logo
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 28 "Выпуск товаров"

В ст. 195 ТК установлены условия, при соблюдении которых таможенные органы осуществляют выпуск товаров. Под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК помещению под таможенные процедуры (подп. 5 п. 1 ст. 4 ТК). В отношении перемещения отдельных категорий предметов ТК не устанавливает требования об обязательном помещении под таможенные процедуры. К ним относятся: транспортные средства международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа (п. 4 ст. 341 ТК), товары для личного пользования (п. 4 ст. 354), припасы (п. 2 ст. 364 ТК). В нормах национального законодательства государств - членов таможенного союза определение понятия "выпуск товаров" либо отсутствует (Российская Федерация, Республика Беларусь), либо полностью совпадает с формулировкой ТК (Республика Казахстан). Кроме этого, регламентация института выпуска товаров полностью отсутствует в Таможенном кодексе Республики Беларусь, в то время как в Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Кодексе Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" вопросам правового регулирования выпуска товаров посвящены отдельные главы.

Понятие выпуска товаров следует отличать от понятия выпуска для внутреннего потребления. Выпуск для внутреннего потребления - это таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК (ст. 209 ТК).

Выпуск товаров является одним из этапов помещения товаров под таможенную процедуру. Согласно п. 3 ст. 174 ТК помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Если использовать терминологию Киотской конвенции таможенное декларирование относится к одному из этапов очистки, под которой понимается совершение таможенных формальностей, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или для помещения под иную таможенную процедуру (E5./F9 генерального приложения).

Согласно ст. 153 ТК до выпуска товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенным органом, пользование и (или) распоряжение ими осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза. После выпуска товаров таможенным органом пользование и (или) распоряжение товарами осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК помещению под таможенные процедуры. Таким образом, ТК устанавливает ограничения на свободное использование товаров, ввезенных на территорию таможенного союза до момента их выпуска. Устанавливаемые ограничения не означают лишение лица перемещаемого имущества, а предполагают соблюдение специального, разрешительного порядка перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза.

Для осуществления таможенным органом выпуска товаров должны быть соблюдены следующие условия.

Во-первых, необходимым для выпуска товаров, является представление таможенному органу лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с ТК и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.

Исключение из этого правила (когда названные документы могут быть представлены после выпуска товаров) составляют случаи:

- выпуска товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК) - при помещении под таможенные процедуры (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита) в отношении товаров, перечисленных в ст. 178 ТК, и при применении специальных упрощений в отношении уполномоченных экономических операторов в соответствии с п. 2 ст. 41 ТК;

- получения разрешения таможенного органа представить указанные документы в более поздний срок (п. 3 ст. 183 ТК).

Во-вторых, для осуществления таможенным органом выпуска товаров должны быть соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру (кроме таможенных процедур свободной таможенной зоны, свободного склада, специальных таможенных процедур) в соответствии с ТК. При установлении таможенных процедур свободной таможенной зоны, свободного склада требования и условия устанавливаются международными договорами государств - членов таможенного союза. Требования и условия для помещения товаров под специальную таможенную процедуру установлены законодательством государств - членов таможенного союза в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии таможенного союза. Названные условия и требования установлены применительно к конкретным таможенным процедурам.

И, наконец, третьим условием выпуска товаров является уплата таможенных пошлин, налогов, либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с ТК. Данное условие не будет подпадать под случаи, когда уплата перечисленных платежей не обязательна. Положения о возникновении и прекращении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также случаи неуплаты таможенных пошлин, налогов установлены ст. 80 ТК.

Перечень случаев, когда требуется обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, содержится в ст. 85 ТК, способы обеспечения приведены в ст. 86 ТК. Так, например, на этапе выпуска обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случае изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, выпуска товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта и др.

Следует отметить, что перечень условий выпуска товаров, содержащийся в ТК, практически полностью совпадает с перечнем условий, необходимых для выпуска товаров, установленным стандартным правилом 3.40 Генерального приложения к Киотской конвенции. В соответствии с указанным правилом товары, заявленные в декларации, выпускаются непосредственно после проведения таможенной службой их проверки или после принятия решения не производить проверку, при условии, что:

- не было выявлено никаких правонарушений;

- представлены лицензии на ввоз или вывоз либо другие необходимые документы;

- представлены все разрешения, касающиеся конкретной процедуры;

- уплачены все пошлины и налоги или приняты необходимые меры для обеспечения их уплаты.

В разъяснении Всемирной таможенной организации к данному стандартному правилу Киотской конвенции указано, что если товары соответствуют названным условиям, то необходимости задерживать их выпуск не имеется, поскольку это повлечет лишние затраты и утрату свойств товаров для лиц, которым они предназначены. Кроме того, отмечено, что если таможенная служба имеет финансовые гарантии (обеспечение) уплаты таможенных пошлин и налогов и если соблюдены все требования таможенной процедуры, выпуск товаров может быть осуществлен сразу после проверки основных требований безопасности и здравоохранения, что позволяет экономить время и расходы как таможенной службы, так и участников внешнеэкономической деятельности и одновременно является прибыльным для национальной экономики.

Тем не менее применение ст. 195 ТК требует учета положений ст. 201 ТК, в которых указаны условия, при которых таможенный орган отказывает в выпуске товаров. К таким условиям относятся:

1. Если не соблюдены условия выпуска товаров (п. 1 ст. 195 ТК);

2. Если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, либо иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения (п. 6 ст. 193 ТК);

3. если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза, за исключением случаев, если:

- выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены;

- выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению. Порядок оформления отказа в выпуске товаров определен Решением Комиссии от 20 мая 2010 года N 262 "О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров"*(246).

При соблюдении названных выше условий выпуска товаров, а также при отсутствии иных оснований для отказа в выпуске товаров, таможенный орган, осуществляет выпуск товаров в срок, не превышающий сроки, указанные в ст. 196 ТК. День выпуска товаров считается днем их помещения под таможенную процедуру (ст. 204 ТК). С этого дня лицо вправе пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенной процедурой.

Выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, если иной порядок не установлен решением Комиссии, путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений - в информационные системы таможенного органа.

Сроки выпуска товаров установлены ст. 196 ТК. В зависимости от конкретных обстоятельств перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза, помещения под определенные таможенные процедуры срок выпуска товаров в каждом конкретном случае может быть различной продолжительности и исчисляться по-разному: со дня регистрации таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений либо со дня предъявления товаров таможенному органу.

Со дня регистрации таможенной декларации исчисляется общий срок выпуска, который составляет по общему правилу 1 рабочий день, следующий за днем регистрации таможенной декларации. В отношении временно ввозимых и экспортируемых товаров (перечень которых определяется Комиссией), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, выпуск должен быть завершен не позднее 4 часов с момента регистрации декларации на товары, а в случае, когда декларация на товары зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа - не позднее 4 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа. Указанные сроки включают время проведения таможенного контроля. Решением Комиссии и (или) законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены менее продолжительные сроки выпуска товаров. Так, например, согласно ч. 6 ст. 283 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" срок выпуска научных или коммерческих образцов при их временном вывозе составляет четыре часа с момента принятия таможенной декларации при условии представления одновременно с таможенной декларацией всех необходимых документов, за исключением случаев, если в соответствии с указанным федеральным законом отдельные документы могут быть представлены после выпуска товаров.

Со дня предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, исчисляется срок выпуска при применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со ст. 193 ТК. В этом случае выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу.

Таким образом, срок выпуска товаров исчисляется со дня наступления событий (совершения действий), достаточных в соответствии с ТК или признаваемых достаточными таможенным органом для осуществления выпуска товаров.

Срок выпуска товаров может быть продлен. В п. 4 ст. 196 ТК предусмотрено право таможенного органа продлевать срок выпуска на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, но не больше чем на 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. В связи с тем, что основания продления сроков таможенного оформления отсутствуют, данная норма применяется по усмотрению должностных лиц таможенных органов. Тем не менее, в ч. 2 ст. 220 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлены исключительные случаи возможности продления срока выпуска и указаны юридические факты, ограничивающие срок продления. В перечень таких случаев включены как ситуации, в которых не были предоставлены какие-либо документы, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов или было необходимо провести дополнительную проверку, но также и обстоятельства, когда продление инициирует сам декларант в связи с необходимостью уплаты таможенных пошлин, налогов, дополнительно начисленных в соответствии с решением таможенного органа. Срок продления при указанных обстоятельствах ограничен соответственно моментом предоставления документов, обеспечения уплаты или уплатой таможенных пошлин, налогов, окончания проверки. Срок выпуска также продлевается, если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары. Продление срока проверки товаров осуществляется при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них. Срок проверки товаров продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары (ч. 3 ст. 220 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Нормами национального законодательства республики Беларусь и республики Казахстан подобные ограничения по свободному усмотрению должностных лиц в принятия решения о продлении срока выпуска товаров не установлены.

Приостановление выпуска возможно, если при совершении операций с товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, были обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности. Срок, на который может быть приостановлен выпуск таких товаров, составляет 10 рабочих дней с возможным продлением его до 20 рабочих дней. Порядок приостановления срока выпуска таких товаров регламентирован ст. 331 ТК.

Выпуск товаров до подачи таможенной декларации, предусмотренный ст. 197 ТК, возможен при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, в двух случаях:

- при ввозе таможенную территорию таможенного союза отдельных категорий товаров, указанных в ст. 178 ТК, в отношении которых помещение под таможенные процедуры происходит в первоочередном порядке (например, товары, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, товары, подвергающиеся быстрой порче, экспресс-грузы, гуманитарная и техническая помощь и другие подобные товары);

- при применении специальных упрощений в отношении уполномоченных экономических операторов в соответствии с п. 2 ст. 41 ТК.

Общие условия для указанных двух случаев установлены в п. 1 ст. 197 ТК, и предусматривают представление декларантом, в том числе обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары. Неисполнение декларантом указанной обязанности влечет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Так, например, в соответствии с законодательством Российской Федерации за несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации установлена административная ответственность (ст. 16.12 КоАП*(247)). Кроме этого также установлена и административная ответственность за представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации, если сведения, содержащиеся в таких документах, влияют на принятие таможенным органом решения о выпуске товаров до подачи таможенной декларации (ст. 16.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В качестве дополнительного условия выпуска товаров, в отношении которых помещение под таможенные процедуры происходит в первоочередном порядке (за исключением товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также гуманитарной и технической помощи), указано предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин, налогов (п. 3 ст. 197 ТК).

Если это предусмотрено законодательством государств - членов таможенного союза в случае, когда декларантом товаров выступает уполномоченный экономический оператор, то выпуск до подачи таможенной декларации применяется при условии, что сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не превышает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленного уполномоченным экономическим оператором. В частности, такое требование закреплено в п. 4 ст. 298 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан".

В п. 2. ст. 197 ТК установлены моменты возникновения и прекращения обязанности декларанта по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при выпуске товаров до подачи таможенной декларации. Такая обязанность возникает с даты такого выпуска и прекращается в случаях, установленных подп. 1)-7), 9) и 10) п. 2 ст. 80 ТК (случаи прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов) и при внесении (проставлении) в (на) таможенной декларации отметок о выпуске товаров. Срок исполнения обязанности зависит от факта внесения (проставления) в (на) таможенной декларации отметки о выпуске товаров. При выпуске товаров до подачи таможенной декларации таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров. Для исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов будут применяться ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, действующие на день регистрации таможенной декларации. Если в течение данного срока не была внесена (проставлена) отметка о выпуске товаров, то обязанность по уплате должна быть исполнена в последний день срока, и будут применяться для исчислении платежей ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, действующие на последний день срока.

В ст. 198 ТК предусмотрено, что в случае принятия таможенными органами решение о необходимости исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы, выпуск товаров может быть произведен до получения результатов таможенной экспертизы. Условием этого будет предоставление декларантом обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения таких исследований или экспертиз. Выпуск товаров не производится только в случае обнаружения таможенными органами признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение.

По общему правилу, установленному п. 2 ст. 201 ТК, таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза. В ст. 199 ТК предусмотрены условия, когда в случае выявления административного правонарушения или преступления выпуск товаров может быть осуществлен до завершения производства по делу или завершения административного процесса. Это возможно при соблюдении двух условий. Первое условие, является обязательным, и заключается в том, что такие товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Применение названных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и уголовного судопроизводства исключает возможность выпуска товаров, поскольку данные меры имеют своей целью обеспечение всестороннего и правильного рассмотрения дела, а также возможного назначения наказания в виде конфискации.

Факультативно законодательством государств - членов таможенного союза может быть предусмотрена второе условие - необходимость предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены. Так, например, в п. 1 ст. 143 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" предусмотрено данное условие.

Положения данной статьи согласуются со стандартным правилом 3.43 Генерального приложения к Киотской конвенции, согласно которому при выявлении правонарушения таможенная служба производит выпуск товаров, не дожидаясь окончания административной либо судебной процедуры при условии, что товары не подлежат конфискации или в дальнейшем не потребуются в качестве вещественного доказательства, а также что декларант уплачивает таможенные пошлины и налоги и представляет гарантию, обеспечивающую взимание всех дополнительных пошлин и налогов. Кроме того, указанным правилом установлено, что товары могут быть не выпущены таможенной службой в целях обеспечения сумм штрафов, которые могут быть наложены.

Регламентации правового статуса условно выпущенных товаров посвящена ст. 200 ТК. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем. Условно выпущенным считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых:

1) предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами;

2) ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров в соответствии с ТК и иными международными договорами государств - членов таможенного союза, после выпуска товаров;

3) государством-членом таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом.

Использование формулировки "считаются условно выпущенными" объясняется тем, что статус условно выпущенных предполагает определенные ограничения по пользованию и распоряжению этими товарами. Ограничения могут быть сопряжены, например, с целями, соответствующим условиям представления льгот (абз. 1 п. 2 ст. 200 ТК), территорией государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск (абз. 3 п. 2 ст. 200 ТК). Ограничения по пользованию и распоряжению товарами могут быть в форме запрета передачи третьим лицам (продажи или отчуждения иным способом), запрета к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме (абз. 2 п. 2 ст. 200 ТК).

В п. 5 ст. 200 ТК указаны обстоятельства, с наступлением которых связано приобретение условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза. Для приобретения статуса товаров таможенного союза условно выпущенные товары не подлежат повторному помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Международными договорами государства-члена таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены иные случаи и порядок отнесения товаров к условно выпущенным. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 222 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" к условно выпущенным также относятся следующие товары:

1) компоненты товара, ввозимого отдельными товарными партиями в течение установленного периода времени в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде. Они запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, и считаются условно выпущенными до момента принятия таможенным органом решения о выпуске товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

2) товары, помещенные под таможенные процедуры таможенного склада (в том числе без фактического размещения товаров на таможенном складе), беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), реэкспорта, таможенного транзита, уничтожения, под специальную таможенную процедуру, применяемую к товарам, ввозимым в Российскую Федерацию. Ограничения по товарам сопряжены с содержанием и требованиями таможенных процедур. Товары считаются условно выпущенными до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза, фактического уничтожения или вывоза из Российской Федерации за пределы Таможенного союза либо отказа в пользу государства.

3) иные товары в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.