляет 3 суток. В отношении остальных задержанных товаров предельный срок временного хранения составляет 1 месяц, а скоропортящихся продуктов - 24 часа. Сроки хранения задержанных товаров исчисляются со дня их задержания.
В соответствии с п. 3 ст. 170 ТК срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение. Следует отметить, что до истечения срока временного хранения в соответствии с п. 1 ст. 185 ТК должна быть подана таможенная декларация (по общему правилу). В том случае, если таможенная декларация не подается в установленный срок (т.е. товары не помещены под таможенную процедуру по истечении срока временного хранения), товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК (п. 4 ст. 185 и п. 4 ст. 170 ТК).
В ст. 171 ТК определены операции, которые могут быть совершены с товарами в период их хранения на складе временного хранения, а также порядок и условия их совершения. Наличие данной нормы обусловлено тем, что пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза (ст. 153 ТК). В течение срока временного хранения лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, или их представителями с товарами могут быть совершены следующие операции:
1. Обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном виде, в том числе осмотр и измерение товаров, перемещение их в пределах мест временного хранения, проводятся без разрешения таможенного органа. Например, к таким операциям могут быть отнесены: чистка, проветривание, сушка, создание оптимального температурного режима хранения (охлаждение, замораживание, подогрев), временное помещение в защитную упаковку, используемую только во время нахождения товаров на складе временного хранения, нанесение защитной смазки, окрашивание для защиты от ржавчины, нанесение антикоррозийного покрытия.
2. Взятие проб и образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, а также операции, необходимые для подготовки товаров к последующей транспортировке проводятся с разрешения таможенного органа. Примером таких операций могут служить выгрузка и перегрузка товаров, вскрытие их упаковки, упаковка или переупаковка товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации, наложенных на грузовые отделения транспортных средств. Решение об отказе в проведения операций с товарами, находящимися на временном хранении, может быть принято таможенным органом только при наличии обстоятельств, свидетельствующих о возможности утраты товаров или изменении их состояния в результате проведения таких операций.
Указанные положения соответствуют Киотской конвенции, предусматривающей проведение в отношении товаров, находящихся на временном хранении, по причинам, признанным таможенной службой обоснованными, обычных операций, необходимых для обеспечения их сохранности в неизменном виде, а также обычных операций, необходимых для ускорения вывоза товаров с временного склада и их последующей транспортировки (стандартное правило 7, рекомендуемое правило 8 главы 2 Специального приложения A).
В ст. 172 ТК определены: лица, ответственные за уплату ввозных таможенных пошлин, налогов, моменты возникновения и прекращения обязанности по уплате указанных платежей, сроки их уплаты при временном хранении товаров.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает у перевозчика, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров с момента регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и прекращается при размещении товаров на складе временного хранения либо принятии их иным лицом на временное хранение в месте, не являющемся складом временного хранения. Срок уплаты платежей установлен в зависимости от обстоятельств, являющихся основанием для возникновения обязанности:
- в случае утраты товаров, помещенных на временное хранение, до размещения их на складе временного хранения или принятия их иным лицом на временное хранение в месте, не являющемся складом временного хранения - день такой утраты, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение;
- в случае передачи товаров, помещенных на временное хранение, получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа до размещения их на складе временного хранения либо принятия их иным лицом на временное хранение в месте, не являющемся складом временного хранения, - день такой передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
У владельца склада временного хранения обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает с момента размещения товаров на складе временного хранения и прекращается при выдаче товаров со склада временного хранения в связи с помещением их под таможенную процедуру. Срок уплаты платежей установлен в зависимости от обстоятельств, являющихся основанием для возникновения обязанности:
- в случае утраты товаров, хранящихся на складе временного хранения - день такой утраты, а если этот день не установлен - день размещения товаров на складе временного хранения;
-в случае передачи товаров, хранящихся на складе временного хранения получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа - день такой передачи, а если этот день не установлен - день размещения товаров на складе временного хранения.
При временном хранении не являющемся складом временного хранения обязанность по уплате платежей возникает у лица, осуществляющего временное хранение товаров в таких местах с момента регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и прекращается при помещении товаров под таможенную процедуру. Сроки уплаты для таких лиц будут различаться в зависимости от того помещены ли были товары в место временного хранения, а также от того что именно послужило причиной возникновения обязанности. Если товары не были размещены в месте хранения, то сроки уплаты будут следующие:
- в случае утраты товаров - день такой утраты, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение;
- в случае передачи товаров получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа - день такой передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
Если товары уже были размещены в месте хранения, то сроки уплаты установлены следующие:
- в случае утраты товаров - день такой утраты, а если этот день не установлен - день размещения товаров в месте, не являющемся складом временного хранения;
- в случае передачи товаров получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа - день такой передачи, а если этот день не установлен - день размещения товаров на складе временного хранения либо в месте, не являющемся складом временного хранения;
- в случае использования товаров, хранящихся на складе получателя товаров, не в целях временного хранения товаров - день такого использования, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
Кроме этого обязанность по уплате прекращается у всех перечисленных субъектов, когда товары задерживаются в соответствии с главой 21 ТК, а также в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК (случаи прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин налогов), в том числе в случае уничтожения (безвозвратной утраты) товара вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения.
Применительно ко всем перечисленным выше ситуациям в п. 4 ст. 172 ТК установлен порядок расчета подлежащих уплате платежей. Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления:
1. без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов;
2. исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, таможенной стоимости, их физической характеристики в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика);
3. исчисленным исходя из курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, в которое подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, и действующих на день сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
- Научно-практический комментарий (поглавный) к Таможенному кодексу Таможенного союза Глава 1 "Общие положения"
- Глава 2 "Информирование и консультирование"
- Глава 3 "Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела"
- Глава 4 "Информационные системы и информационные технологии"
- 1. Определение возможности использования информационных технологий при таможенном оформлении, в том числе использования электронного обмена информацией
- 2. Порядок внедрения информационных технологий и информационных систем в таможенном деле
- 3. Условия и порядок использования информационных технологий и информационных систем в таможенном деле
- 4. Порядок формирования и доступа к информационным ресурсам в таможенном деле
- 5. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах
- 6. Инфраструктура обмена информацией
- Глава 5 "Таможенная статистика"
- Глава 6 "Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза. Классификация товаров"
- Глава 7 "Страна происхождения товаров"
- Глава 8 "Таможенная стоимость товаров"
- Глава 9 "Общие положения о таможенных платежах"
- Глава 10 "Исчисление таможенных пошлин, налогов"
- Правила определения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов при незаконном перемещении товаров
- Глава 11 "Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов"
- Глава 12 "Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов"
- Глава 13 "Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)"
- Глава 14 "Взыскание таможенных пошлин, налогов"
- Глава 15 "Общие положения о таможенном контроле"
- Глава 16 "Формы и порядок проведения таможенного контроля"
- Глава 17 "Взаимная административная помощь таможенных органов"
- Глава 18 "Система управления рисками"
- Глава 19 "Порядок проведения таможенных проверок"
- Глава 20 "Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля"
- Глава 21 "Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля"
- Глава 22 "Основные положения о перемещении товаров"
- Глава 23 "Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза"
- Глава 24 "Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза"
- Глава 25 "Временное хранение товаров"
- Глава 26 "Общие положения о таможенных операциях, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру"
- Глава 27 "Таможенное декларирование товаров"
- Глава 28 "Выпуск товаров"
- Глава 29 "Общие положения о таможенных процедурах"
- Глава 30 "Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления"
- Глава 31 "Таможенная процедура экспорта"
- Глава 32 "Таможенная процедура таможенного транзита"
- Глава 33 "Таможенная процедура таможенного склада"
- Глава 34 "Таможенная процедура переработки на таможенной территории"
- Глава 35 "Таможенная процедура переработки вне таможенной территории"
- Глава 36 "Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления"
- Глава 37 "Таможенная процедура временного ввоза (допуска)"
- Глава 38 "Таможенная процедура временного вывоза"
- Глава 39 "Таможенная процедура реимпорта"
- Глава 40 "Таможенная процедура реэкспорта"
- Глава 41 "Таможенная процедура беспошлинной торговли"
- Глава 42 "Таможенная процедура уничтожения"
- Глава 43 "Таможенная процедура отказа в пользу государства"
- Глава 44 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях"
- Глава 45 "Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц"
- Глава 46 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности"
- Глава 47 "Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи"
- Глава 48 "Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа"
- Глава 49 "Особенности перемещения товаров для личного пользования"
- Глава 50 "Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов"