logo
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 31 "Таможенная процедура экспорта"

Комментируемая глава содержит положения, касающиеся порядка помещения товаров таможенного союза под таможенную процедуру экспорта. В соответствии с п. 1 ст. 212 ТК экспорт представляет собой таможенную процедуру, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

В отличие от остальных таможенных процедур, предполагающих вывоз товаров (временный вывоз, переработка вне таможенной территории) содержание таможенной процедуры экспорта означает окончательный вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза. Формулируя положения об экспорте товаров, законодатель определяет, что товары, вывезенные за пределы этой территории, будут обращаться там без каких-либо ограничений.

В силу этого, на лицо, поместившее товар под данную процедуру, не возлагается обязанность о его последующем обратном ввозе.

Такое закрепление таможенной процедуры экспорта корреспондирует определению E1./F1. "полный экспорт" Главы 1 Специального приложения С Киотской конвенции. "Полный экспорт" означает таможенную процедуру, применимую к товарам, которые, находясь в свободном обращении, убывают с таможенной территории и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

По общему правилу, установленному ст. 207 ТК ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Вместе с тем, у лица, которое фактически вывезло товары в рамках процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории существует возможность поместить эти товары под процедуру экспорта с соблюдением общих условий, установленных п. 1 ст. 213 ТК.

В указанном пункте содержится перечень условий, соблюдение которых должно предшествовать помещению товаров под таможенную процедуру экспорта. К этим условиям относятся:

- уплата вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;

- соблюдения запретов и ограничений;

- представление сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией ТС в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Применительно к порядку уплаты вывозных таможенных пошлин как безусловному условию экспорта товаров необходимо отметить следующее. В настоящее время вопросы регулирования размера ставок вывозных таможенных пошлин отнесены к национальному уровню. Так, например, в РФ действуют ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о таможенном союзе, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 2006 г. N 795 (в ред. постановления от 20 января 2011 г. N 11)*(275).

Соглашением о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 года*(276) предполагается следующий порядок взимания вывозных таможенных пошлин в отношении товаров таможенного союза. В соответствии со ст. 3 указанного соглашения, если товар, произведенный на территории государства одной стороны соглашения, применяющего в отношении этого товара вывозные таможенные пошлины, поставляется в третью страну с территории государства другой стороны соглашения, не применяющего в отношении этого товара вывозные таможенные пошлины либо применяющего меньшие ставки вывозных таможенных пошлин, эта другая сторона соглашения обязана обеспечить взыскание вывозных таможенных пошлин по ставкам, действующим в государстве стороны соглашения, на территории которого произведен товар, и указанным в сводном перечне товаров.

Порядок ведения сводного перечня товаров установлен ст. 1 данного соглашения. Так, каждая сторона указанного соглашения формирует перечень товаров, поставляемых в государства, не являющиеся участниками соглашения (далее - третьи страны), в отношении которых на дату вступления в силу соглашения законодательством государства участника соглашения предусмотрено применение вывозных таможенных пошлин, с указанием ставок этих пошлин (далее - перечень товаров) и в течение 30 календарных дней с даты вступления в силу соглашения направляет его в Комиссию ТС. Комиссия ТС в течение 60 календарных дней с даты вступления в силу соглашения формирует сводный перечень товаров, поставляемых в третьи страны, в отношении которых законодательством государств - участников соглашения предусмотрено применение вывозных таможенных пошлин, с указанием ставок этих пошлин (далее - сводный перечень товаров) и направляет его сторонам соглашения.

Для расчета вывозной таможенной пошлины по адвалорным и комбинированным ставкам необходимо установить таможенную стоимость облагаемых товаров. ГАТТ и Соглашение о применении ст. VII ГАТТ (так называемый Кодекс таможенной оценки) не устанавливают требований в отношении экспортируемых товаров, поскольку страны экспорта заинтересованы в упрощении порядка определения их таможенной стоимости для того, чтобы не создавать излишних барьеров на пути движения товаров.

Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 25 января 2008 года*(277) предусматривается, что таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу государства, являющегося стороной данного соглашения, при вывозе с территории этого государства, определяется в соответствии с законодательством этого государства.

В п. 1 ст. 64 ТК установлено, что таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.

Так, в РФ действует Закон РФ "О таможенном тарифе" (в ред. закона от 08.12.2010 г.)*(278), который устанавливает методы определения таможенной стоимости товаров и распространяет свое действие на ввозимые товары. Вместе с тем, порядок определения таможенной стоимости вывозимых товаров, утвержденный на основании п. 2 ст. 12 данного Закона Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 500 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации" (в ред. постановления от 02 октября 2009 г. N 772)*(279), сохраняет основные принципы Закона о таможенном тарифе.

Необходимо отметить, что таможенная стоимость вывозимых товаров также определяется на основе цены сделки, т.е. цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар при продаже товаров на экспорт. При этом в таможенную стоимость вывозимых товаров включаются расходы, понесенные покупателем, но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки (комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров, и др.).

Вместе с тем согласно ч. 8 ст. 232 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при декларировании товаров, при экспорте которых не применяются вывозные таможенные пошлины, таможенная стоимость не определяется, не заявляется и не подтверждается.

В отношении таких товаров ч. 2 ст. 232 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлен порядок помещения под таможенную процедуру экспорта, согласно которому требования таможенных органов при таможенном декларировании ограничиваются теми мерами, которые необходимы для удостоверения факта вывоза товаров за пределы таможенной территории таможенного союза в счет исполнения конкретной внешнеэкономической сделки и обеспечения соблюдения запретов и ограничений.

Как видно из текста ст. 213 ТК, в отношении экспортируемых товаров таможенного союза устанавливается обязанность по уплате только вывозной таможенной пошлины. Применительно к иным платежам такая обязанность не устанавливается.

В связи с этим требует уточнения вопрос о перемещении товаров между государствами - членами таможенного союза. Так, согласно Соглашению о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года*(280) под "экспортом товаров" (в смысле данного соглашения) понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками (плательщиками), с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза.

Как видно из данного определения, указанное Соглашение не содержит правовых предписаний, регулирующих отношения, возникающие при экспорте товаров таможенного союза за пределы территории таможенного союза.

В соответствии со ст. 2 данного Соглашения при экспорте товаров (в смысле данного соглашения) применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения).

В то же время необходимо отметить, что национальное законодательство содержит нормы, регулирующие отношения, возникающие при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта.

Так, например, в РФ в соответствии с п. 2 ст. 151 НК РФ при вывозе товаров с территории РФ в таможенной процедуре экспорта НДС не уплачивается. В отношении акцизов применяется п. 2 ст. 185 НК РФ, в соответствии с которым при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта акциз не уплачивается или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) в порядке, предусмотренном НК РФ. Кроме того, НК РФ предусматривает возврат сумм НДС, уплаченных продавцом при покупке экспортируемых в дальнейшем товаров, потребленных при производстве (ст. 164, 165 и 176 НК РФ).

В связи с этим НК РФ различает два вида подтверждения экспорта товаров: 1) при вывозе через таможенный орган РФ и 2) при вывозе через границу РФ с государством - членом таможенного союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны.

В первом случае таможенная декларация должна содержать отметки таможенного органа, осуществившего выпуск товара в соответствии с таможенной процедурой экспорта, и отметки российского таможенного органа места убытия. Во втором случае таможенная декларация представляется с отметками таможенного органа, осуществлявшего таможенное оформление экспортируемого товара (подп. 3 ст. 165 НК РФ).

Непосредственный порядок подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, утвержден Решением Комиссии ТС от 18 июня 2010 г. N 330 "О порядке подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза"*(281).

Экспорт товаров возможен только при соблюдении запретов и ограничений, действующих на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов. Согласно абз. 8 п. 1 ст. 4 ТК под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

В настоящее время вступили в силу следующие международные договоры государств - членов таможенного союза, устанавливающие запреты и ограничения на экспорт: Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года*(282); Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09 июня 2009 года*(283); Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09 июня 2009 года*(284).

Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран 25 января 2008 года в отношении экспорта предусмотрено применение следующих мер:

1) количественные ограничения, которые включают запреты и временные ограничения экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка;

2) исключительное право на экспорт отдельных видов товаров, которое осуществляется на основании лицензии;

3) лицензирование в сфере внешней торговли товарами, которое устанавливается при введении временных количественных ограничений экспорта отдельных видов товаров; а также в случае реализации разрешительного порядка экспорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, и выполнения международных обязательств*(285);

4) наблюдение за экспортом товаров отдельных видов, осуществляемое посредством выдачи разрешений на экспорт товаров;

5) меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, которые могут вводиться, если эти меры:

- необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;

- необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растении;

- относятся к экспорту золота или серебра;

- применяются для защиты культурных ценностей и культурного наследия;

- необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;

- связаны с ограничением экспорта отечественных материалов для обеспечения достаточным количеством таких материалов внутренней обрабатывающей промышленности в течение периодов, когда внутренняя цена на такие материалы держится на более низком уровне, чем мировая цена, в результате осуществляемого правительством плана стабилизации;

- необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;

- необходимы для выполнения международных обязательств;

- необходимы для обеспечения обороны и безопасности;

- необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным обязательствам правовых актов, касающихся применения таможенного законодательства, охраны окружающей среды, защиты интеллектуальной собственности, и иных правовых актов.

В ст. 8 указанного соглашения урегулирован вопрос о применении особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами. Так, внешняя торговля товарами может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия государств в международных санкциях в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Кроме этих мер могут устанавливаться количественные ограничения экспорта товаров таможенного союза.

В силу п. 3 ст. 1 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09 июня 2009 года товары, в отношении которых применяются меры регулирования, включаются в единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза (далее - единый перечень).

Единый перечень утверждается Комиссией ТС. В соответствии с решениями Комиссии ТС к товарам, запрещенным к вывозу, относятся*(286):

а) информация на печатных, аудиовизуальных и иных носителях информации, запрещенная для ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной территории таможенного союза;

б) лесоматериалы, регенерируемая бумага, картон, макулатура, запрещенные к вывозу с таможенной территории таможенного союза;

в) служебное и гражданское оружие, его основные части, и патроны к нему запрещенные для ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной территории таможенного союза.

Товары, в соответствии с Решениями Комиссии ТС ограниченные к перемещению через границу таможенного союза при экспорте*(287):

а) опасные отходы, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе и (или) вывозе;

б) коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при вывозе;

в) дикорастущее лекарственное сырье (растения, части растений, семена, плоды), ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при экспорте;

г) дикие живые животные и отдельные дикорастущие растения, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при экспорте;

д) виды дикой фауны и флоры, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения*(288), ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при вывозе;

е) редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и дикорастущих растений их частей и (или) дериватов, включенных в красные книги Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при вывозе;

ж) драгоценные металлы и драгоценные камни, экспорт которых с территории таможенного союза ограничен;

з) необработанные драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, экспорт которых с территории таможенного союза ограничен;

и) отдельные виды минерального сырья, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при вывозе (например, аметист, топаз);

к) наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию таможенного союза допускается на основании лицензий;

л) специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза и вывоз с таможенной территории таможенного союза ограничен;

м) культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при вывозе;

н) органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе и (или) вывозе;

о) служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, ограниченное для ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной территории таможенного союза;

п) информация о недрах, ограниченная к перемещению через таможенную границу таможенного союза при вывозе.

Особое место в системе мер нетарифного регулирования вывоза товаров занимает экспортный контроль.

Необходимо отметить, что в отношении экспортного контроля Межгосударственным советом ЕврАзЭС (на уровне глав государств) принято Решение от 5 июля 2010 г. N 52 "Об экспортном контроле государств - членов таможенного союза"*(289). В соответствии с п. 2 указанного решения до введения в действие документов по экспортному контролю, утвержденных Межгосударственным советом ЕврАзЭС (на уровне глав государств), в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации применяется национальное законодательство по контролю над перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в том числе продукции военного назначения.

В Республике Беларусь такими актами являются: Закон Республики Беларусь от 6 января 1998 года "Об экспортном контроле"; Указ Президента республики Беларусь от 17 июля 2006 года N 460 "О мерах государственного регулирования ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг)" (в ред. указа 2009 г.), которым утверждены:

- Положение о порядке лицензирования в Республике Беларусь ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг);

- Положение о порядке оформления обязательств по использованию импортированных специфических товаров (работ, услуг);

- Положение о порядке организации контроля за выполнением обязательств по использованию импортированных (экспортированных) специфических товаров (работ, услуг) в заявленных целях.

В Республике Казахстан такими актами являются: Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года N 300 "Об экспортном контроле", Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года N "О лицензировании", Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 июня 2008 года N 578 "Об утверждении правил лицензирования экспорта и импорта товаров, в том числе продукции, подлежащей экспортному контролю, а также деятельности при автоматическом лицензировании импорта отдельных товаров, квалификационных требований, предъявляемых к деятельности по лицензированию и перечня товаров, экспорт и импорт которых подлежат лицензированию" и др.

В РФ действуют Федеральный закон от 18 июля 1999 г. "Об экспортном контроле" (в ред. закона от 07 мая 2009 г.)*(290); Федеральный закон от 19 июля 1998 года "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (в ред. закона от 01 октября 2010 г.)*(291); Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 года "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" (в ред. указа от 07 декабря 2009 г.)*(292).

Перечни контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. В настоящее время в РФ установлены следующие перечни, на основании которых осуществляется экспортный контроль:

- список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль (Указ Президента РФ от 28 августа 2001 г. N 1082)*(293);

- список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю (Указ Президента РФ от 20 августа 2007 г. N 1083)*(294);

- список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль (Указ Президента РФ от 14 января 2003 г. N 36)*(295);

- список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль (Указ Президента РФ от 8 августа 2001 г. N 1005)*(296);

- список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль (Указ Президента РФ от 5 мая 2004 г. N 580*(297);

- список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль (Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 202)*(298).

Межгосударственным советом ЕврАзЭС утверждены типовые списки товаров, подлежащих экспортному контролю*(299).

Соблюдение приведенных запретов и ограничений обеспечивает разрешительная система, которая осуществляется таможенными, и иными государственными или уполномоченными органами или организациями, которые непосредственно предоставляют соответствующие разрешения, лицензии, а также осуществляют выдачу сертификатов на товары.

Представление сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран является обязательным условием помещения таких товаров под таможенную процедуру экспорта.

Так, ст. 231 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что такой сертификат выдается Торгово-промышленной палатой РФ в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров, применяемыми при предоставлении торгового режима свободной торговли Содружества Независимых Государств.

В соответствии с п. 2 ст. 213 ТК товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории таможенного союза, утрачивают статус товаров таможенного союза. Необходимо отметить, что фактический вывоз таких товаров осуществляется перевозчиком, на которого в силу положений гл. 24 ТК "Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза" возложен ряд обязанностей.

Так, перевозчик обязан вывезти товары в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под таможенную процедуру экспорта (п. 1 ст. 164 ТК). При этом, фактическое количество убывающих товаров может быть меньшим, чем количество, заявленное при их помещении под таможенную процедуру экспорта, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

В силу ст. 214 ТК на декларанта возлагается обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта.

Такая обязанность, в силу п. 1 ст. 214 ТК возникает с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, прекращается у декларанта в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК. Эта обязанность при экспорте товаров прекращается в случаях:

1) уплаты или взыскания таможенных пошлин в размерах, установленных ТК;

2) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин не превышает сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин;

3) обращения товаров в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза;

4) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза;

5) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного союза;

6) возникновения обстоятельств, с которыми ТК связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин.

Вывозные таможенные пошлины подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, если иной срок не установлен ТК (п. 3 ст. 214 ТК).

Одним из требований, связанных с таможенной процедурой экспорта является зачисление (репатриация) валютной выручки в иностранной валюте от экспорта товаров на счет экспортера в уполномоченном банке РФ. Согласно ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле"*(300) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары.

На выполнение требований законодательства о валютном регулировании направлена система валютного контроля за экспортными операциями, основным инструментом которой является паспорт экспортной сделки (ст. 20 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").