logo
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 4 "Информационные системы и информационные технологии"

Современную стадию развития человечества можно в полной мере назвать информационной. Возможности по влиянию на процессы, происходящие в экономике, в политике, государственном управлении, определяются уже не только наличием или отсутствием тех или иных полномочий, но и, прежде всего, обладанием актуальной, достоверной и полной информацией, а также возможностями по ее быстрой и качественной обработки (сбору, поиску и сообщению).

Кончено, во все времена значение и влияние на общество было больше у того, кто больше знал. Однако за последнее столетие произошли существенные изменения в информационной сфере. С одной стороны, объемы информации увеличились многократно и упростились возможности фиксации этой информации на материальных носителях, с другой, - снизилось качество зафиксированной на материальных носителях информации.

Для управления этими процессами все активнее развиваются информационные технологии, то есть процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Совокупность информационных технологий, обеспечивающих обработку информации, и самой этой информации, содержащихся в базах данных (информационных ресурсов), называется информационной системой.

Развитие информационных систем и информационных технологий рассматриваются в современном мире как один из ключевых элементов технологической модернизации*(49).

Вместе с тем идеи использования информационных технологий не новы для таможенного дела, поскольку их использование в условиях роста товарооборота может обеспечивать быстроту и качество таможенного оформления, а соответственно их использование должно рассматриваться как элемент обеспечения реальной свобода торговли между государствами.

Использование информационных технологий трактуется как основа упрощения и гармонизации таможенных процедур в преамбуле Киотской конвенции.

В ТК РФ 2003 года была включена глава 40, которая называлась "Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле", вопросы, регулировавшиеся в ней в основе своей схожи с вопросами, которые теперь урегулированы в главе 7 "Информационные системы и информационные технологии" Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Вместе с тем, необходимо учитывать, что регулирование использования информационных систем и информационных технологий в таможенном деле во многом носит производный, отраслевой характер по отношению к законодательству об информации и информационных технологиях и к законодательству о техническом регулировании.

Это отражается на специфике регулирования соответствующих вопросов как на уровне национального законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, так и на уровне наднационального регулирования в ТК, которое относит решение ряда ключевых вопросов использования информационных систем и информационных технологий (защита информации, доступ к информации и порядок формирования информационных ресурсов) к предмету регулирования национального законодательства. То есть, на уровне ТК есть понимание, что конкретные вопросы правового режима использования информации должны решаться с учетом национальной специфики. Вместе с тем, на наднациональном уровне (таможенное законодательство таможенного союза) определяют ключевые аспекты использования в таможенном союзе информационных технологий, в том числе условия и порядок использования информационных технологий и технических средств защиты информации.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что в ТК не определены ключевые для анализа норм комментируемой главы ТК понятия, определяющие предмет ее регулирования, такие как "информация", "информационные системы", "информационные технологии", "информационные ресурсы", "средства обеспечения информационных систем и информационных технологий", а также "защита информации". И хотя отсутствие определения этих понятий в ТК представляется вполне логичным, поскольку это все категории законодательства об информации, а не таможенного законодательства, для дальнейшего анализа норм комментируемой главы с учетом положений п. 3 ст. 4 ТК, отсылающего в таких случаях к национальным законодательствам, представляется важным, прежде всего, соотнести подходы, к раскрытию указанных категорий в национальном законодательстве.

Несколько обобщая, можно сказать, что под информацией законодательство государств - членов ТС понимает любые сведения независимо от формы их представления.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация определяется как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

В статье 1 Закона РБ об информации в схожем определении, по сути, только добавляется, о чем эти сведения: о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях.

В Законе РК об информатизации категория "информация" активно используется, но не определена. Видимо, это связано с тем, что основным предметом этого закона является информатизация, а не сама информация. Вместе с тем, из контекста этого закона можно вывести, что законодательство Республики Казахстан под информацией также понимает сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях.

По законодательству РФ категории "информационные системы" и "информационные технологии" соотносятся как целое и часть. Информационная система, по сути, определяется как информация и то, что обеспечивает работу с этой информацией (информационные технологии и технические средства) (см. п. 3 ст. 3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Более сложно, но в этом же ключе, информационные системы определяются в законодательстве Республики Беларусь, как совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств (ст. 1 Закона РБ об информации). При этом банком данных в Республики Беларусь называют организационно-техническую систему, включающую одну или несколько баз данных и систему управления ими, а базой данных - совокупность структурированной и взаимосвязанной информации, организованной по определенным правилам на материальных носителях.

В законодательстве Республики Казахстан при определении "информационной системы" акцент делается на технологической составляющей. Под информационной системой понимается аппаратно - программный комплекс, предназначенный для реализации процессов создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, использования и распространения электронных информационных ресурсов с использованием информационных технологий (п. 3, 9 ст. 1 Закона РК об информатизации).

Таким образом, информационные технологии являются составным элементом информационных систем по законодательству всех государств - членов таможенного союза.

В Российской Федерации под информационными технологиями понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Схожим образом определяются информационные технологии по законодательству Республики Беларусь, но подчеркивается, что эти процессы и методы касаются также пользования информацией и ее защиты (ст. 1 Закона РБ об информации). При этом в информационные технологии не включены способы осуществления этих процессов и методов.

По Закону РК об информатизации в состав информационных технологий, включаются все те же элементы, что и по законодательству Российской Федерации, но в числе средств осуществления методов и процессов называется только программно-технические средства, а в качестве определяющего признака информационных технологий называется объединение методов, процессов и способов в технологический комплекс.

Второй составляющей категории "информационные системы" является информация, входящая в нее. Эта совокупность информации называется информационным ресурсом.

Термин "информационный ресурс" прямо не определен в действующем Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). В недействующем с 08 августа 2006 года Федеральном законе от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" этот термин определялся как "отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)" (абз. 7 ст. 2). Схожий подход к пониманию информационных ресурсов как совокупности информации, содержащейся в информационной системе использован в действующем Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" применительно к определению понятия "государственный информационный ресурс" (ч. 9 ст. 14).

Наряду с рассмотренными выше, важнейшей категорией информационного законодательства является "защита информации", которая согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Схожим образом определена защита информации в ст. 1 Закона РБ об информации. Определение защиты информации в п. 29 ст. 1 Закона РК об информатизации не включает в себя в качестве направления обеспечение конфиденциальности и реализацию прав доступа к информации.

Завершая обзор терминологических основ комментируемой главы, следует отметить, что используемая в ней категория "средства обеспечения информационных систем и технологий", в настоящее время прямо не определяется в законах об информации и информатизации ни одного из государств - членов таможенного союза.

В соответствии с абз. 10 ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий определялись как программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию. В действующем Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" все это охватывается термином информационные технологии, поскольку являются способами осуществления процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации.

То есть представляется, что использование в ТК термина "средства обеспечения информационных систем и информационных технологий" является архаизмом, перешедшем, по-видимому, из главы 40 ТК РФ 2003 года, которая терминологически была основана на Федеральном законе от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Более того, применение категории "средство обеспечения" при использовании категории "информационная технология" представляет собой тавтологию, поскольку то, что понимается под средствами обеспечения, включается в понятие "информационные технологии". Может быть именно поэтому Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" отказался от использования категории "средство обеспечения" и определил понятие "информационная технология".

Таким образом, на основании всего изложенного можно констатировать достаточную степень гармонизации законодательства об информации государств - членов таможенного союза хотя бы на уровне понятийного аппарата.

С точки зрения содержания регулирования вопросов использования информационных систем и технологий в таможенном деле оценить степень гармонизации законодательства можно, выделив следующие направления регулирования, которые на основании ТК осуществляется в основном нормами национального законодательства, которые должны быть основаны на принципах, установленных самим ТК и международными договорами.