Глава 39 "Таможенная процедура реимпорта"
В соответствии со ст. 292 ТК под реимпортом понимается такая таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные ст. 293 ТК, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Определение таможенной процедуры реимпорта в ст. 396 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" было дословно взято из ст. 292 ТК.
В Федеральном законе Российской Федерации "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определение таможенной процедуры реимпорта представлено отсылочной нормой на ст. 292 и ст. 293 ТК.
В Таможенном кодексе Республики Беларусь под таможенным режимом реимпорта понимается таможенный режим, допускающий постоянное размещение и использование на таможенной территории товаров, ранее вывезенных с таможенной территории и ввезенных на эту территорию в установленные сроки, без возникновения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. Из определения следует, что законодательством Республики Беларусь не исключается возможность применения к товарам, находящимся под таможенным режимом реимпорта, мер нетарифного регулирования, что не соответствует определению таможенной процедуры реимпорта по ТК. Для помещения товаров, в отношении которых установлены неэкономические ограничения, под таможенный режим реимпорта допускается только при представлении таможенному органу соответствующих разрешений и (или) лицензий уполномоченных государственных органов на ввоз этих товаров (п. 6 ст. 210 Таможенного кодекса Республики Беларусь).
Отсутствие единого подхода на национальном уровне в определении таможенной процедуры реимпорта, дополняется несоответствием определения таможенной процедуры реимпорта в ТК и соответствующего термина, определенного на международном уровне. В Киотской конвенции определение понятия "таможенная процедура реимпорта в неизмененном состоянии" (E5./F4.). В соответствии с таможенной процедурой реимпорта в неизменном состоянии экспортированные товары могут быть приняты для внутреннего потребления с освобождением от импортных пошлин и налогов при условии, что они не подвергались никаким операциям по изготовлению, обработке или ремонту за рубежом, а также при условии обязательной уплаты любых сумм, взимаемых вследствие возврата или возмещения или условного освобождения от пошлин и налогов, либо любых субсидий или других сумм, предоставленных в связи с экспортом. Товарами, допускаемыми к реимпорту в неизменном состоянии, могут быть товары, которые находились в свободном обращении или являлись компенсирующими продуктами.
Анализ определений позволяет выявить два основных признака характерных для понятия "таможенной процедуры реимпорта в неизмененном состоянии", используемого в Киотской конвенции, и отсутствующих в определении понятия "таможенной процедуры реимпорта", установленного ст. 292 ТК:
- состояние товара должно быть неизменным;
- возможность применения мер нетарифного регулирования.
Товар, состояние которого было изменено, может быть помещен под таможенную процедуру реимпорта, если этот товар находился на безвозмездном (гарантийном) ремонте под процедурой переработки вне таможенной территории и помещается под таможенную процедуру реимпорта в течение срока действия процедуры переработки вне таможенной территории (п. 4 ст. 293 ТК). Изъятием из этого являются товары, для которых причиной безвозмездного (гарантийного) ремонта, явился дефект (дефекты), учтенный при выпуске под таможенную процедуру для внутреннего потребления (п. 4 ст. 293 ТК).
По общему правилу товары, помещенные под таможенную процедуру реимпорта, приобретают статус товаров таможенного союза ЕврАзЭС (п. 2 ст. 292 ТК), за исключением товаров, вывезенных с таможенной территории таможенного союза в соответствии с п. 3 ст. 253 ТК, для безвозмездного (гарантийного) ремонта под таможенной процедурой переработки вне таможенной территории и помещенных под таможенную процедуру реимпорта в течение срока действия процедуры переработки вне таможенной территории (п. 4 ст. 293 ТК).
Условия помещения товара под таможенную процедуру реимпорта установлены ст. 293 ТК и включают в себя требования к предшествующей таможенной процедуре; сроки помещения товара под таможенную процедуру реимпорта; порядок возмещения ввозных таможенных пошлин, налогов; требования к декларанту; страна помещения под таможенную процедуру реэкспорта.
Под таможенную процедуру реимпорта могут быть помещены только товары, которые в момент вывоза с таможенной территории таможенного союза находились под следующими таможенными процедурами:
- экспорт;
- временный вывоз;
- переработка вне таможенной территории.
Срок помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта зависит от таможенной процедуры, под которой товары были вывезены с таможенной территории таможенного союза и установлен п. 1 ст. 293 ТК. Для товаров, вывезенных под таможенной процедурой экспорта, срок помещения под процедуру реэкспорта не может превышать три года со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при вывозе с таможенной территории таможенного союза или в иной срок, установленный в соответствии с п. 2 ст. 293 ТК (подп. 1 п. 1 ст. 293 ТК). Если товары были помещены под таможенную процедуру временного вывоза или таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, то их реимпорт может быть проведен в течение срока действия таможенной процедуры под которой товары были вывезены с территории таможенного союза при условии нахождения товаров в том же состоянии, за исключением естественной убыли или естественного износа (подп. 2 п. 1 ст. 293 ТК и подп. 3 п. 1 ст. 293 ТК). Продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при условии, что целью переработки был безвозмездный (гарантийный) ремонт, помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение срока переработки (подп. 4 п. 1 ст. 293 ТК).
В отношении отдельных категорий товаров может устанавливаться срок, превышающий сроки, установленные п. 1 ст. 293 ТК, помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта (п. 2 ст. 293 ТК). Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 375*(336) утвержден список категорий товаров, для которых срок помещения под таможенную процедуру реимпорта может превышать срок, установленный ТК, а полномочия по установлению срока помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта делегированы законодательным органам государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС*(337). К товарам, в отношении которых может быть продлен срок нахождения под процедурой реимпорта, отнесены:
- товары, используемые для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и других подобных целей;
- товары, для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств - членов таможенного союза.
В Российской Федерации предельный срок нахождения в отношении отдельных категорий товаров под таможенной процедурой не ограничен, а порядок продления срока реимпорта в отношении таких товаров определен в ст. 286 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Допущенная в Кодексе Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" ошибка юридической техники привела к невозможности установить срок, превышающий срок, указанный в подп. 1 п. 1 ст. 293 ТК. В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 375*(338), право определения срока продления таможенной процедуры реимпорта передано на национальный уровень, а п. 2 ст. 397 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" определено, что сроки могут быть установлены решением Комиссии таможенного союза ЕврАзЭС.
Порядок продления срока нахождения товаров под таможенной процедурой реимпорта законодательством Республики Беларусь не установлен.
Несмотря на то, что в соответствии со ст. 292 ТК помещение товаров под таможенную процедуру реимпорта осуществляется без уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, в некоторых случаях на декларанта возлагается обязанность по возмещению налогов и (или) процентов с них, а также ввозных таможенных пошлин.
Случаи возмещения ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) процентов с них установлены п. 3 ст. 293 ТК. Декларант обязан возместить налоги и (или) проценты с них, если суммы таких налогов и проценты с них не уплачивались, либо были возвращены в связи с вывозом товаров с таможенной территории ЕврАзЭС. Помимо этого возмещению подлежат суммы иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений и связанных с вывозом товаров с таможенной территории таможенного союза.
В ТК не установлено определений терминов "налоги" и "иные налоги". Однако из смысла п. 3 ст. 293 ТК и анализа законодательства государств - членов таможенного союза можно сделать вывод, что под термином "налоги" следует понимать налог на добавленную стоимость и акцизы, а под термином "иные налоги" - все остальные внутренние налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС.
Порядок и условия возврата налогов, сумм иных налогов, субсидий и иных сумм устанавливается законодательством государств - членов таможенного союза.
В Российской Федерации особенности уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иных сумм при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта изложены в ст. 288 Федерального закона Российской Федерации "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и регулируются, в том числе, НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 397 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" декларант обязан возместить только налоги, если они не уплачивались либо были возвращены при вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза. Порядок возмещения налогов определен нормами раздела 8 Налогового кодекса Республики Казахстан. Возмещение ввозных таможенных пошлин в Республике Казахстан не производится.
В Республике Беларусь случаи возмещения ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) процентов с них установлены п. 7 ст. 210 Таможенного кодекса Республики Беларусь, а порядок возмещения устанавливается законами или актами Президента Республики Беларусь. В частности возмещение налога на добавленную стоимость и акцизов происходит в соответствии с нормами Налогового кодекса Республики Беларусь.
Возмещение декларантом ввозных таможенных пошлин при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта, производится в соответствии с Соглашением от 20 мая 2010 года "Об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)"*(339).
В случае если товар был вывезен с таможенной территории таможенного союза ЕврАзЭС под таможенной процедурой экспорта, то при ввозе данного товара под таможенной процедурой реимпорта на территорию таможенного союза не позднее шести месяцев производится возврат (зачет) уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин (ст. 295 ТК). Положения ст. 295 ТК, определяя на наднациональном уровне случай возврата вывозной таможенной пошлина, противоречат ст. 90 ТК, согласно которой порядок и случаи возврата вывозных таможенных пошлин устанавливаются законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата вывозных таможенных пошлин.
Возврат (зачет) вывозных таможенных пошлин в Российской Федерации производится в порядке, установленного главой 17 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Порядок возврата (зачета) вывозных таможенных пошлин в Республике Беларусь регламентируется положениями п. 2 и п. 3 ст. 272 и подп. 2.1 п. 2 ст. 273 Таможенного кодекса Республики Беларусь.
Порядок возврата (зачета) уплаченных вывозных таможенных пошлин при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта установлен ст. 154 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан".
Декларантом таможенной процедуры реимпорта, согласно п. 4 ст. 293 ТК, может выступать лицо, являвшееся декларантом одной из таможенных процедур, в соответствии с которой товары были вывезены с таможенной территории таможенного союза. Данное положение следует рассматривать как расширение круга лиц, которые могут быть декларантами в соответствии со ст. 186 ТК. Иное толкование, противоречило бы п. 3.7 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, в котором указано, что декларантом может выступать любое лицо, обладающее правом распоряжаться товарами.
Для помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта декларант предоставляет в таможенный орган таможенную декларацию, принятую при вывозе товаров, и документы, подтверждающие дату перемещения товаров через таможенную границу при их вывозе (п. 2 ст. 294 ТК). Если с товарами, вывезенными за пределы таможенной территории таможенного союза, были проведены операции по ремонту, то необходимо предоставить сведения об этих операциях (п. 1 ст. 294 ТК).
Место помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта определено п. 5 ст. 293 ТК. Товары можно поместить под таможенную процедуру реимпорта только в государстве - члене таможенного союза, в котором товары были помещены под таможенную процедуру, под которой товары были вывезены с территории таможенного союза (экспорт, временный вывоз, переработка вне таможенной территории).
- Научно-практический комментарий (поглавный) к Таможенному кодексу Таможенного союза Глава 1 "Общие положения"
- Глава 2 "Информирование и консультирование"
- Глава 3 "Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела"
- Глава 4 "Информационные системы и информационные технологии"
- 1. Определение возможности использования информационных технологий при таможенном оформлении, в том числе использования электронного обмена информацией
- 2. Порядок внедрения информационных технологий и информационных систем в таможенном деле
- 3. Условия и порядок использования информационных технологий и информационных систем в таможенном деле
- 4. Порядок формирования и доступа к информационным ресурсам в таможенном деле
- 5. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах
- 6. Инфраструктура обмена информацией
- Глава 5 "Таможенная статистика"
- Глава 6 "Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза. Классификация товаров"
- Глава 7 "Страна происхождения товаров"
- Глава 8 "Таможенная стоимость товаров"
- Глава 9 "Общие положения о таможенных платежах"
- Глава 10 "Исчисление таможенных пошлин, налогов"
- Правила определения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов при незаконном перемещении товаров
- Глава 11 "Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов"
- Глава 12 "Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов"
- Глава 13 "Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)"
- Глава 14 "Взыскание таможенных пошлин, налогов"
- Глава 15 "Общие положения о таможенном контроле"
- Глава 16 "Формы и порядок проведения таможенного контроля"
- Глава 17 "Взаимная административная помощь таможенных органов"
- Глава 18 "Система управления рисками"
- Глава 19 "Порядок проведения таможенных проверок"
- Глава 20 "Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля"
- Глава 21 "Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля"
- Глава 22 "Основные положения о перемещении товаров"
- Глава 23 "Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза"
- Глава 24 "Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза"
- Глава 25 "Временное хранение товаров"
- Глава 26 "Общие положения о таможенных операциях, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру"
- Глава 27 "Таможенное декларирование товаров"
- Глава 28 "Выпуск товаров"
- Глава 29 "Общие положения о таможенных процедурах"
- Глава 30 "Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления"
- Глава 31 "Таможенная процедура экспорта"
- Глава 32 "Таможенная процедура таможенного транзита"
- Глава 33 "Таможенная процедура таможенного склада"
- Глава 34 "Таможенная процедура переработки на таможенной территории"
- Глава 35 "Таможенная процедура переработки вне таможенной территории"
- Глава 36 "Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления"
- Глава 37 "Таможенная процедура временного ввоза (допуска)"
- Глава 38 "Таможенная процедура временного вывоза"
- Глава 39 "Таможенная процедура реимпорта"
- Глава 40 "Таможенная процедура реэкспорта"
- Глава 41 "Таможенная процедура беспошлинной торговли"
- Глава 42 "Таможенная процедура уничтожения"
- Глава 43 "Таможенная процедура отказа в пользу государства"
- Глава 44 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях"
- Глава 45 "Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц"
- Глава 46 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности"
- Глава 47 "Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи"
- Глава 48 "Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа"
- Глава 49 "Особенности перемещения товаров для личного пользования"
- Глава 50 "Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов"