Глава 32 "Таможенная процедура таможенного транзита"
В ТК рамках таможенной процедуры таможенного транзита регламентированы отношения, которые в ранее действовавшем Таможенном кодексе РФ регулировались нормами, относящимися к процедуре внутреннего таможенного транзита и таможенному режиму международного таможенного транзита.
Вместе с тем, каких-либо концептуальных новелл, которые бы существенным образом меняли сложившиеся таможенные отношения в этой области, комментируемая глава не содержит.
В силу этого, а также в связи с большой значимостью и сложностью осуществления таможенного контроля в отношении товаров, помещаемых под эту таможенную процедуру, комментируемая глава содержит значительный массив нормативного материала и детально регулирует эти отношения.
В отличие от основного круга таможенных правоотношений, в таможенных отношениях таможенного транзита участвуют два таможенных органа - таможенный орган отправления и таможенный орган назначения, полномочия которых регламентированы таким образом, чтобы обеспечить сохранность транзитных товаров, недопущение их введения в оборот без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством таможенного союза.
В ст. 215 ТК установлено, что товары, помещенные под эту процедуру перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
В п. 2. ст. 215 ТК определены случаи, когда перевозимые товары, иностранные или таможенного союза, могут перемещаться по территории таможенного союза под процедурой таможенного транзита. К ним относятся перевозки:
1) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;
2) иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;
3) иностранных товаров, а также товаров таможенного союза, если это предусмотрено в соответствии с п. 5 ст. 215 ТК, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;
4) иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;
5) товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.
Под процедуру таможенного транзита не помещаются товары, перевозимые воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения международного рейса в месте прибытия совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной разгрузки (выгрузки) товаров.
Таможенный транзит в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, применяется с учетом особенностей, установленных ТК.
Таможенный транзит товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза, регулируется Соглашением об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза от 21 мая 2010 года*(301). Это соглашение определяет особенности таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза, и не распространяется на правоотношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств физическими лицами для личного пользования (ст. 1 Соглашения).
Также следует отметить Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 года (СМГС). Согласно ст. 3 названного соглашения, при перевозках товаров железнодорожным транспортом в качестве транзитной декларации могут использоваться железнодорожная накладная (дополнительные экземпляры дорожной ведомости - для таможенных органов отправления и назначения), коммерческие или таможенные документы, содержащие сведения, установленные таможенным законодательством таможенного союза. В случае использования железнодорожной накладной и коммерческих документов в качестве транзитной декларации основу транзитной декларации составляет железнодорожная накладная, а остальные коммерческие документы являются ее неотъемлемой частью.
В силу ч. 4 п. 3 ст. 215 ТК особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом, а также при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа и одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа, перемещаемых по территории только одного государства - члена таможенного союза, могут быть установлены законодательством такого государства - члена таможенного союза.
Так, п. 3 ст. 233 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определено, что особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским и воздушным транспортом, а также при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта. Особенности таможенного транзита иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с п. 5. ст. 215 ТК товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, перевозятся по таможенной территории таможенного союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если иное не предусмотрено ТК и (или) решением Комиссии ТС.
При помещении товаров под процедуру таможенного транзита в отношении товаров подается транзитная декларация.
Таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, осуществляют лица, указанные в п. 1 и п. 3 ст. 186 ТК. Так, согласно ст. 186 ТК декларантами могут быть:
1) лицо государства - члена таможенного союза:
- заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;
- имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки;
2) иностранные лица:
- физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;
- лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с гл. 45 ТК;
- организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;
- лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена таможенного союза;
3) перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
4) экспедитор, если он является лицом государства - члена таможенного союза.
В ст. 216 ТК определяются условия, при соблюдении которых допускается помещение товаров под процедуру таможенного транзита. Товары не должны быть запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу с такой территории. В отношении товаров должны быть представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов. Если товары подлежат пограничному или иному виду государственного контроля в месте прибытия, то такой контроль должен быть осуществлен на момент помещения товаров под процедуру таможенного транзита.
Порядок проведения в таможенном союзе ветеринарно-санитарного контроля, а также обеспечения карантина растений установлены решениями Комиссии ТС.
Так, Решением Комиссии ТС от 18 июня 2010 года N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе"*(302) утверждены:
- Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору);
- Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза;
- Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору);
- Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору);
- Единые формы ветеринарных сертификатов.
Решением Комиссии ТС от 18 июня 2010 года N 318 "Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе"*(303) утверждены:
- Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза и таможенной территории таможенного союза;
- Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза);
- Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза.
Статья 216 предъявляет требования к транспортным средствам международной перевозки, которые должны быть оборудованы надлежащим образом, если транзитные товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.
Также обязательными условиями помещения товаров под процедуру таможенного транзита является обеспечение их идентификации в соответствии с положениями ст. 109 ТК и принятие в их отношении мер обеспечения соблюдения таможенного транзита в соответствии со ст. 217 ТК.
Соблюдение таможенного законодательства при осуществлении таможенного транзита обеспечивается соответствующими мерами. Так, в соответствии со ст. 217 ТК к этим мерам относятся:
1) обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров;
2) таможенное сопровождение;
3) установление маршрута перевозки товаров.
Порядок обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров регламентируется гл. 12 ТК "Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов". Не требуется предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в случаях, если в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор, в случаях если товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, а также если товары перевозятся под таможенным сопровождением.
Международными договорами или ТК могут быть установлены иные случаи, когда не требуется предоставления обеспечения уплаты.
Установление маршрута перевозки товаров может применяться только дополнительно к иным мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита в случаях, определяемых на основе системы управления рисками. При этом маршруты определяются таможенным органом отправления на основании сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах. Изменение маршрута допускается с письменного разрешения таможенного органа отправления либо любого таможенного органа, находящегося по пути его следования.
В ст. 218 ТК содержится законодательное определение таможенного сопровождения, которое представляет собой сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое осуществляется должностными лицами таможенных органов либо иными организациями в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза в целях обеспечения соблюдения таможенного транзита.
Решение о применении таможенного сопровождения в качестве меры обеспечения соблюдения таможенного транзита принимается в случаях, установленных п. 2 ст. 218 ТК. К ним относятся случаи:
1) определяемые на основе системы управления рисками;
2) непредставления либо недостаточности обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
3) неоднократного невыполнения перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое было установлено вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено;
4) неисполнения перевозчиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с требованиями ст. 227 ТК.
В случае принятия таможенным органом решения о таможенном сопровождении таможенный орган организует его не позднее 24 часов с момента принятия такого решения.
После принятия решения о помещении товаров под процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления самостоятельно устанавливает срок, в течение которого товар должен быть доставлен в место, указанное в транзитной декларации.
В ст. 219 ТК устанавливаются правила исчисления такого срока, которые корреспондируют общим положениям ст. 5 ТК "Порядок исчисления сроков, устанавливаемых таможенным законодательством таможенного союза".
При установлении срока таможенного транзита таможенный орган исходит из обычных сроков перевозки товаров, в зависимости от вида транспорта и возможностей транспортного средства, установленного маршрута, других условий перевозки и (или) заявления декларанта или перевозчика. При этом учитываются требования режима труда и отдыха водителя в соответствии с международными договорами. Устанавливаемый таможенным органом срок не может превышать предельного срока, определяемого из расчета 2000 километров за 1 месяц.
Необходимо отметить, что ранее установленный срок может быть продлен по мотивированному обращению декларанта или перевозчика, но не более чем это установлено в отношении предельного срока.
Согласно п. 1 ст. 220 ТК место доставки товаров при таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах.
В случаях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза, таможенный орган отправления вправе устанавливать места доставки независимо от сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах.
Так, согласно ч. 2 ст. 235 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенный орган отправления вправе устанавливать место доставки вне зависимости от сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах, в случаях:
1) если таможенное декларирование в соответствии Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" производится специализированным таможенным органом;
2) если на территории в регионе деятельности таможенного органа, определенного в качестве места доставки, установлен режим чрезвычайного положения либо введены другие ограничения для ввоза отдельных категорий товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Местом доставки транзитных товаров согласно ст. 220 ТК является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. В отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, местом доставки является зона таможенного контроля на станции назначения (подъездных путях).
В п. 2 ст. 220 ТК предусматривается возможность изменения пункта назначения товаров. Перевозчик реализует это право путем представления в любой таможенный орган, находящийся по пути его следования, заявления об изменении пункта назначения, составленное в произвольной форме, документы, подтверждающие изменение пункта назначения, а также транзитную декларацию и иные документы на товары.
Решение об изменении места доставки товаров принимается таможенным органом не позднее дня, следующего за днем получения заявления и документов, которые указаны в части первой настоящего пункта. Указанное решение оформляется путем завершения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, место доставки которых изменено, и оформления новой транзитной декларации. Товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита в день принятия таможенным органом решения об изменении места доставки товаров.
В ст. 221 ТК закреплены требования, предъявляемые к транспортным средствам международной перевозки, в случае если товары перемещаются под таможенными пломбами и печатями. Такие транспортные средства должны быть сконструированы и оборудованы с соблюдением следующих требований:
1) таможенные пломбы могут быть наложены простым и надежным способом;
2) товары не могут быть извлечены из опломбированной части грузовых помещений транспортного средства международной перевозки или вложены в них без оставления видимых следов их вскрытия или без повреждения таможенных пломб и печатей;
3) отсутствуют потайные места, в которых товары могут быть спрятаны;
4) места, в которых могут находиться товары, легко доступны для таможенного осмотра товаров.
В положениях комментируемой статьи реализуются международные стандарты регулирования транзитных перевозок товаров (например, приложение 2 Конвенции МДП, специальное приложение Е Киотской конвенции). Так, в статье содержится требования как к способу наложения таможенных пломб и печатей, так и к способу расположения товаров и конструкции транспортных средств.
В статье воспроизводится стандартное правило о том, что соответствие транспортного средства международной перевозки нормативным предписаниям, может быть подтверждено заблаговременно путем получения свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями.
Так, ч. 3 п. 3 ст. 221 ТК корреспондирует положениям Конвенции МДП, в которой срок действия свидетельства о допущении дорожного транспортного средства составляет два года. Выданное в установленном порядке свидетельство действительно и при смене владельца или собственника транспортного средства, контейнера или съемного кузова, поскольку выдается на транспортную единицу и подтверждает ее соответствие установленным требованиям.
Свидетельство о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями выдается таможенным органом по заявлению заинтересованного лица не позднее трех рабочих дней со дня получения указанного заявления. Указанное свидетельство остается действительным до тех пор, пока не произошли изменения конструкции транспортного средства международной перевозки, но не более двух лет.
Свидетельство о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями при переходе к другому лицу права владения транспортным средством остается действительным.
Форма свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями и порядок его выдачи и использования устанавливаются решением Комиссии ТС. Так, Решением Комиссии ТС от 20 мая 2010 года N 260 "О формах таможенных документов" утверждены формы свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями и порядок их выдачи и использования*(304).
В соответствии с положениями п. 4 ст. 221 ТК таможенные органы не требуют заблаговременного допущения транспортного средства международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями, за исключением случаев, если перевозка товаров осуществляется таможенным перевозчиком или заблаговременное допущение предусмотрено международными договорами.
На практике таможенный транзит товаров осуществляется на транспортных средствах, имеющих допуск к осуществлению международных перевозок под таможенными печатями и пломбами.
Необходимо отметить, что исходя из смысла статьи закрепленный в ней порядок допущения транспортных средств к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами распространяется на транспортные средства организаций, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза. В отношении иностранных транспортных средств таможенные органы проверяют наличие свидетельства о допущении дорожного транспортного средства либо таблички о допущении контейнера, выданных компетентными органами государств - участников Конвенции МДП или Таможенной конвенции, касающейся контейнеров, 1972 г., и признают эти свидетельства.
В свою очередь дорожные транспортные средства и контейнеры, допущенные таможенным органами государств - членов таможенного союза, не требуют дополнительного допущения в стране ввоза при международной перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами между государствами - участниками Конвенции МДП и признаются таможенными органами соответствующих государств.
В ст. 222 ТК содержатся нормы, регламентирующие порядок получения разрешения на осуществление грузовых операций с товарами, а также порядок замены транспортных средств международной перевозки при таможенном транзите. Такие операции допускаются только с разрешения таможенного органа отправления или таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая грузовая операция (п. 1 ст. 222 ТК).
Вместе с тем, в ч. 2 п. 1 ст. 222 ТК допускается уведомительный порядок совершения грузовых операций в отношении товаров и транспортных средств, если на товары таможенные пломбы и печати не наложены или эти операции могут быть осуществлены без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей. В этом случае соответствующий таможенный орган до проведения таких операций уведомляется в письменной и (или) электронной форме.
Необходимо отметить, что технологический процесс разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, порядок обращения с отдельными категориями товаров, нормативные сроки разгрузки и т.п. регламентирован соответствующими нормами транспортного права.
В п. 2 ст. 222 ТК устанавливается перечень случаев, когда таможенный орган может отказать в выдаче разрешения на осуществление грузовых операций. В разрешении отказывается, если осуществление грузовых операций может повлечь за собой утрату товаров или изменение их свойств либо при наличии запрета на осуществление таких операций в транспортных (перевозочных) документах, документах, подтверждающих соблюдение ограничений, либо иных документах, выданных контролирующими государственными органами.
В соответствии со ст. 223 ТК на перевозчика возлагается ряд обязанностей, которые направлены на обеспечение соблюдения таможенного законодательства. Так, перевозчик обязан:
1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен;
2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, либо иных средств идентификации, если они применялись;
3) не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 222 ТК.
Необходимо отметить, что перечисленные обязанности дублируют нормативные предписания, которые уже получили свое закрепление в статьях ТК.
В ст. 224 устанавливаются коллизионные нормы, регламентирующие вопросы привлечения к ответственности перевозчика за неисполнение обязанностей по таможенному транзиту. Так, за неисполнение обязанности по доставке товаров и документов на них в таможенный орган назначения перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита (п. 1. ст. 224 ТК).
В иных случаях неисполнение обязанностей при таможенном транзите влечет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого выявлено нарушение (п. 2 ст. 224 ТК).
Важные положения, касающиеся завершения таможенной процедуры таможенного транзита, содержатся в ст. 225 ТК. Таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления. В соответствии с п. 2 ст. 225 ТК товары до завершения таможенной процедуры таможенного транзита размещаются в зоне таможенного контроля в месте доставки.
Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы в соответствующие сроки. Так, в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом документы подаются в течение 1 часа с момента их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне установленного времени работы таможенного органа документы подаются в течение 2 часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа.
В отношении товаров, перевозимых с использованием водных, воздушных судов и железнодорожного транспорта, - в течение времени, установленного технологическим процессом порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством государств - членов таможенного союза.
Так, в п. 3 ст. 237 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в отношении железнодорожного транспорта установлено, что перевозчик обязан представить транзитную декларацию, а также имеющиеся у него иные документы в течение 12 часов с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров.
По требованию таможенного органа перевозчик обязан предъявить товары.
В п. 4 и п. 5 ст. 225 ТК устанавливаются сроки, в течение которых таможенные орган назначения осуществляет действия в отношении представленных документов и товаров. Так, в течение 1 часа с момента представления перевозчиком документов таможенный орган регистрирует их подачу в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза. Процедура таможенного транзита завершается таможенным органом назначения в возможно короткие сроки, но не позднее двадцати четырех часов после регистрации документов путем проставления отметки на транзитной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.
Порядок оформления таможенными органами завершения таможенной процедуры таможенного транзита определяется решением Комиссии ТС. Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии ТС от 18 июня 2010 года N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации"*(305) предусматривается, что таможенным органом в транзитной декларации указывается дата завершения таможенной процедуры таможенного транзита, которая заверяется подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа назначения.
В соответствии с п. 6 ст. 225 ТК в течение 3 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.
Так, в п. 8 ст. 237 Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита, а в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, в течение 12 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита.
При завершении таможенного транзита в месте убытия в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза положения, применяются нормы ТК, регулирующие порядок убытия товаров.
В соответствии со ст. 226 ТК, если перевозчик не может осуществить перевозку товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита вследствие аварии, действия непреодолимой силы или иных обстоятельств, препятствующих перевозке товаров, он должен принять следующие меры:
- обеспечить сохранность товаров;
- незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров;
- перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.
Таможенный орган, получивший сообщение об этих обстоятельствах, обязан известить таможенный орган отправления и таможенный орган назначения о возникших обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Расходы, понесенные перевозчиком в связи с принятием указанных мер, таможенными органами не возмещаются.
В ст. 227 ТК устанавливается порядок возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита. Указанная обязанность в соответствии с п. 1 ст. 227 ТК возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации.
Правовые предписания этой статьи направлены на установление правовых гарантий, обеспечивающих реализацию фискальных функций таможенного регулирования.
Согласно п. 2 ст. 227 ТК моментом прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита, является совершение таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой в порядке и сроки, установленные п. 6 ст. 225 ТК.
Исключением из этого правила являются случаи, когда во время действия процедуры таможенного транзита наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Кроме этого, случаи прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов установлены в п. 2 ст. 80 ТК.
В п. 3 ст. 227 ТК определяются правила исчисления сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при недоставке иностранных товаров в установленное таможенным органом место доставки. Так, если недоставка иностранных товаров произошла по причине передачи товаров перевозчиком получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа сроком уплаты считается день такой передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом транзитной декларации.
При недоставке иностранных товаров по причине утраты товаров, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения срок уплаты исчисляется со дня такой утраты, а если этот день не установлен - со дня регистрации таможенным органом транзитной декларации.
В иных случаях недоставки товаров таким сроком является день регистрации таможенным органом транзитной декларации.
Размер ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, устанавливается в соответствии с суммами ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным на день регистрации таможенным органом транзитной декларации.
Ранее уплаченные или взысканные ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат возврату (зачету), если в отношении товаров совершены таможенные операции, связанные с их помещением на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой в порядке и сроки, установленные п. 6 ст. 225 ТК.
В п. 6 ст. 227 ТК устанавливается порядок исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при недоставке товаров в случаях, если обеспечение их уплаты производилось плательщиком, а также иным лицом за плательщика, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение. Такая обязанность возникает у этих лиц солидарно с декларантом.
Статьей 228 ТК устанавливается порядок возникновения и прекращения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин и определяются сроки их уплаты в отношении товаров таможенного союза, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита.
Такая обязанность возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации при таможенном транзите от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.
Она прекращается при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой в порядке и сроки, установленные п. 6 ст. 225 ТК. Исключением из этого правила являются случаи, когда во время действия процедуры таможенного транзита наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Кроме этого, случаи прекращения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов установлены в п. 2 ст. 80 ТК.
В п. 3 ст. 228 ТК устанавливается порядок определения сроков исполнения указанной обязанности в случае недоставки товаров в установленное таможенным органом место доставки. Сроком уплаты вывозных таможенных пошлин считается день регистрации таможенным органом транзитной декларации.
Вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам вывозных таможенных пошлин, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, исчисленным на день регистрации таможенным органом транзитной декларации.
Ранее уплаченные или взысканные ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат возврату (зачету), если в отношении товаров совершены таможенные операции, связанные с их помещением на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой в порядке и сроки, установленные п. 6 ст. 225 ТК.
- Научно-практический комментарий (поглавный) к Таможенному кодексу Таможенного союза Глава 1 "Общие положения"
- Глава 2 "Информирование и консультирование"
- Глава 3 "Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела"
- Глава 4 "Информационные системы и информационные технологии"
- 1. Определение возможности использования информационных технологий при таможенном оформлении, в том числе использования электронного обмена информацией
- 2. Порядок внедрения информационных технологий и информационных систем в таможенном деле
- 3. Условия и порядок использования информационных технологий и информационных систем в таможенном деле
- 4. Порядок формирования и доступа к информационным ресурсам в таможенном деле
- 5. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах
- 6. Инфраструктура обмена информацией
- Глава 5 "Таможенная статистика"
- Глава 6 "Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза. Классификация товаров"
- Глава 7 "Страна происхождения товаров"
- Глава 8 "Таможенная стоимость товаров"
- Глава 9 "Общие положения о таможенных платежах"
- Глава 10 "Исчисление таможенных пошлин, налогов"
- Правила определения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов при незаконном перемещении товаров
- Глава 11 "Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов"
- Глава 12 "Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов"
- Глава 13 "Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)"
- Глава 14 "Взыскание таможенных пошлин, налогов"
- Глава 15 "Общие положения о таможенном контроле"
- Глава 16 "Формы и порядок проведения таможенного контроля"
- Глава 17 "Взаимная административная помощь таможенных органов"
- Глава 18 "Система управления рисками"
- Глава 19 "Порядок проведения таможенных проверок"
- Глава 20 "Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля"
- Глава 21 "Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля"
- Глава 22 "Основные положения о перемещении товаров"
- Глава 23 "Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза"
- Глава 24 "Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза"
- Глава 25 "Временное хранение товаров"
- Глава 26 "Общие положения о таможенных операциях, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру"
- Глава 27 "Таможенное декларирование товаров"
- Глава 28 "Выпуск товаров"
- Глава 29 "Общие положения о таможенных процедурах"
- Глава 30 "Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления"
- Глава 31 "Таможенная процедура экспорта"
- Глава 32 "Таможенная процедура таможенного транзита"
- Глава 33 "Таможенная процедура таможенного склада"
- Глава 34 "Таможенная процедура переработки на таможенной территории"
- Глава 35 "Таможенная процедура переработки вне таможенной территории"
- Глава 36 "Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления"
- Глава 37 "Таможенная процедура временного ввоза (допуска)"
- Глава 38 "Таможенная процедура временного вывоза"
- Глава 39 "Таможенная процедура реимпорта"
- Глава 40 "Таможенная процедура реэкспорта"
- Глава 41 "Таможенная процедура беспошлинной торговли"
- Глава 42 "Таможенная процедура уничтожения"
- Глава 43 "Таможенная процедура отказа в пользу государства"
- Глава 44 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях"
- Глава 45 "Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц"
- Глава 46 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности"
- Глава 47 "Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи"
- Глава 48 "Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа"
- Глава 49 "Особенности перемещения товаров для личного пользования"
- Глава 50 "Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов"