logo search
Научно-практический комментарий (поглавный) к Т

Глава 49 "Особенности перемещения товаров для личного пользования"

В ст. 351 ТК предусматриваются определения терминов, применяемых при осуществлении правового регулирования отношений по перемещению товаров, предназначенных для личного пользования. Определения, прежде всего, направлены на легальное разъяснение характеристик товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу. Предусматриваются определения следующих терминов: несопровождаемый багаж; сопровождаемый багаж; товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком; транспортное средство для личного пользования. Важно отметить, что во всяком случае названные товары принадлежат физическим лицам (находятся в их собственности или владении) и перемещаются через таможенную границу исключительно в личных целях. Следует отметить, что определения терминов, имеющих значение для правового регулирования перемещения товаров для личного пользования содержатся в Киотской конвенции. В Киотской конвенции установлено, что термин "личные вещи" означает все предметы (новые или бывшие в употреблении), в которых пассажир может иметь разумную потребность для его или ее личного пользования во время поездки с учетом всех обстоятельств этой поездки, но исключая любые товары, импортируемые или экспортируемые для коммерческих целей (правило E4./F3 главы 1 Специального приложения J).

Ст. 352 ТК посвящена установлению общих положений о перемещении товаров для личного пользования. По общему правилу товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с правилами главы 49 ТК. Однако в части, не урегулированной главой 49 ТК, порядок перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу определяется таможенным законодательством таможенного союза, состав которого определен в п. 1 ст. 3 ТК.

Важно подчеркнуть, что в силу п. 2 ст. 352 ТК к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного*(382) и технического регулирования*(383).

В силу п. 3 ст. 352 ТК на наднациональном уровне правового регулирования устанавливаются:

- критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования;

- стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей;

- случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования;

- порядок применения таможенных пошлин, налогов. В связи с этим, следует отметить Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18 июня 2010 года*(384).

В ст. 353 ТК регламентируются способы перемещения товаров для личного пользования. Устанавливаются следующие способы перемещения товаров:

- в сопровождаемом багаже;

- в несопровождаемом багаже;

- в качестве товаров, доставляемых перевозчиком;

- в качестве товаров, доставляемых в международных почтовых отправлениях в соответствии с главой 44 ТК*(385). Стоит отметить, что перечень способов, установленных в ст. 353 ТК, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Ст. 354 ТК посвящена регламентации таможенных операций, совершаемых в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу. Данные таможенные операции совершаются в порядке, определяемом ТК и (или) международным договором государств - членов таможенного союза. Рассматривая международный уровень правового регулирования операций, совершаемых в отношении товаров для личного пользования, следует отметить Соглашении о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18 июня 2010 года*(386).

В п. 2 ст. 354 ТК определяется место совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования. В зависимости от способов перемещения (ст. 353 ТК) таможенные операции в отношении товаров для личного пользования совершаются:

- в местах прибытия на таможенную территорию таможенного союза;

- в местах убытия с таможенной территории таможенного союза;

- в таможенном органе государства - члена таможенного союза, на территории которого постоянно (или временно) проживает физическое лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта товаров для личного пользования. Следует отметить Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 311 "Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем"*(387). Согласно п. 2 названной инструкции, в местах совершения таможенных операций таможенным органом государства - члена таможенного союза должна быть обеспечена возможность ознакомления физических лиц с информацией, необходимой для таможенного декларирования товаров для личного пользования и их представления таможенному органу для выпуска. Установлено, что такая информация должна содержать основные положения таможенного законодательства, определяющие порядок и условия перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза, включая таможенное декларирование товаров, а также предупреждение об ответственности за нарушение таможенного законодательства. В названной инструкции подробно определены способы и формы доведения необходимой информации до физических лиц, перемещающих товары для личного пользования. Инструкция предусматривает порядок совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования: декларирования, выпуска товаров, продления срока временного ввоза товаров.

Необходимо отметить, что в п. 2 ст. 354 ТК допускается совершение таможенных операций в транспортных средствах при перемещении товаров для личного пользования физическими лицами автомобильным транспортом или в поезде. Однако данное положение не применяется, если совершение таможенных операций в иных местах, предусмотренных в ст. 353 ТК, необходимо для соблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Стоит сказать, что аналогичное правило установлено в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции): при условии соблюдения соответствующих процедур таможенного контроля пассажирам, въезжающим или выезжающим из страны на транспортных средствах личного пользования, разрешается выполнение всех необходимых таможенных формальностей, по общему правилу, не покидая транспортные средства, на которых они совершают поездку (стандартное правило 4 Специального приложения J).

Ст. 354 ТК посвящена установлению правил таможенного декларирования товаров для личного пользования. В силу п. 1 ст. 354 ТК таможенное декларирование этих товаров осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу. Необходимо отметить, что в п. 2 ст. 355 ТК предусмотрен открытый перечень товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию. Названные товары можно разделить на следующие группы:

- товары для личного пользования, перемещаемые в соответствии с установленными ТК способами;

- транспортные средства для личного пользования;

- валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности;

- культурные ценности;

- иные товары, определенные таможенным законодательством таможенного союза. Таким образом, перечень товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, предусмотренный ТК подлежит расширительному толкованию в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.

Товары, названные в п. 2 ст. 355 ТК, подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК. Однако в силу п. 4 ст. 354 ТК в отношении этих товаров могут быть совершены таможенные операции, связанные с их размещением на временное хранение, помещением под таможенные процедуры в соответствии с ТК, а также вывозом с таможенной территории таможенного союза, если они не покидали место прибытия. При этом единственным и необходимым условием совершения названных таможенных операций и процедур в отношении этих товаров является волеизъявление лица, перемещающего их для личного пользования.

Следует сказать, что в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, применяются положения о таможенном контроле, предусмотренные ТК и (или) международным договором государств - членов таможенного союза. Следует руководствоваться правилами раздела 3 ТК. Кроме того, необходимо учитывать положения Соглашения о порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах - участниках Таможенного союза от 12 декабря 2008 года*(388).

Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме. При этом установлены форма, порядок заполнения, подачи и регистрации пассажирской таможенной декларации. Следует руководствоваться Решением Комиссии таможенного союза ЕврАзЭС от 18 июня 2010 года N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации"*(389).

Важно отметить, что в силу диспозитивной нормы п. 4 ст. 355 ТК физическое лицо вправе по своему желанию произвести таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию. В этом случае декларирование производится с использованием пассажирской таможенной декларации.

Если товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу, принадлежат лицу, не достигшему шестнадцатилетнего возраста, декларирование должно производится лицом, его сопровождающим. В п. 5 ст. 355 ТК названы субъекты, имеющие право декларировать товары для личного пользования, принадлежащие лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста:

- один из родителей;

- усыновитель;

- опекун или попечитель;

- иное сопровождающее лицо;

- представитель перевозчика (при отсутствии сопровождающих лиц);

- руководителем группы либо представителем перевозчика (при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, иных лиц).

В ст. 356 ТК определены документы, в обязательном порядке прилагаемые к пассажирской таможенной декларации. Названные товары можно разделить на следующие группы:

- документы, удостоверяющие личность (в том числе несовершеннолетнего лица);

- документы, подтверждающие юридические факты, являющиеся основаниями для определения стоимости декларируемых товаров; идентификации транспортного средства для личного пользования; предоставления права на льготы по уплате таможенных платежей;

- документы, подтверждающие соблюдение ограничений (кроме мер нетарифного и технического регулирования); право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством личного пользования;

- транспортные (перевозочные) документы;

- другие документы и сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза. Таким образом, перечень документов, прилагаемых к пассажирской таможенной декларации является открытым и подлежит расширительному толкованию в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.

Кроме того, если декларируются товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже, дополнительно в числе названных документов должен присутствовать экземпляр пассажирской таможенной декларации, оформленной таможенным органом и выданной физическому лицу при его следовании через таможенную границу. В случае невыполнения данного требования ввезенные в несопровождаемом багаже товары для личного пользования рассматриваются как ввезенные с превышением стоимостных, количественных и весовых норм ввоза товаров, освобождаемых от уплаты таможенных платежей, если физическое лицо не докажет обратное. В этом случае обязанность доказывания факта непревышения стоимостных, количественных и весовых норм ввоза товаров, освобождаемых от уплаты таможенных платежей, в полном объеме возлагается на заинтересованное лицо - физическое лицо, которому принадлежат эти товары (находятся в его собственности или владении). При этом в силу п. 2 ст. 356 ТК для рассмотрения товаров как ввезенных с превышением стоимостных, количественных и весовых норм ввоза товаров, освобождаемых от уплаты таможенных платежей, не имеет значения причина непредставления пассажирской таможенной декларации.

Следует отметить, что в п. 6 Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем от 18 июня 2010 года*(390) содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа таможенного органа в регистрации декларации:

1) декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации;

2) декларация подана не уполномоченным лицом;

3) декларация содержит неразборчивые записи, подчистки, помарки и исправления, за исключением случаев, предусмотренных ТК, и (или) незаполненные графы;

4) декларация не подписана, либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;

5) не предъявлены декларируемые товары. При этом отказ в регистрации декларации оформляется посредством внесения должностным лицом таможенного органа в раздел "Для служебных отметок" основного формуляра декларации записи: "Отказано в регистрации в связи с..." и указывается мотивированная причина и дата отказа. Запись заверяется оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица таможенного органа. Декларация с оформленным отказом в регистрации возвращается декларанту.

Ст. 357 ТК посвящена регламентации применения системы двойного коридора при таможенном декларировании товаров для личного пользования. Установлено, что система двойного коридора может применяться для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования в местах прибытия на таможенную территорию таможенного союза или убытия с этой территории. Характеризуя систему двойного коридора, следует отметить, что в силу п. 2 ст. 357 ТК применение этой системы предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора ("зеленого" или "красного") для совершения таможенных операций. Стоит сказать, что определение термина "система двойного коридора" содержится в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции). В Киотской конвенции установлено, что "система двойного коридора" означает упрощенную систему таможенного контроля, позволяющую пассажирам по прибытии совершить декларирование путем выбора между двумя типами коридоров. Один, обозначенный символами зеленого цвета, предназначен для использования пассажирами, везущими товары, количество и стоимость которых не превышают количество и стоимость товаров, допускаемых беспошлинно, и которые не подпадают под импортные запреты или ограничения. Другой, обозначенный символами красного цвета, предназначен для других пассажиров (правило E1./F2 главы 1 Специального приложения J). В рамках таможенного союза ЕврАзЭС принято Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18 июня 2010 года*(391), в силу ст. 2 которого система двойного коридора представляет собой упрощенную систему таможенного контроля, позволяющая физическим лицам, следующим через таможенную границу, осуществлять самостоятельный выбор между "красным" коридором (с таможенным декларированием товаров для личного пользования в письменной форме) и "зеленым" коридором. Также следует отметить Решение Комиссии таможенного союза ЕврАзЭС от 20 мая 2010 года N 259 "О требованиях, применяемых к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза и убытия с этой территории"*(392).

Ст. 358 ТК посвящена регламентации временного ввоза товаров для личного пользования. По общему правилу иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза товары для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей на период своего пребывания на этой территории. Перечень товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, с освобождением от уплаты таможенных платежей определен международным договором государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС. Следует руководствоваться Приложением 3 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18 июня 2010 года*(393). Следует отметить, что по общему правилу п. 1 ст. 358 ТК освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования, временно ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, не применяется к перемещению транспортных средств. Между тем, в силу специального правила п. 2 ст. 358 ТК освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования допускается, если последние: зарегистрированы на территории иностранных государств; ввозятся на срок временного пребывания на территории таможенного союза физических лиц, которым они принадлежат (собственникам или владельцам) но не более чем на один год. Кроме того, на основании мотивированного обращения иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств. Решение о продлении срока временного ввоза транспортных средств для личного пользования выносится таможенным органом исходя из полной и всесторонней оценки доводов заинтересованных лица - иностранного физического лица, являющегося собственником или законным владельцем транспортных средств, предназначенных для личного пользования. В силу диспозитивного характера рассматриваемого положения части второй п. 2 ст. 358 ТК, принятие решения о продлении срока временного ввоза транспортных средств для личного пользования является не обязанностью, а правом таможенного органа, которое последний может реализовать, признав факты, указанные иностранным физическим лицом - собственником или законным владельцем ввозимых транспортных средств в мотивированном заявлении, обоснованными и достаточными. Во всяком случае рассматриваемый срок может быть продлен таможенным органом не более чем на один год, исчисляемый со дня временного ввоза таких транспортных средств.

Также следует отметить, что в п. 18 Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем от 18 июня 2010 года*(394) предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в продлении срока временного ввоза товаров для личного пользования. Данный срок не проливается при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) заявление о продлении срока временного ввоза подано таможенному органу, не правомочному осуществлять продление срока временного ввоза;

2) заявление подано неуполномоченным лицом*(395);

3) не представлены заявление и (или) декларация (иной документ), оформленные при временном ввозе транспортного средства;

4) заявление не подписано, либо не удостоверено надлежащим образом. Иные обстоятельства не могут являться основаниями для отказа физическому лицу в продлении срока временного ввоза товаров для личного пользования. При отказе в продлении срока временного ввоза должностным лицом таможенного органа в предоставленной декларации или ином документе и в заявлении вносится запись: "Отказано в продлении в связи с __________" и указываются мотивированные причины отказа, а также дата такого отказа. Запись заверяется оттиском личной номерной печати должностного лица, принявшего решение об отказе в продлении срока временного ввоза.

Возвращаясь к рассмотрению более специального вопроса о продлении срока временного ввоза транспортных средств для личного пользования, следует отметить, что если физическое лицо обратилось в таможенный орган с этой целью по истечении установленного срока временного ввоза, применяются меры в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза. Так, в силу п. 5 ст. 470 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" в случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. В ч. 3 ст. 317 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" также предусмотрена отсылочная норма, в силу которой ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с главой 49 ТК и международными договорами государств - членов таможенного союза о перемещении через таможенную границу таможенного союза товаров физическими лицами*(396).

В п. 3 ст. 358 регламентируется передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза ЕврАзЭС. Данное действие допускается при условии таможенного декларирования товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. При соблюдении названных условий, прежде всего, необходимо руководствоваться положениями раздела 2, а также главы 27 ТК, Соглашением о порядке декларирования товаров от 12 декабря 2008 года*(397), Соглашением о Порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 12 декабря 2008 года*(398), Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года*(399), Соглашением о порядке исчисления и уплаты таможенных платежей в государствах - участниках Таможенного союза от 12 декабря 2008 года*(400), Соглашением об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года*(401) и другими законодательными актами таможенного союза.

Рассматривая режим вывоза временно ввезенных товаров для личного пользования, следует руководствоваться п. 4 ст. 358 ТК. Временно ввезенные товары для личного пользования могут обратно вывозиться с таможенной территории таможенного союза ЕврАзЭС через любой таможенный орган. Однако возможны случаи, при которых временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока. В силу п. 5 ст. 358 ТК в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Кроме того, возможны случаи, при которых временно ввезенные товары для личного пользования не могут быть обратно вывезены с таможенной территории ЕврАзЭС вследствие их безвозвратной утраты, причиной которых явились авария или действия непреодолимой силы. Стоит сказать, что легальное определение термина "авария" содержится в подп. 1 п. 1 ст. 4 ТК. При этом под непреодолимой силой в ТК предусматривается наличие чрезвычайных и непредотвратимых при условиях аварии обстоятельств. Возвращаясь к рассмотрению ситуации невозможности обратного возвращения временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие названных причин, следует отметить, что вывоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза ЕврАзЭС может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы.

Ст. 359 ТК посвящена регламентации временного вывоза физическими лицами товаров для личного пользования. Устанавливается право физических лиц государств - членов таможенного союза на освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при временном вывозе с таможенной территории таможенного союза товаров для личного пользования на срок своего временного пребывания на территории иностранного государства и при обратном их ввозе. В силу диспозитивного правила п. 2 ст. 359 ТК по заявлению физического лица таможенный орган проводит идентификацию временно вывозимых товаров для личного пользования, если такая идентификация будет способствовать их обратному ввозу с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Важно подчеркнуть, что таможенный орган обязан провести таможенную идентификацию этих товаров, если это будет каким-либо образом способствовать их обратному ввозу с освобождением от внесения таможенных платежей. При этом для физического лица, являющегося собственником или законным владельцем временно вывозимых товаров для личного пользования, проведение таможенной идентификации при их вывозе является правом, реализуемым в силу п. 2 ст. 359 ТК при подаче заявления в таможенный орган. В связи с этим, отсутствие такой идентификации не препятствует обратному ввозу физическими лицами этих товаров с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Однако в последнем случае физическое лицо, являющееся собственником или законным владельцем этих товаров, должно представить таможенному органу подтверждение того, что эти товары ввозятся обратно после временного вывоза с таможенной территории таможенного союза.

В случае проведения идентификации временно вывозимых товаров для личного пользования данные сведения указываются в пассажирской таможенной декларации, один экземпляр которой выдается физическому лицу, вывозящему товары.

В силу п. 3 ст. 359 ТК на таможенной территории допускается совершение операций по техническому обслуживанию или ремонту временно вывезенных транспортных средств, если эти действия потребовались еще за пределами таможенной территории таможенного союза ЕврАзЭС.

Если при временном вывозе транспортного средства для личного пользования с таможенной территории таможенного союза ЕврАзЭС осуществляется ремонт с заменой частей транспортного средства, подлежащих учету (регистрации) в соответствующих уполномоченных государственных органах, то замененная часть по общему правилу п. 4 ст. 359 ТК подлежит таможенному декларированию. Однако таможенное декларирование таких замененных частей транспортного средства не производится в случаях:

- осуществления гарантийного ремонта или обслуживания согласно условиям договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством государств - членов таможенного союза*(402);

- осуществления ремонта, необходимого для восстановления транспортного средства для личного пользования после его повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы*(403).

Ст. 360 ТК посвящена регламентации уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования. Основанием для уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном декларировании товаров для личного пользования в письменной форме является таможенный приходный ордер. Следует руководствоваться Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года N 288 "О форме таможенного приходного ордера и порядке заполнения и применения таможенного приходного ордера"*(404). Заполнение таможенного приходного ордера и начисление таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, производит должностное лицо таможенного органа. При этом один экземпляр таможенного приходного ордера вручается лицу, уплатившему таможенные пошлины, налоги.

Рассматривая суммы таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, следует отметить, что в силу п. 2 ст. 360 ТК физические лица уплачивают их по единым ставкам или в виде совокупного таможенного платежа. Единые ставки таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза. Следует руководствоваться Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года*(405), Приложением 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18 июня 2010 года*(406). Совокупный таможенный платеж равен сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым по правилам ст. 77 ТК "Применение ставок таможенных пошлин, налогов". Кроме того, в силу п. 4 ст. 360 ТК на наднациональном уровне правового регулирования осуществляется установление порядка применения единых ставок таможенных пошлин, налогов, совокупного таможенного платежа, возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также сроков их уплаты.

В ст. 361 ТК устанавливаются правила определения таможенной стоимость товаров для личного пользования. Основанием для определения таможенной стоимости таких товаров является заявленная физическим лицом - их собственником или законным владельцем стоимость. При этом физическое лицо должно подтвердить заявленную стоимость товаров оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования. В Письме ФТС России от 6 октября 2010 г. N 05-41/48871 "О формализации решений по таможенной стоимости и исчислении таможенных платежей"*(407) указывается, что в целях единообразного применения формализации решения по таможенной стоимости и исчисления таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении недекларированных или недостоверно декларированных товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, таможенная стоимость товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, определяется на основании стоимости таких товаров в случае наличия у физического лица оригиналов документов, подтверждающих ее. В соответствии с п. 17 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 года N 1246 "Об утверждении Положения о порядке применения системы определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, и контроля за правильностью определения такой стоимости" в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости товара декларант обязан представить таможенному органу Республики Беларусь документы, относящиеся к ввозу оцениваемого товара. В связи с этим, необходимо отметить, что на таможенной территории таможенного союза ЕврАзЭС действует Решение Комиссии таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров"*(408). Названным решением утвержден Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, в Приложении N 1 к которому установлен Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров. При декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию, в соответствии с выбранным таможенным режимом, для подтверждения заявленной таможенной стоимости декларантом представляются документы в зависимости от применяемого метода определения таможенной стоимости. Соответственно, в названном перечне указываются отдельные методы определения таможенной стоимости, каждому из которых соответствуют группы документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость. В целом можно отметить, что в отношении товаров, перемещаемых для личного пользования, документами, подтверждающими заявленную таможенную стоимость, являются копии первого (обложка с указанием наименования и даты источника информации) и соответствующих листов независимых публичных источников информации, содержащих сведения о ценах, по которым идентичные, однородные или товары того же класса или вида, что и оцениваемые, продаются или предлагаются для продажи на мировом рынке в тот же или соответствующий ему период времени, когда осуществляется ввоз на таможенную территорию таможенного союза оцениваемых товаров; публикуемые или рассылаемые официальные прейскуранты на товары либо торговые предложения фирм по поставкам конкретных товаров и их ценам, а также котировки цен мировых бирж; договоры аренды, лизинга, мены, дарения и другие договоры, содержащие сведения о стоимости или расчеты стоимости ввозимых товаров; счета-проформы, спецификации, содержащие стоимостную оценку товаров; страховые документы; транспортные тарифы, действующие в то же или почти в то же время, когда осуществляется ввоз на таможенную территорию таможенного союза оцениваемых товаров; отчет об оценке товара, проведенной в установленном порядке организацией, уполномоченной в области оценочной деятельности в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, регулирующим оценочную деятельность; другие документы и сведения, которые может представить декларант для подтверждения заявленной таможенной стоимости.

Важно отметить, что в силу части второй п. 1 ст. 361 ТК, при ввозе товаров для личного пользования физическими лицами в таможенную стоимость товаров не включаются расходы по перевозке и страхованию товаров до их прибытия на таможенную территорию таможенного союза.

В п. 2 ст. 361 ТК допускается определение таможенной стоимости товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары*(409), в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров. Однако данное правило применяется в том случае, если у физического лица, перемещающего товары для личного пользования, отсутствуют необходимые документы и (или) сведения о стоимости этих товаров либо у таможенного органа имеются обоснованные причины полагать, что представленные лицом документы и (или) сведения не являются достоверными. В последнем случае физическое лицо, являющееся собственником или законным владельцем товаров для личного пользования, вправе доказать достоверность сведений, представленных для определения таможенной стоимости. ТК не определяет сведений и документов, которые могут признаваться в качестве безусловных доказательств заявленной таможенной стоимости. В связи с этим, физическое лицо может представлять таможенному органу любые источники доказательственной информации по своему выбору, имеющие значение для доказывания обоснованности заявленной таможенной стоимости.

В Письме ФТС России от 6 октября 2010 г. N 05-41/48871 "О формализации решений по таможенной стоимости и исчислении таможенных платежей"*(410) указывается, что в случаях, когда структурное подразделение таможенного органа, совершающего таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, не может самостоятельно определить таможенную стоимость, то оно служебной запиской направляет документы, имеющие отношение к товарам, таможенную стоимость которых необходимо определить, а также сообщает об обстоятельствах перемещения таких товаров в структурное подразделение по контролю таможенной стоимости. Далее структурное подразделение по контролю таможенной стоимости определяет таможенную стоимость таких товаров в соответствии с законодательством таможенного союза. Если для определения таможенной стоимости недостаточно представленных документов и сведений, то структурное подразделение по контролю таможенной стоимости предпринимает меры по их получению. При этом расчет величины таможенной стоимости оформляется в письменном виде в произвольной форме на отдельном листе и удостоверяется лицом, составившим этот расчет (проставляется его фамилия, имя, отчество, подпись, дата, оттиск личной номерной печати). Произведенный расчет таможенной стоимости направляется служебной запиской в структурное подразделение таможенного органа, совершающего таможенные операции в отношении таких товаров. К расчету таможенной стоимости прикладываются все документы или заверенные в установленном порядке их копии, на основании которых такой расчет производился.

В ст. 362 ТК устанавливаются особенности ввоза на таможенную территорию запасных частей и топлива для перемещаемых физическими лицами транспортных средств, предназначенных для личного пользования. Транспортные средства для личного пользования в силу п. 2 ст. 355 ТК подлежат таможенному декларированию. Согласно п. 1 ст. 362 ТК запасные части, необходимые для ремонта транспортных средств для личного пользования, временно ввезенных физическими лицами на таможенную территорию таможенного союза, могут временно ввозиться с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов на срок, не превышающий срока временного ввоза таких транспортных средств. Следует подчеркнуть, что освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов применяется, если ввозимые запасные части необходимы для ремонта таких транспортных средств и временно ввозятся на срок, не превышающий срока временного ввоза таких транспортных средств (п. 2 ст. 358 ТК). В отношении топлива, находящееся в баках, предусмотренных конструкцией транспортных средств для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами, в п. 2 ст. 362 ТК установлено освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при его ввозе на таможенную территорию или вывозе с таможенной территории ЕврАзЭС.