Глава 20 "Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля"
Ст. 137 ТК содержит специализированный глоссарий. В нем содержатся определения пяти основных терминов, в частности, раскрыто содержание понятия "таможенная экспертиза", под которой ТК понимает организацию и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решений задач в области таможенного регулирования. Следует отметить, что Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" также содержит собственный глоссарий, применяемый в отношении главы 25 "Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля". В ст. 226 главы 25 помимо определений, представленных в ст. 137 ТК, приводятся такие дефиниции как "организация, проводящая таможенные экспертизы" и "объект таможенной экспертизы".
Ст. 138 ТК регламентирует порядок назначения таможенной экспертизы, которая является вспомогательным и эффективным средством при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, и назначается в случаях, когда возникает необходимость использования специальных познаний.
На практике к специальным познаниям относят знания, приобретенные посредством профессионального образования и полученные с опытом практической и научной работы. При этом следует подчеркнуть, что специальные познания не включают в себя общеизвестные и юридические знания.
Назначение экспертизы производится по инициативе таможенного органа, и, как правило, поручается таможенным экспертам. Однако п. 2 ст. 138 предусмотрена возможность проведения таможенной экспертизы экспертами иных уполномоченных организаций, в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами. В этом случае эксперт привлекается в соответствии с национальным законодательством стран - участниц таможенного союза.
Так, например, ст. 173 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" устанавливает, что эксперт (специалист) иной уполномоченной организации привлекается к проведению таможенной экспертизы на договорной основе. В случае, если проведение таможенной экспертизы назначается таможенным органом эксперту (специалисту) иной уполномоченной организации, такой эксперт (специалист) обязан представить в таможенный орган, назначивший экспертизу, документы, подтверждающие наличие у него необходимых специальных познаний.
Экспертом может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения таможенного эксперта.
Объектами экспертного исследования, проводимого для таможенных целей, в соответствии с п. 3 ст. 138 ТК, могут быть товары, транспортные средства, средства идентификации, таможенные, коммерческие и транспортные (перевозочные) документы и иные документы, а также сведения, содержащиеся в этих документах, имеющие отношение к товарам, направляемые на таможенную экспертизу.
Решение о назначении экспертизы принимается уполномоченным должностным лицом таможенного органа в письменной форме и должно содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 4 ст. 138 комментируемой главы.
Форма решения о назначении таможенной экспертизы устанавливается законодательством государств - членов таможенного союза.
В Российской Федерации форма решения установлена Письмом ФТС РФ от 12 июля 2010 года N 01-11/34096 "О временном введении в действие форм документов"*(219).
В п. 5 ст. 138 перечислены случаи отказа в проведении таможенной экспертизы. Среди них:
1) недостаточность информации для проведения таможенной экспертизы;
2) ненадлежащее оформление решения о назначении таможенной экспертизы;
3) несоответствие сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;
4) отсутствие необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы;
Законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены и иные случаи отказа в проведении таможенной экспертизы.
Так, например, частью 6 ст. 172 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что в проведении таможенной экспертизы может быть отказано в случае отсутствия в таможенном органе, проводящем таможенную экспертизу, или иной уполномоченной организации таможенного эксперта (эксперта) требуемой квалификации.
В соответствии со ст. 227 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" руководитель организации, проводящей таможенную экспертизу, или лицо, его замещающее, возвращает без исполнения решение о назначении таможенной экспертизы, представленные для проведения таможенной экспертизы материалы, документы, пробы и образцы, в случае повреждения, порчи либо частичной утраты при доставке, транспортировке направляемых на таможенную экспертизу проб или образцов или отсутствия и недостаточности проб и образцов товара для проведения испытаний или исследования.
Такой отказ в соответствии с п. 6 ст. 138 ТК оформляется в письменном виде с указанием причин отказа. Представленные материалы, документы, пробы и образцы возвращаются таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.
В случае же принятия решения о назначении таможенной экспертизы таможенный орган на следующий день письменно уведомляет об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров.
В п. 8 ст. 138 ТК предусмотрена обязанность государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого назначена экспертиза, возместить за счет бюджетных средств расходы на проведение таможенной экспертизы.
Однако важно отметить, что п. 11 ст. 304 Таможенного кодекса Республики Беларусь установлено, что проведение экспертизы осуществляется таможенными органами за счет средств лица, в отношении которого или его товаров проводятся операции таможенного контроля, если в ходе проведения операций таможенного контроля выявлены нарушения таможенного законодательства. В иных случаях такая оплата осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 139 ТК порядок проведения таможенной экспертизы определяется решением Комиссии. Так, Решением Комиссии N 258 "О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля" от 20 мая 2010 года*(220) определены таможенные органы, проводящие таможенную экспертизу:
для Республики Беларусь - таможенный орган, в котором есть структурное подразделение, проводящее таможенную экспертизу;
для Республики Казахстан - Центральная таможенная лаборатория;
для Российской Федерации - Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление.
При проведении таможенной экспертизы уполномоченное должностное лицо таможенного органа, назначившее таможенную экспертизу, направляет руководителю таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, решение о назначении таможенной экспертизы и материалы, документы, пробы и образцы, необходимые для ее проведения с указанием разрешения на видоизменение, частичное или полное уничтожение, разрушение материалов, документов, проб и образцов исследования.
Решение о назначении таможенной экспертизы и прилагаемые к нему материалы, документы, пробы и образцы принимаются таможенным органом или иной уполномоченной организацией, проводящей таможенную экспертизу, в день их поступления. Прилагаемые к решению о назначении таможенной экспертизы материалы, документы, пробы и образцы принимаются в упакованном и опечатанном виде. В случае если материалы, документы, пробы и образцы не упакованы, об отсутствии упаковки указывается в решении о назначении таможенной экспертизы.
В соответствии с Решением Комиссии таможенная экспертиза проводится, как в помещении таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, так и вне, если это необходимо по характеру исследования, либо в силу невозможности доставить материалы, документы, пробы и образцы на таможенную экспертизу.
Организация проведения таможенных экспертиз возлагается на руководителя таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу. Руководитель таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, вправе делегировать часть своих полномочий по организации проведения таможенных экспертиз своим заместителям и руководителям структурных подразделений таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу.
Поступившие на таможенную экспертизу материалы, документы, пробы и образцы рассматриваются руководителем таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, и передаются исполнителю в течение рабочего дня, а в случае их поступления в нерабочие дни - в первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.
При рассмотрении поступивших материалов, документов, проб и образцов для таможенной экспертизы руководитель таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, изучает решение о назначении таможенной экспертизы, объем предстоящего исследования и на этом основании определяет:
конкретного исполнителя (исполнителей) таможенной экспертизы, а также ведущего таможенного эксперта (эксперта) при проведении комиссионной или комплексной таможенной экспертизы;
срок производства таможенной экспертизы;
порядок привлечения к проведению таможенной экспертизы специалистов иных экспертных, научных и других учреждений.
Руководитель таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, обеспечивает сохранность представленных на таможенную экспертизу материалов, документов, проб и образцов, не допуская изменения их количества и (или) состояния, за исключением уничтожения (расходования) при производстве экспертизы, уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие действия непреодолимой силы, изменения естественных свойств, либо в результате естественного износа и (или) убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.
После завершения проведения таможенной экспертизы материалы, пробы и образцы упаковываются. Упаковка исключает доступ к содержимому без ее нарушения, имеет необходимые пояснительные надписи и подпись таможенного эксперта (эксперта). Упаковка опечатывается печатью таможенного органа или иной уполномоченной организацией, проводящей таможенную экспертизу.
Сопроводительное письмо к заключению таможенного эксперта (эксперта) составляется в двух экземплярах, подписывается руководителем таможенного органа или его структурного подразделения, либо иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, или лицом, его замещающим, и содержит обязательные реквизиты, установленные решением Комиссии.
Заключение таможенного эксперта (эксперта), материалы, документы, пробы и образцы вместе с сопроводительным письмом выдаются под расписку должностному лицу таможенного органа, назначившему таможенную экспертизу, с обязательной уплатой соответствующей записи в журнал, либо направляются в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза.
В п. 2 ст. 139 ТК закреплен срок проведения экспертизы, который не должен превышать двадцати рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом материалов к производству. Однако данная норма предусматривает возможность установления законодательством государств - членов таможенного союза менее продолжительного срока.
Кроме этого, национальным законодательством стран - участниц таможенного союза предусмотрены основания продления срока проведения таможенной экспертизы.
В соответствии со ст. 172 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, с указанием причин такого продления на срок, необходимый для проведения экспертизы, за исключением случаев, когда в соответствии с указанным Федеральным законом выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. В указанном случае экспертиза должна быть проведена в сроки, не превышающие срока выпуска товаров с учетом продления указанного срока, в соответствии с п. 4 ст. 196 ТК.
В случае проведения таможенной экспертизы в иной уполномоченной организации срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного разрешения руководителя уполномоченной организации по согласованию с таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, с указанием причин такого продления на срок, необходимый для проведения экспертизы, за исключением случаев, когда выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. В указанном случае экспертиза должна быть проведена в сроки, не превышающие срока выпуска товаров с учетом продления указанного срока, в соответствии с п. 4 ст. 196 ТК.
Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" устанавливает, что при проведении исследования двух и более объектов таможенной экспертизы, требующего применения сравнительных (сопоставительных) методов исследования и использования различных научно-технических средств, являющегося длительным по времени, срок таможенной экспертизы продлевается с письменного разрешения руководителя организации, проводящей таможенную экспертизу или лица, его замещающего, с указанием причин такого продления на срок, не превышающий срок временного хранения товаров, если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов таможенной экспертизы (ст. 228).
В п. 3 ст. 139 ТК предусмотрена возможность приостановления срока проведения таможенной экспертизы в случае наличия ходатайства таможенного эксперта (эксперта) перед таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, о предоставлении ему дополнительных материалов, а также проб и образцов.
Законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены и иные случаи приостановления срока проведения таможенной экспертизы.
Так, например, в соответствии с частью 5 ст. 172 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается в случае несоответствия представленных объектов их перечню, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы, но не более чем на десять рабочих дней.
В соответствии со ст. 228 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается в следующих случаях:
необходимости получения письменного разрешения от должностного лица таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, на существенное повреждение или уничтожение в ходе проведения исследований или испытаний представленных на таможенную экспертизу товаров, документов, проб или образцов, которые подлежат возврату таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу;
отсутствия по уважительной причине (временная нетрудоспособность, командировка) таможенного эксперта (эксперта), приступившего к проведению таможенной экспертизы.
Ст. 140 ТК устанавливает перечень прав и обязанностей таможенного эксперта (эксперта).
Так, например, таможенный эксперт (эксперт) вправе знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы, и запрашивать дополнительные материалы, необходимые для ее проведения, корреспондирует обязанность уполномоченного должностного лица таможенного органа, назначившего экспертизу, представить такие материалы.
Право таможенного эксперта (эксперта) привлекать к производству экспертизы других экспертов направлено на проведение всестороннего и полного исследования представленных объектов и выработку аргументированных и обоснованных выводов. Как правило, указанное право эксперт использует, когда ряд поставленных перед ним вопросов выходит за пределы его специальных знаний либо когда количество представленных для исследования объектов велико, а срок ограничен. Однако для реализации указанного права необходимо получить разрешение таможенного органа. При возникновении перечисленных обстоятельств эксперт может также воспользоваться правом отказа от дачи заключения.
Кроме этого, таможенный эксперт (эксперт) вправе уточнять поставленные перед ним вопросы в соответствии со своими специальными познаниями и компетенцией; использовать научно-техническую информацию из опубликованных специальных и иных источников; использовать результаты собственных испытаний и исследований и (или) результаты исследований проб и образцов, проведенных другими исследовательскими или экспертными организациями;
В соответствии с п. 2 ст. 140 ТК таможенный эксперт обязан: знакомиться с материалами, относящимися к таможенной экспертизе; включать в заключение таможенного эксперта (эксперта) выводы об обстоятельствах, имеющих значение для таможенных целей, по поводу которых не были поставлены вопросы; проводить исследования представленных на таможенную экспертизу проб и образцов при соблюдении их допустимости и достоверности, представлять заключение таможенного эксперта (эксперта) на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований; соблюдать установленные сроки проведения таможенной экспертизы.
В п. 2 ст. 140 ТК содержится норма, запрещающая разглашение, использование в иных целях либо передачу третьим лицам информации, полученной экспертом в ходе проведения экспертизы. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законодательством государств - членов таможенного союза. Указанная норма соотносится с положениями ст. 8 ТК, которая определяет статус информации, полученной таможенными органами, регламентирует порядок пользования и распоряжения такой информацией.
Необходимо отметить, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей таможенный эксперт (эксперт) несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
В ст. 141 комментируемой главы закреплены права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, и их представителей при назначении и проведении таможенной экспертизы.
Права декларанта либо лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств и их представителей в зависимости от этапа проведения экспертизы можно подразделить на:
а) права, предоставляемые на этапе назначения и проведения экспертизы (заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту (эксперту); присутствовать при отборе проб или образцов таможенными органами для проведения таможенной экспертизы);
б) права, предоставляемые на заключительном этапе (знакомиться с заключением таможенного эксперта (эксперта) и получать копию такого заключения в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу; ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной таможенной экспертизы).
Все вышеперечисленные права дополняют общий перечень прав декларанта, предусмотренный ст. 187 ТК, и направлены на защиту интересов декларанта либо лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, при назначении и проведении экспертизы.
Часть перечисленных прав реализуется декларантом, иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, и их представителями путем заявления ходатайства, которое подлежит рассмотрению таможенным органом. В случае удовлетворения заявленного ходатайства должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит соответствующее решение, а в случае отказа в его удовлетворении сообщает об этом в письменной форме лицу, подавшему ходатайство, с указанием причин отказа. Другие права реализуются через непосредственные действия, совершаемые лицом в ходе таможенного контроля с разрешения таможенного органа.
Ст. 142 ТК содержит перечень сведений, подлежащих обязательному включению в заключение таможенного эксперта (эксперта).
Экспертное заключение, как правило, состоит из трех частей: вводной, исследовательской и заключительной.
В вводной части указываются: место, дата и время начала и завершения проведения таможенной экспертизы; фамилия, имя, отчество лица, проводивших экспертизу и его квалификация; основания для проведения таможенной экспертизы; вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом); перечень документов, материалов, проб и образцов, представленных таможенному эксперту (эксперту) для проведения таможенной экспертизы.
В исследовательской части отражается процесс проведения экспертизы, ее содержание и результаты исследований, описываются примененные методы и методики, использованные приборы и оборудование дается научное обоснование установленным фактам, проводится оценка результатов исследований.
Выводы по поставленным вопросам эксперт формулирует в заключительной части в виде ответов на поставленные вопросы. При этом, последовательность ответов должна соответствовать последовательности поставленных вопросов.
Нередко в ходе проведения исследования эксперт ведет протоколы исследования, составляет различного рода таблицы, фототаблицы, графики, диаграммы и т.п. Все материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта, прилагаются к заключению и являются его составной частью.
Если экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов (комиссионная экспертиза), заключение подписывается всеми экспертами.
Заключение таможенного эксперта (эксперта) оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один экземпляр остается в организации, проводившей таможенную экспертизу, второй экземпляр направляется таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.
Ст. 143 ТК закрепляет виды экспертиз. По содержанию экспертиза может подразделяться на идентификационную, товароведческую, материаловедческую, технологическую, криминалистическую и иные экспертизы.
В зависимости от числа экспертов она может быть единоличной, комиссионной и комплексной.
Единоличная таможенная экспертиза - это таможенная экспертиза, проводимая таможенным экспертом (экспертом) единолично.
Таможенная экспертиза, проводимая комиссией таможенных экспертов (экспертов) одной специальности, называется комиссионной. При разногласиях между таможенными экспертами (экспертами) каждый из них или часть экспертов вправе представить отдельное заключение таможенного эксперта (эксперта).
Под комплексной понимается таможенная экспертиза, к проведению которой необходимо привлечь нескольких экспертов. Каждый таможенный эксперт (эксперт) подписывает ту часть заключения таможенного эксперта (эксперта), по которой проводил таможенную экспертизу.
Помимо перечисленных видов таможенной экспертизы, п. 3 ст. 143 ТК предусмотрены первичная, повторная и дополнительная таможенные экспертизы.
Первичная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая по обращению таможенного органа для изучения объектов, проб и образцов.
Дополнительная и повторная таможенные экспертизы, по своей сути, являются средством проверки и оценки первоначально проведенного исследования.
Так, под дополнительной таможенной экспертизой понимается таможенная экспертиза, назначаемая по вновь открывшимся обстоятельствам. Производство дополнительной таможенной экспертизы поручается тому же или другому таможенному эксперту (эксперту).
Повторная экспертиза проводится в случаях несогласия декларанта, а также таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с заключением таможенного эксперта (эксперта) по результатам первичной и (или) дополнительной таможенных экспертиз. Заключение эксперта может быть признано необоснованным, например, в случаях, когда объем проведенных экспертом исследований недостаточен, выводы экспертов не следуют из результатов исследования или противоречат им либо вызывает сомнение примененная экспертом методика. Необоснованность заключения эксперта определяется, как правило, на основе анализа и оценки его содержания, внутренней структуры. Сомнения в правильности обычно возникают при сопоставлении выводов эксперта с другой информацией или иными имеющимися в наличии документами.
Основное различие между дополнительной и повторной экспертизами состоит в том, что при дополнительной экспертизе решаются вопросы, которые ранее не были разрешены, а при повторной - вопросы, которые уже были предметом экспертного исследования. Дополнительная экспертиза поручается этому же или другому таможенному эксперту (эксперту), проведение повторной экспертизы поручается комиссии, состоящей из двух и более таможенных экспертов (экспертов), за исключением таможенного эксперта (экспертов), проводившего (проводивших) первичную и (или) дополнительную таможенные экспертизы. Таможенные эксперты (эксперты), проводившие первичную и (или) дополнительную таможенные экспертизы, могут присутствовать при проведении повторной таможенной экспертизы и давать комиссии пояснения, однако в исследовании и составлении заключения таможенного эксперта (эксперта) они не участвуют.
При проведении дополнительной и повторной таможенных экспертиз таможенному эксперту (эксперту) в обязательном порядке представляются результаты первичной таможенной экспертизы.
В соответствии с п. 3 ст. 143 порядок проведения повторной таможенной экспертизы на таможенной территории таможенного союза определяется Решением Комиссии N 258 "О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля" от 20 мая 2010 года.
Для проведения таможенной экспертизы товаров, находящихся под таможенным контролем, в соответствии со ст. 144 ТК отбираются пробы и образцы, необходимые для исследования. Как правило, необходимость в этом возникает, когда требуется заключение эксперта по однородным товарам либо товарам, принадлежащим к одной партии.
Отбор проб и образцов, необходимых для исследования, осуществляется должностным лицом таможенного органа. При необходимости использования специальных познаний и применения технических средств отбор проб и образцов товаров может проводиться с участием таможенного эксперта (эксперта).
Порядок отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы устанавливается законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с п. 2 ст. 144 ТК пробы и образцы товаров отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования. По общему правилу под минимальным количеством следует понимать количество товара, достаточное для приготовления пробы с учетом ее разделения на три равные части: аналитическую (которую непосредственно исследуют), эталонную (которую используют для сравнения) и контрольную (которая хранится у эксперта для проведения контрольных проверок).
Об отборе проб и образцов товаров составляется акт в двух экземплярах по форме, установленной Решением Комиссии N 260 "О формах таможенных документов" от 20 мая 2010 года*(221).
Второй экземпляр акта подлежит вручению (направлению) декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям, если они установлены.
Декларант, лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе присутствовать при производстве указанной процедуры. При этом декларант и его представитель обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при взятии проб или образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет грузовые и иные необходимые операции с товарами.
При определенных обстоятельствах, перечень которых закреплен в п. 5 ст. 116 ТК, должностные лица таможенных органов вправе брать пробы или образцы товаров в отсутствие декларанта и (или) его представителя. Однако при этом обязательно присутствие не менее двух понятых, т.е. лиц, не заинтересованных в исходе экспертного исследования. Эта процедура имеет такую же юридическую силу и влечет такие же правовые последствия, как если бы она проводилась в присутствии декларанта или его представителя.
Следует отметить, что таможенный орган не возмещает расходы, возникшие у декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителей в результате отбора проб и образцов товаров.
В соответствии с п. 5 ст. 144 по окончании таможенной экспертизы пробы или образцы товаров направляются декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям либо в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу. Исключение составляют случаи, когда такие пробы и образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
- Научно-практический комментарий (поглавный) к Таможенному кодексу Таможенного союза Глава 1 "Общие положения"
- Глава 2 "Информирование и консультирование"
- Глава 3 "Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела"
- Глава 4 "Информационные системы и информационные технологии"
- 1. Определение возможности использования информационных технологий при таможенном оформлении, в том числе использования электронного обмена информацией
- 2. Порядок внедрения информационных технологий и информационных систем в таможенном деле
- 3. Условия и порядок использования информационных технологий и информационных систем в таможенном деле
- 4. Порядок формирования и доступа к информационным ресурсам в таможенном деле
- 5. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах
- 6. Инфраструктура обмена информацией
- Глава 5 "Таможенная статистика"
- Глава 6 "Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза. Классификация товаров"
- Глава 7 "Страна происхождения товаров"
- Глава 8 "Таможенная стоимость товаров"
- Глава 9 "Общие положения о таможенных платежах"
- Глава 10 "Исчисление таможенных пошлин, налогов"
- Правила определения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов при незаконном перемещении товаров
- Глава 11 "Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов"
- Глава 12 "Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов"
- Глава 13 "Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)"
- Глава 14 "Взыскание таможенных пошлин, налогов"
- Глава 15 "Общие положения о таможенном контроле"
- Глава 16 "Формы и порядок проведения таможенного контроля"
- Глава 17 "Взаимная административная помощь таможенных органов"
- Глава 18 "Система управления рисками"
- Глава 19 "Порядок проведения таможенных проверок"
- Глава 20 "Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля"
- Глава 21 "Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля"
- Глава 22 "Основные положения о перемещении товаров"
- Глава 23 "Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза"
- Глава 24 "Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза"
- Глава 25 "Временное хранение товаров"
- Глава 26 "Общие положения о таможенных операциях, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру"
- Глава 27 "Таможенное декларирование товаров"
- Глава 28 "Выпуск товаров"
- Глава 29 "Общие положения о таможенных процедурах"
- Глава 30 "Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления"
- Глава 31 "Таможенная процедура экспорта"
- Глава 32 "Таможенная процедура таможенного транзита"
- Глава 33 "Таможенная процедура таможенного склада"
- Глава 34 "Таможенная процедура переработки на таможенной территории"
- Глава 35 "Таможенная процедура переработки вне таможенной территории"
- Глава 36 "Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления"
- Глава 37 "Таможенная процедура временного ввоза (допуска)"
- Глава 38 "Таможенная процедура временного вывоза"
- Глава 39 "Таможенная процедура реимпорта"
- Глава 40 "Таможенная процедура реэкспорта"
- Глава 41 "Таможенная процедура беспошлинной торговли"
- Глава 42 "Таможенная процедура уничтожения"
- Глава 43 "Таможенная процедура отказа в пользу государства"
- Глава 44 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях"
- Глава 45 "Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц"
- Глава 46 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности"
- Глава 47 "Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи"
- Глава 48 "Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа"
- Глава 49 "Особенности перемещения товаров для личного пользования"
- Глава 50 "Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов"