Глава 23 "Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза"
Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза представляет собой фактическое перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза.
Положения комментируемой главы регулируют отношения, возникающие в связи с прибытием товаров на таможенную территорию таможенного союза, определяют место и время такого прибытия, таможенные операции, которые могут быть совершены перевозчиком с указанными товарами, полномочия таможенных органов при их совершении.
Порядок перемещения транспортных средств, используемых при ввозе товаров, устанавливается нормами главы 48 ТК "Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа". Согласно п. 4 ст. 341 ТК транспортные средства подлежат таможенному декларированию без помещения под таможенные процедуры.
Согласно ст. 151 ТК прибытие товаров на таможенную территорию осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах.
В ч. 2 п. 1 ст. 151 ТК содержится норма, согласно которой в отношении отдельных категорий товаров национальное законодательство может устанавливать определенные места прибытия.
Так, согласно ч. 1 ст. 193 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Правительство РФ вправе определять пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия в Российскую Федерацию отдельных категорий товаров.
Необходимо отметить, что ч. 2 ст. 193 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" содержит положения, относящиеся к процедуре таможенного транзита. Так, если ввоз товаров в Российскую Федерацию осуществляется из государств, не являющихся членами таможенного союза, через территории государств - членов таможенного союза, и они при прибытии помещены под процедуру таможенного транзита, товары могут прибывать на территорию Российской Федерации в любых местах по маршруту следования перевозчика в определенное таможенным органом отправления место доставки товаров.
Исключения из данного правила устанавливаются в ст. 217 ТК "Меры обеспечения соблюдения таможенного транзита".
В соответствии с п. 1 ст. 53 Таможенного кодекса Республики Беларусь прибытие товаров на таможенную территорию осуществляется через пункты ввоза во время работы таможенных органов в таких пунктах, если иное не установлено указанным нормативным правовым актом, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь. При этом Президент Республики Беларусь или по его поручению Правительство Республики Беларусь вправе устанавливать пункты ввоза для прибытия на таможенную территорию отдельных видов товаров.
В п. 1 ст. 248 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" полномочие по установлению мест прибытия отдельных видов товаров отнесено к компетенции Правительства Казахстана.
Вместе с тем, национальным законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены случаи и порядок прибытия товаров в иных местах, не являющихся местами прибытия (ч. 3 п. 1 ст. 151 ТК).
Законодательством РФ и Казахстана установление таких случаев и порядка отнесено к компетенции Правительства РФ и Правительства Казахстана соответственно.
Таможенным кодексом Республики Беларусь предусмотрено, что иной порядок ввоза товара может быть установлен Таможенным кодексом Республики Беларусь, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь.
Место фактического пересечения таможенной границы при ввозе товаров и места прибытия товаров могут не совпадать, что не исключает возможности совершения таких действий с товарами, которые могут привести к нарушению таможенного законодательства.
Поэтому положения комментируемой главы возлагают на перевозчика обязанность доставить ввезенные товары в места прибытия и предъявить их таможенного органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации (п. 2 ст. 151 ТК).
В п. 2 ст. 248 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" воспроизведена аналогичная формулировка.
Согласно п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 194 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обязанность по доставке и предъявлении ввезенных товаров также возложена на перевозчика.
Вместе с тем, Таможенным кодексом Республики Беларусь определено, что обязанность доставить ввезенные товары в пункт ввоза возложена на лица, в фактическом владении которых эти товары находились на момент пересечения таможенной границы. Предъявление ввезенных товаров таможенному органу осуществляется путем размещения в зоне таможенного контроля пункта ввоза (п. 2 ст. 53).
Указанная формулировка в некоторой степени восполняет пробел, связанный с тем, что нормы ТК не содержат легального определения понятия "предъявление товаров таможенному органу".
Требования комментируемой главы установлены в отношении всех товаров, прибывающих на территорию таможенного союза вне зависимости от того, какими лицами или на каком виде транспорта они перемещаются.
Исключение касаются только тех случаев, когда товары, перевозятся водными или воздушными судами, пересекающими таможенную территорию таможенного союза без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории таможенного союза, а также на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
Прибытие товаров возможно только во время работы таможенных органов. Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах прибытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, в том числе с использованием информационных технологий (п. 3 ст. 151).
В ст. 157 ТК на перевозчика возлагается обязанность по принятию всех мер для обеспечения сохранности ввозимых товаров, которые после пересечения таможенной границы не доставлены в место прибытия вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров, осуществлению остановки или посадки в установленных местах. О данных фактах, а также о месте нахождения товаров, перевозчик обязан незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган, перевезти или обеспечить перевозку таких товаров в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.
Эти требования также распространяется на перевозчиков, если их водное или воздушное судно делает вынужденную остановку или посадку на таможенной территории таможенного союза по указанным выше обстоятельствам.
Понятие "авария" содержится в различных нормативных правовых актах международного и национального уровня. Для таможенных целей это понятие определяется в п. 1 подп. 1 ст. 4 ТК: авария - это вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
В силу п. 3 ст. 4 ТК термины гражданского и других отраслей законодательства, используемые в ТК, применяются в каждом из государств - членов таможенного союза в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства этих государств - членов таможенного союза, если иное не предусмотрено ТК. Так, российское гражданское законодательство определяет понятие непреодолимой силы как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Действия перевозчика в той или иной ситуации, его отношения с отправителями и получателями товаров, как правило, определены нормами транспортного права, которые детально регулируют конкретный вид международной перевозки.
В силу ст. 158 ТК на перевозчика возложена обязанность уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию. Такое уведомление осуществляется путем представления документов и сведений, установленных статьей 159 ТК.
ТК предусматривает, что от имени перевозчика такие документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 2 п. 1 ст. 158 ТК).
Такая возможность допускается действующими национальными правовыми актами государств - членов таможенного союза. Так, в Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" закреплено, что от имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены любым иным лицом, действующим по поручению перевозчика (ч. 4 ст. 194); в Таможенном кодексе Республики Беларусь установлено, что от имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным агентом (представителем) (ч. 2 п. 1 ст. 55); в ч. 2 п. 1 ст. 250 Кодекса в Республике Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" содержится норма, дословно воспроизводящая текст ТК.
Необходимо отметить, что документы и сведения, представляемые при прибытии товаров (ст. 159 ТК), могут отличаться от предварительной информации на товары, случаи и порядок представления которой определены в п. 2 ст. 158 ТК.
Перечень документов и сведений, предусмотренных ст. 159 ТК, корреспондирует положениям многосторонних международных договоров в области осуществления грузовых и пассажирских перевозок, перемещения транспортных средств международной перевозки и пересылки международных почтовых отправлений, а также базируется на стандартных правилах Киотской конвенции.
Стандартом 8 главы 1 Специального приложения A Киотской конвенции закреплено, что в случаях, когда таможенная служба требует документацию в связи с предъявлением товаров таможенной службе, она не требует представления в этой документации другой информации, кроме необходимой для идентификации товаров и транспортного средства.
В рекомендации по практическому применению 9 главы 1 Специального приложения A Киотской конвенции определено, что таможенная служба должна ограничить требуемую информацию той, которая содержится в обычной документации перевозчика, при этом требования таможенной службы должны основываться на требованиях, предусмотренных в соответствующих международных транспортных соглашениях.
В рекомендации по практическому применению 10 главы 1 Специального приложения A Киотской конвенции закреплено, что таможенная служба, как правило, принимает грузовую декларацию в качестве единственной документации, требуемой для предъявления товаров.
В п. E1./F1. главы 1 Специального приложения A Киотской конвенции под "грузовой декларацией" понимается информация, представленная до или по прибытии или отбытии транспортного средства коммерческого пользования, которая содержит требуемые таможенной службой сведения, касающиеся груза, привозимого на или вывозимого с таможенной территории.
Представление таможенному органу и обмен таможенными органами предварительной информацией о прибывающих товарах в определенных случаях крайне необходимы для минимизации рисков нарушений таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, а также имеют важное значение для совершенствования и ускорения совершения таможенных операций и повышения эффективности таможенного контроля.
В силу этого в ч. 2 п. 2 ст. 158 ТК содержится норма, согласно которой перевозчик обязан представить предварительную информацию о товарах, в случаях, предусмотренных законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Порядок предоставления предварительной информации устанавливается Соглашением о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 21 мая 2010 года*(233), которое корреспондирует Рамочным стандартам безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации.
В ст. 3 указанного соглашения устанавливается, что обязательность представления предварительной информации определяется решением Комиссии таможенного союза. Такое решение должно содержать:
дату введения обязательного представления предварительной информации; вид транспорта, на котором перемещаются товары через таможенную границу таможенного союза, в отношении которых вводится обязательное представление предварительной информации;
состав сведений обязательной предварительной информации;
порядок действий должностных лиц таможенных органов в случае отсутствия обязательной предварительной информации в местах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза;
иную информацию, необходимую для реализации решения Комиссии.
Соглашением установлен перечень случаев, когда представление предварительной информации в обязательном порядке не требуется. Это относится к товарам и транспортным средствам, перемещаемым физическими лицами для личного пользования; товарам, пересылаемым в международных почтовых отправлениях; товарам и транспортным средствам, перемещаемым отдельными категориями иностранных лиц в соответствии с главой 45 ТК; товарам и транспортным средствам, перемещаемым для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; воинским грузам.
Представление предварительной информации осуществляется в электронном виде путем взаимодействия информационной системы таможенных органов государств - членов таможенного союза и информационных систем заинтересованных лиц либо посредством web-порталов таможенных органов государств - членов таможенного союза. Предварительная информация должна быть направлена в таможенный орган государства-члена таможенного союза заинтересованным лицом не менее чем за 2 часа до перемещения через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств.
В случае несоответствия предварительной информации составу сведений, ее структуре и формату, утвержденных техническими требованиями, заинтересованному лицу направляется электронное сообщение о непринятии предварительной информации к рассмотрению с указанием причин.
При отсутствии ошибок в представленной предварительной информации заинтересованному лицу направляется электронное сообщение, содержащее уникальный идентификационный номер перевозки - уникальный номер предварительной информации, который присваивается таможенным органом государства-члена таможенного союза на каждую партию товара с использованием информационной системы.
В то же время в тех случаях, когда решением Комиссии таможенного союза обязательность предоставления предварительной информации не устанавливается, перевозчик, таможенный представитель либо иное заинтересованное лицо вправе сами представить таможенному органу предварительную информацию о товарах до их фактического прибытия на таможенную территорию таможенного союза.
В п. 1 ст. 159 ТК содержится перечень документов и сведений, представляемых таможенному органу в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. Перечень сгруппирован по видам транспортных средств, на которых осуществляется перевозка, - автомобильный транспорт, водные суда, воздушный и железнодорожный транспорт.
Имеющийся у перевозчика пакет документов на транспортное средство и перевозимый в международном сообщении груз, как правило, соответствует этому перечню документов, а также содержит необходимые сведения.
Необходимо отметить, что ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представляемых таможенному органу документах, несет перевозчик. Меры юридической ответственности и порядок привлечения к ней закрепляются отраслевым законодательством государств - членов таможенного союза.
Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза в соответствии с п. 1 ст. 152 ТК представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.
В ст. 160 ТК определен перечень таможенных операций, которые совершаются в отношении товаров в местах их прибытия. Это могут быть: разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров, замена транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию, на другое транспортное средство, а также иные таможенные операции, связанные с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
При этом п. 2 ст. 160 ТК регламентирован порядок разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, замена транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию, на другое транспортное средство. Эти операции могут осуществляться только с разрешения таможенного органа и во время его работы в местах, специально предназначенных для этих целей. Как правило, эти места являются зонами таможенного контроля (постоянного или временного) и порядок осуществления деятельности в их пределах определяется положениями ТК и законодательством государств - членов таможенного союза.
Вместе с тем Киотская конвенция содержит ряд положений, относящихся к осуществления разгрузки и перегрузки товаров.
Согласно стандарту 15 главы 1 Специального приложения A Киотской конвенции в национальном законодательстве определяются места, в которых разрешена разгрузка.
В рекомендации по практическому применению 16 главы 1 Специального приложения A Киотской конвенции предусмотрено, что по запросу заинтересованного лица и по причинам, признанным таможенной службой обоснованными, последняя должна разрешить разгрузку товаров в ином месте, чем то, которое определено для разгрузки.
Согласно стандарту 17 главы 1 Специального приложения A Киотской конвенции начало разгрузки разрешается в кратчайшие сроки после прибытия транспортного средства в место разгрузки.
В рекомендации по практическому применению 18 главы 1 Специального приложения A Киотской конвенции по запросу заинтересованного лица и по причинам, признанным таможенной службой обоснованными, последняя должна, насколько это возможно, разрешить продолжение разгрузки вне установленных часов работы таможенной службы.
Положения, относящиеся к перегрузке товаров, содержатся в главе 1 "Таможенный транзит" специального приложения Е Киотской Конвенции.
Необходимо отметить, что технологический процесс разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, порядок обращения с отдельными категориями товаров, нормативные сроки разгрузки и т.п. регламентирован соответствующими нормами транспортного права, и имеет детально разработанную нормативно-правовую основу, которая может быть как международного и национального, так и отраслевого и локального уровня регулирования (например, на уровне порта).
В п. 3 ст. 160 ТК установлено, что перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия.
Помещение на временное хранение осуществляется на основании ст. 169 ТК. Так, для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).
Порядок таможенного декларирования определен в гл. 27 ТК "Таможенное декларирование товаров". В этой главе также содержатся положения, относящиеся к порядку подачи транзитной декларации (ст. 182 ТК).
Иной срок помещения товаров на временное хранение или их таможенное декларирование может быть установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 57 Таможенного кодекса Республики Беларусь Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, может быть установлен иной срок представления к таможенному оформлению товаров, перевозимых с использованием водных судов и железнодорожного транспорта.
Частью 2 п. 4 ст. 252 Кодекса в Республике Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить разгрузку и перегрузку (перевалку) товаров, а также замену транспортного средства, доставившего товар, на другое транспортное средство не позднее времени окончания следующего рабочего дня таможенного органа после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия.
В п. 5 ст. 160 ТК установлено, что товары, которые в месте прибытия не помещены под таможенную процедуру или в отношении их не совершены иные таможенные операции, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза, доставляются из места прибытия в определенное таможенным органом место в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (гл. 32 "Таможенная процедура таможенного транзита").
Положения ст. 161 ТК регламентируют вопросы возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а также сроков их уплаты при прибытии иностранных товаров на таможенную территорию таможенного союза.
Правовые предписания этой статьи направлены на установление правовых гарантий, обеспечивающих реализацию фискальных функций таможенного регулирования.
Требования данной статьи распространяются на товары, которые после фактического пересечения таможенной границы могут быть доставлены в место прибытия и размещены на временное хранение или помещены под таможенную процедуру в этом месте, на товары, которые вывозятся из места прибытия на остальную часть таможенной территории, а также на товары, которые после прибытия на таможенную территорию не покидали места прибытия товаров и должны покинуть таможенную территорию в силу разных причин.
Обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает у перевозчика таких товаров с момента пересечения товарами таможенной границы и прекращается после размещения товаров на временное хранение в месте прибытия, помещения под таможенную процедуру или в момент фактического пересечения таможенной границы товаров, которые не покидали мест прибытия, а также в случаях установленных в п. 2 ст. 80 ТК.
К этим случаям относятся:
1) уплата или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТК;
2) помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;
3) уничтожение (безвозвратная утрата) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;
4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
5) помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
6) обращение товаров в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза;
7) обращение взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза;
8) отказ в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
9) признание суммы таможенных пошлин, налогов безнадежной к взысканию и списание в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного союза;
10) возникновение обстоятельств, с которыми ТК связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
В п. 3 ст. 161 устанавливается срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при прибытии товаров. При недоставке товаров в место прибытия сроком уплаты считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - день выявления факта недоставки товаров в место прибытия.
В случае, если утрата товаров произошла в месте прибытия, сроком уплаты считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - день выявления факта утраты товаров. При вывозе товаров из места прибытия на остальную часть таможенной территории таможенного союза без размещения на временное хранение или помещения их под таможенную процедуру в месте прибытия - день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - день выявления факта такого вывоза.
Исключением из указанного правила являются случаи уничтожения (безвозвратной утраты) товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения. В этом случае обязанность по уплате ввозных таможенных налогов и пошлин не устанавливается.
В п. 4 ст. 161 определяются правила исчисления размера ввозных таможенных пошлин, налогов в случае утраты товаров. Законодатель использует юридическую фикцию, определяя размер уплачиваемых платежей суммой ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов таможенной стоимости, их физической характеристики в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика) и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, в которое подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - на день выявления факта недоставки товаров в место прибытия, утраты их в месте прибытия либо вывоза из места прибытия на таможенную территорию таможенного союза без размещения на временное хранение или помещения их под таможенную процедуру в месте прибытия.
Согласно п. 4 ст. 253 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" рыночный курс валют, устанавливается в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
- Научно-практический комментарий (поглавный) к Таможенному кодексу Таможенного союза Глава 1 "Общие положения"
- Глава 2 "Информирование и консультирование"
- Глава 3 "Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела"
- Глава 4 "Информационные системы и информационные технологии"
- 1. Определение возможности использования информационных технологий при таможенном оформлении, в том числе использования электронного обмена информацией
- 2. Порядок внедрения информационных технологий и информационных систем в таможенном деле
- 3. Условия и порядок использования информационных технологий и информационных систем в таможенном деле
- 4. Порядок формирования и доступа к информационным ресурсам в таможенном деле
- 5. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах
- 6. Инфраструктура обмена информацией
- Глава 5 "Таможенная статистика"
- Глава 6 "Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза. Классификация товаров"
- Глава 7 "Страна происхождения товаров"
- Глава 8 "Таможенная стоимость товаров"
- Глава 9 "Общие положения о таможенных платежах"
- Глава 10 "Исчисление таможенных пошлин, налогов"
- Правила определения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов при незаконном перемещении товаров
- Глава 11 "Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов"
- Глава 12 "Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов"
- Глава 13 "Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)"
- Глава 14 "Взыскание таможенных пошлин, налогов"
- Глава 15 "Общие положения о таможенном контроле"
- Глава 16 "Формы и порядок проведения таможенного контроля"
- Глава 17 "Взаимная административная помощь таможенных органов"
- Глава 18 "Система управления рисками"
- Глава 19 "Порядок проведения таможенных проверок"
- Глава 20 "Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля"
- Глава 21 "Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля"
- Глава 22 "Основные положения о перемещении товаров"
- Глава 23 "Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза"
- Глава 24 "Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза"
- Глава 25 "Временное хранение товаров"
- Глава 26 "Общие положения о таможенных операциях, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру"
- Глава 27 "Таможенное декларирование товаров"
- Глава 28 "Выпуск товаров"
- Глава 29 "Общие положения о таможенных процедурах"
- Глава 30 "Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления"
- Глава 31 "Таможенная процедура экспорта"
- Глава 32 "Таможенная процедура таможенного транзита"
- Глава 33 "Таможенная процедура таможенного склада"
- Глава 34 "Таможенная процедура переработки на таможенной территории"
- Глава 35 "Таможенная процедура переработки вне таможенной территории"
- Глава 36 "Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления"
- Глава 37 "Таможенная процедура временного ввоза (допуска)"
- Глава 38 "Таможенная процедура временного вывоза"
- Глава 39 "Таможенная процедура реимпорта"
- Глава 40 "Таможенная процедура реэкспорта"
- Глава 41 "Таможенная процедура беспошлинной торговли"
- Глава 42 "Таможенная процедура уничтожения"
- Глава 43 "Таможенная процедура отказа в пользу государства"
- Глава 44 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях"
- Глава 45 "Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц"
- Глава 46 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности"
- Глава 47 "Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи"
- Глава 48 "Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа"
- Глава 49 "Особенности перемещения товаров для личного пользования"
- Глава 50 "Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов"