Глава 26 "Общие положения о таможенных операциях, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру"
В ст. 173 ТК установлены положения, распространяющиеся на все таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру. Совершение таких таможенных операций регламентируется на наднациональном уровне и на уровне государств - членов таможенного союза. Порядок и условия совершения операций определены таможенным законодательством таможенного союза, а в случаях, установленных ТК или иными международными договорами государств - членов таможенного союза, - законодательством государств - членов таможенного союза.
Таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза регламентируется порядок и технологии совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, в зависимости от вида товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, речной и другие), а также категории лиц, перемещающих товары. При этом регламентирование на национальном уровне ограничено тем, что установленный порядок и технологии совершения таможенных операций не должны приводить к освобождению полностью или частично от уплаты ввозных таможенных пошлин и применения мер нетарифного регулирования, антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер.
Под таможенной операцией в ТК понимаются действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза (подп. 29 п. 1 ст. 4 ТК). Киотская конвенция использует понятие "таможенные формальности, предшествующие подаче декларации на товары", определяя его как все операции, осуществляемые заинтересованным лицом и таможенной службой с момента ввоза товаров на таможенную территорию до момента их помещения под таможенный режим. Например, таможенными операциями являются представление документов и сведений при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию (ст. 163 ТК), помещение товаров на склад временного хранения (ст. 169 ТК), представление документов при таможенном декларировании (ст. 183 ТК), выпуск товаров (ст. 195 ТК).
Сфера применения ст. 173 ТК и последующих статей гл. 26 ТК ограничена таможенными операциями, связанными с помещением товаров под таможенную процедуру, т.е. теми таможенными операциями, которые предусмотрены гл. 27 "Таможенное декларирование товаров" и гл. 28 "Выпуск товаров". В силу ст. 173 ТК все действия в отношении товаров, совершаемые лицами и таможенными органами при помещении товаров под таможенную процедуру, должны соответствовать требованиям, установленным гл. 26 ТК относительно порядка и условий их совершения.
Одним из участников отношений, возникающих в процессе совершения таможенных операций, всегда являются таможенные органы. В п. 3. ст. 173 ТК установлено, что от имени таможенных органов таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются должностными лицами таможенных органов, уполномоченных на совершение таких таможенных операций в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
В п. 4 ст. 173 ТК определены критерии, которым одновременно должны соответствовать требования таможенных органов при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру. Указанные требования должны быть:
- обоснованными;
- ограничены требованиями, необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.
Данная норма согласуется с положениями абз. 2 п. 3 ст. 150 ТК о том, что таможенные органы и их должностные лица при проведении таможенного контроля не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
В п. 2 ст. 173 ТК установлена возможность дифференциации порядка и технологий совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, в зависимости от вида товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, речной и другие), а также категории лиц, перемещающих товары. Необходимость такой дифференциации объясняется особыми свойствами отдельных категорий товаров, особенностями перевозки товаров различными видами транспорта, специальным статусом некоторых категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу. Так, ТК предусмотрен особый порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (гл. 44 ТК), перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц (гл. 45 ТК), совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (гл. 46 ТК), перемещения товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи (гл. 47 ТК), перемещения транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа (гл. 48 ТК), перемещения товаров для личного пользования (гл. 49 ТК), совершения таможенных операций в отношении припасов (гл.50 ТК).
Вместе с тем применение к товарам таможенных операций не ставится в зависимость от страны происхождения товаров, страны их отправления и назначения (п. 5 ст. 173 ТК). Данная норма ТК основана на рекомендуемом правиле 2 Специального приложения A к Киотской конвенции, в соответствии с которым таможенные формальности, предшествующие подаче декларации на товары, должны равно применяться независимо от страны происхождения товаров или страны их отправления.
В п. 1 и п. 3 ст. 174 ТК определены временные рамки процесса помещения товаров под таможенную процедуру, а именно моменты его начала и завершения. Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, и завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Именно с момента подачи таможенной декларации и (или) иных документов начинается таможенное декларирование товаров, которое является одним из этапов помещения товаров под таможенную процедуру. После выпуска товаров таможенным органом пользование и (или) распоряжение товарами осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры. Если использовать терминологию Киотской конвенции, то помещение товаров под таможенную процедуру является очисткой, под которой понимается совершение таможенных формальностей, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или для помещения под иную таможенную процедуру (E5./F9 генерального приложения).
В ряде случаев, предусмотренных нормами национального законодательства государств - членов таможенного союза, перемещение товаров через таможенную границу сопряжено с необходимостью осуществления в отношении этих товаров санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза или вывоза товаров с таможенной территории. Некоторые виды контроля могут совершаться и таможенными органами, например, п. 5 ст. 94 ТК предусмотрено, что таможенные органы в пределах своей компетенции кроме таможенного контроля осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. В связи с этим момент завершения помещения товаров под таможенную процедуру может быть ограничен моментом окончания осуществления ветеринарного, фитосанитарного и другим видам государственного контроля, в тех случаях, когда он обязателен при перемещении определенного товара (п. 2 ст. 174 ТК).
С целью согласования условий проведения на границах таможенного и других видов контроля (в частности, медико-санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля) в 1982 году была разработана Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах (вступила в силу с 15 октября 1985 года).
В соответствии с п. 1 ст. 175 ТК таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в местах нахождения таможенных органов и во время их работы. Порядок определения мест и времени работы таможенных органов определен в законодательстве государств - членов таможенного союза. Так, в Российской Федерации согласно ст. 14 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" местами нахождения таможенных органов могут быть пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, другие места, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций. По инициативе лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров, транспортных и экспедиторских организаций и организаций федеральной почтовой связи таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих указанным лицам. Согласно ст. 17 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" время работы таможенных органов определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации. При определении времени работы таможенного органа необходимо исходить из следующего:
- время работы таможенных органов в местах ввоза товаров в Российскую Федерацию и вывоза товаров из Российской Федерации должно соответствовать времени работы государственных контролирующих органов и служб в этих местах;
- время работы таможенных органов в иных местах проведения таможенных операций устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций, участников внешнеэкономической деятельности;
- время работы таможенных органов в местах ввоза товаров в Российскую Федерацию и вывоза товаров из Российской Федерации, которые по месту нахождения совмещены с пунктами пропуска сопредельных государств, по возможности должно совпадать с временем работы таможенных органов этих сопредельных государств.
В Республике Казахстан места нахождения таможенных органов определяются уполномоченным органом в сфере таможенного дела с учетом необходимости осуществления таможенного контроля за товарами и транспортными средствами международной перевозки, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза, исходя из объема товаропотока и интенсивности развития транспортного потенциала Республики Казахстан. Таможенные органы располагаются в помещениях, принадлежащих непосредственно таможенным органам, а также на территории и (или) в помещениях таможенных терминалов, аэропортов, портов, железнодорожных станций, местах международного почтового обмена, а также на территории и (или) в помещениях, принадлежащих лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела (ст. 11 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан"). Время работы таможенных органов устанавливается уполномоченным органом в сфере таможенного дела в соответствии с законодательством Республики Казахстан с учетом следующих условий. Время работы таможенных органов в пунктах пропуска через таможенную границу таможенного союза согласуется с режимом работы иных контролирующих органов на границе, с режимом работы морских и речных портов, аэропортов, железнодорожных станций, где находятся указанные пункты пропуска, а также со временем работы таможенных и иных контролирующих органов в сопредельных пунктах пропуска иностранного государства (ст. 13 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан").
В соответствии со ст. 68 Таможенного кодекса республики Беларусь таможенное оформление производится в пунктах таможенного оформления (термин "таможенное оформление" в белорусском таможенном законодательстве примерно соответствует понятию "помещение товаров под таможенную процедуру"). Пункты таможенного оформления включают специально оборудованные и оснащенные служебные помещения таможенного органа и зоны таможенного контроля, предназначенные для размещения товаров в целях осуществления их таможенного контроля и таможенного оформления. Пункты таможенного оформления подразделяются на республиканские и ведомственные. Республиканские пункты таможенного оформления открываются и упраздняются в целях определения мест перемещения товаров через таможенную границу. Места размещения республиканских пунктов таможенного оформления, их специализация, а также лица, ответственные за содержание таких пунктов, определяются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь. Республиканские пункты таможенного оформления могут находиться:
- в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, открытых в соответствии с законодательством о Государственной границе Республики Беларусь;
- на передаточных железнодорожных станциях Республики Беларусь, не имеющих статуса пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь;
- на таможенной территории сопредельных государств (в соответствии с международными договорами Республики Беларусь).
Ведомственные пункты таможенного оформления открываются и упраздняются по решению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь в установленном им порядке и могут размещаться:
- на территориях складов временного хранения и таможенных складов;
- в иных зданиях, помещениях и на территориях, находящихся в государственной собственности и закрепленных за таможенными органами на праве оперативного управления либо находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении иных юридических лиц - резидентов Республики Беларусь.
Согласно п. 2 ст. 175 ТК предусмотрена возможность совершения отдельных таможенных операций вне мест нахождения таможенных органов и вне времени их работы по мотивированному запросу декларанта либо таможенного представителя. Аналогичные правила установлены и законодательством государств - членов таможенного союза. Кроме этого, согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" осуществить таможенные операции по запросу вне времени работы таможенного органа возможно при наличии у таможенных органов возможностей для этого. Отказ таможенного органа в совершении таможенных операций вне времени его работы должен быть обоснованным. Заинтересованное лицо вправе обжаловать отказ таможенного органа в совершении таможенных операций вне времени работы таможенного органа.
Положения о месте и времени помещения товаров под таможенную процедуру, закрепленные в ст. 175 ТК, а также в нормах национального законодательства государств - членов таможенного союза основаны на стандартных правилах 3.1-3.4 Генерального приложения к Киотской конвенции.
Согласно п. 1 ст. 176 ТК при помещении товаров под таможенную процедуру лица, определенные ТК, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров. Перечень таких документов и сведений, и сроки их предоставления установлены ТК применительно к конкретным таможенным операциям, применяемым в отношении товаров, и различаются в зависимости от того, совершается ли ввоз или вывоз товаров, их видов, вида транспорта, используемого для перевозки товаров, а также от иных условий перемещения товаров через таможенную границу.
В ч. 1 п. 1 ст. 176 ТК предусмотрены определенные гарантии лицам от возможных злоупотреблений со стороны таможенных органов. Так, указанные органы при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза. Следует отметить, что в основном в ТК приводятся максимально подробные закрытые перечни документов и сведений, представляемых таможенному органу, чем обеспечивается прозрачность таможенных операций.
Еще одна определенная защита от произвола должностных лиц таможенных органов закреплена в п. 3 ст. 176 ТК, согласно которому таможенные органы не вправе отказать в принятии документов из-за наличия опечаток, технических или грамматических ошибок, которые не изменяют содержащиеся в документах данные, влияющие на принятие таможенным органом решения о выпуске товаров.
Некоторые из документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, являются таможенными документами, т.е. документами, составляемыми исключительно для таможенных целей. Формы указанных документов определяются решением Комиссии таможенного союза. Таможенные документы заполняются на русском языке, если иное не установлено ТК. Например, в п. 7. ст. 183 ТК предусмотрено, что таможенные органы могут принимать и использовать при таможенном декларировании документы и сведения, составленные на государственных языках государств - членов таможенного союза и на иностранных языках. Таможенный орган вправе потребовать перевод сведений, содержащихся в документах, составленных на языке, не являющемся государственным языком государства-члена таможенного союза, таможенному органу которого при таможенном декларировании представляются такие документы.
Общая концепция ТК направлена на облегчение, упрощение и ускорение таможенных процедур. В этих же целях п. 6 ст. 176 ТК предусмотрено, что в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и международными договорами государств - членов таможенного союза с иностранными государствами в целях упрощения и ускорения выпуска товаров могут применяться таможенные документы других государств, используемые для таможенных целей.
С целью упрощения таможенных операций в п. 5 ст. 176 ТК предусмотрено, что документы могут представляться в электронной форме в соответствии с ТК. Так, например, п. 5 ст. 180 ТК предусмотрено, что таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа и порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется решением Комиссии таможенного союза.
Право заинтересованных лиц или их представителей присутствовать при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру закреплено в п. 1 ст. 177 ТК. Согласно подп. 7 п. 1 ст. 4 ТК заинтересованные лица - это лица, интересы которых в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно и индивидуально. Что касается данного права то, представляется, что оно зависит от конкретного статуса, в котором выступают лица (декларант, таможенный представитель, таможенный перевозчик и др.), а также от того, предусмотрено ли нормами ТК регламентирующими порядок проведения той или иной таможенной операции, присутствие при ее совершении указанных лиц. Например, ст. 187 ТК закреплено право декларанта присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров.
Одновременно по требованию таможенного органа указанные лица обязаны присутствовать при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, в целях оказания содействия таможенным органам в их совершении. Указанному праву таможенного органа корреспондирует обязанность названных лиц присутствовать при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру по требованию таможенного органа. При этом следует отметить, что данной нормой не предусмотрена обязанность заинтересованных лиц или их представителей оказывать содействие таможенным органам в производстве таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, а предусмотрена их обязанность лишь присутствовать при его производстве по требованию таможенного органа.
Стандартным правилом 3.36 Генерального приложения к Киотской конвенции установлено, что просьбы декларанта присутствовать или быть представленным при проверке товаров должны быть удовлетворены таможенной службой, если не имеют место исключительные обстоятельства. В свою очередь, таможенная служба в случае, когда считает это целесообразным, требует присутствия декларанта или его представителя при проверке товаров в целях оказания ей любой необходимой помощи для упрощения проведения проверки.
В ст. 178 ТК предусмотрена возможность помещения под таможенную процедуру товаров в первоочередном порядке.
В перечень товаров, в отношении которых предусмотрен первоочередной порядок помещения под таможенную процедуру, входят:
- товары, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведения учений;
- товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные материалы, взрывчатые вещества;
- международные почтовые отправления, экспресс-грузы;
- гуманитарная и техническая помощь;
- сообщения и материалы для средств массовой информации;
- запасные части, двигатели, расходные материалы, оборудование и инструменты, необходимые для ремонта транспортных средств международной перевозки;
- и другие подобные товары.
Следует отметить, что перечень товаров, помещение под таможенную процедуру которых может быть произведено в первоочередном порядке, не является исчерпывающим. ТК предусматривает возможность помещения под таможенную процедуру в указанном порядке "других подобных товаров". В связи с этим представляется, что помещение под таможенную процедуру в первоочередном порядке товаров, не названных в ст. 178 ТК, может быть как регламентировано иными нормами ТК и нормами таможенного законодательства государств - членов таможенного союза. Так, согласно ст. 73 Таможенного кодекса республики Беларусь при ввозе на таможенную территорию и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных веществ, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и других материалов для средств массовой информации, иных товаров в случаях, установленных законами, актами Президента Республики Беларусь и (или) постановлениями Правительства Республики Беларусь, таможенное оформление производится в первоочередном порядке, т.е. перечень таких товаров может быть установлен дополнительно. В Республике Казахстан перечень таких товаров совпадает с перечнем, установленным ст. 178 ТК.
Необходимость помещения под таможенную процедуру некоторых категорий товаров в первоочередном порядке связана со срочным характером транспортировки товаров, что объясняется:
- особыми свойствами товаров;
- их назначением;
- необходимостью оперативной доставки получателю.
Стандартное правило 3.34 Генерального приложения к Киотской конвенции устанавливает приоритетный порядок проверок следующих товаров: живых животных, скоропортящихся товаров, а также других товаров, срочный характер которых признается таможенной службой. Приоритетный порядок таможенного оформления грузов помощи, под которыми понимаются товары, направляемые в виде помощи пострадавшим от стихийных бедствий, а также необходимые персоналу по ликвидации последствий стихийных бедствий для выполнения обязанностей, обеспечения их проживания и работы, предусмотрен также главой 5 Специального приложения J к Киотской конвенции.
Первоочередной порядок предполагает упрощенную по сравнению с другими товарами процедуру помещения товаров под таможенную процедуру, сокращение сроков, возможное сокращение перечня представляемых документов и сведений, другие льготные условия. В частности п. 1 ст. 197 ТК предусмотрено положение, согласно которому при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию таможенного союза отдельных категорий товаров, указанных в ст. 178 ТК выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены необходимые документы.
- Научно-практический комментарий (поглавный) к Таможенному кодексу Таможенного союза Глава 1 "Общие положения"
- Глава 2 "Информирование и консультирование"
- Глава 3 "Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела"
- Глава 4 "Информационные системы и информационные технологии"
- 1. Определение возможности использования информационных технологий при таможенном оформлении, в том числе использования электронного обмена информацией
- 2. Порядок внедрения информационных технологий и информационных систем в таможенном деле
- 3. Условия и порядок использования информационных технологий и информационных систем в таможенном деле
- 4. Порядок формирования и доступа к информационным ресурсам в таможенном деле
- 5. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах
- 6. Инфраструктура обмена информацией
- Глава 5 "Таможенная статистика"
- Глава 6 "Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза. Классификация товаров"
- Глава 7 "Страна происхождения товаров"
- Глава 8 "Таможенная стоимость товаров"
- Глава 9 "Общие положения о таможенных платежах"
- Глава 10 "Исчисление таможенных пошлин, налогов"
- Правила определения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов при незаконном перемещении товаров
- Глава 11 "Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов"
- Глава 12 "Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов"
- Глава 13 "Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)"
- Глава 14 "Взыскание таможенных пошлин, налогов"
- Глава 15 "Общие положения о таможенном контроле"
- Глава 16 "Формы и порядок проведения таможенного контроля"
- Глава 17 "Взаимная административная помощь таможенных органов"
- Глава 18 "Система управления рисками"
- Глава 19 "Порядок проведения таможенных проверок"
- Глава 20 "Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля"
- Глава 21 "Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля"
- Глава 22 "Основные положения о перемещении товаров"
- Глава 23 "Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза"
- Глава 24 "Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза"
- Глава 25 "Временное хранение товаров"
- Глава 26 "Общие положения о таможенных операциях, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру"
- Глава 27 "Таможенное декларирование товаров"
- Глава 28 "Выпуск товаров"
- Глава 29 "Общие положения о таможенных процедурах"
- Глава 30 "Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления"
- Глава 31 "Таможенная процедура экспорта"
- Глава 32 "Таможенная процедура таможенного транзита"
- Глава 33 "Таможенная процедура таможенного склада"
- Глава 34 "Таможенная процедура переработки на таможенной территории"
- Глава 35 "Таможенная процедура переработки вне таможенной территории"
- Глава 36 "Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления"
- Глава 37 "Таможенная процедура временного ввоза (допуска)"
- Глава 38 "Таможенная процедура временного вывоза"
- Глава 39 "Таможенная процедура реимпорта"
- Глава 40 "Таможенная процедура реэкспорта"
- Глава 41 "Таможенная процедура беспошлинной торговли"
- Глава 42 "Таможенная процедура уничтожения"
- Глава 43 "Таможенная процедура отказа в пользу государства"
- Глава 44 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях"
- Глава 45 "Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц"
- Глава 46 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности"
- Глава 47 "Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи"
- Глава 48 "Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа"
- Глава 49 "Особенности перемещения товаров для личного пользования"
- Глава 50 "Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов"