Глава 36 "Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления"
Переработка для внутреннего потребления представляет собой особую разновидность таможенных процедур переработки, установленных главами 34-36 ТК, под которую допускается помещать определенные категории товаров в строго установленных случаях. Важнейшим условием применения процедуры, невыполнение которого лишает ее всякого экономического смысла, является разница между размером ставок ввозных таможенных пошлин на выпускаемые для внутреннего потребления товары и материалы, используемые для производства данных товаров (дифференцированные ставки таможенного тарифа). По общему правилу, реализуется принцип эскалации таможенного тарифа, при котором размер ставки увеличивается в зависимости от степени переработки товара. Однако в исключительных случаях величина сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате в отношении иностранных товаров, ввозимых на таможенную территорию с целью выпуска для внутреннего потребления, может быть меньше величины сумм ввозных таможенных пошлин, начисляемых в отношении сырья, материалов или комплектующих, из которых данные иностранные товары были изготовлены. Для импортирующих государств такие ситуации создают угрозу снижения рационализации импорта и дестимуляции определенных видов перерабатывающей деятельности в пределах национальной территории. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления устраняет эти неблагоприятные последствия, позволяя осуществить с иностранными товарами операции по переработке внутри таможенной территории и только затем выпустить готовую продукцию для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки. Как видно, в отличие от процедуры переработки на таможенной территории (глава 34 ТК), которая также предусматривает совершение операций по переработке на таможенной территории таможенного союза, образовавшиеся в результате переработки товары должны быть помещены под процедуру выпуска для внутреннего потребления, а не вывезены за пределы таможенного союза.
Переработка для внутреннего потребления - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.
Содержание процедуры переработки для внутреннего потребления, определенное ст. 264 ТК, в значительной степени соответствует общепризнанной концепции данной процедуры, которая отражена в Киотской конвенции. Так, в главе IV Специального приложения F Киотской конвенции установлено, что "переработка товаров для внутреннего потребления означает таможенную процедуру, под которой импортированные товары до их очистки для внутреннего потребления и под таможенным контролем могут изготовляться, перерабатываться или обрабатываться до такой степени, что сумма импортных пошлин и налогов, применимых к полученным таким образом продуктам, становится меньше той, которая была бы применена к импортированным товарам".
Исходя из приведенного определения можно заключить, что существенное различие в правовой регламентации переработки для внутреннего потребления согласно Киотской конвенции и ТК заключается в объеме льгот по уплате таможенных платежей, предоставляемых в отношении товаров, помещенных под рассматриваемую процедуру. Киотская конвенция предусматривает освобождение иностранных товаров, подлежащих переработке для внутреннего потребления, как от ввозных таможенных пошлин, так и от налогов.
Согласно ТК при помещении под процедуру переработки для внутреннего потребления ввозимые товары освобождаются только от уплаты ввозных таможенных пошлин, в то время как налоги (НДС и акцизы) подлежат уплате в полном объеме. В Российской Федерации данные положения отражены в подп. 7 п. 1 ст. 151, подп. 1 п. 1 ст. 185 НК РФ.
Фактически возможность совершать переработку для внутреннего потребления существовала в России до 1 января 2004 года. С введением в действие последнего ТК РФ переработка для внутреннего потребления стала допускаться исключительно в отношении товаров, включенных в соответствующий перечень Правительства Российской Федерации*(326). Однако вплоть до установления в государстве наднационального регулирования таможенных отношений данный список так и не был определен.
При подготовке ТК эксперты государств - членов таможенного союза, работавшие над документом, также не пришли к единой позиции*(327). Согласно п. 1 ст. 265 ТК определение перечня товаров, в отношении которых допускается процедура переработки для внутреннего потребления, отнесено на уровень национального законодательства.
Важно заметить, что в текущей редакции Таможенного кодекса Республики Беларусь переработка для внутреннего потребления в числе таможенных режимов переработки (§ 3-4 гл. 19) не предусмотрена.
В п. 2 ст. 265 ТК приведены условия помещения товаров под процедуру переработки для внутреннего потребления. Часть из них являются общими для всех процедур переработки - это требования о представлении документа об условиях переработки, выданного уполномоченным органом, и возможность идентификации иностранных товаров в продуктах их переработки таможенными органами. В то же время в отличие от требований, установленных для помещения товаров под процедуры переработки на таможенной территории (ст. 240 ТК) и переработки вне таможенной территории (ст. 253 ТК), в ст. 265 ТК отсутствует изъятие из условия о возможности идентификации товаров, если имела место замена продуктов переработки эквивалентными товарами. Также ввиду того, что целью помещения товаров под процедуру переработки для внутреннего потребления не может быть совершение операций по их ремонту, комментируемая глава ТК не устанавливает случаев, когда декларанту разрешается использовать в качестве документа об условиях переработки товаров для внутреннего потребления таможенную декларацию.
Остальные условия имеют специфический характер, будучи обусловлены экономическими факторами, составляющими содержание переработки для внутреннего потребления. В соответствии с данной таможенной процедурой импортированные товары, освобожденные от ввозных таможенных пошлин, перерабатываются до выпуска продуктов переработки для внутреннего потребления с уплатой всех таможенных платежей по ставкам, применяемым к продуктам переработки. В связи с этим суммы ввозных таможенных пошлин в отношении продуктов переработки должны быть меньше аналогичных сумм, исчисленных на день помещения иностранных товаров под процедуру переработки, как если бы при их декларировании была заявлена процедура выпуска для внутреннего потребления.
Также для недопущения применения процедуры в иных целях, кроме тех, которые предусмотрены ТК, переработка для внутреннего потребления допускается, если в результате операций по переработке продукты переработки не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. Требуемая степень переработки обеспечивается совершением с иностранными товарами операций, определенных в ст. 266 ТК, т.е. собственно переработки (обработки) либо изготовления, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку. Для целей переработки для внутреннего потребления ремонт к операциям по переработке не относится, так же как не относятся иные операции с иностранными товарами, указанные в п. 2 ст. 266 ТК.
Необходимо отметить, что под процедуру переработки для внутреннего потребления допускается помещать иностранные товары как ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, так и находящиеся под иными таможенными процедурами. При этом товары, выпущенные в соответствии с процедурой переработки для внутреннего потребления, сохраняют статус иностранных товаров, а образовавшиеся продукты переработки, подлежащие помещению под процедуру выпуска для внутреннего потребления, приобретают статус иностранных товаров.
Возможность идентификации иностранных товаров в продуктах их переработки является одним из обязательных условий помещения товаров под любую из таможенных процедур переработки. При этом нормы ТК, определяющие разрешенные к использованию способы идентификации, одинаковы для всех трех процедур переработки (ст.ст. 242, 255, 267 ТК).
Согласно ч. 2 ст. 266 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" декларант самостоятельно определяет тот или иной способ идентификации товаров в продуктах переработки, а таможенный орган устанавливает приемлемость заявленного способа с учетом характерных признаков товаров и осуществляемых операций по переработке товаров.
В соответствии с п. 1 ст. 268 ТК срок переработки товаров для внутреннего потребления составляет не более одного года со дня помещения товаров под таможенную процедуру (при декларировании товаров партиями - со дня помещения под процедуру первой партии товаров). При этом в него включается время, необходимое для совершения операций по переработке и помещения образовавшихся продуктов переработки под процедуру выпуска для внутреннего потребления. Кроме того, в целях законодательства Российской Федерации о таможенном деле в срок переработки товаров для внутреннего потребления также включается время, затрачиваемое на таможенное оформление отходов и остатков (ст. 11 Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима переработки для внутреннего потребления, утвержденной Приказом ФТС России от 7 мая 2009 года N 812*(328)).
Включение в срок переработки товаров для внутреннего потребления времени, требуемого для распоряжения продуктами переработки, является новацией для российского таможенного права. Ранее декларант по согласованию с таможенным органом, руководствуясь п. 2 ст. 191 ТК РФ, мог определять срок переработки только исходя из продолжительности процесса переработки товаров.
Если переработка не может быть завершена в течение заявленного срока, то по мотивированному заявлению декларанта таможенный орган может принять решение о его продлении в пределах максимального срока, установленного ТК для переработки для внутреннего потребления, т.е. одного года. Нормы, определяющие порядок продления срока переработки, содержатся в актах национального законодательства государств - членов таможенного союза. Для Российской Федерации - в ст. 267 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", разделе II Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима переработки для внутреннего потребления, утвержденной Приказом ФТС России от 7 мая 2009 года N 812, для Республики Казахстан - в ст. 372 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан".
В ч. 3 ст. 267 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" указано единственное основание, дающее право таможенному органу отказать в продлении срока переработки, - если декларант не соблюдает требования и условия применения процедуры переработки для внутреннего потребления, установленные комментируемой главой ТК и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Общим для процедур переработки, предусмотренных ТК, является то, что все существенные сведения об условиях переработки товаров указаны в соответствующем документе об условиях переработки товаров, который выдается уполномоченным органом государства - члена таможенного союза по заявлению любого заинтересованного лица данного государства, в т.ч. непосредственно не осуществляющего операции по переработке. При этом выпуск товаров, помещенных под процедуру переработки осуществляется таможенным органом того государства - члена таможенного союза, уполномоченным органом которого выдан документ об условиях переработки товаров.
Сведения, которые должны содержаться в документе об условиях переработки товаров для внутреннего потребления, перечислены в п. 2 ст. 269 ТК, за исключением тех сведений, которые могут устанавливаться законодательством государств - членов таможенного союза.
Ввиду рамочного характера рассматриваемой нормы ТК правовое регулирование вопросов, связанных с порядком выдачи документа об условиях переработки, внесения в него изменений, его отзыва (аннулирования) осуществляется на уровне национального законодательства государств - членов таможенного союза. В Российской Федерации - ст. 269-271 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Приказом ФТС России от 7 мая 2009 года N 812.
Так, согласно ч. 1 ст. 269 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" документом об условиях переработки товаров для внутреннего потребления является разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления, форма которого утверждена Приказом ФТС России от 7 мая 2009 года N 812.
Для получения разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления заинтересованное лицо обращается с письменным заявлением и комплектом документов, подтверждающих заявленные сведения, в таможенный орган, в регионе деятельности которого он зарегистрирован как налогоплательщик в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Только лицо, получившее разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления, вправе декларировать иностранные товары в соответствии с данной таможенной процедурой (ч. 2 ст. 264 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Выданное таможенным органом разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления может быть отозвано им по основаниям и в порядке, указанным в ст. 271 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Напомним, что ТК РФ не предусматривал право таможенного органа отозвать разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления.
В связи с отзывом разрешения на переработку для внутреннего потребления у декларанта возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру и не переработанных на день отзыва данного разрешения, за исключением случаев вывоза таких товаров за пределы таможенной территории таможенного союза в соответствии с процедурой реэкспорта.
Основания и последствия принятия таможенным органом решения об аннулировании разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления определены ч. 6-10 ст. 271 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В результате переработки иностранных товаров, помещенных под процедуру переработки для внутреннего потребления, образуется определенное количество (процентное содержание) продуктов переработки, называемое нормой выхода продуктов переработки для внутреннего потребления (ст. 270 ТК). Нормы выхода продуктов переработки устанавливаются декларантом по согласованию с таможенным органом при рассмотрении заявления на получение разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления, кроме случая, предусмотренного п. 2 ст. 270 ТК, когда компетентными органами государств - членов таможенного союза определяются стандартные нормы выхода продуктов переработки.
Как правило, процесс переработки товаров приводит к образованию не только продуктов переработки, что является основной целью совершения операций по переработке, но и побочных продуктов - отходов и производственных потерь. Кроме того, по окончании переработки часть иностранных товаров может оказаться неподвергнутой операциям по переработке в зависимости от установленных норм выхода продуктов переработки для внутреннего потребления.
В соответствии со ст. 271 ТК полученные в результате переработки иностранных товаров для внутреннего потребления отходы до истечения срока переработки должны быть помещены под иную таможенную процедуру, как если бы данные отходы являлись товарами, ввезенными на таможенную территорию таможенного союза в этом состоянии*(329). Согласно ст. 272 ТК остатки товаров до истечения срока переработки также подлежат таможенному оформлению в соответствии с иной таможенной процедурой.
Не подлежат помещению под иную таможенную процедуру отходы, переработанные в состояние, делающее их непригодными для дальнейшего коммерческого использования, а также производственные потери, образующиеся и (или) безвозвратно теряющиеся при переработке товаров.
В ст. 273 ТК определен единственный способ завершения действия процедуры переработки для внутреннего потребления до истечения срока переработки товаров - выпуск продуктов переработки для внутреннего потребления. Продукты переработки подлежат помещению под процедуру выпуска для внутреннего потребления в порядке и на условиях, предусмотренных гл. 30 ТК, за исключением условия о применении в отношении продуктов переработки мер нетарифного регулирования.
Рассматриваемая норма соответствует стандартному правилу 7 гл. 4 Специального приложения F Киотской конвенции, согласно которому переработка товаров для внутреннего потребления завершается, когда продукты, полученные в результате данной переработки, проходят очистку для внутреннего потребления (т.е. в отношении продуктов переработки совершаются таможенные формальности, необходимые для введения их во внутреннее потребление). Однако в отличие от ТК Киотская конвенция предусматривает более гибкий подход: в исключительных случаях - по запросу заинтересованного лица и при наличии оправданных обстоятельств - таможенная служба должна разрешить прекращение процедуры переработки для внутреннего потребления помещением продуктов переработки под другую таможенную процедуру при соблюдении необходимых условий и формальностей (стандартное правило 8 гл. 4 Специального приложения F Киотской конвенции).
При таможенной процедуре переработки для внутреннего потребления иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, используются на ней для совершения операций по переработке с последующим выпуском продуктов переработки для внутреннего потребления. Согласно п. 1 ст. 274 ТК с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации для оформления иностранных товаров в соответствии с процедурой переработки для внутреннего потребления у декларанта возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов. Ранее указывалось, что в отношении товаров, помещенных под процедуру переработки для внутреннего потребления, декларанту предоставляется полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин. Условное освобождение предполагает, что декларант вправе применить льготу под условием завершения процедуры переработки помещением продуктов переработки под процедуру выпуска для внутреннего потребления до истечения срока переработки.
При исполнении данного условия, а также в случаях, указанных в п. 2 ст. 80 ТК, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин с иностранных товаров для переработки у декларанта прекращается (п. 3 ст. 274 ТК).
Если срок уплаты ввозных таможенных пошлин, которым считается день, определенный в соответствии с п. 5 ст. 274 ТК, наступает во время действия процедуры переработки для внутреннего потребления, декларант лишается льготы по уплате ввозных таможенных пошлин. В этом случае данные суммы должны быть возмещены в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, которые были бы исчислены в отношении товаров, выпускаемых для внутреннего потребления, на день регистрации таможенным органом таможенной декларации для помещения товаров под процедуру переработки для внутреннего потребления.
Что касается налогов (НДС и акцизов), подлежащих уплате в полном объеме при помещении товаров под процедуру переработки для внутреннего потребления, то обязанность декларанта по их уплате считается исполненной в случаях, указанных в п. 2 ст. 80 ТК. При этом согласно п. 4 ст. 274 ТК суммы налогов должны быть внесены до выпуска товаров в соответствии с данной таможенной процедурой.
Исходя из содержания процедуры переработки для внутреннего потребления, установленного в ст. 264 ТК, суммы ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате при выпуске продуктов переработки для внутреннего потребления, рассчитываются на основе ставок, применяемых к продуктам переработки. Однако в соответствии со ст. 275 ТК для достижения целей развития экономик государств - членов таможенного союза и стимулирования импортозамещения товаров, относящихся в данных государствах к категории инвестиционных, Комиссия таможенного союза наделена правом определять отдельные виды товаров и (или) продуктов их переработки, в отношении которых общепринятый подход не действует. Для таких товаров суммы ввозных таможенных пошлин исчисляются на основе таможенной стоимости и (или) физических характеристик (в зависимости от вида применяемой ставки - адвалорной, специфической или комбинированной), определенных на день регистрации таможенным органом таможенной декларации для их помещения под процедуру переработки для внутреннего потребления.
Применяемые ставки ввозных таможенных пошлин зависят от страны происхождения товара*(330). Если иностранные товары, используемые в процессе переработки, происходят из разных стран, то ставки ввозных таможенных пошлин определяются по правилам, указанным в п. 2 ст. 275 ТК.
Согласно ст. 276 ТК в отношении товаров, не подвергшихся операциям по переработке, которые помещаются под процедуру выпуска для внутреннего потребления до истечения срока переработки в соответствии со ст. 272 ТК, применяются ставки ввозных таможенных пошлин и курсы валют, определяемые на день регистрации таможенной декларации для таможенного оформления товаров в соответствии с процедурой переработки для внутреннего потребления.
При этом на суммы ввозных таможенных пошлин, уплаченных с таких остатков товаров при их выпуске для внутреннего потребления, начисляются проценты, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка их уплаты, рассчитанные с учетом п. 2 ст. 276 ТК*(331).
- Научно-практический комментарий (поглавный) к Таможенному кодексу Таможенного союза Глава 1 "Общие положения"
- Глава 2 "Информирование и консультирование"
- Глава 3 "Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела"
- Глава 4 "Информационные системы и информационные технологии"
- 1. Определение возможности использования информационных технологий при таможенном оформлении, в том числе использования электронного обмена информацией
- 2. Порядок внедрения информационных технологий и информационных систем в таможенном деле
- 3. Условия и порядок использования информационных технологий и информационных систем в таможенном деле
- 4. Порядок формирования и доступа к информационным ресурсам в таможенном деле
- 5. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах
- 6. Инфраструктура обмена информацией
- Глава 5 "Таможенная статистика"
- Глава 6 "Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза. Классификация товаров"
- Глава 7 "Страна происхождения товаров"
- Глава 8 "Таможенная стоимость товаров"
- Глава 9 "Общие положения о таможенных платежах"
- Глава 10 "Исчисление таможенных пошлин, налогов"
- Правила определения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов при незаконном перемещении товаров
- Глава 11 "Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов"
- Глава 12 "Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов"
- Глава 13 "Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)"
- Глава 14 "Взыскание таможенных пошлин, налогов"
- Глава 15 "Общие положения о таможенном контроле"
- Глава 16 "Формы и порядок проведения таможенного контроля"
- Глава 17 "Взаимная административная помощь таможенных органов"
- Глава 18 "Система управления рисками"
- Глава 19 "Порядок проведения таможенных проверок"
- Глава 20 "Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля"
- Глава 21 "Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля"
- Глава 22 "Основные положения о перемещении товаров"
- Глава 23 "Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза"
- Глава 24 "Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза"
- Глава 25 "Временное хранение товаров"
- Глава 26 "Общие положения о таможенных операциях, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру"
- Глава 27 "Таможенное декларирование товаров"
- Глава 28 "Выпуск товаров"
- Глава 29 "Общие положения о таможенных процедурах"
- Глава 30 "Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления"
- Глава 31 "Таможенная процедура экспорта"
- Глава 32 "Таможенная процедура таможенного транзита"
- Глава 33 "Таможенная процедура таможенного склада"
- Глава 34 "Таможенная процедура переработки на таможенной территории"
- Глава 35 "Таможенная процедура переработки вне таможенной территории"
- Глава 36 "Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления"
- Глава 37 "Таможенная процедура временного ввоза (допуска)"
- Глава 38 "Таможенная процедура временного вывоза"
- Глава 39 "Таможенная процедура реимпорта"
- Глава 40 "Таможенная процедура реэкспорта"
- Глава 41 "Таможенная процедура беспошлинной торговли"
- Глава 42 "Таможенная процедура уничтожения"
- Глава 43 "Таможенная процедура отказа в пользу государства"
- Глава 44 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях"
- Глава 45 "Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц"
- Глава 46 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности"
- Глава 47 "Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи"
- Глава 48 "Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа"
- Глава 49 "Особенности перемещения товаров для личного пользования"
- Глава 50 "Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов"