logo search
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 13 "Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)"

В ст. 89 ТК предусмотрено легальное определение излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов. Под такими излишними платежами законодатель понимает суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК, законодательством государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров. Переплата таможенных пошлин, налогов может возникнуть вследствие арифметической ошибки, неправильного применения ставки таможенных пошлин, налогов и в других аналогичных случаях. Например, в силу ч. 2 ст. 130 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов и не может превышать 100 000 рублей. В ч. 2 ст. 153 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан" предусмотрены основания для признания уплаты сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пеней в бюджет ошибочной. При этом перечень оснований не является исчерпывающим - возможно признание иных ошибок, связанных с уплатой таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов. В п. 1 ст. 272 Таможенного кодекса Республики Беларусь также предусмотрен открытый перечень оснований для признания сумм уплаченных или взысканных таможенных платежей излишне уплаченными или взысканными. Киотская конвенция содержит положение, в силу которого возврат пошлин и налогов производится в случаях, когда установлено, что произошло излишнее взыскание пошлин и налогов в результате ошибки при их начислении (стандартное правило 4.18 Специального приложения B).

Следует более подробно охарактеризовать основные элементы приведенного определения. ТК и законодательство государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС предусматривает уплату таможенных пошлин, налогов и определяет их размер. Необходимо отметить, что в силу ст. 70 ТК к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; таможенные сборы. Киотская конвенция предусматривает, что в национальном законодательстве определяются условия возникновения обязательств по уплате пошлин и налогов (стандартное правило 4.1 Специального приложения А). В силу п. 4 ст. 76 ТК сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено ТК. Сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено ТК. В связи с этим, размер таможенных платежей определяется исходя из положений законодательства государств - членов таможенного союза, если иное не установлено ТК. В силу п. 2 ст. 115 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан" ставки таможенных сборов устанавливаются Правительством Республики Казахстан. Аналогичная норма содержится и в ч. 1 ст. 130 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации. В силу п. 3 ст. 249 Таможенного кодекса Республики Беларусь для целей исчисления таможенных платежей применяются ставки, соответствующие наименованию и (или) классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом Республики Беларусь, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Таким образом, ст. 89 ТК применяется только в отношении таможенных платежей, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК и (или) законодательством государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС. Это положение можно считать одним из условий признания таможенных платежей излишне уплаченными или излишне взысканными.

Другим обязательным условием признания таможенных платежей излишне уплаченными или излишне взысканными в силу ст. 89 ТК является идентификация указанных сумм денежных средств в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Следует сказать, что в силу положения Киотской конвенции возврат не осуществляется, если указанная сумма меньше минимальной суммы, установленной в национальном законодательстве (стандартное правило 4.24 Специального приложения С).

В ст. 90 ТК предусмотрены правила определения порядка возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Указанные действия при наличии условий, предусмотренных в ст. 89 ТК, осуществляются в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Таким образом, порядок и случаи возврата таможенных платежей устанавливаются национальным законодательством государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС.

В силу ч. 1 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. В ч. 2 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусматривается перечень документов, прилагаемых в обязательном порядке к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов. Стоит отметить, что указанный перечень не является исчерпывающим, что подтверждается законодательной формулировкой - иные документы могут быть представлены лицом для подтверждения обоснованности возврата.

В силу ч. 6 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.

В силу п. 3 ст. 272 Таможенного кодекса Республики Беларусь для возврата и (или) зачета излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей в таможенный орган представляется письменное заявление плательщика (в произвольной форме). Между тем, в п. 3 ст. 272 Таможенного кодекса Республики Беларусь указаны требования к содержанию данного заявления - в нем указываются обоснование возврата и (или) зачета излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей, суммы таможенных платежей, подлежащие возврату и (или) зачету, виды таможенных платежей, реквизиты платежных документов, согласно которым суммы таможенных платежей были уплачены или взысканы, банковские реквизиты плательщика. При этом заявление подается в таможенный орган, в котором производилось либо будет производиться таможенное оформление товаров или который совершил либо будет совершать юридически значимые действия.

В силу ч. 2 ст. 154 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан" в целях получения возврата (зачета) излишне (ошибочно) уплаченных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пени плательщик вправе обратиться в таможенный орган с заявлением о предоставлении подтверждения наличия излишне (ошибочно) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов. Заявление подается в таможенный орган, совершивший таможенное декларирование, таможенное сопровождение товаров и транспортных средств, принятие предварительного решения.

Согласно ч. 4 и 5 ст. 154 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан" срок рассмотрения таможенными органами указанного заявления не должен превышать десять рабочих дней со дня подачи заявления плательщиком, при этом оформление подтверждения наличия излишне (ошибочно) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов производится таможенными органами на основании акта сверки расчетов по таможенным пошлинам, налогам, таможенным сборам. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) предусматривает, что решения по заявлениям о возврате принимаются и сообщаются заинтересованным лицам в письменной форме без ненужных промедлений, а возврат излишне взысканных сумм осуществляется в возможно короткие сроки после проверки заявлений (стандартное правило 4.21 Специального приложения С).

Следует отметить, что в ч. 6 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрена санкция, применяемая при нарушении установленного срока возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей - начисление процентов на эти суммы. В НК РФ предусмотрено два допустимых срока начисления процентов на сумму излишне уплаченных и излишне взысканных налогов. Сроки различаются в зависимости от добровольности или принудительности исполнения обязанности по уплате налогов. При нарушении срока возврата излишне уплаченных налогов проценты на указанную сумму начисляются за каждый день нарушения срока возврата (ст. 78 НК РФ), а при нарушении срока возврата излишне взысканных налогов со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата (ст. 79 НК РФ).

В ст. 90 ТК предусмотрено правило определения порядка возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин. Возврат (зачет) осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза ЕврАзЭС. При этом применяется законодательство того государства, в котором произведена уплата и (или) взыскание таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза. Следует отметить Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 20 мая 2010 года "Об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)"*(186). В силу п. 1 ст. 4 указанного соглашения возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин осуществляется с единого счета уполномоченного органа. Возврат осуществляется в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа и зачтенных в отчетном дне, с учетом сумм возврата ввозных таможенных пошлин, непринятых национальным (центральным) банком к исполнению в отчетном дне. Кроме того, следует отметить Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19 ноября 2010 года (Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19 ноября 2010 г. N 59 "О международных договорах в сфере применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС"), в силу ст. 14 которого возврат плательщику излишне уплаченных (излишне взысканных) специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин осуществляется с единого счета органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета государства - члена таможенного союза.

Следует сказать, что в национальном законодательстве государств - членов таможенного союза правила о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин предусмотрены с различной степенью конкретизации. Так, в силу ч. 10 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате ввозных таможенных пошлин. При этом не допускается зачет излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин в счет исполнения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов. Согласно ч. 1 ст. 154 Кодекса "О таможенном деле в Республике Казахстан" возврат (зачет) излишне (ошибочно) уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан, с учетом особенностей, установленных международным договором Республики Казахстан. В Таможенном кодексе Республики Беларусь - в подп. 2.2 п. 2 ст. 273 - предусмотрено, что при возврате и (или) зачете сумм ввозных таможенных пошлин, налогов - копии свидетельства о помещении товаров под таможенный режим реэкспорта, документа таможенного транзита и разрешения на убытие товаров с таможенной территории.