Глава 40 "Таможенная процедура реэкспорта"
В соответствии со ст. 296 ТК под реэкспортом понимается таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Определение таможенной процедуры реэкспорта в ст. 400 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" взято без изменений из ТК. В Федеральном законе Российской Федерации "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определение таможенной процедуры реимпорта представлено отсылочной нормой на ст. 296 и 297 ТК.
Таможенный режим реэкспорта определен в п. 1 ст. 212 Таможенного кодекса Республики Беларусь, как таможенный режим, допускающий вывоз и постоянное размещение товаров за пределами таможенной территории без возникновения налогового обязательства по уплате вывозных таможенных пошлин. Определение таможенного режима реэкспорта в законодательстве Республики Беларусь, по своему содержанию в целом соответствует определению таможенной процедуры реэкспорта в ТК, за исключением двух особенностей. Первой особенностью определения таможенного режима реэкспорта, по сравнению с определением таможенной процедуры реэкспорта, является отсутствия в нем упоминания об освобождении от уплаты или возврата уплаченных сумм налогов, однако в п. 7 ст. 212 Таможенного кодекса Республики Беларусь установлен возврат и (или) зачет в счет предстоящих платежей уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов. Второй особенностью, является возможность применения мер нетарифного регулирования к товарам, помещаемым под таможенный режим реэкспорта в Республике Беларусь.
Специальное приложение к Киотской конвенции, посвященное таможенной процедуре реэкспорта, отсутствует. В тексте конвенции не используется термин "таможенная процедура реэкспорта", а употребляется термин "реэкспорт". Условия реэкспорта оговариваются отдельно для каждой таможенной процедуры, допускающей реэкспорт. Например, в специальном приложении G, описывающего процедуру временного допуска, имеется параграф устанавливающий срок, в течение которого должен быть выполнен реэкспорт временно ввезенных товаров. Из определения понятия "таможенная процедура", представленного в подп. 26 п. 1 ст. 4 ТК, под которой понимается совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами, и содержания главы 40 ТК, в которой устанавливаются требования и условия пользования и распоряжения товарами под таможенной процедурой реэкспорта, можно сделать вывод, что в таможенном союзе ЕврАзЭС, выделение таможенной процедуры реэкспорта оправдано.
Таможенная процедура реэкспорта предназначена для предоставления возможности обратного вывоза ранее ввезенных товаров с наименьшими затратами для заинтересованного лица. Обратный вывоз под таможенной процедурой реэкспорта возможен в любую страну, а не только в ту, из которой товары были ранее вывезены.
Под таможенную процедуру реэкспорта могут быть помещены, как иностранные товары, так и товары, помещенные под таможенную процедуру для внутреннего потребления, при соблюдении условий, установленных ст. 297 ТК.
В связи с тем, что в соответствии со ст. 210 ТК товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, имеют статус товаров таможенного союза, возникает вопрос, в какой момент данные товары приобретают статус иностранных товаров. Прямого ответа на данный вопрос в ТК не содержится. На национальном уровне государств - членов таможенного союза только в п. 5 ст. 212 Таможенного кодекса Республики Беларусь имеется указание, что товары таможенного союза, помещенные под таможенный режим реэкспорта и фактически вывезенные с таможенной территории, утрачивают статус отечественных товаров. Следовательно, юридическим фактом в связи с которым происходит изменение статуса является пересечение таможенной границы. Косвенным подтверждением, возможности применения подобного подхода в рамках таможенного союза ЕврАзЭС положение ст. 301 ТК, что возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов производится для товаров под таможенной процедурой реэкспорта, только в случае фактического вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза.
Тем не менее, применять подход, в соответствии с которым товары под таможенной процедурой реэкспорта приобретают статус иностранных товаров в момент пересечения таможенной границы, на всей территории таможенного союза ЕврАзЭС не представляется возможным. В частности, в Российской Федерации, товары таможенного союза приобретают статус иностранных в момент помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта. Механизм изменения статуса товара реализован на территории Российской Федерации через институт условного выпуска. Если в соответствии с ТК, товары под таможенной процедурой реэкспорта не приобретают статуса условно выпущенных, то в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 222 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" к условно выпущенным товарам отнесены товары, находящиеся под таможенной процедурой реэкспорта. В соответствии с п. 3 ст. 200 ТК, условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.
В законодательстве Республики Беларусь и Республики Казахстан товары под таможенной процедурой реэкспорта не относятся к условно выпущенным товарам.
Помещение под таможенную процедуру реэкспорта является действием, связанным с завершением пребывания товаров на территории таможенного союза. Например, согласно ст. 281 ТК одним из вариантов завершения действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) является помещение товаров под таможенную процедуру реэкспорта до истечения срока временного ввоза иностранных товаров. Продукты переработки иностранного товара на таможенной территории, иностранный товар, не подвергшийся операциям по переработке, остатки и отходы, образовавшиеся в результате переработки, вывозятся с территории таможенного союза под таможенной процедурой реэкспорта.
Возможность помещения товаров, имеющих статус товаров таможенного союза, под таможенную процедуру реэкспорта позволяет хозяйствующим субъектам минимизировать свои затраты и расходы на урегулирование ситуации ненадлежащего исполнения иностранным контрагентом своих договорных обязательств по внешнеторговому контракту. Товары, находящиеся под таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления могут быть вывезены без уплаты и с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования под таможенной процедурой реэкспорта, если товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки (п. 2 ст. 297 ТК).
Список оснований, по которым внешнеэкономическая сделка считается неисполненной, является открытым и определяется условиями договора. Такие условия могут включать в себя, но не ограничиваются, неисполнением договора по количеству, качеству, описанию или упаковке.
Неисполнение внешнеэкономической сделки является обязательным, но не единственным условием помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта. Одним из условий является срок помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта, который не должен превышать одного года со дня, следующего за днем выпуска товаров для внутреннего потребления. Товары не должны использоваться и не должны ремонтироваться на таможенной территории таможенного союза, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров. Важным, а иногда и трудно выполнимым условием, является возможность таможенного органа провести идентификацию товаров.
Для подтверждения этих и других сведений в таможенный орган необходимо, помимо документов указанных в ст. 183 ТК, представить документы, содержащие сведения, указанные в ст. 299 ТК. Такими сведениями являются:
- сведения об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза (исходя из документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки);
- сведения о неисполнении условий внешнеэкономической сделки;
- сведения о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- сведения об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Перечень документов, содержащих указанные сведения, не уточняется, в связи с чем пакет документов, предоставляемых в налоговый орган, может меняться. Например, пакет документов может включать: договор внешнеэкономической сделки; акт осмотра товара, выявившего повреждение товара; таможенная декларация с отметкой таможенного органа о выпуске товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; акт о сохранности пломб на контейнере, в котором храниться товар.
Необходимо учитывать, что в некоторых случаях для определения качества товара, необходимо нарушение пломб. Установка новых пломб может повлечь признание таможенными органами факта использования товара на таможенной территории и как следствие невозможности помещения этого товара под таможенную процедуру реэкспорта. В связи с этим необходимо документировать все этапы отбора проб, в том числе при участии сотрудников таможенных органов. Например, в случае сомнений о соответствии товара условиям внешнеэкономической сделки можно поместить товары под таможенную процедуру таможенного склада с целью отбора проб, а после анализа проб принять решение о дальнейших действиях. Отбор проб у товара, находящегося под таможенным контролем под таможенной процедурой таможенного склада, снижает риск отказа таможенных органов в помещении товара под таможенную процедуру реэкспорта.
В случае если таможенные органы не могут идентифицировать товар или отсутствует возможность доказать, что товар не использовался и не ремонтировался на таможенной территории таможенного союза, товар может быть вывезен с таможенной территории таможенного союза ЕврАзЭС только под таможенной процедурой экспорта.
Национальным законодательством Республики Беларусь накладываются дополнительные условия помещения товаров под таможенную процедуру. Товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу по основаниям неэкономического характера, помещаются под таможенную процедуру реэкспорта при представлении в таможенный орган соответствующих разрешений и (или) лицензий уполномоченных государственных органов (п. 8 ст. 212 Таможенного кодекса Республики Беларусь).
Вывоз товаров, помещенных, под таможенную процедуру реэкспорта, производится в соответствии с условиями таможенной процедурой таможенного транзита (ст. 298 ТК). В этом случае на период транспортировки товар помещается под таможенную процедуру таможенного транзита, при этом продолжают действовать таможенная процедура реэкспорта. Необходимость в дополнительном контроле со стороны таможенных органов за транспортировкой товара, находящегося под таможенной процедурой реэкспорта, связана с необходимостью проконтролировать, что товары были вывезены с территории таможенного союза и возврат ввозных таможенных пошлин и налогов будет проведен обоснованно.
С момента помещения иностранных товаров под таможенную процедуру реэкспорта и до фактического вывоза иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза на декларанте лежит обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин в случае невывоза с таможенной территории таможенного союза иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта (ст. 300 ТК). Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов прекращается до вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК.
Срок уплаты ввозных таможенных пошлин за иностранные товары, находящиеся под таможенной процедурой реэкспорта и не вывезенных с территории таможенного союза установлен п. 3 ст. 300 ТК. Декларант обязан уплатить ввозные таможенные пошлины и налоги в день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта. В случае если вывоз товаров за пределы таможенной территории таможенного союза не произведен, то декларант может быть привлечен к административной ответственности по ст. 16.22 КоАП, за нарушение сроков уплаты таможенных платежей, а также уплатить пени.
Сумма ввозных таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате декларантом, соответствует сумме ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении иностранных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета льгот, и исчисленных на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта.
В случае если под таможенную процедуру реэкспорта были помещены продукты переработки, то расчет ввозных таможенных пошлин и налогов производится в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории с целью изготовления продуктов переработки в соответствии с нормами их выхода (п. 4 ст. 300 ТК).
В связи с возникновением обязанности декларанта по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов, таможенные органы вправе потребовать обеспечение уплаты указанных платежей в порядке определенном главой 12 ТК.
При помещении товаров под таможенный режим реэкспорта, необходимо учитывать особенности уплаты вывозных таможенных пошлин и налогов. Для иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта в соответствии с п. 1 ст. 297 ТК, в п. 6 ст. 300 ТК имеется прямое указание на освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин и налогов.
Освобождение от уплаты НДС и акцизов предусмотрено и налоговым законодательством государств - членов таможенного союза.
Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при помещении товара под таможенную процедуру реэкспорта предусмотрено подп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ. В Республике Казахстан товары, помещаемые под таможенную процедуру реэкспорта, облагаются по нулевой ставке (глава 31 Налогового кодекса Республики Казахстан). Причем нормы в законодательстве государств - членов таможенного союза позволяют применять их как в отношении иностранных товаров, так и в отношении товаров, имеющих статус товаров таможенного союза.
- Научно-практический комментарий (поглавный) к Таможенному кодексу Таможенного союза Глава 1 "Общие положения"
- Глава 2 "Информирование и консультирование"
- Глава 3 "Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела"
- Глава 4 "Информационные системы и информационные технологии"
- 1. Определение возможности использования информационных технологий при таможенном оформлении, в том числе использования электронного обмена информацией
- 2. Порядок внедрения информационных технологий и информационных систем в таможенном деле
- 3. Условия и порядок использования информационных технологий и информационных систем в таможенном деле
- 4. Порядок формирования и доступа к информационным ресурсам в таможенном деле
- 5. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах
- 6. Инфраструктура обмена информацией
- Глава 5 "Таможенная статистика"
- Глава 6 "Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза. Классификация товаров"
- Глава 7 "Страна происхождения товаров"
- Глава 8 "Таможенная стоимость товаров"
- Глава 9 "Общие положения о таможенных платежах"
- Глава 10 "Исчисление таможенных пошлин, налогов"
- Правила определения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов при незаконном перемещении товаров
- Глава 11 "Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов"
- Глава 12 "Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов"
- Глава 13 "Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)"
- Глава 14 "Взыскание таможенных пошлин, налогов"
- Глава 15 "Общие положения о таможенном контроле"
- Глава 16 "Формы и порядок проведения таможенного контроля"
- Глава 17 "Взаимная административная помощь таможенных органов"
- Глава 18 "Система управления рисками"
- Глава 19 "Порядок проведения таможенных проверок"
- Глава 20 "Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля"
- Глава 21 "Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля"
- Глава 22 "Основные положения о перемещении товаров"
- Глава 23 "Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза"
- Глава 24 "Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза"
- Глава 25 "Временное хранение товаров"
- Глава 26 "Общие положения о таможенных операциях, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру"
- Глава 27 "Таможенное декларирование товаров"
- Глава 28 "Выпуск товаров"
- Глава 29 "Общие положения о таможенных процедурах"
- Глава 30 "Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления"
- Глава 31 "Таможенная процедура экспорта"
- Глава 32 "Таможенная процедура таможенного транзита"
- Глава 33 "Таможенная процедура таможенного склада"
- Глава 34 "Таможенная процедура переработки на таможенной территории"
- Глава 35 "Таможенная процедура переработки вне таможенной территории"
- Глава 36 "Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления"
- Глава 37 "Таможенная процедура временного ввоза (допуска)"
- Глава 38 "Таможенная процедура временного вывоза"
- Глава 39 "Таможенная процедура реимпорта"
- Глава 40 "Таможенная процедура реэкспорта"
- Глава 41 "Таможенная процедура беспошлинной торговли"
- Глава 42 "Таможенная процедура уничтожения"
- Глава 43 "Таможенная процедура отказа в пользу государства"
- Глава 44 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях"
- Глава 45 "Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц"
- Глава 46 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности"
- Глава 47 "Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи"
- Глава 48 "Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа"
- Глава 49 "Особенности перемещения товаров для личного пользования"
- Глава 50 "Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов"