logo
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 18 "Система управления рисками"

Комментируемая глава содержит положения, которые являются нормативно-правовой основой системы управления рисками (далее - СУР). СУР призвана обеспечить такую организацию таможенного контроля, которая с одной стороны, позволяла бы в максимальной степени защитить публичные интересы от рисков несоблюдения таможенного законодательства, с другой - увеличить скорость совершения таможенных операций в отношении перемещаемых юридическими и физическими лицами товаров и транспортных средств.

Положения комментируемой главы корреспондируют стандартам Киотской конвенции. Согласно стандарту 6.3. Главы 6 Генерального приложения Киотской конвенции при проведении таможенного контроля таможенная служба использует систему управления рисками. При этом таможенная служба применяет анализ рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, которые должны быть проверены, и степени такой проверки (стандарт 6.4.), а также принимает стратегию оценки степени соблюдения законодательства в целях поддержки системы управления рисками (стандарт 6.5.).

Соглашением о порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах-участниках таможенного союза от 12 декабря 2008 года*(212) предусмотрено, что при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается оцененная таможенными органами вероятность несоблюдения таможенного законодательства (ст. 11 Соглашения).

В связи с этим можно отметить, что комментируемая глава закладывает правовую и методологическую основу таможенного контроля, основанного на СУР.

В ст. 127 ТК содержится глоссарий терминов и определений, который употребляются в этой главе. Из приведенного глоссария интересно определение "управление риском" - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

Цели применения системы управления рисками определены в ст. 128 ТК:

1) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;

2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза:

имеющих устойчивый характер;

связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза;

затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;

4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.

ТК относит определение стратегии и тактики применения системы управления рисками к законодательству государств - членов таможенного союза (ст. 128 ТК).

Так, в ч. 2 ст. 162 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что стратегию и тактику применения системы управления рисками, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

В Таможенном кодексе Республики Беларусь установлено, что вопросы стратегии и тактики системы управления рисками определяются Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь, а методика - Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь (п. 3 ст. 276 Таможенного кодекса).

В ч. 2 п. 1. ст. 216 Кодекса в Республике Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" порядок применения системы управления рисками в таможенных органах Республики Казахстан определяется Правительством Республики Казахстан.

В силу п. 4 ст. 128 ТК Комиссия может определить область рисков, в отношении которых таможенные органы в обязательном порядке разрабатывают и применяют меры по их минимизации.

Непосредственную деятельность по управлению риском осуществляют соответствующие таможенные органы.

В этой деятельности таможенные органы осуществляют взаимный обмен информацией о применяемых мерах по минимизации рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля, в порядке, установленном международным договором государств - членов таможенного союза.

Важные элементы СУР содержатся в нормах, закрепленных в иных главах ТК. К ним относятся представление предварительной информации (ст. 42 ТК), применения информационных технологий, а также обеспечение заинтересованным лицам возможности электронного декларирования товаров.

Комментируемая глава содержит положения, касающиеся объекта анализа риска, а также регламентирует деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками (ст. 129 и ст. 130 ТК).

При этом необходимо отметить, что в силу п. 4 ст. 130 ТК содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования только таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.