logo search
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 22 "Основные положения о перемещении товаров"

Ст. 150 ТК посвящена установлению общих условий перемещения товаров через таможенную границу. В п. 1 ст. 150 ТК предусмотрен приоритет равенства оснований перемещения товаров через таможенную границу для всех лиц. Все лица на равных основаниях имеют право на совершение данного действия. Следует сказать, что применяемый в п. 1 комментируемой статьи ТК термин "лица" включает в свое смысловое содержание как физических, так и юридических лиц, а кроме того - организаций, не являющихся юридическими лицами, если иное не вытекает из ТК. Соответствующее определение содержится в подп. 13 п. 1 ст. 4 ТК.

В силу п. 1 ст. 4 ТК названные субъекты признаются "лицами", если иное не вытекает из ТК. Следовательно, в ТК могут непосредственно предусматриваться исключения в отношении отдельных субъектов, состоящие как в признании их участниками таможенных правоотношений, так и изъятия, устраняющие их из сферы отношений, регламентируемых таможенным законодательством. Возвращаясь к анализу п. 1 ст. 150 ТК, необходимо подчеркнуть, что названными лицами в обязательном порядке должны соблюдаться положения, установленные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Таким образом, правовое регулирование перемещения товаров через таможенную границу (в рассматриваемом аспекте - установление оснований такого перемещения) осуществляется на международном и национальном уровнях. Рассматривая международный уровень правового регулирования отношений по перемещению товаров через таможенную границу, прежде всего, следует отметить Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года*(223), Протокол об обеспечении единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 12 декабря 2008 года*(224), Соглашение о порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 12 декабря 2008 года*(225), Соглашение о порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 12 декабря 2008 года*(226), Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 21 мая 2010 года*(227), Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза от 21 мая 2010 года*(228).

Рассматривая акты национального законодательства, следует отметить, что перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза признается ввоз товаров на таможенную территорию или вывоз товаров с таможенной территории (подп. 44 п. 1 ст. 4 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", подп. 1.18 п. 1 ст. 8 Таможенного кодекса Республики Беларусь). Кроме того, в актах законодательства государств - членов таможенного союза предусматриваются специальные дефиниции, имеющие непосредственное значение для толкования приведенного выше определения: товары, ввоз товаров, вывоз товаров, незаконное перемещение товаров через таможенную границу (ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. 1 ст. 4 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", п. 1 ст. 8 Таможенного кодекса Республики Беларусь). Кроме того, основные положения национального законодательства государств - членов таможенного союза, регламентирующие отношения по осуществлению таможенных операций, предшествующих подаче таможенной декларации, содержатся в разделе 2 Таможенного кодекса Республики Беларусь, разделе 4 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", главе 22 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Следует подчеркнуть, что при соблюдении требований приведенных выше актов законодательства лица имеют всеобщее равное право на ввоз товаров на таможенную территорию, равно как и на вывоз товаров с таможенной территории.

Ст. 150 ТК посвящена регламентации порядка перемещения товаров через таможенную границу. В силу общего правила п. 1 ст. 150 ТК порядок перемещения товаров через таможенную границу устанавливается таможенным законодательством таможенного союза ЕврАзЭС. Между тем, допускается установление особенностей перемещения товаров через таможенную границу для отдельных категорий товаров. В п. 1 ст. 150 ТК не содержится исчерпывающего перечня товаров. Указывается, что помимо имущества, признаваемого в соответствии с ТК товаром, особенности перемещения через таможенную границу также могут предусматриваться и для припасов (подп. 23 п. 1 ст. 4, глава 50 ТК), товаров для личного пользования (подп. 36 п. 1 ст. 4, глава 49 ТК), транспортных средств международной перевозки (подп. 40 п. 1 ст. 4, глава 48 ТК). При этом названные особенности предусматриваются непосредственно ТК, а также могут устанавливаться международными договорами государств - членов таможенного союза. В связи с этим, следует отметить Соглашение об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза от 18 июня 2010 года*(229), а также Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18 июня 2010 года*(230).

Порядок таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, устанавливается как на наднациональном, так и на внутригосударственном уровнях правового регулирования. Прежде всего, следует отметить положения раздела 3 ТК. Рассматривая национальные акты таможенного законодательства государств - членов таможенного союза, необходимо, прежде всего, руководствоваться: в России - разделом 3 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в Беларуси - ст. 49, разделом 8 Таможенного кодекса Республики Беларусь, в Казахстане - разделом 3 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан".

Важно подчеркнуть, что при проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Стоит сказать, что для отдельных товаров, ввозимых на таможенную территорию и вывозимых с таможенной территории, предусмотрен первоочередной порядок совершения таможенных операций перед выдачей таможенной декларации. Открытый перечень таких товаров установлен в п. 4 ст. 150 ТК: товары, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукция военного назначения, необходимая для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные материалы, взрывчатые вещества, международные почтовые отправления, экспресс-грузы, гуманитарная и техническая помощь, сообщения и материалы для средств массовой информации и другие подобные товары. Таким образом, приведенный перечень товаров подлежит расширительному толкованию в соответствии с содержанием ТК.

Места перемещения товаров через таможенную границу определяются в соответствии со ст. 151 ТК. Такими местами признаются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств - членов таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза. В России пункты пропуска признаются местами нахождения таможенных органов. Другие места нахождения таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (Федеральной таможенной службой России), исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций (ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). В Республике Беларусь перемещение товаров через таможенную границу, за исключением отдельных товаров*(231), должно осуществляться во время работы таможенных органов в пунктах ввоза и вывоза, если иное не установлено законами и (или) актами Президента Республики Беларусь (п. 1 ст. 46 Таможенного кодекса Республики Беларусь). В Республике Казахстан местами перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза являются пункты пропуска либо иные места, определенные Правительством Республики Казахстан (ст. 243 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан").

Ст. 152 ТК посвящена регламентации установления запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу. По общему правилу п. 1 ст. 152 ТК перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением установленных запретов и ограничений. Кроме того, предусматривается, что иные правила могут быть установлены ТК, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения. В связи с этим, следует отметить Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18 июня 2010 года*(232). При ввозе товаров для личного пользования на таможенную территорию таможенного союза и (или) вывозе с этой территории применяются запреты и ограничения, указанные в приложении 2 к названному соглашению. Международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и (или) нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, могут устанавливаться иные запреты и ограничения в отношении товаров для личного пользования (п. 1 ст. 4).

В п. 2 ст. 152 ТК установлено последствие прибытия на таможенную территорию таможенного союза товаров, запрещенных к ввозу. По общему правилу такие товары подлежат немедленному вывозу с таможенной территории таможенного союза. Между тем, ТК допускает возможность установления исключений - в законодательстве и (или) международных договорах государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС. Кроме того, в ТК определены лица, обязанные принимать меры по вывозу с таможенной территории товаров, запрещенных к ввозу - перевозчик и (или) собственник этих товаров. Однако иные правила относительно субъектов осуществления данных мер могут предусматриваться законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Таким образом, в данном случае допускается как наднациональное, так и внутригосударственное правовое регулирование.

В силу п. 3 ст. 152 ТК установлен запрет фактического вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, если таковые не подлежат вывозу. Стоит отметить, что иные правила могут быть предусмотрены только международными договорами государств - членов таможенного союза.

В п. 4 ст. 152 ТК установлено, что правила ТК относительно прибытия на таможенную территорию таможенного союза товаров, запрещенных к ввозу (п. 2 ст. 152 ТК), а также запрещающие фактический вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, если таковые не подлежат вывозу (п. 3 ст. 152 ТК), применяются в том случае, если при ввозе на таможенную территорию таможенного союза или вывозе с такой территории товаров, ограниченных к ввозу или вывозу, не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений. Следует отметить, что в законодательстве государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС не содержится исчерпывающих перечней таких документов, вследствие чего допускается применение расширительного толкования.

Кроме того, в п. 5 ст. 152 ТК предусмотрено, что правила ТК о задержании товаров и документов на них при проведении таможенного контроля (глава 21 ТК) применяются в случае невозможности вывоза товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию, а также товаров, ограниченных к ввозу или вывозу. При проведении таможенного контроля такие товары подлежат задержанию в соответствии с правилами, установленными в ст. 145-149 ТК.

Ст. 153 ТК посвящена регламентации пользования и (или) распоряжения товарами, перемещаемыми через таможенную границу. При этом определение условий и порядка пользования и (или) распоряжения этими товарами зависит от определенного в ТК момента их выпуска. Условия и порядок пользования и распоряжения товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом определяются таможенным законодательством таможенного союза (п. 1 ст. 153 ТК). Стоит отметить, что условия пользования и распоряжения товарами, перемещаемыми через таможенную границу, после их выпуска таможенным органом зависят от заявленной таможенной процедуры или правил, установленных для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии ТК помещению под таможенные процедуры. Например, в силу п. 7 ст. 200 ТК для приобретения статуса товаров таможенного союза условно выпущенные товары не подлежат повторному помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Важно отметить, что товары, не подлежащие помещению под таможенные процедуры, могут определяться на наднациональном уровне правового регулирования. В частности, Комиссией таможенного союза может быть установлен перечень иных товаров (помимо указанных в п. 1 ст. 303 ТК), не подлежащих помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли.

В ст. 154 ТК предусматривается правило определения правового режима товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы до совершения таможенных операций, связанных с их помещением под таможенную процедуру, в том числе в период их временного хранения, а также при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. В подп. 1 п. 1 ст. 4 ТК содержится легальное определение термина "авария". При этом под непреодолимой силой в ТК предусматривается наличие чрезвычайных и непредотвратимых при условиях аварии обстоятельств. В дальнейшем при совершении в отношении этих товаров таможенных операций рассматриваются так же, как если бы они были ввезены на таможенную территорию таможенного союза в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.

Ст. 155 ТК посвящена регламентации взятия проб и образцов товаров заинтересованными лицами. Следует учитывать, что в силу подп. 7 п. 1 ст. 4 ТК заинтересованными лицами признаются лица, интересы которых в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно и индивидуально. Стоит подчеркнуть, что заинтересованные лица и контролирующие органы вправе отбирать пробы и образцы товаров только с разрешения таможенного органа и в случаях, установленных ТК и (или) законодательством государств - членов таможенного союза (п. 1 ст. 155 ТК).

В п. 2 ст. 155 ТК содержится исчерпывающий перечень условий выдачи таможенным органом разрешения на взятие проб и образцов товаров: если такое действие не затрудняет проведение таможенного контроля; не изменяет характеристик товаров; не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений. По смыслу п. 2 ст. 155 ТК для выдачи таможенным органом разрешения на взятие проб и образцов товаров необходимо наличие всех названных выше условий в совокупности.

Пробы и образцы являются частями и единицами товаров, перемещаемых через таможенную границу. В связи с этим, возникает вопрос о таможенном декларировании. Однако в силу специального правила п. 3 ст. 155 ТК указание в таможенной декларации проб и образцов товаров исключает необходимость подачи отдельной таможенной декларации в отношении этих объектов.