logo search
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 24 "Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза"

Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза представляет собой фактическое перемещение товаров за пределы таможенной границы таможенного союза.

В комментируемой главе устанавливаются правоположения, определяющие места и время такого убытия, таможенные операции, которые могут быть совершены с указанными товарами, регламентируются права и обязанности перевозчика и полномочия таможенного органа при их совершении.

Убытие товаров, как правило, является заключительным моментом при вывозе товаров и, в случае соблюдения таможенных формальностей, становится юридическим фактом, имеющим значение для иных публичных правовых отношений, например, для отношений по возмещению НДС при экспорте товаров, возврату ранее уплаченных ввозных таможенных пошлин при реэкспорте и ряда других.

Убытию товаров с таможенной территории таможенного союза должно предшествовать их помещение под определенную таможенную процедуру, предусматривающую возможность вывоза товаров за пределы таможенной границы, а также соблюдение запретов и ограничений, связанных с их вывозом. Такими таможенными процедурами могут быть экспорт, переработка вне таможенной территории, временный вывоз, реэкспорт.

Согласно ст. 163 ТК на перевозчика возлагается обязанность по предоставлению таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего их вывоз с таможенной территории таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные ст. 159 ТК применительно к виду транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

Несмотря на то, что обязанность по соблюдению таможенных формальностей при убытии товаров возложена на перевозчика, положения комментируемой главы не относятся к перемещению транспортных средств.

Порядок перемещения транспортных средств, используемых при вывозе товаров, устанавливается нормами главы 48 ТК "Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа". Согласно п. 4 ст. 341 ТК транспортные средства подлежат таможенному декларированию без помещения под таможенные процедуры.

Комментируемая глава содержит отсылочную норму, согласно которой от имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (п. 3 ст. 163 ТК).

Такая возможность допускается действующими национальными правовыми актами государств - членов таможенного союза. Так, в Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" закреплено, что от имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены любым иным лицом, действующим по поручению перевозчика (п. 2 ст. 195); в Таможенном кодексе Республики Беларусь установлено, что от имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным агентом (представителем) (п. 1 ст. 61); в п. 3 ст. 255 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" содержится норма, дословно воспроизводящая текст ТК.

В случае если товары после прибытия на таможенную территорию не покидали места перемещения товаров через таможенную границу таможенная декларация либо иной документ, допускающий вывоз товаров, не предоставляется.

Комментируемой главой устанавливается разрешительный порядок убытия товаров с таможенной территории таможенного союза. Так, согласно п. 4 ст. 163 ТК убытие товаров допускается с разрешения таможенного органа. Такое разрешение оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

На соблюдение разрешительного порядка убытия товаров с таможенной территории, административно-правового режима государственной границы государств - членов таможенного союза, а также для обеспечения установленных в таможенном союзе запретов и ограничений направлены нормативные предписания, определяющие место и время убытия товаров с таможенной территории таможенного союза.

Согласно ст. 162 ТК убытие товаров осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов.

В ст. 151 ТК под местами перемещения товаров через таможенную границу понимаются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств - членов таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза.

В ч. 2 п. 1 ст. 162 ТК содержится бланкетная норма, согласно которой в отношении отдельных категорий товаров национальное законодательство может устанавливать определенные места убытия. Так, согласно п. 1 ст. 195 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Правительство РФ вправе определять пункты пропуска через Государственную границу РФ для убытия из РФ отдельных категорий товаров.

В п. 1 ст. 60 Таможенного кодекса Республики Беларусь определяется, что Президент Республики Беларусь или по его поручению Правительство Республики Беларусь вправе устанавливать пункты вывоза для убытия с таможенной территории отдельных видов товаров.

Согласно п. 1 ст. 254 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" полномочие по установлению мест убытия отдельных видов товаров относится к компетенции Правительства Казахстана.

Вместе с тем, национальным законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены случаи и порядок убытия товаров в иных местах, не являющихся местами убытия (п. 1 ст. 162 ТК).

Законодательством РФ и Казахстана установление таких случаев и порядка отнесено к компетенции Правительства РФ и Правительства Казахстана соответственно.

Таможенным кодексом Республики Беларусь предусмотрено, что убытие товаров с таможенной территории осуществляется через пункты вывоза во время работы таможенных органов в таких пунктах, если иное не установлено Таможенным кодексом Республики Беларусь, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" содержит норму, согласно которой в случаях, если убытие товаров за пределы таможенной территории таможенного союза будет осуществляться с территорий других государств - членов таможенного союза, перемещение таких товаров из РФ на территорию государства - члена таможенного союза может осуществляться в любых местах, если иное не установлено Правительством РФ (п. 3 ст. 195).

Требования комментируемой главы ТК предъявляются ко всем товарам, убывающим с территории таможенного союза вне зависимости от того, какими лицами или на каком виде транспорта они перемещаются.

Исключение касаются только тех случаев, когда товары, перевозятся водными или воздушными судами, пересекающими таможенную территорию таможенного союза без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории таможенного союза, а также на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Убытие товаров возможно только во время работы таможенных органов. Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах убытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, в том числе с использованием информационных технологий (п. 2 ст. 162).

ТК не содержит указания на то, в течение какого срока, с момента получения разрешения на убытие, товары должны покинуть таможенную территорию.

Важным предметом регулирования настоящей главы является вопрос о том, в каком состоянии товары, убывающие с таможенной территории, должны быть вывезены. Это связано как с применением запретов и ограничений, в том числе количественного характера, так и с отношениями, возникающими по поводу уплаты (возврата) таможенных платежей и налогов.

Требование таможенного законодательства безусловно - товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории таможенного союза в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру либо в момент прибытия на таможенную территорию таможенного союза, если эти товары не покидали места перемещения товаров через таможенную границу (п. 1 ст. 164).

Различаются товары таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру, и иные убывающие товары. В первом случае, фактическое количество убывающих товаров может быть меньшим, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров. В отношении иных товаров такое изъятие из общего правила не предусмотрено.

Вместе с тем, в ч. 2 п. 1 ст. 164 ТК допускается возможность изменения количества и (или) состояния товаров, вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.

В этом случае требуется исключение какого-либо волевого момента, и обоснование того, что изменение количества убывающего товара связано с естественными причинами, которые носят объективный характер.

В п. 2 ст. 164 ТК устанавливаются основания, исключающие ответственность лиц за утрату или изменение состояния товаров. Этими основаниями являются авария либо действия непреодолимой силы, а в случаях, предусмотренных техническими регламентами и стандартами, действующими в государствах членах таможенного союза, - при изменении сведений о количестве товаров из-за погрешности методов измерения.

Положения, аналогичные комментируемым, содержатся в законодательных актах государств - членов таможенного союза.

Необходимо отметить, что мера юридической ответственности, а также процессуальные вопросы ее назначения разрешаются соответствующим отраслевым законодательством государств - членов таможенного союза. В этом случае возможно установление иных оснований, исключающих ответственность за утрату или изменение состояния убывающих товаров.

На перевозчика возложена обязанность принять все меры для обеспечения сохранности товаров, если доставка товаров из места убытия до места фактического пересечения таможенной границы прерывается вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих такой доставке товаров.

В этом случае перевозчик обязан незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если их транспортное средство международной перевозки повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.

Расходы, возникшие у перевозчиков или иных лиц в связи с соблюдением требований настоящей статьи, таможенными органами не возмещаются.

Положения ст. 166 ТК регламентируют вопросы возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а также сроков их уплаты при убытии иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза.

Правовые предписания этой статьи направлены на установление правовых гарантий, обеспечивающих реализацию фискальных функций таможенного регулирования.

Требования данной статьи распространяются на товары, которые перемещаются под процедурой таможенного транзита через таможенную территорию таможенного союза с целью их последующего вывоза, а также на товары, которые были ввезены на таможенную территорию, но по каким-либо причинам (например, в силу отсутствия необходимых разрешительных документов, несоответствия требованиям безопасности и др.) не могут быть помещены под таможенную процедуру, предусматривающую их нахождение на таможенной территории.

Обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает у перевозчика таких товаров с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза.

Возложение такой обязанности на перевозчика обусловлено тем, что именно это лицо фактически обладает товарами в момент получения разрешения на убытие, а также несет обязанность по их фактическому вывозу с таможенной территории.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается при фактическом пересечении товарами таможенной границы, а также в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК.

Не все случаи прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, перечисленные в указанном пункте, относятся к правоотношениям, возникающим по поводу убытия товаров.

К ним можно отнести: 1) уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТК; 2) уничтожение (безвозвратную утрату) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения; 3) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов; 4) обращение товаров в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза; 5) обращение взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза; 6) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного союза; 7) возникновения обстоятельств, с которыми ТК связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

В п. 3 ст. 166 устанавливается срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в том случае, если до фактического пересечения таможенной границы товары были утрачены. Сроком уплаты считается день утраты товаров, а если этот день не установлен, - день выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза.

Исключением из указанного правила являются случаи уничтожения (безвозвратной утраты) товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения. В этом случае обязанность по уплате ввозных таможенных налогов и пошлин не устанавливается.

Необходимо отметить, что если в отношении указанных товаров были уплачены таможенные сборы (например, сборы за таможенное сопровождение) или возникло обязательство об их уплате, то такие сборы не возвращаются, а возникшее обязательство по уплате таможенных сборов подлежит исполнению в полном объеме.

В п. 4 ст. 166 определяются правила исчисления размера ввозных таможенных пошлин, налогов в случае утраты товаров. Законодатель использует юридическую фикцию, определяя размер уплачиваемых платежей суммой ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов таможенной стоимости, их физической характеристики в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика) и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, в которое подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, и действующих на день утраты товаров, а если этот день не установлен, - на день выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории.

Согласно п. 4 ст. 258 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" рыночный курс валют, устанавливается в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.