logo search
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 30 "Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления"

Комментируемая глава посвящена таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления. В ст. 209 ТК дано определение, согласно которому выпуск для внутреннего потребления - это таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК.

Такая формулировка таможенной процедуры корреспондирует положениям Киотской конвенции, которая в Главе 1 Специального приложения В содержит определение E1./F2. "очистка для внутреннего потребления", что означает таможенную процедуру, которая предусматривает, что импортированные товары поступают в свободное обращение на таможенной территории после уплаты любых взимаемых импортных пошлин и налогов и выполнения всех необходимых таможенных формальностей. При этом согласно определению E2./F1. "товары в свободном обращении" означают товары, распоряжение которыми может осуществляться без ограничений со стороны таможенной службы.

В отличие от остальных таможенных процедур, предполагающих ввоз товаров (временный ввоз, переработка на таможенной территории и др.) содержание таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления предполагает окончательный ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза. Формулируя положения этой процедуры, законодатель определяет, что товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, будут обращаться без каких-либо ограничений по пользованию и ограничению.

По общему правилу, на лицо, поместившее товар под данную процедуру, не возлагается обязанность совершения каких-либо иных операций с товаром после соблюдения условий, предусмотренных ст. 210 ТК. К таким условиям относятся:

1) уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;

2) соблюдение запретов и ограничений;

3) представление документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Несмотря на то, что условия помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления сформулированы в тексте ТК достаточно лаконично, существует достаточно большой по объему массив нормативных правовых актов, регламентирующих различные аспекты соблюдения таких условий.

Так, для расчета сумм ввозной таможенной пошлины по адвалорным и комбинированным ставкам, а также сумм НДС необходимо установить таможенную стоимость облагаемых товаров. Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 25 января 2008 года*(254). В п. 2 ст. 1 указанного Соглашения предусматривает, что в нем устанавливаются единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза, а также применения иных мер, отличных от таможенно-тарифного регулирования, которые вводятся (могут вводиться) для регулирования товарооборота таможенного союза.

Положения Соглашения применяются в случае, если товары фактически пересекли таможенную границу при ввозе на территорию таможенного союза, и в отношении таких товаров впервые после пересечения таможенной границы заявляется таможенный режим. В иных случаях положения Соглашения могут применяться, если это прямо установлено законодательством государства - члена таможенного союза.

В связи с этим необходимо отметить, что в этом Соглашении понятие "таможенный режим" применяется в том смысле, который установлен для понятия "таможенная процедура" в ТК.

Ставки ввозных таможенных пошлин установлены в Едином таможенном тарифе таможенного союза*(255). Помимо Единого таможенного тарифа таможенного союза действуют иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы уплаты ввозных таможенных пошлин. К ним, в частности, относятся: Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года*(256), Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года*(257) и другие международные соглашения.

Помимо уплаты ввозных таможенных пошлин обязательным условием помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является уплата налогов, установленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах государств - членов таможенного союза.

В связи с этим требует уточнения вопрос о перемещении товаров между государствами - членами таможенного союза. Так, согласно Соглашению о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года*(258) под "импортом товаров" (в смысле данного соглашения) понимается ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на территорию одного государства - члена таможенного союза с территории другого государства - члена таможенного союза. Как видно из приведенного определения, это Соглашение не содержит правовых предписаний, регулирующих отношения, возникающие при помещении иностранных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В соответствии со ст. 3 указанного Соглашения действует специальный порядок уплаты косвенных налогов (акцизов и НДС) при импорте товаров на территорию одного государства - члена таможенного союза с территории другого государства - члена таможенного союза. Так, косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства - члена таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию. При этом ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.

Вопросы взимания косвенных налогов при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления регулируются законодательными актами государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, которые действуют на день регистрации таможенной декларации.

Соотношение норм таможенного законодательства и законодательных актов РФ о налогах и сборах определено в абз. 2 ст. 2 НК РФ.

Обязанность по уплате "ввозного" НДС и акцизов установлена в подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ и ст. 181 НК РФ (парфюмерно-косметическая продукция, алкогольная и табачная продукция и др.) соответственно.

В соответствии со ст. 153 и ст. 160 НК РФ при исчислении НДС налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости ввозимых товаров и подлежащей уплате таможенной пошлины, а в отношении подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья - также подлежащих уплате акцизов. В п. 5 ст. 164 НК РФ установлено, что при ввозе товаров на таможенную территорию РФ применяются ставки НДС, указанные в п. 2 и 3 названной статьи.

Обложение акцизом при ввозе товаров на таможенную территорию РФ распространяется только на определенный перечень товаров. Такой перечень установлен ст. 181 НК РФ (парфюмерно-косметическая продукция, алкогольная и табачная продукция и др.).

В случае применения твердых ставок акциза налоговой базой выступает количество ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении. В случае применения адвалорной налоговой ставки налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости ввозимых товаров и подлежащей уплате таможенной пошлины.

Следует обратить внимание на особенность определения налоговой базы для обложения акцизом в отношении отдельных подакцизных товаров. Так, в отношении спиртосодержащей и алкогольной продукции, по которым установлены твердые ставки акциза, за налоговую базу берется не весь объем такой продукции, а только объем безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах. Таким образом, при определении налоговой базы для целей исчисления акцизов в отношении товаров, ввезенных на территорию РФ, используются не только таможенная стоимость и количество товаров.

Выпуск для внутреннего потребления иностранных товаров возможен только при соблюдении запретов и ограничений, действующих на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов. Согласно абз. 8 п. 1 ст. 4 ТК под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

В настоящее время вступили в силу следующие международные договоры государств - членов таможенного союза, устанавливающие запреты и ограничения при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза:

- Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года*(259);

- Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года*(260);

- Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года *(261);

- Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 года*(262);

- Соглашение таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года*(263);

- Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года*(264);

- Соглашение таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года*(265);

- Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19 ноября 2010 года*(266);

- Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09 июня 2009 года*(267);

- Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09 июня 2009 года*(268);

- Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года*(269).

Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран 25 января 2008 года в отношении товаров, выпускаемых для внутреннего потребления, предусмотрено применение следующих мер:

1) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в любом виде, если необходимо:

а) сократить производство или продажу аналогичного отечественного товара;

б) сократить производство или продажу отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, в случае если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара;

в) снять с рынка временный излишек аналогичного отечественного товара путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снять с рынка временный излишек отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых полностью или в основном зависит от импортируемого товара, если производство аналогичного отечественного товара является незначительным;

2) исключительное право на импорт отдельных видов товаров, которое осуществляется на основании лицензии;

3) лицензирование в сфере внешней торговли товарами, которое устанавливается при введение временных количественных ограничений импорта отдельных видов товаров; а также в случае реализации разрешительного порядка импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, и выполнения международных обязательств. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами;

4) наблюдение за импортом товаров отдельных видов, осуществляемое посредством выдачи разрешений на импорт товаров;

5) меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, которые могут вводиться, если эти меры:

а) необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;

б) необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растении;

в) относятся к импорту золота или серебра;

г) применяются для защиты культурных ценностей и культурного наследия;

д) необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;

е) необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;

ж) необходимы для выполнения международных обязательств;

з) необходимы для обеспечения обороны и безопасности;

и) необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным обязательствам правовых актов, касающихся применения таможенного законодательства, охраны окружающей среды, защиты интеллектуальной собственности, и иных правовых актов.

В ст. 8 указанного соглашения урегулирован вопрос о применении особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами. Так, внешняя торговля товарами может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия государств в международных санкциях в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Кроме этих мер могут устанавливаться количественные ограничения импорта иностранных товаров на таможенную территорию таможенного союза.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09 июня 2009 года товары, в отношении которых применяются меры регулирования, включаются в единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза (далее - единый перечень).

Единый перечень утверждается Комиссией ТС. В соответствии с решениями Комиссии ТС к товарам, запрещенным к ввозу, относятся*(270):

- озоноразрушающие вещества, запрещенные к ввозу на территорию таможенного союза;

- опасные отходы, ввоз которых на территорию таможенного союза запрещен;

- информация на печатных, аудиовизуальных и иных носителях информации, запрещенная для ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной территории таможенного союза;

- средства защиты растений, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, попадающие под действие приложений А и В Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, подписанной в Стокгольме 22 мая 2001 года;

- служебное и гражданское оружие, его основные части, и патроны к нему запрещенные для ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союз и транзита по таможенной территории таможенного союза;

- орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза.

Товары, ограниченные к перемещению через границу таможенного союза при импорте, в соответствии с решениями Комиссии ТС*(271):

- озоноразрушающие вещества и продукция их содержащая, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе;

- химические средства защиты растений, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при импорте;

- опасные отходы, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе и (или) вывозе;

- наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию таможенного союза допускается на основании лицензий;

- ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе;

- лекарственные средства и фармацевтические субстанции, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе;

- лекарственные средства, применяемые в ветеринарии, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе;

- радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные либо входящие в состав других товаров, ограниченные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза;

- специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза и вывоз с таможенной территории таможенного союза ограничен;

- этиловый спирт и алкогольная продукция, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при импорте;

- шифровальные (криптографические) средства, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза и вывоз с таможенной территории таможенного союза ограничен;

- органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе и (или) вывозе;

- служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, ограниченное для ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной территории таможенного союза.

Особое место в системе мер нетарифного регулирования ввоза товаров занимает применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Введению специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры при импорте товара предшествует расследование, проводимое в соответствии с Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года.

Согласно ст. 4 данного Соглашения специальная защитная мера может быть применена к товару только в том случае, если по результатам расследования, проведенного компетентным органом, установлено, что импорт этого товара на территорию таможенного союза осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли экономики государств - членов таможенного союза или создает угрозу причинения такого ущерба.

В ст. 9 этого Соглашения установлено, что антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного компетентным органом, установлено, что импорт такого товара на территорию таможенного союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств - членов таможенного союза, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств - членов таможенного союза. При этом товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена такого товара ниже его нормальной стоимости.

В соответствии со ст. 19 данного Соглашения компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия экспортирующего иностранного государства, в случае если по результатам расследования, проведенного компетентным органом, установлено, что импорт такого товара на территорию таможенного союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств - членов таможенного союза, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств - членов таможенного союза.

Соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер подтверждается путем представления соответствующих документов и является одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (абз. 3 п. 1 ст. 210 ТК).

Применение санитарных и ветеринарно-санитарных мер, а также мер по карантину растений урегулировано Соглашением таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года*(272), Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года*(273), Соглашение таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года*(274). Соблюдение закрепленного в этих нормативных правовых актах порядка ввоза товаров на территорию таможенного союза является обязательным.

Кроме этого, приведенными выше соглашениями урегулированы и такие вопросы регулирования внешней торговли как лицензирование и подтверждения соответствия товаров техническим регламентам таможенного союза (сертификации).

Соблюдение приведенных запретов и ограничений обеспечивает разрешительная система, институтами которой могут быть как таможенные, так и иные государственные или уполномоченные органы или организации, которые непосредственно предоставляют соответствующие разрешения и лицензии, а также осуществляют сертификацию товаров.

При выполнении указанных условий помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар приобретает статус товаров таможенного союза.

В то же время, если предоставление льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряжено с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, то такие товары подлежат условному выпуску в соответствии со ст. 200 ТК и сохраняют статус иностранных товаров.

Статьей 229 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" урегулированы вопросы применение таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления при условном выпуске товаров. Так, документы, в связи с отсутствием которых товары были условно выпущены, представляются декларантом в таможенный орган, которым был осуществлен условный выпуск товаров. Таможенный орган принимает такие документы на основании заявления декларанта, составленного в произвольной форме. В заявлении указывается номер декларации на товары, по которой таможенным органом осуществлялся условный выпуск товаров. По просьбе декларанта таможенный орган обязан выдать письменное подтверждение принятия документов (ч. 3 ст. 229 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Условно выпущенные товары продолжают находиться под таможенным контролем.

Вопросы возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а также сроков их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления урегулированы в ст. 211 ТК.

В соответствии с п. 1 этой статьи такая обязанность возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

В п. 2 установлен перечь случаев прекращения такой обязанности. К ним относятся случаи установленные п. 2 ст. 80 ТК:

1) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТК;

2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

6) обращения товаров в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза;

7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза;

8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного союза;

10) возникновения обстоятельств, с которыми ТК связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

В подп. 2 п. 2 ст. 211 ТК установлены иные основания прекращения такой обязанности в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию или распоряжению этими товарами.

В п. 3 ст. 211 ТК урегулирован вопрос сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Так, в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, они подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с этой процедурой. Если в отношении товаров используются льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию или распоряжению этими товарами, то в случае отказа от использования таких льгот они уплачиваются до внесения в таможенную декларацию изменений в части отказа от использования предоставленных льгот.

В случае если в отношении товаров совершаются действия, нарушающие установленные ограничения по пользованию или распоряжению ими, или если нарушаются цели, соответствующие условиям представления льгот, то срок уплаты наступает в первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.