logo
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 35 "Таможенная процедура переработки вне таможенной территории"

В ст. 252 ТК определено содержание таможенной процедуры переработки вне таможенной территории. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории создает правовую основу для осуществления лицами таможенного союза внешнеэкономических операций по временному вывозу для переработки, изготовления или ремонта товаров (сырья) таможенного союза и обратному ввозу на территорию таможенного союза готовых изделий (продуктов переработки) для реализации на внутреннем рынке. Перенос производственного процесса в третьи страны позволяет сокращать в структуре цены долю издержек производства при сохранении должного стандарта качества, что в конечном итоге делает возможным предлагать продукцию иностранного производства по ценам, не превышающим уровня цен на отечественные товары.

Нормы ТК, относящиеся к регулированию таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, соответствуют стандартным и рекомендуемым правилам гл. 2 Специального приложения F Киотской конвенции.

Согласно п. 1 ст. 252 ТК переработка вне таможенной территории представляет собой таможенную процедуру, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза.

После помещения товаров под процедуру переработки вне таможенной территории и фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза они теряют статус товаров таможенного союза (п. 2).

При применении процедуры переработки вне таможенной территории ТК устанавливает следующие особенности уплаты таможенных пошлин, налогов (НДС, акцизов):

1) товары для переработки, покидающие таможенную территорию таможенного союза, полностью освобождаются от вывозных таможенных пошлин. Данное освобождение совершается под условием того, что до окончания срока переработки продукты переработки будут возвращены на территорию таможенного союза. Исполнение обязательства об обратном ввозе обеспечивается осуществлением таможенными органами соответствующих форм таможенного контроля (ч. 6 ст. 96 ТК). Например, согласно ч. 1 ст. 177 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, проводится проверка системы учета товаров и отчетности. В ч. 9 определено, что декларант не реже одного раза в три месяца должен представлять в таможенный орган отчетность о выполнении требований и условий применения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории.

Кроме того в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 85 ТК для товаров, помещаемых под таможенную процедуру переработки, должно быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин;

2) при ввозе продуктов переработки применяется полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.

В России до вступления в силу ТК полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставлялось в отношении продуктов переработки, если целью переработки был гарантийный (безвозмездный) ремонт вывезенных товаров*(319) (п. 1 ст. 207 ТК РФ), а также в отношении товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации, при их обратном ввозе (реимпорте) (п. 3 ст. 208, п. 1 ст. 234 ТК РФ).

В остальных случаях в отношении продуктов переработки применялось частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, кроме акцизов, в соответствии с п. 2 ст. 207 ТК РФ.

Действующая в настоящее время редакция ТК в комментируемой статье в целом предусматривает такие же льготы по уплате таможенных платежей, однако отдельные конкретные статьи включены в иные главы кодекса.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 293 ТК под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться:

1) продукты переработки товаров, ранее вывезенных для переработки вне таможенной территории, если целью переработки был безвозмездный (гарантийный) ремонт и эти товары помещаются под процедуру реимпорта в течение срока переработки. Данное положение не применяется в отношении продуктов переработки товаров, при выпуске которых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления учитывалось наличие дефекта, явившегося причиной их ремонта (подп. 4);

2) товары, находящиеся под процедурой переработки вне таможенной территории, если они ввозятся в течение срока переработки и находятся в том же состоянии, в котором были вывезены с таможенной территории таможенного союза. При этом не учитываются изменения, произошедшие с товарами вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации) (подп. 3).

Согласно п. 1 ст. 292 ТК если товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно под процедурой реимпорта, то они не облагаются ввозными таможенными пошлинами и налогами.

Особенности помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления определены в ст. 262 ТК.

В соответствии с п. 2 ст. 74 ТК льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза. Так, в подп. 6 п. 1 ст. 151 НК РФ указано, что при ввозе продуктов переработки товаров, образовавшихся в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС. При этом порядок такого освобождения предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Условия помещения товаров таможенного союза под процедуру переработки вне таможенной территории перечислены в ст. 253 ТК. Указанные требования идентичны тем, которые установлены в ст. 240 ТК в отношении процедуры переработки на таможенной территории.

Во-первых, до начала декларирования в уполномоченном органе государства - члена таможенного союза необходимо получить документ об условиях переработки товаров вне таможенной территории, содержащий сведения, указанные в ст. 257 ТК. Вместо данного документа допускается предъявить таможенную декларацию, когда товары помещаются под процедуру переработки вне таможенной территории с целью их ремонта. Согласно действовавшему ранее ТК РФ документ об условиях переработки мог быть заменен таможенной декларацией также в случае, если таможенная стоимость товаров для переработки, вывозимых в составе одной партии, не превышала 500 тысяч рублей (подп. 2 п. 4 ст. 204 ТК РФ).

Во-вторых, в документе об условиях переработки вне таможенной территории должен быть определен по согласованию с таможенным органом способ идентификации подвергшихся операциям по переработке товаров таможенного союза в продуктах их переработки. Требование об идентификации не применяется в случае замены продуктов переработки иностранными товарами согласно ст. 259 ТК.

Помимо этого Комиссия Таможенного союза своим Решением от 20 сентября 2010 года N 375*(320) утвердила Перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.

По общему правилу процедуру переработки вне таможенной территории применяют к товарам, имеющим статус товаров таможенного союза, в отношении которых отсутствуют какие-либо ограничения по пользованию и (или) распоряжению. Тем не менее, в ТК предусмотрены иные категории товаров, которые могут быть помещены под данную процедуру.

Так, в п. 3 комментируемой статьи для совершения операций по ремонту под процедуру переработки вне таможенной территории допускается помещать товары, ранее оформленные в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, которые сопряжены с ограничениями по их пользованию и (или) распоряжению (условно выпущенные товары). Согласно ст. 200 ТК такие товары имеют статус иностранных товаров, они находятся под таможенным контролем и могут использоваться исключительно в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

Также в определенных случаях в соответствии с данной процедурой могут использоваться товары, вывезенные с таможенной территории и утратившие статус товаров таможенного союза. Например, исходя из ст. 289 ТК одним из установленных способов завершения процедуры временного вывоза до истечения срока ее действия является помещение временно вывезенных товаров под процедуру переработки вне таможенной территории.

Ст. 254 ТК посвящена операциям по переработке вне таможенной территории. В отличие от ст. 241 ТК здесь содержится только закрытый перечень операций, признаваемых для целей таможенного регулирования операциями по переработке вне таможенной территории: это собственно переработка (обработка) товаров, при которой товары теряют свои индивидуальные характеристики; изготовление товаров, при котором индивидуальные характеристики товаров сохраняются; и ремонт товаров.

В ст. 255 ТК закреплены способы идентификации товаров для переработки в продуктах их переработки. В п. 5 комментируемой статьи, так же как в последнем пункте ст. 242 ТК, содержится не столько способ идентификации товаров, сколько способ обеспечения идентификации с описанием действий таможенных органов при проведении идентификации товаров в продуктах переработки.

Как было отмечено, конкретная возможность определения продуктов переработки в товарах переработки устанавливается лицом, обращающимся в уполномоченный орган государства - члена таможенного союза за документом об условиях переработки вне таможенной территории. В соответствии с ч. 2 ст. 256 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенный орган определяет приемлемость заявленного способа идентификации с учетом характерных признаков товаров и совершаемых операций по переработке товаров (согласно стандартному правилу 7 гл. 2 Специального приложения F Киотской конвенции - с учетом "характера товаров, характера осуществляемых операций, а также важности затрагиваемых интересов"). Если таможенный орган не находит выбранный способ идентификации приемлемым, он определяет его самостоятельно.

В п. 1 ст. 256 ТК установлен предельный срок переработки товаров вне таможенной территории - два года. Оформляя документ об условиях переработки товаров вне таможенной территории, лицо таможенного союза по согласованию с таможенным органом определяет в нем срок переработки. При этом декларант должен учитывать то время, которое потребуется для таможенного оформления и фактического вывоза товаров для переработки с таможенной территории, осуществления с ними операций по переработке, фактического ввоза и таможенного оформления всех образовавшихся продуктов переработки.

Исчисление срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенный режим переработки вне таможенной территории, а при вывозе товаров отдельными товарными партиями - со дня помещения под данный режим первой партии товаров.

Декларант может продлить срок переработки, направив с этой целью в таможенный орган мотивированное заявление для рассмотрения. Порядок согласования срока переработки товаров вне таможенной территории и его продления определен законодательством государств - членов таможенного союза. В Российской Федерации такие нормы содержатся в ст. 255 Федерального закона "О таможенном регулировании в РФ", в разделе IV Инструкции об организации действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при использовании таможенного режима переработки вне таможенной территории, утвержденной Приказом ФТС России от 23 сентября 2005 года N 887*(321), и разделе II Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима переработки вне таможенной территории, утвержденной Приказом ФТС России от 14 марта 2008 года N 267*(322). В Республике Казахстан - в ст. 360 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан".

Как отмечалось, подаче таможенной декларации для оформления товаров в соответствии с процедурой переработки вне таможенной территории предшествует получение документа об условиях переработки товаров вне таможенной территории (ст. 257 ТК). В Российской Федерации таким документом является разрешение на переработку товаров вне таможенной территории (ч. 1 ст. 258 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"), в Республике Беларусь - таможенный документ о согласовании условий переработки вне таможенной территории (п. 2 ст. 180 Таможенного кодекса Республики Беларусь).

Документ об условиях переработки должен содержать сведения, указанные в п. 2 ст. 257 ТК, а в отдельных случаях, определенных актами национального законодательства государств - членов таможенного союза, документ может включать и иные сведения (например, ч. 2 ст. 258 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Согласно п. 1 ст. 257 ТК, соответствующему стандартному правилу 3 гл. 2 Специального приложения F Киотской конвенции, за документом об условиях переработки товаров вне таможенной территории вправе обратиться любое заинтересованное лицо государства - члена таможенного союза, на территории которого он выдается (не только собственник товаров, предназначенных для переработки вне таможенной территории). Между тем, только лица, получившие разрешение на переработку товаров вне таможенной территории, могут осуществлять таможенное декларирование в соответствии с данной таможенной процедурой (ч. 2 ст. 254 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). При этом выпуск товаров производится таможенным органом того государства - члена таможенного союза, уполномоченным органом которого выдан документ об условиях переработки (п. 5 ст. 257 ТК).

В ч. 2 ст. 259 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что для получения разрешения на переработку товаров заинтересованное лицо подает заявление на переработку товаров в таможенный орган, в регионе деятельности которого он зарегистрирован как налогоплательщик в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем сведения, в т.ч. документы, свидетельствующие о заключении соответствующей внешнеэкономической сделки, заключения экспертных организаций, основанные на конкретном технологическом процессе совершения операций по переработке.

Форма и порядок выдачи, отзыва, аннулирования разрешения определены ст. 258-260 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а также Приказом ФТС России N 267.

Собственный порядок выдачи документа об условиях переработки товаров вне таможенной территории установлен законодательством Республики Беларусь о таможенном деле. Согласно ст. 180 Таможенного кодекса Республики Беларусь до представления товаров к таможенному оформлению для помещения под таможенный режим переработки вне таможенной территории необходимо получить таможенный документ о согласовании условий переработки вне таможенной территории. С этой целью лицо, заинтересованное в переработке товаров, подает в таможенный орган заявление, содержащее сведения, перечисленные в п. 5 указанной статьи, а также документы, подтверждающие эти сведения, включая заключение уполномоченного органа об условиях переработки товаров вне таможенной территории. Последний документ оформляется лицом предварительно в отдельном порядке, установленном Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь (ст. 181 Таможенного кодекса РБ).

Положения ст. 258 ТК о нормах выхода продуктов переработки вне таможенной территории соответствуют аналогичным положениям ст. 245 ТК, касающимся норм выхода продуктов переработки на таможенной территории. В ч. 1 ст. 257 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что нормы выхода определяются лицом, получающим разрешение на переработку товаров вне таможенной территории, исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров, и согласовываются с таможенным органом. При этом должны учитываться заключения экспертных организаций, основанные на конкретном технологическом процессе переработки.

Если выполняются условия, перечисленные в п. 2 комментируемой статьи, компетентными органами государств - членов таможенного союза могут устанавливаться стандартные нормы продуктов переработки. В Российской Федерации такие органы определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2003 года N 744 "Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, устанавливающих стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей"*(323).

В Таможенном кодексе Республики Беларусь (ст. 183) наравне с категорией "норма выхода продуктов переработки" используется понятие "норма расхода товаров для переработки на единицу продукта переработки".

ТК в ст. 259 предусматривает два случая, при которых с разрешения таможенного органа допускается замена продуктов переработки иностранными товарами, совпадающими с ними по своим описанию, качеству и техническим характеристикам (эквивалентными товарами):

1) операцией по переработке является ремонт;

2) товары перемещаются трубопроводным транспортом*(324).

Если таможенный орган разрешает замену продуктов переработки эквивалентными товарами, то ввоз последних допускается как до, так и после вывоза с таможенной территории таможенного союза товаров для переработки, имеющих статус товаров таможенного союза (п. 2). В первом случае речь будет идти об опережающем ввозе продуктов переработки, во втором - об эквивалентной компенсации.

В отношении порядка осуществления замены ТК отсылает к актам национального законодательства государств - членов таможенного союза. Согласно ст. 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенный орган выдает разрешение на замену продуктов переработки иностранными товарами в сроки выпуска товаров, установленные ст. 196 ТК, на основании письменного заявления декларанта с указанием причин необходимости замены и приложением соответствующих документов для подтверждения заявленных сведений. О разрешении на замену продуктов переработки иностранными товарами таможенный орган указывает в разрешении на переработку товаров вне таможенной территории, кроме случаев, когда в качестве разрешения на переработку используется декларация на товары. Указанной статьей предусматриваются особые условия для замены продуктов переработки иностранными товарами, если целью переработки является безвозмездный (гарантийный) ремонт товаров.

В Республике Казахстан условия и порядок замены продуктов переработки иностранными товарами определены ст. 363 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан". В частности, согласно п. 3 указанной статьи замена не разрешается при ремонте товаров, когда такой ремонт может придать полученной продукции характеристики, существенно отличающиеся от характеристики первоначальной продукции.

В ст. 260 ТК установлены способы завершения действия процедуры переработки вне таможенной территории.

Во-первых, до истечения срока переработки товаров продукты переработки могут быть помещены под таможенные процедуры реимпорта или выпуска для внутреннего потребления с учетом положений глав 39 и 30 ТК соответственно.

Во-вторых, до истечения срока переработки товаров под таможенные процедуры реимпорта или экспорта могут быть помещены товары, не подвергшиеся операциям по переработке, с учетом положений глав 39 и 31 соответственно.

Особенностью помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является то, что декларирование допускается без их фактического предъявления таможенным органам (п. 2 ст. 212 ТК).

Если внутренним законодательством государства - члена таможенного союза определенные категории товаров, помещенных под процедуру переработки вне таможенной территории, и (или) продукты их переработки подлежат обязательному возврату на территорию этого государства, процедура переработки вне таможенной территории не может быть завершена экспортом.

В соответствии с п. 2 допускается помещение продуктов переработки под таможенные процедуры реимпорта или выпуска для внутреннего потребления одной или несколькими партиями (отправками).

Особенности завершения действия процедуры переработки вне таможенной территории определены во внутренних актах государств - членов таможенного союза: ст. 263 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 364 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 186 Таможенного кодекса Республики Беларусь.

В п. 1 ст. 261 ТК применительно к процедуре переработки вне таможенной территории содержится общее правило, согласно которому обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Случаи прекращения данной обязанности указаны в п. 2 комментируемой статьи:

1) завершение действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории в соответствии с п. 1 ст. 260 ТК при условии, что в течение действия данной процедуры не наступил срок уплаты вывозных таможенных пошлин, определяемый согласно п. 3 рассматриваемой статьи;

2) выполнение любого из условий, указанных в п. 2 ст. 80 ТК.

При наступлении срока уплаты таможенных пошлин размеры данных таможенных платежей должны соответствовать суммам аналогичных платежей, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под процедуру экспорта, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации для помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.

В ст. 262 ТК определен порядок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (НДС и акцизов) при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В России до вступления в силу ТК сумма ввозных таможенных пошлин при помещении продуктов переработки под таможенный режим свободного обращения определялась в зависимости от вида ставок таможенных пошлин и операций по переработке одним из следующих способов (п. 2 ст. 207 ТК РФ):

1) если к продуктам переработки применялись специфические ставки и операцией по переработке не являлся ремонт - как разность между суммой ввозной таможенной пошлины в отношении продуктов переработки и суммой ввозной таможенной пошлины в отношении вывезенных товаров, как если бы они были выпущены для свободного обращения;

2) во всех иных случаях - исходя из стоимости операций по переработке товаров.

Согласно ТК исходной базой для определения сумм ввозных таможенных пошлин и НДС, подлежащих уплате, является только стоимость операций по переработке товаров.

Если стоимость операций по переработке установить невозможно, в т.ч. в связи с отсутствием подтверждающих документов, она рассчитывается как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимостью товаров для переработки, вывезенных в соответствии с процедурой переработки вне таможенной территории. С целью осуществления таких расчетов таможенная стоимость товаров для переработки определяется, как если бы данные товары вывозились с таможенной территории таможенного союза в день помещения продуктов переработки под процедуру выпуска для внутреннего потребления.

При расчете сумм ввозных таможенных пошлин в отношении продуктов переработки, к которым применяются специфические (твердые) ставки исходя из объемов продуктов переработки в натуральном выражении, используется следующая формула: сумма ввозной таможенной пошлины, исчисленная по специфической ставке в отношении продуктов переработки умножается на частное от деления стоимости операций по переработке на таможенную стоимость продуктов переработки, как если бы продукты переработки помещались под процедуру выпуска для внутреннего потребления.

При ввозе на таможенную территорию таможенного союза продуктов переработки, являющихся подакцизными товарами, сумма акцизов определяется исходя из физических характеристик ввозимых продуктов переработки в натуральном выражении (при применении специфических налоговых ставок) или их таможенной стоимости (при применении адвалорных налоговых ставок) и подлежит уплате в полном объеме. Если операцией по переработке является ремонт товаров, то продукты переработки освобождаются от уплаты акциза.

Как отмечалось, если законодательством государств - членов таможенного союза не установлено иное, действие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории может быть завершено помещением товаров, не подвергшихся переработке, под процедуру экспорта с учетом особенностей, указанных в ст. 263 ТК.

В таких случаях согласно п. 1 все сведения, необходимые для исчисления вывозных таможенных пошлин (таможенная стоимость товаров, физические характеристики товаров в натуральном выражении, ставки вывозных таможенных пошлин, курс валют), определяются на день регистрации таможенной органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под процедуру переработки вне таможенной территории.

При этом п. 2 устанавливает, что с определенных таким образом сумм вывозных таможенных пошлин уплачиваются проценты, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка их уплаты*(325).

Проценты начисляются со дня регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под процедуру переработки вне таможенной территории, по день прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 261 ТК в порядке, установленном национальным законодательством государств - членов таможенного союза. Так, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 120 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" проценты начисляются на сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в установленный период.