logo
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 19 "Порядок проведения таможенных проверок"

Ст. 131 ТК посвящена одному из двух видов таможенных проверок, законодательно предусмотренных на уровне таможенного союза ЕврАзЭС - камеральной таможенной проверке. Стоит сказать, что до вступления в силу ТК в таможенном законодательстве Российской Федерации предусматривалось проведение таможенной ревизии*(213). В п. 1 ст. 131 ТК предусмотрены способы проведения камеральной таможенной проверки - изучение и анализ сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС. При этом в силу п. 1 ст. 131 ТК перечень документов, являющихся объектом проверки, подлежит расширительному толкованию, поскольку допускается изучение и анализ "других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц".

В силу п. 2 ст. 131 ТК определено место проведения камеральной таможенной проверки, которым признается место нахождения таможенного органа. При этом камеральная проверка проводится без оформления предписания (акта о назначении проверки). В отличие от другого вида таможенной проверки, предусмотренного ТК, камеральная проверка проводится без выезда к месту нахождения ее субъекта. Кроме того, в отличие от плановых выездных таможенных проверок, в силу п. 3 ст. 131 ТК камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения. Следует сказать, что аналогичные положения предусмотрены в ст. 220 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан".

Интерес представляет ст. 297 Таможенного кодекса Республики Беларусь, в п. 3 которой в зависимости от целенаправленности и места проведения таможенные проверки могут быть комплексные, тематические, камеральные и выездные. При этом предусмотрен общий порядок проведения названных видов таможенных проверок.

Проведение другого вида таможенных проверок - выездной таможенной проверки регламентируется в ст. 132 ТК. Установлено место проведения выездной таможенной проверки: место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности.

Законодательством государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС предусматривается форма решения (предписания, акта о назначении проверки), являющегося документальным основанием проведения выездной таможенной проверки. В силу ст. 179 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", выездная таможенная проверка проводится на основании решения, подписанного начальником (заместителем начальника) таможенного органа. В п. 4-7 ст. 221 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан" предусмотрены требования к форме и содержанию предписания о проведении выездной таможенной проверки. При этом в п. 7 ст. 221 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан" уточнено, что "на основании одного предписания проводится только одна проверка проверяемого лица". В п. 4 ст. 297 Таможенного кодекса Республики Беларусь предусмотрены единые требования к содержанию предписания о проведении таможенной проверки. Анализ законодательства позволяет сказать, что решение (предписание) о назначении выездной таможенной проверки составляется в письменной форме, должно быть подписано начальником (заместителем начальника) таможенного органа и содержать сведения о таможенном органе, проводящем проверку; полное наименование проверяемого лица; правовые основания проведения проверки; предмет назначенной проверки и срок ее проведения. Иные содержательные элементы решение (предписание) о назначении выездной таможенной проверки также конкретизируются в законодательстве государств - членов таможенного союза.

В п. 4 ст. 132 ТК предусмотрены основания для назначения внеплановых выездных таможенных проверок. Анализ непосредственно предусмотренных оснований позволяет разделить их на следующие основные группы:

- наличие у таможенного органа данных, свидетельствующих о возможном нарушении таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза;

- необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки;

- представление в таможенный орган заявления от третьих лиц или иных уполномоченных органов (направление лицом заявления для получения статуса уполномоченного экономического оператора; обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией). Необходимо отметить, что перечень оснований для назначения внеплановых выездных таможенных проверок не является исчерпывающим. Иные основания проведения проверок могут предусматриваться законодательством государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС. Так, в силу п. 9 ст. 221 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан" к иным основания проведения проверок относятся: проверка сведений, полученных в результате информационного обмена с налоговыми, таможенными и правоохранительными органами иностранных государств; контроль исполнения вынесенных актов по результатам таможенных проверок, контроль исполнения уведомления о погашении задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням и (или) требования об устранении нарушений; инициативное обращение лица о проведении таможенной проверки; реорганизация проверяемого лица и (или) подача проверяемым лицом документов на банкротство (ликвидацию); случаи, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан.

Следует сказать, что в силу п. 5 ст. 132 ТК, выездная таможенная проверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенного контроля, предусмотренных в ст. 110 ТК, в том числе после проведения камеральной таможенной проверки.

В силу п. 7 ст. 132 ТК выездные таможенные проверки подразделяются на плановые (проводятся не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица) и внеплановые (осуществляются без ограничений периодичности их проведения).

Важным аспектом является регламентация отбора проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки. В п. 8 ст. 132 ТК предусмотрен перечень источников информации, используемой при отборе проверяемых лиц. Можно разделить предусмотренный перечень источников на следующие основные группы:

- информация таможенных органов, иных государственных органов, в том числе уполномоченных органов государств - членов таможенного союза;

- сведения, полученные от организаций, в том числе от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, а также от средств массовой информации;

- информация из других источников, полученная официальным путем. Таким образом, перечень источников информации, используемой при отборе проверяемых лиц, не является исчерпывающим. Между тем, по смыслу п. 8 ст. 132 ТК данная информация должна быть получена официальным путем - способами, допускаемыми законодательством.

В п. 9 ст. 132 ТК предусмотрен порядок уведомления проверяемого лица о проведении плановой выездной таможенной проверки. Важно отметить, что плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через пятнадцать календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

В п. 10 ст. 132 ТК установлен момент начала проведения выездной таможенной проверки - дата вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки). Порядок вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки акта о назначении проверки) достаточно подробно регламентируется в ТК. Возможны две формы вручения копии решения (предписания, акта о назначении проверки):

- непосредственная передача этого документа проверяемому лицу должностным лицом таможенного органа;

- направление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Интерес представляет регламентация момента начала проведения проверки в случае отказа лица от получения копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) либо возврата почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица по месту его нахождения. Во всяком случае такие факты не являются основанием для отмены выездной таможенной проверки. При наличии данных обстоятельств в силу п. 10 ст. 132 ТК датой начала проверки считается "дата записи в решении (предписании, акте о назначении проверки) об отказе в получении копии решения (предписания, акта о назначении проверки) либо дата поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату". Таким образом, уведомление имеет информационный характер - направлено на обеспечение ознакомления проверяемого лица с предметом, правовыми основаниями и сроками проверки. Однако отсутствие согласия или невручение лицу письма, содержащего уведомление, не является основанием для изменения сроков проведения проверки.

В п. 12 ст. 132 ТК подробно регламентируются сроки проведения выездной таможенной проверки. Общим сроком является период времени, не превышающий двух месяцев. Важно отметить, что в указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений. Между тем, допускается возможность продления срока выездной таможенной проверки на один месяц на основании решения таможенного органа, осуществляющего проверку (п. 12 ст. 132 ТК). Таким образом, общий срок выездной таможенной проверки с его учетом продления в установленном порядке не может превышать трех месяцев. В этот период таможенным органом, принявшим решение (предписание) о проведении таможенной проверки (акт о назначении проверки) могут осуществляться предусмотренные законодательством мероприятия в соответствии с установленным предметом проверки.

Однако в практике таможенного контроля возможно исследование фактов, входящих в предмет выездной таможенной проверки, требующее проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств - членов таможенного союза или иностранных государств; восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения проверки; предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, формулируемые таможенным органом по результатам проверки. При наличии такой необходимости в силу п. 12 ст. 132 ТК проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя (начальника) таможенного органа или уполномоченного им лица в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС. Следует сказать, что в Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" не предусмотрено более специальных оснований приостановления выездной таможенной проверки. Отсылочная норма п. 1 ст. 180 названного федерального закона указывает, что приостановление проведения выездной таможенной проверки осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 12 статьи 132 ТК. В силу п. 6 ст. 297 Таможенного кодекса Республики Беларусь проведение таможенной проверки может прерываться на периоды времени между вручением лицу требования таможенного органа о представлении документов и сведений и представлением указанных документов и сведений, а также для получения иных сведений и документов по запросу таможенного органа. В Кодексе Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" не предусмотрено более специальных оснований приостановления выездной таможенной проверки, чем установленные в п. 12 ст. 132 ТК.

Порядок приостановления таможенной проверки в силу п. 12 ст. 132 ТК устанавливается законодательством государств - членов таможенного союза. Так, в силу п. 2 ст. 180 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" приостановление и возобновление проведения выездной таможенной проверки оформляются решением начальника (заместителем начальника) таможенного органа, проводящего проверку, или уполномоченного им должностного лица этого таможенного органа. В силу п. 3 ст. 180 названного федерального закона, срок приостановления проведения выездной таможенной проверки не может превышать шесть месяцев. При этом допускается продление срока приостановления проверки на три месяца - в случае, если проверка была приостановлена в связи с необходимостью направления запросов в компетентные органы государств - членов Таможенного союза или иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации и в течение шести месяцев таможенным органом не получена запрашиваемая информация, имеющая существенное значение для результатов проверки.

В п. 13 ст. 132 ТК предусмотрен момент завершения выездной таможенной проверки - дата составления документа, оформленного по результатам таможенной проверки.

В связи со сказанным следует отметить, что в законодательстве государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС более детально регламентируется порядок завершения таможенной проверки. При этом следует учитывать, что в Российской Федерации по результатам составляется акт камеральной таможенной проверки либо акт выездной таможенной проверки (п. 1 ст. 178 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"), в Республике Казахстан - акт таможенной проверки (п. 18 ст. 221 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан"). В Республике Беларусь форма итогового документа таможенной проверки зависит от результатов таможенного контроля: при выявлении нарушения актов таможенного законодательства составляется акт таможенной проверки; если таких нарушений не выявлено - справка по результатам таможенной проверки (п. 10, 11 ст. 297 Таможенного кодекса Республики Беларусь).

В законодательстве государств - членов таможенного союза требования к содержанию документа, составляемого по результатам проведения таможенной проверки, предусматриваются с различной степенью конкретизации. Так, в Российской Федерации акт таможенной проверки должен содержать: сведения о проверяемом лице; сведения о должностных лицах таможенных органов, проводивших таможенную проверку (должность, фамилия, имя, отчество); систематизированное описание выявленных фактов (признаков) нарушения таможенного законодательства со ссылкой на положения нормативных правовых актов, требования которых нарушены, либо сведения об отсутствии выявленных фактов (признаков) нарушений; выводы и предложения об устранении выявленных нарушений либо о ликвидации их последствий, а также о суммах таможенных пошлин, налогов, подлежащих доначислению и довзысканию (п. 3 ст. 178 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). В Республике Казахстан акт таможенной проверки кроме названных выше сведений обязательно должен содержать: указание на места проведения проверки; фамилии, имени, отчества (при его наличии) руководителя и должностных лиц проверяемого лица, ответственных за ведение таможенной и финансовой отчетности, уплату таможенных платежей и налогов, взимаемых таможенными органами; сведения о предыдущей проверке и принятых мерах по устранению ранее выявленных нарушений таможенного законодательства Республики Казахстан; сведения о документах, представленных проверяемым лицом (п. 18 ст. 221 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан"). Кроме того, в силу п. 20 ст. 221 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан" в случае, если по завершении таможенной проверки не установлены нарушения законодательства Республики Казахстан, в акте проверки производится соответствующая запись. В Республике Беларусь в акте таможенной проверки с учетом особенностей проведения отдельных видов таможенных проверок должны быть указаны: основание назначения таможенной проверки, дата и номер предписания на ее проведение; даты начала и завершения таможенной проверки (в том числе периоды перерывов); должности, фамилии и инициалы работников проверяемого лица, обязанных подписать акт таможенной проверки, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях; наименование, место нахождения и подчиненность проверяемого юридического лица, фамилия, имя, отчество, место жительства проверяемого индивидуального предпринимателя, в том числе данные о номерах текущих (расчетных) счетов с указанием банков и (или) небанковских кредитно-финансовых организаций; информация о произведенной в книги учета проверок (ревизий) записи о данной таможенной проверке; сведения о должностных лицах таможенных органов, проводивших предыдущие таможенные проверки по аналогичной тематике, а также о принятых мерах по выявленным фактам нарушения законодательства; проверенные финансово-хозяйственные операции (документы) с указанием метода и периода их проверки; место, время (если оно установлено) и характер совершенного правонарушения, акты законодательства, требования которых нарушены; размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений; должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения актов законодательства. При этом, в отличие от рассмотренных актов таможенного законодательства России и Казахстана, в Беларуси в силу п. 11 ст. 297 Таможенного кодекса Республики Беларусь акт таможенной проверки должен содержать "иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении". Таким образом, в Республике Беларусь предусмотрен открытый перечень сведений, включаемых в акт таможенной проверки, предусматривающий включение в данный документ другой информации, относящейся к выявленному правонарушению и необходимой для последующего рассмотрения материалов о совершении последнего. В этом случае ориентиром при отнесении сведений к категории "необходимых для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении" являются положения Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. N 194-З, Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. N 194-З, Уголовного кодекса Республики Беларусь от 9 июля 1999 года N 275-З, Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь от 16 июля 1999 года N 295-З. Кроме того, следует отметить, что в п. 12 ст. 297 Таможенного кодекса Республики Беларусь предусмотрены требования к акту таможенной проверки: в нем "должны быть соблюдены объективность, ясность и точность изложения выявленных фактов; не допускается включение в акт таможенной проверки различного рода документально не подтвержденных предположений и данных о деятельности проверяемого лица". Кроме того, установлено, что при проведении проверки уполномоченные должностные лица таможенного органа обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства, что можно рассматривать в качестве общей обязанности. В значительной степени подтверждением выяснения существенных для таможенной проверки фактов и обстоятельств является приложение к акту таможенной проверки иных документов и материалов. Такая обязанность таможенных органов непосредственно предусматривается в п. 21 ст. 221 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан" - к акту таможенной проверки прилагаются копии документов, расчеты, произведенные должностным лицом таможенного органа, и другие материалы, полученные в ходе таможенной проверки.

Далее следует рассмотреть порядок вручения проверяемому лицу экземпляра акта (справки) по результатам таможенной проверки. Стоит сказать, что предусмотренный в ТК порядок вручения экземпляра документа, составляемого по результатам проверки, исходя из формулировки п. 13 ст. 132 ТК, касается только выездной таможенной проверки. Установлен срок вручения второго экземпляра данного документа проверяемому лицу - "не позднее пяти дней со дня завершения выездной таможенной проверки". Второй экземпляр документа вручается проверяемому лицу в указанный срок лично или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В актах национального законодательства государств - участников таможенного союза предусматривается вручение второго экземпляра данного документа проверяемому лицу при проведении таможенных проверок всех видов (п. 5 ст. 178 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. 13 ст. 297 Таможенного кодекса Республики Беларусь, п. 19 ст. 221 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан"). Стоит подчеркнуть, что исходя из формулировки ст. 13 ст. 132 ТК, а также в силу положений названных актов таможенного законодательства государств - членов таможенного союза, срок вручения проверяемому лицу документа, составляемого по результатам таможенной проверки, исчисляется в календарных днях. Необходимо отметить, что в национальном законодательства государств - участников таможенного союза предусматриваются более подробные правила относительно рассматриваемого действия таможенного органа. В частности, предусматривается возможность уплаты в акт проверки записи о несогласии проверяемого лица с содержанием этого документа (п. 23 ст. 221 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан", п. 14 ст. 297 Таможенного кодекса Республики Беларусь), а также записи об отказе проверяемого лица от подписания акта проверки (п. 13 ст. 297 Таможенного кодекса Республики Беларусь).

Ст. 133 посвящена регламентации доступа должностных лиц таможенного органа на объект проверяемого лица для проведения выездной таможенной проверки. Установлена обязанность проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенного органа на объект проверки (за исключением жилых помещений). При этом законодательством государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС может предусматриваться специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты.

Важно отметить, что в п. 3 ст. 133 предусмотрено право проверяемого лица отказать должностным лицам таможенного органа в доступе на объект проверки при наличии обстоятельств, указанных в исчерпывающем перечне. Такие факты связаны с нарушением должностными лицами таможенного органа процедурных правил проведения выездной таможенной проверки: не предъявление решения (предписания, акта о назначении проверки) и (или) служебных удостоверений; отсутствие сведений о должностных лицах в решении (предписании, акте о назначении проверки); отсутствие у должностных лиц специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. При отказе проверяемого лица в доступе должностных лиц таможенного органа на объект проверки составляется акт (протокол) в соответствии с требованиями законодательства государства - члена таможенного союза.

В ст. 134 ТК определены права и обязанности должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки. Анализ и обобщение предусмотренных в п. 1 ст. 134 ТК прав должностных лиц таможенных органов позволяет разделить их на следующие основные группы:

- права, связанные с истребованием от проверяемого лица предъявления товаров, являющихся объектом проверки, документов и информации о них, а также отчетности в целях таможенного контроля;

- права, связанные с получением от государственных органов, организаций (в том числе иностранных) документов и информации, необходимых для проведения таможенной проверки;

- права, связанные с доступом на объекты проверяемого лица, в том числе с инвентаризацией товаров, отбором проб и образцов товаров, изъятием у проверяемого лица документов либо их копий, арестом товаров или их изъятием, опечатыванием помещений, в которых находятся товары;

- права, связанные с осуществлением иных действий, предусмотренных законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Таким образом, перечень прав должностных лиц таможенных органов при проведении таможенной проверки, предусмотренный в п. 1 ст. 134 ТК не является исчерпывающим и подлежит расширительному толкованию в соответствии с национальным законодательством государств - членов таможенного союза. Так, например, в силу ст. 184 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" должностные лица таможенного органа вправе принимать решение о назначении таможенной экспертизы, если для разъяснения возникающих при проведении таможенной проверки вопросов требуются специальные познания. Согласно п. 1 ст. 223 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан" таможенные органы вправе требовать и получать от банков информацию и документы, касающиеся движения денег по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством Республики Казахстан; направлять международные запросы в связи с проведением таможенной проверки. В силу п. 7 ст. 297 Таможенного кодекса Республики Беларусь таможенные органы вправе требовать проведения инвентаризаций товаров в установленном законодательством порядке, а также проводить проверки правильности их проведения; требовать письменные объяснения от должностных лиц проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, других граждан по вопросам, возникающим в ходе проведения таможенной проверки.

Следует подчеркнуть, что в силу п. 1 ст. 134 ТК таможенные органы вправе налагать арест на товары, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка, или изымать их в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на их отчуждение либо распоряжение ими иным способом. В частности, в силу в ст. 183 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" арест товаров заключается в запрете распоряжаться и пользоваться товарами. В исключительных случаях пользование товарами, на которые наложен арест, может быть разрешено начальником (заместителем начальника) таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, либо уполномоченным им должностным лицом таможенного органа по заявлению лица, обладающего правами в отношении таких товаров. Изъятие товаров, документов и наложение ареста на товары производятся на основании мотивированного постановления должностного лица таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, в присутствии проверяемого лица, у которого обнаружены такие товары, документы, либо его представителя, а также в присутствии не менее двух понятых. При этом в п. 2 ст. 183 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрен перечень оснований для наложения ареста на товары. Основания, предусмотренные названным российским актом законодательства можно разделить на следующие группы:

- обнаружение товаров с нарушением правил таможенной идентификации, декларирования;

- выявление признаков, свидетельствующих о нарушении ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами или нарушении целей, соответствующих условиям предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов либо не соблюдении условий и (или) порядка предоставления льгот по уплате таможенных платежей;

- обнаружение признаков, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары используются в нарушение условий и требований таможенной процедуры. Таким образом, в перечень оснований для наложения ареста на товары, предусмотренный в п. 2 ст. 183 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", не является исчерпывающим, что допускает применение расширительного толкования.

В п. 2 ст. 134 ТК предусмотрены обязанности должностных лиц таможенных органов при проведении таможенных проверок. Установленные обязанности можно разделить на следующие основные группы:

- обязанности, связанные с соблюдением прав и законных интересов проверяемого лица, в том числе с обеспечением сохранности документов, а также защиты информации, полученной в ходе проверок;

- обязанности, связанные с информированием проверяемого лица о его правах и обязанностях при проведении таможенного контроля, предоставлением необходимой информации о положениях законодательства государств - членов таможенного союза, касающихся порядка проведения выездных таможенных проверок;

- иные обязанности, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС. Таким образом, перечень обязанностей должностных лиц таможенных органов при проведении таможенной проверки, предусмотренный в п. 2 ст. 134 ТК не является исчерпывающим и подлежит расширительному толкованию в соответствии с законодательством таможенного союза и национальным законодательством государств - членов таможенного союза. Так, например, в силу п. 2 ст. 223 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан" должностные лица таможенных органов при проведении таможенных проверок обязаны использовать исключительно в таможенных целях любую информацию, полученную в ходе проведения таможенных проверок. Согласно п. 12 ст. 297 Таможенного кодекса Республики Беларусь, при проведении таможенной проверки уполномоченные должностные лица таможенного органа обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства.

Ст. 135 ТК посвящена регламентации прав и обязанностей проверяемого лица. В п. 1 ст. 135 ТК определены права проверяемого лица: запрашивать у таможенных органов и получать от них информацию о положениях законодательства государств - членов таможенного союза, касающихся порядка проведения таможенных проверок; представлять все имеющиеся в его распоряжении документы и сведения, подтверждающие факт выпуска товаров, а также соблюдение таможенного законодательства; обжаловать решения и действия (бездействие) таможенных органов. При этом перечень прав проверяемых лиц не является исчерпывающим. В силу п. 1 ст. 135 ТК они могут пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством таможенного союза и законодательством государства - члена таможенного союза. Так, например, в силу п. 1 ст. 224 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан" проверяемое лицо при проведении таможенной проверки вправе представлять все имеющиеся в его распоряжении документы и сведения, подтверждающие факт выпуска товаров, а также соблюдение таможенного законодательства таможенного союза и законодательства Республики Казахстан.

В п. 2 ст. 135 ТК предусмотрены обязанности проверяемого лица. Анализ данных положений позволяет назвать основные группы обязанностей проверяемых лиц:

- обязанности, связанные с предъявлением по требованию таможенного органа товары, сведения, а также документы, в том числе представить их перевод на государственный язык государства - члена таможенного союза;

- обязанности, связанные с содействием должностным лицам таможенного органа в проведении проверки (обеспечением доступа на объекты проверяемого лица, определением круга лиц, ответственных за предоставление информации проверяющим должностным лицам таможенного органа). Следует отметить, что перечень обязанностей проверяемых лиц, предусмотренных в п. 2 ст. 135 ТК, не является исчерпывающим. Законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза могут предусматриваться иные обязанности. Так, в силу ст. 185 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в случае отсутствия документов (информации) и (или) возникновения иных обстоятельств, препятствующих их предоставлению в установленные сроки, проверяемые лица обязаны предоставить письменное объяснение причин неисполнения запроса.

Ст. 136 ТК посвящена регламентации представления государственными органами, организациями документов и сведений для целей проведения таможенной проверки. В частности, такие документы и сведения должны представляться по запросу таможенных органов с соблюдением:

- требований законодательства государств - членов таможенного союза о защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны, если документы и сведения касаются регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерской отчетности, составляют коммерческую, банковскую и налоговую тайну (п. 1 ст. 136 ТК);

- требований законодательства государств - членов таможенного союза, если запрашиваемые таможенными органами документы содержат сведения о движении денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе составляющие банковскую тайну (п. 2 ст. 136 ТК).

В России названные требования устанавливаются НК РФ, ГК РФ, Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"*(214), Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне"*(215), Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"*(216), Федеральным законом от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности"*(217); Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"*(218). В Республике Казахстан - Кодексом Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", Кодексом Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года N 99-IV ЗРК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", Гражданским кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года N 304-1 "Об аудиторской деятельности", Законом Республики Казахстан от 31 августа 1995 года N 2444 "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", Законом Республики Казахстан от 15 марта 1999 года N 349-1 "О государственных секретах". В Республике Беларусь - Таможенным кодексом Республики Беларусь, Налоговым кодексом Республики Беларусь (общей частью) от 19 декабря 2002 года N 166-З, Банковским кодексом Республики Беларусь от 25 октября 2000 года N 441-З, Гражданским кодексом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года N 218-З, Законом Республики Беларусь от 19 июля 2010 года N 170-З "О государственных секретах".

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4